Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF CIVIL POSITION AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS IN RESEARCH AT HISTORY LESSONS

Smagina A.A. 1, 2
1 Ural State Pedagogical University
2 MBEI gymnasium № 5
In the article the author highlights the problem of formation of citizenship of the students of high school. The students do the research work at the History lessons dealing with the educational potential of museum pedagogical science. The author shows the priority of the patriotic bringing-up of the students. She attracts the reader´s attention to the peculiarities of socialization of the students either at the History lessons or during non-academic activities. The author of the article investigates the peculiarities of History textbook as an educational tool of bringing up children, real patriots of their Motherland. She also describes the importance of museum pedagogical work devoted to learning of the Ural region culture. Smagina A.A. analyses her own pedagogical experience and the author´s educational programme entitled "Using of the historical and cultural memory of the nation for the social competence formation of students".
socialization
values
personal development of students
a textbook on the history of Russia
patriotism

Становление гражданственности в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения - приоритетное направление современной образовательной политики. Современная система образования ориентирована на положения, сформулированные в Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025г.», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ», где аргументирована необходимость построения гражданского общества в нашей стране через патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы путём контроля над властью и воздействия на власть в опоре на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

Урок истории выступает действенным способом патриотического и гражданского воспитания школьников. На уроках истории формируется образ страны, представления об отношениях человека и государства, о ценности человеческой жизни, о правах и свободах человека, о нравственных основах культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традиций народов мира и многонационального народа России, передаваемых от поколения к поколению. Исторические знания способны укрепить веру у ученика в культурную уникальность своего народа, сформировать у него культурную идентификацию со своим народом и воспитать ответственность за судьбу своей страны.

Последние десятилетия урок истории в общеобразовательной школе стал полем ожесточенной идеологической борьбы за историческую память. Идеологическая ангажированность, монологичность учебной литературы, намеренно искаженные факты истории, навязанные деструктивные стереотипы во многих учебниках были направлены на разрушение мировоззренческих опор в сознании формирующейся личности, отнимали историческую память и ментальную связь со своей культурой, лишали гордости за свое отечество, приводили к равнодушию за судьбу своей страны и вектор ее развития.

Сегодня государство осознало эту опасность, приняв постановление о едином учебнике истории, в котором идеи патриотизма и гражданственности являются ведущими. При этом трансформация социальных ценностных представлений на современном этапе отражается как в содержании учебной исторической литературы, так и в формах преподавания предмета истории. Процесс формирования гражданской позиции через уроки истории сейчас приобретает новые формы. Ценностные ориентации и установки - важный компонент мировоззрения личности. Система ценностей личности формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуальные ценности определенного общества, которые, в свою очередь, связаны с общим экономическим и культурным уровнем его развития [2]. По словам Ю.Л. Троицкого, профессора РГГУ, создателя «Новой технологии исторического образования», целью исторического образования в средней школе может быть формирование исторического мышления, а формирование исторического мышления невозможно в рамках учебникового монологизма, принятого в школах. [4]. О мировоззренческих трансформациях мировоззренческой картины в ХХ века, которая приводит к отказу от вековых традиций, порой деструктивному отношению к прошлому и настоящему писал С.Л. Франк в своей работе «Этика нигилизма» [5].

На современном этапе общественного развития происходит становление и развитие постиндустриального общества, технологии которого тесно связаны с культурой особого типа поведения, которое М. Вебер называл «целерациональным поведением».

В нашем исследовании анализируется школьный учебник истории как влиятельный инструмент, передающий не только информацию об истории собственного народа и других народов, но и формирующий мироотношение. Важно выявить, насколько учебные материалы по истории России подаются в тексте объективно, освещают исторические реалии, на какие формы активности нацеливают человека.

Сегодня, как никогда, востребована личность способная к саморазвитию, с активной жизненной позицией. Современный школьник не большой сторонник получения готовых рецептов и алгоритмов. Вектор развития личности современного человека формируется по-другому. Исследовательская поисковая деятельность позволяет реализовать обучающимся свой потенциал, так как вовлекает школьника в активный, сознательно спланированный им познавательный процесс, учит работать с информацией, трансформировать информацию в необходимые знания, и применять их. Самое главное достоинство исследовательской учебной деятельности - возможность познать самого себя, свои способности, проанализировать свои недостатки, мешающие реализации замыслов, научится справляться с трудностями.

Изменилась и роль педагога, который помогает ребенку самому учиться находить истину, что позволит ученику самому формировать свои убеждения, свое историческое мировоззрение. В современных программах и методических рекомендациях приоритетная роль в патриотическом воспитании школьников и становлении у них гражданской позиции принадлежит учителю. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и гражданственности. Благодаря учителю процесс патриотического воспитания оказывается динамичным и творческим: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Важнейшим профессиональным качеством современного учителя является его собственная активная гражданская позиция, а также умение организовать на уроке исследовательскую деятельность учеников, способствующую становлению у них гражданственности и патриотизма.

Анализ современной литературы по данному вопросу позволил нам выделить основные подходы к организации исследовательской деятельности учащихся в процессе освоения материалов учебника истории.

Прежде всего необходимо воспитывать у учащихся отношение к учебнику как руководству собственной познавательной деятельностью. Учителю важно вместо простой трансляции знаний, умело использовать средства, заложенные в самих структурных компонентах учебника, которые способствуют систематизации знаний учащихся и служат осознанию принципов и способов систематизации. Это означает анализ задач каждого раздела, раскрывающих логику шагов усвоения материала, принципы процессуальности и проспектности структурирования его содержания в системе учебного предмета.

