Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF ACADEMIC STAFF IN THE CONTEXT OF CONTINUING VOCATIONAL TRAINING STAFF IN THE CONTEXT OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Pakalina E.N. 1
1 Institute of Education Development
The paper considers the issue of organizational and pedagogical conditions guaranteeing the quality vocational training of students with disabilities. The author maintains that the process of students in the system of secondary vocational education should involve the affects of diagnostics, adaptation and rehabilitation. The effectiveness of the above process depends on the continuity of education based on teachers professional competence. The transition to the Federal educational standards in the system of secondary vocational education have set a task to implement the continuity of the content of vocational labour training based on module-a competence-based approach provides the ability to use knowledge, skills, personal qualities and experience in a certain professional field. Given the psychophysiological features of students with mental retardation and on the basis of standards for the results of mastering educational programs of professional training for each profession, it is necessary to simulate this process and take into account the dynamics of formation of competiti on the basis of the indicators forms and methods of control and evaluation of the professional training.
teachers professional competence.
psycho- pedagogical facilitation of students with disabilities
vocational training continuity of vocational
students with disabilities

Увеличение числа людей с инвалидностью является общей тенденцией во всем мире. За последние годы изменилось отношение общества к проблемам инвалидности, что связано с новыми тенденциями в социально-политической сфере инвалидности. Это было результатом международной тенденции за права людей, имеющих инвалидность, поддерживаемого на законодательной системе. Именно сейчас начинает формироваться социальная модель инвалидности, использование которой приводит к эффективному уровню интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.

В России гражданского ведется поиск новых путей решения проблем интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: адаптируются и применяются различные модели и технологии, используемые в других странах с целью интеграции людей с инвалидностью в общество; активизируется деятельность общественных организаций инвалидов; налаживается социальное партнерство в реализации непрерывного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность совершенствования организационно-педагогических условий профессионального образования определяется необходимостью поиска и внедрения эффективных решений получения качественной профессиональной подготовки лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах» обращается особое внимание на профессиональное обучение и социализацию лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, уровень современного образования должен соответствовать стратегии социально-экономического развития региона в целях повышения качества жизни человека, что отражено в документе «Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года».

В разделе «Модернизация образования» одним из основных приоритетов развития образования являются: расширение возможностей получения детьми с ограниченными возможностями здоровья всех видов образовательных услуг; разработка социальных проектов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья; расширение спектра программ допрофессиональной трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом потребностей рынка труда и сознательного выбора выпускником профессии; внедрение эффективных механизмов по вопросам защиты прав и гарантий особых категорий детей.

Интеграция в общество учащихся с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления им прав и реальных возможностей участвовать в социальной жизни, в т.ч. образование на основе условий, компенсирующих отклонения в развитии. Процесс сопровождения организационно-педагогических условий профессионального обучения определяется возможностями, обеспечивающими создание определенной среды для реализации педагогического процесса, позволяющего решать конкретные дидактические задачи [2].

Осуществление социальной политики в отношении лиц с ограниченными физическими возможностями является важнейшим показателем уровня развития общества. В системе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья произошли значительные положительные изменения. Однако до сих пор нет должного взаимодействия между учреждениями профессионального образования и медицинскими учреждениями по обслуживанию и сопровождению студентов-инвалидов. В кадровом составе образовательных учреждений профессионального образования практически нет психологов, дефектологов и социальных педагогов, способных осуществлять психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья, не создаются условия безбарьерной среды, не решена проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

В настоящее время сложилось понимание особенностей образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, но многообразие форм ограничений здоровья ставит задачу конкретизации условий профессиональной подготовки данной категории студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Очевидно, что процесс создания необходимых условий для успешной интеграции молодёжи с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему учреждений среднего профессионального образования требует учёта различных групп ограничений, а также системности подхода при организации образовательной среды.

Одним из условий успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями в образовательный процесс учреждения является обеспечение работы, в рамках которой изучаются личностные особенности студентов, поступающих в учреждение среднего профессионального образования, способности воспитанников и их уровень знаний. Особое внимание имеет мотивация личности, поскольку именно она определяет активность и направленность практической деятельности. Значимым моментом, обеспечивающим успешность профессионального обучения, выступает профессионального становления студентов с ограниченными возможностями здоровья. Частью этого процесса является профориентация, учитывающая особенности физического состояния, уровень развития и прогнозируемую успешность освоения профессии [1].

В рамках проводимого индивидуально-дифференцированного образовательного процесса реализуется дифференциация и индивидуализация обучения. Увеличение доли самостоятельной работы студентов и индивидуализация обучения создают необходимые предпосылки для развития навыков самостоятельной работы, самодисциплины и творческой активности в процессе обучения.

