Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

LICENSING OF THE ACTIVITY CONNECTED WITH THE TURNOVER OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

Abramov A.Yu. 2 Gridnev O.V. 3 Stoyakova I.I. 1, 4
1 Medical klinicheskaja center «Your clinic»
2 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
3 Peoples Friendship University of Russia
4 Vitebsk State Medica University
Activity connected with turnover of narcotic drugs and psychotropic substances, is quite extensive. It involved or-ganizations in the health system and veterinary different forms of property, scientific research institutes, Federal state unitary enterprises, state institutions and other organizations regardless of ownership form. However, for a long time traffic in narcotic drugs and psychotropic substances in Russia has not been allocated to an activity sub-ject to licensing. The activity connected with turnover of narcotic means and psychotropic substances may exercise such legal entity that meets certain requirements. The composition of the heads of the legal entity must include a specialist with appropriate professional training; legal person shall be provided conditions to ensure the recording and preservation of narcotic drugs and psychotropic substances and ensure the safety of such activity; legal entity must obtain special permission, etc.
licensing requirements.
licensing
license production
licensing
and activities on trafficking in narcotic drugs and psychotrop of substances
precursors
psychotropic substances
narcotics

Актуальность

Установление режима лицензирования позволяет государству обеспечивать безопасность потенциально опасной деятельности, одновременно соблюдая свободу предпринимательства.

В российском праве понятие лицензирование хозяйственной деятельности появилось в декабре 1990 г., когда были приняты законы «О банковской деятельности» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В последующие три года сформировалось сложное, разноуровневое и достаточно противоречивое правовое регулирование лицензирования хозяйственной деятельности. В 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О видах деятельности, которыми предприятия вправе заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий)». В приложении к постановлению приводился перечень лицензируемых видов деятельности, в котором значились посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические вещества, а также производство и реализация наркотических веществ.

Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, достаточно обширна. Ею занимаются организации в системе здравоохранения и ветеринарии различных форм собственности, научно-исследовательские институты, федеральные государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации независимо от формы собственности. В дальнейшем в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 № 492 «О полномочиях органов исполнительной власти краев и областей по лицензированию отдельных видов деятельности» оборот наркотических средств и психотропных веществ не был выделен в вид деятельности, подлежащий лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 № 454 впервые на уровне Правительства Российской Федерации были утверждены:

  • Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Необходимо отметить, что законодательство, регламентирующее систему лицензирования, динамично развивается и постоянно совершенствуется.

Цель исследования: анализ нормативно-правовых актов в сфере лицензирования деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ.

Материалы и методы: метод многофакторного анализа.

Результаты и обсуждение

На сегодняшний день порядок лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» [3].

Согласно данному Постановлению лицензированию подлежит деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки I- III и таблицу I списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее - перечень), и культивированию наркосодержащих растений, включенных в перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 934, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности (далее - культивирование наркосодержащих растений).

Деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений включает работы и услуги согласно приложению к Постановлению № 1085. На сегодняшний день Приложение 1 к Постановлению № 1085 включает 64 наименования работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (ред. от 28.10.2013) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»[4] (п. 3) также установлено, что деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.

Понятие «лицензирование» и «лицензия» закреплены в ст. 3 Закона № 99-ФЗ [2]. Порядок получения лицензии регламентирован ст. 13 Закона № 99-ФЗ и схематично представляет последовательность осуществления следующих действий.

Шаг 1. Представление заявления соискателем лицензии. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии (формы заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также формы уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, утверждаются лицензирующими органами).

Шаг 2. Определение перечня документов, необходимых для получения лицензии. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
  • копии документов, перечень которых определяется Положением № 10854 и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
  • опись прилагаемых документов.

Согласно п. 7 Постановления № 1085 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган:

а) копии документов, которые подтверждают наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании соответствующих установленным требованиям и необходимых для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений оборудования, помещений и земельных участков, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения об этих помещениях и земельных участках);

б) копию сертификата специалиста, подтверждающего соответствующую профессиональную подготовку руководителя юридического лица или руководителя соответствующего подразделения юридического лица при осуществлении оборота наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, и культивирования наркосодержащих растений;

в) копии справок, выданных государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, а также прекурсорам, внесенным в список I и таблицу I списка IV перечня, или культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом;

г) сведения о наличии заключений органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных абзацами третьим и пятым пункта 3 статьи 10 и абзацем третьим пункта 7 статьи 30 Закона № 3-ФЗ [1];

д) копии документов об образовании лиц, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, а также о квалификации фармацевтических и медицинских работников.

Шаг 3. Представление документов в лицензирующий орган. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Шаг 4. Прием документов соискателя лицензии. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Шаг 5. Рассмотрение заявления соискателя лицензии и прилагаемых к заявлению документов лицензирующим органом. В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона № 99-ФЗ[2], лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям ч. 1 и (или) 3 ст. 13 Закона № 99-ФЗ, о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

В случаях, предусмотренных ч. 8 и 9 ст. 13 Закона № 99-ФЗ[2], срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям настоящей статьи.

В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.

Шаг 6. Принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии. В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном ст. 19 Закона № 99-ФЗ [2], и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением).

Приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия одновременно подписываются руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий.

В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.

В случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, лицензирующим органом направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, лицензиату лицензия или соискателю лицензии уведомление об отказе в предоставлении лицензии.

Основания для принятия решения об отказе в предоставлении лицензии установлены ст. 14 Закона № 99-ФЗ:

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в п. 38 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством РФ.

Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3], с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и включает в себя проверку лицензиата при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений на соответствие 26-ти лицензионным требованиям, установленным п.5 Постановления № 1085.

Выводы

Таким образом, особенности лицензирования деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров заключаются в следующем:

  • лицензирование видов деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляет специально уполномоченные органы - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • право осуществлять какие-либо действия с наркотическими средствами и психотропными веществами при наличии лицензии предоставляется только юридическим лицам, а наиболее значимые действия - только государственным предприятиям, учреждениям.
  • деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может осуществлять юридическое лицо, отвечающее ряду требований: в состав руководителей юридического лица должен входить специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку; юридическим лицом должны быть предусмотрены условия для обеспечения учета и сохранности наркотических средств и психотропных веществ, а также обеспечения безопасности такой деятельности; юридическое лицо должно получить специальное разрешение и т.д.

Рецензенты:

Прощаев К.И., д.м.н., профессор, директор АНО «Научно-исследовательский медицинский центр «ГЕРОНТОЛОГИЯ», г. Москва.

Ильницкий А.Н., д.м.н., профессор кафедры медицинской реабилитации УО «Полоцкий государственный университет», председатель Белорусского республиканского общественного геронтологического объединения, г. Новополоцк.