Особое внимание необходимо уделять вопросам, данным в конце разделов учебника. Эти вопросы учитель может дополнить и еще более конкретизировать с целью развития у школьников понимания логики развертывания учебных тем для создания целостного представления о содержании и общей программе усвоения материала, включения их в рассуждения и собственные умозаключения. С этой точки зрения особую значимость приобретает анализ на уроке таких структурных компонентов учебника, как резюме, обобщения и выводы, относящиеся к разделам, главам, параграфам. Учителю необходимо мотивировать учеников к нахождению содержательно-логических связей глав и параграфов учебника, побуждать к ассоциациям, содержательным параллелям между ними. При этом важно понимание, что систематизация может осуществляться только на определенной базе усвоения знаний. В этом случае систематизация обеспечивает не простое воспроизведение, а более высокий уровень обобщения, рассмотрение знаний в широкой системе связей. Учителю необходимо организовать на уроке самостоятельную работу учащихся через продуманную систему обобщающего повторения опорных базовых знаний. На этой основе вновь усваиваемые знания цементируются, связываются с фундаментом понятий, тем самым преодолевается изолированность элементов знаний.

В самостоятельную работу школьников на уроке учитель может включить деление материала на части, озаглавливание частей в виде плана параграфов, что служит выявлению внутренних связей материала, помогает понять, в каком смысловом соотношении находятся эти части, вычленить главное. Ученики могут самостоятельно делать выводы о неравнозначности учебных текстов с точки зрения представленных в них различных по важности элементов учебного материала. Сознательное овладение систематизированными знаниями предполагает проникновение в структуру материала. Анализ учащимися знаний, представленных в учебнике, является одной из задач их исследовательской деятельности на уроке (классификация материала по видам: теория, понятие, факт; по фундаментальной направленности: наиболее важные, базисные, опорные, примеры, дополнительный материал; по месту в системе: часть в системе целого, целое как часть системы более высокого уровня и т.д.).

В исследовательскую деятельность учащихся на уроке могут быть включены упражнения на сравнение, выборочный анализ, распознавание и выделение главного и дифференцирование неглавного учебного материала, на установление взаимосвязи, группировку, классификацию и обобщение, задания на составление классификационных схем, таблиц и пр.

Исследовательская работа учащихся на уроке истории может быть построена таким образом, чтобы стимулировать их интерес не только к истории страны, но и к истории своей семьи. По замечанию В.А. Сухомлинского, «принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека». [3]. Исследовательская работа старшеклассников должна быть организована таким образом, чтобы вовлекать их в переживание и обсуждение нравственных коллизий, приводить к пониманию личной социальной ответственности.

Как считает доктор педагогических наук О.Е.Лебедев, «социальным смыслом образования становится развитие личностного потенциала обучаемых, способности их самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации. Развитие такой способности обеспечивает возможность адаптации к меняющимся условиям жизни, готовность к конструктивной деятельности по развитию общества и созданию условий для жизненного благополучия самой личности» [1].

Большие возможности для становления гражданской позиции школьников дает и внеурочная деятельность, спланированная в тематическом единстве с уроком истории. Внеурочная деятельность позволяет значительно расширить формы исследовательской деятельности учащихся. Приведем примеры из собственного опыта преподавания. В МБОУ «Гимназия № 5» г. Екатеринбурга реализуется авторская программа «Сохранение исторической и культурной памяти как фактор развития духовного потенциала личности и социальной компетентности обучающихся». Программой предусмотрены обзорные экскурсии, выездные лектории, тематические уроки, исследовательская деятельность учащихся - формы воспитания и обучения, в процессе которых каждый участник образовательного процесса вносит свой особый индивидуальный вклад. В образовательном процессе используются возможности музейной педагогики для формирования и развития социальной компетентности обучающихся на материале региональной культуры.

Особое внимание в программе уделяется исследовательской деятельности учащихся по изучению истории Малой Родины. Так, большой эмоциональный отклик дает исследовательская работа учащихся, связанная с ветеранами, ликвидаторами Чернобыльской аварии, детьми жертв политических репрессий и другими живыми свидетелями исторических событий, важных для страны и края. Результаты своих исследований школьники раскрывают в дебатах, круглых столах, школьных конференциях.

В научно-исследовательской работе учащихся имеется большой потенциал для обсуждения глубоких нравственных вопросов. С помощью данной формы работы создаются условия для понимания личной социальной ответственности школьников в процессе их приобщения к истории своих предков, культуре, воспитания любви и гордости за вклад Малой Родины в историю страны. В частности, под руководством автора был реализован исследовательский проект старшеклассников «Благотворительность на Урале: традиции и современность», составлена карта объектов построенных и функционирующих благодаря уральским благотворителям. Результатом работы старшеклассников по исследованию репрессий против духовенства на Урале состоялось социальное партнерство с Ассоциацией Жертв политических репрессий, была создана рукописная книга Памяти, переданная в Музей Ассоциации. На научно-исследовательских конференциях разного уровня были представлены различные исследовательские проекты учащихся: «Память о Холокосте - путь к толерантности», «Человек в истории. Россия - ХХ-XXI вв.» и др.

Исследовательская поисковая деятельность учеников на уроках истории позволяет им реализовать свой личностный потенциал, самостоятельно формировать представления о базовых национальных ценностях, что является фундаментом в становлении гражданской позиции.

Рецензенты:

Куприна Н.Г., д.п.н., зав. кафедрой эстетического воспитания ФБГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Кусова М.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой русского языка и методики преподавания в начальных классах, ФБГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.