Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Дубнищева Т.Я., Рожковский А.Д.

Стремительные изменения в современном обществе, постоянное обновление техносферы, «информационный взрыв», изменение ценностных установок и политической структуры предъявляют все более высокие требования к образованию. Традиционная методология преподавания формировалась тысячелетиями. В ее основе лежало общение с учителем (наставником). Именно он учил критически мыслить, отвечал на вопросы, давал объяснения, оценивал их возможности. В условиях современной информационной среды проблемами обучения становятся и  многократно возросший информационный шум, в котором формируется сознание школьника (студента), и тенденция к снижению роли преподавателя (переход на систему тестирования и т. д.). Интернет сделал информацию доступнее, чем она была когда-либо раньше, но не стало проще добывать нужные   сведения.

Основой инновационной экономики признана проектная деятельность, имеющая творческий характер (невозможность создания конкурентноспособных проектов на основе только известных решений), наличие всеобщего фонда технологий и открытий, ведущая роль науки, информационных технологий, системный характер деятельности. Поэтому основой образования является не совокупность свода знаний и приемов, а возможность освоения новых знаний и технологий, возможность их применения и развития в нестандартной ситуации. Отсюда - переход к «компетентностной модели», и новым технологиям формирования и развития «системно-креативного» мышления. Суть новой культуры мышления заключается в развитии интеллекта человека с помощью не традиционных технологий обучения, когда акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение. Поэтому подготовка «универсального» специалиста сегодня определяется не объёмом полученных знаний и навыков, а овладением общей системой ориентации в жизни, умением постоянно пополнять, достраивать свою личную систему знаний, находить путь к уже существующему знанию и уметь генерировать новое знание. Такое мышление в России только формируется, и в решении этой насущной задачи первостепенная роль принадлежит высшей школе.

Креативность - творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления - ценилась и раньше. Так, еще в XVIII веке Жак Жан Руссо говорил о своих методах воспитания ученика: "Цель моя - не знание дать ему [моему воспитаннику], а научить его приобретать". В науке, помимо стремления к узкой специализации, отвечающего требованиям практики  и современного рынка, остается и другая тенденция - «увидеть большее, пренебрегая меньшим», говоря словами академика Н.Н. Моисеева.

Проводимая модернизация образования в России требует разработки и внедрения новых методов и форм обучения, а также структурных преобразований. Так, в учебных планах современных вузов отсутствуют учебные дисциплины, в которых бы студентов обучали главному творческому акту - замыслу, поиску проблем и задач, анализу потребностей общества и путей их реализации. Для этого инженерам необходимы курсы как широкого методологического плана (история и философия науки и техники, история и методология инженерного дела, методы научно-технического творчества, ТРИЗ), так и специальные курсы с включением творческих задач и обсуждением направлений их решения. На нашей кафедре современного естествознания и наукоемких технологий мы вводим такие дисциплины за счет региональной компоненты. Этой задаче, на наш взгляд, служит и дисциплина «Концепции современного естествознания», введенная в середине 90-х годов для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки. Сейчас эта дисциплина используется и в подготовке инженеров, поскольку процесс современного проектирования невозможно расчленить на отдельные фрагменты, выполняемые узкими специалистами. Требуется расширение рамок профессионального инженерного образования, создания у каждого молодого специалиста такой картины мира, в которой были бы представлены все аспекты гуманитарного, естественнонаучного и математического знания в виде системы с четким соподчинением отдельных представлений, гибкого взаимодействия частей на основе целеполагания. Поэтому очевидна важность личностного развития студентов, что требует индивидуализации обучения, повышения самостоятельности в учебной деятельности. Большая мотивация в обучении может возникнуть на основе творческого освоения как знаний некоторой предметной области, так и постановки практически важных задач, не решенных на сегодняшний день. Важно привлекать студентов к активному участию в научно-исследовательской работе кафедр, к творческим контактам с инженерами, конструкторами, исследователями.

Использование современных информационных технологий в образовательном процессе требует разработки методологии их использования с учетом традиционных методов. Мы думаем, что в любом случае преподаватель должен оставаться центральной фигурой в процессе обучения, а современные технологии - только способствовать общению преподавателя со студентами, а не подменять его компьютером и набором тестов. Использование на нашей кафедре учебных материалов, разработанных на основе современных информационных технологий, началось в 1998г. За это время создан комплекс учебных материалов охватывающий все формы проведения занятий: лекции с сопровождением электронных компьютерных презентаций, лабораторные работы на компьютере, практические занятия, самостоятельную работу студентов с литературой и выполнение расчетных заданий, а так же в компьютерном классе (с использованием иллюстративного и информационного материала на ВЭБ сайте и в  электронном учебнике, система самотестирования). На рисунке приведена схема так организованного учебного процесса.

p 

Использовались программы PowerPoint либо Adobe Acrobat, позволяющие демонстрировать самый разнообразный материал, в том числе и мультимедийный. Была специально создана интерактивная Flash анимация с учетом специфики дисциплины и особенностями восприятия образов. Успешно используется лабораторный компьютерный практикум. В локальной сети университета выставлена информация для самостоятельной работы студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Дубнищева  Т.Я.,  Мицель А.А., Веретенников М.В. Учебник по курсу "Концепции современного естествознания" для дистанционного образования. // «Высшее образование в России», №6, 1999.

2.  Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Мультимедийный электронный учебник. - М.- Депозитарий электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр». - Номер государственного учета 0320300013;

3.  Дубнищева Т.Я., Рожковский А.Д. Создание компьютерного лабораторного практикума по дисциплине «Концепции современного естествознания» // Открытое и дистанционное образование, 2002, №4.- С.80-82.

4.  Рожковский А.Д.  «Концепции современного естествознания» (лабораторный компьютерный практикум для студентов очной формы обучения по всем специальностям) - НГУЭУ, Новосибирск, 2002. - 38с.

5.  Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - 10-е изд., пер. и доп. - М.: Изд. Центр «Академия», 2009. - 608с.

6.  Дубнищева Т.Я., Рожковский А.Д. «Кон-цепции современного естествознания: Практикум». - М.: Изд. Центр «Акадеитя», 2009. - 342с.