На разных этапах обучения используются различные формы интеграции студентов в образовательный процесс профессиональный подготовки, а также внеаудиторной работы. Переход к практике интегрированного обучения лиц с ограниченными физическими возможностями, когда главным во время учебы становятся не физические различия студентов, а мотивация к освоению общих и профессиональных компетенций. Интегрированное обучение в учреждениях среднего профессионального образования рассматривается как составляющая социальной адаптации лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе и инвалидов, во время учебы и в условиях вхождения в социально-профессиональную среду. Помимо интеграции данной категории студентов в профессиональный социум они включаются в разнообразные формы студенческого самоуправления. Интеграция в студенческую среду предполагает равные требования к результатам учебной деятельности [5].

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в учреждениях профессионального образования - это разворачивающийся во времени процесс взаимосвязанной деятельности педагога, педагога-психолога и обучающегося, осуществляемый в диагностических, адаптационных, реабилитационных целях, позволяющий своевременно выявлять проблемные ситуации обучающихся и оказывать им незамедлительную помощь, решать задачи профессионально-личностного становления студентов [3].

Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся - создание в рамках объективно существующей социально-педагогической среды профессионального учебного заведения таких условий, при которых возможна самореализация личности обучающихся и адаптация его к быстроменяющимся социальным условиям. Основная задача психолого-педагогического сопровождения - оказание оперативной помощи в критических ситуациях, профилактика негармоничного развития, обеспечение комплексного подхода к затруднениям в развитии и социализации учащегося.

Акцент на психолого-педагогические особенности обучения молодежи с ограниченными физическими возможностями в условиях среднего профессионального образования - это не только одно из требований обеспечения качественной подготовки специалистов, но и формирование будущего выпускника как личности.

Таким образом, в основу организации профессионального образования в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья должны быть положены: максимально полное и разностороннее представление о психо-физиологических особенностях воспитанников, сохранение актуального уровня здоровья; формирование адаптивной образовательной среды; разработка инновационных методик; создание комплекса учебно-методических разработок; изменение содержания физического воспитания, организация комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения [3].

Наиболее массово группа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представлена лицами с легкой умственной отсталостью. Обучающиеся с умственной отсталостью после окончания специального (коррекционного) образовательного учреждения, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями, а также соответствующей готовности к профессиональной подготовке. В то время как объективное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления оптимальной профессиональной ориентации. Такая работа должна начинаться уже при комплектовании групп профессионально-трудовой подготовки.

Результаты научных исследований свидетельствуют, что обучающимся с умственной отсталостью необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться коррекционной школе при совместной деятельности с семьей и профессиональным образовательным учреждением.

В 2010-2013 гг. в учреждениях профессионального образования Свердловской области было проведено исследование уровня компетентности педагогических работников, занимающихся профессиональной подготовкой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Всего в данной работе приняли участие 250 чел. педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования. При этом важно отметить, что немало руководящих и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования считают, что программно-методическое обеспечение не адаптировано для работы с обучающимися, имеющими легкую умственную отсталость и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Большинство педагогических работников используют при работе с обучающимися, имеющими умственную отсталость, либо специально разработанные рабочие программы, либо программы, в которых специальные разделы адаптированы к особенностям обучающихся данной категории. Необходимо отметить, что эти программы комплексно не учитывают особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью. В большинстве образовательных учреждений не выработано единого подхода к обучению детей, имеющих умственную отсталость. Доля педагогических работников, использующих специальные коррекционные разработки, в системе профессионального образования минимальна.

Значительная часть педагогических работников на момент начала работы с коррекционными группами учащихся, как правило, в достаточной степени не информированы об особенностях детей с легкой умственной отсталостью: только 39% респондентов имеют информацию обо всех обучающихся; 32% опрошенных имеют частичные сведения.

В то же время при оценке текущего уровня своей информированности о психофизиологических особенностях обучающихся с легкой умственной отсталостью довольно значительная часть опрошенных (44%) отмечают, что обладают лишь общей информацией по данному вопросу. Доля педагогов, которые информированы об индивидуальных особенностях каждого ребенка в группе (группах), в целом составляет 33%.

Изучением различных документов (рекомендаций медико-психолого-педагогической комиссии, сопроводительных документов из специального (коррекционного) образовательного учреждения) занимается примерно треть участников опроса. Сравнительно незначительная часть педагогов проводят дополнительные тесты или общаются с мастерами производственного обучения по проблемам, связанным с трудностями профессиональной подготовки.

Подавляющее число руководящих (95%) и педагогических работников (83%) отмечают, что в их образовательных учреждениях созданы специальные группы для обучения детей, имеющих легкую умственную отсталость. В остальных случаях учащиеся данной категории проходят обучение в смешанных группах, которые в некоторых образовательных учреждениях создаются целенаправленно.

Более половины педагогов УСПО (72%) испытывают затруднения в процессе работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. Особенно это характерно для педагогических работников сельских территорий (83 %) и г. Екатеринбурга (75 %).

Наибольшие затруднения у педагогов в процессе работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, вызывают:

  • низкая мотивация обучения детей с умственной отсталостью (55 %);
  • отсутствие специальных учебников (51 %);
  • различные диагнозы обучающихся (40 %);
  • необходимо затрачивать гораздо больше усилий и времени для достижения результата (35 %).

Анализ особенностей кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования и условий организации коррекционно-педагогического процесса позволяет констатировать, что в системе образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья обозначился ряд серьезных противоречий, требующих разрешения.

Проведенное исследование выявило актуальность повышения уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и руководящих работников, занимающихся профессиональной подготовкой учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках научно-исследовательской работы «Научно-методическое и учебно-технологическое обеспечение профессиональной подготовки и педагогической поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования» была разработана образовательная программа «Психолого-педагогические основы профессионального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования».

В данной программе ключевым направлением оптимизации процесса профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является моделирование преемственности профессионально-трудовой подготовки, которое предполагает вариативность профильного обучения в учреждениях специального (коррекционного) образования, которая обусловлена необходимостью предоставления возможности получить опыт в спектре профилей трудового обучения на этапе предпрофильной подготовки, что создает основу для мотивации к трудовому обучению, способствует формированию основ трудовых навыков и в конечном итоге закладывает базу для успешной социализации. Данный опыт стихийно складывается в отдельных образовательных учреждениях. Мы видим возможность систематизации и содержательного наполнения данного подхода.

Предлагаемый подход позволит поэтапно осуществлять формирование профессиональных интересов и намерений и сформирует основу для оптимального выбора профессии.

Процесс реализации системы работы в данном направлении способствует:

1) формированию познавательной направленности и специализации познавательных интересов на основе индивидуализации маршрутов трудового обучения;

2) осуществлению целенаправленного последовательного введения учащихся в круг профессий с учетом их направленности и возможностей;

3) реализации стремления к активации проб своих возможностей.

Осуществить оптимизацию этого процесса возможно на основе:

1) анализа и корректировки программно-методического обеспечения;

2) планирования и реализации профориентационного сопровождения обучающихся в сотрудничестве специальных (коррекционных) и профессиональных учреждений на всех этапах допрофессионального и профессионального становления, а также на производстве;

3) проведения государственной (итоговой) аттестации и трудоустройства.

Основные направления преемственности профессионально-трудовой подготовки: обеспечение доступности получения профессионального образования лицами с умственной отсталостью; сопровождение профессионального самоопределения на всех этапах профессионально-трудовой подготовки; социально-психологическая адаптация на этапе поступления и овладения профессией в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Взаимодействие со службой занятости (мониторинг вакансий, пригодных для обучающихся с умственной отсталостью): организация совместных мероприятий (в т. ч. ярмарки вакансий для лиц с умственной отсталостью); заключение договоров о сотрудничестве для устройства на работу выпускников образовательных учреждений, имеющих умственную отсталость.

Направления взаимодействия с предприятиями, учреждениями, организациями населенного пункта: предоставление рабочих мест, оборудования для проведения производственной практики обучающихся с умственной отсталостью; назначение наставников из числа работников предприятия для обучающихся, проходящих практику.

Переход на федеральные образовательные стандарты третьего поколения поставил в образовательном процессе задачу реализовывать преемственность на основе модульно-компетентностного подхода, который обеспечивает способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области. Учитывая психофизиологические особенности учащихся с умственной отсталостью и на основе требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы профессионального обучения по каждой профессии, необходимо моделировать преемственность в формировании общих компетенций и учитывать динамику их развития на основе показателей, форм и методов контроля и оценки результата профессионально-трудовой подготовки.

Педагогическая деятельность в специальных коррекционных группах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются в соответствии с принципами: приоритета ценностного отношения к личности подростка с ОВЗ в процессе профессиональной подготовки; интегративного характера профессиональной подготовки, предполагающего кооперацию усилий всех участников образовательного процесса, включая преемственность профессионально-трудовой подготовки на основе сотрудничества с учреждениями специального (коррекционного) образования, родителями, работодателями и общественными организациями; общедоступности и бесплатности профессиональной подготовки на всех уровнях; равенства и возможности активного участия в производительной деятельности.

Рецензенты:

Зеер Э.Ф., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии образования РГППУ, г.Екатеринбург.

Чапаев Н.К., д.п.н., профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования РГППУ, г. Екатеринбург.