Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES PROBLEMS IN KAMYSHIN. PART I

Евтушенко И.И., Абдуллаева Р.А.
History has proved the most: business and it will be a major component of the economic system of society that calls itself civilized. Therefore, the transition to a market economy poses to our society, many of the challenges, among which an important place is occupied by the development of entrepreneurship.

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

За словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Следует отметить, что в посткоммунистической России предпринимательство было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать, что период, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса, окажется длительным. Пройдет немало времени, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

Для развития предпринимательства нужны определённые  условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует "вымыванию" устаревших.

Оно способствует развитию конкуренции и "маркетизации", а также увеличению "открытости" национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

В связи с этим, с 20 июня по 15 июля 2008 г.  Камышинский технологический институт по заказу Администрации городского округа город Камышин и МУ «Камышинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства» в рамках реализации городской целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Камышине на 2007-2010 года» проводился первый этап социологического исследования предпринимателей, работающих в малом и среднем бизнесе на территории г. Камышина.

Объектом исследования являются соотношение между нормативно-правовой базой, регламентирующей предпринимательскую деятельность и возможностью реализации данных правовых предписаний на практике в процессе осуществления этой деятельности.

Предмет исследования явились проблемы предпринимателей, занятых в сферах малого и среднего бизнеса на территории городского округа - г. Камышина.

Цели исследования - выявить наиболее актуальные проблемы, возникающие в процессе занятия предпринимательской деятельностью, причины их, порождающие и определить пути решения. На основании проведённого исследования выработать предложения по изменению сложившейся ситуации и её улучшению.

План исследования - описательный. Сбор информации осуществлялся на основе выборочного исследования посредством анкетирования. Объём генеральной совокупности - 4000 предпринимателей, объём выборки 5-7%, то есть 200-280 респондентов.

Практическая значимость исследования:

- исследование способствует установлению функциональных и казуальных связей в социальных объектах и процессах;

- результаты исследования могут быть использованы при составлении программы поддержки предпринимательства в     г. Камышине и планировании местного бюджета;

- на полученные данные можно опираться при разработке нормативно-право-вых актов органами местного самоуправления с целью повышения эффективности поддержки предпринимательства;

- на результаты исследования можно ссылаться при выполнении научно-исследовательских работ и при  проведении научно-методических семинаров по данной тематике.

Для проведения полного и точного анализа факторов влияющих на осуществление бизнеса, выявления наиболее актуальных проблем возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности предполагалось опросить 250 респондентов. К сожалению, из-за недоверия предпринимателей к органам власти, грубого и некорректного отношения к участникам опроса, а также недобросовестности и необязательности  отдельных лиц, занятых в бизнесе, заполнил анкеты только 191 респондент.

Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных, по наиболее значимым вопросам проводился анализ по отраслям деятельности. На некоторые вопросы предприниматели могли выбирать несколько вариантов ответов, поэтому итог вычислялся по каждому ответу в отдельности по отношению к генеральной совокупности.

Выборка репрезентирует предпринимательское сообщество по отраслевой принадлежности (финансовая сфера - 2%; транспорт - 8%; связь,  телекоммуникации - 0,5%; строительство - 2%; торговля на рынке - 18%; торговля в магазине - 26%; оптовая торговля - 5%; аналитика, информация, консалтинг - 1%; услуги населению - 26%; здравоохранение, медицина, спорт - 6%; сельское хозяйство - 3%; промышленность и производство - 3%), за исключением таких отраслей,  как наука и обучение, культура и искусство из-за недостаточной развитости предпринимательской деятельности в данных отраслях. Ряд лиц осуществляют предпринимательскую деятельность сразу в нескольких сферах (производство, торговля, услуги), что позволяет обеспечить им высокую доходность и стабильность бизнеса. При этом следует развивать и поддерживать такие предприятия, которые обеспечивают полный цикл - от производства до реализации.

Среди опрошенных респондентов 77% осуществляют предпринимательскую деятельность как индивидуальные предприниматели, 23% через созданное юридическое лицо, при этом 83% являются владельцами предприятия, 10% назначенным или избранным руководителем предприятия, 7% заместителем руководителя предприятия.

26% осуществляют свою деятельность самостоятельно, без привлечения наёмных работников, 49% обеспечивают работой до 10 человека, 20% до 50 человек, и 4% создают до 100 рабочих мест. При этом такие отрасли как финансы, аналитика, информация, консалтинг, связь, телекоммуникации, транспорт, строительство, производство обеспечивают рабочими местами наибольшее количество человек.

Отношения между наёмными работниками и предпринимателем складываются по-разному. Так, в последнее время владельцы бизнеса значительно реже предлагают своим наёмным работникам зарегистрироваться как индивидуальным предпринимателям - 65%. Видимо, в   связи с тем, что 71% считают это не    выгодным.

Следует отметить, что среди опрошенных большая часть, а именно 77% занимаются предпринимательской деятельностью более 5 лет и соответственно очень хорошо знают все трудности, с которыми можно столкнуться, занимаясь бизнесом, 13% работают от 3 до 5 лет, 8%  от 1 года до 3 лет, и 2% менее 1 года.

Подобная  выборка позволяет отследить те проблемы, с которыми сталкивается предприниматель с момента регистрации в качестве такового и на протяжении всей деятельности. Как показывает опрос, первые сложности возникают уже при регистрации бизнеса. Поэтому начинать свой бизнес сейчас для большинства предпринимателей затруднительно и бесперспективно. Так 64% не смогли ответить на вопрос о том, действует ли в г. Камышин принцип «одного окна» при регистрации, 32% считают, что не действует, и только 4% ответили положительно.

Учитывая то, что положение в обществе напрямую зависит от вида осуществляемой деятельности и получаемого дохода, только 9% оценили его как достаточно высокое, 75% как среднее, и 16% как низкое. При этом, 8% опрошенных отмечают, что их материальное положение хорошее и не вызывает особых затруднений,  47% характеризуют его как неплохое, несмотря на то, что они не могут осуществить некоторые крупные покупки, 38% денег хватает только на питание, одежду, и наконец 7% оценивают своё положение ниже среднего. При этом никто из опрошенных предпринимателей благодаря избранному виду деятельности не находится за чертой бедности и нуждаемости.

Отношение общества к предпринимателям, по мнению 12% респондентов изменилось в лучшую сторону, 27% считают, что преобладает враждебность и зависть, и 61 % полагают, что люди в основном безразличны к предпринимателям и их проблемам.

Характеризуя финансовое положение своей организации, 33% оценили его как хорошее, 57% как удовлетворительное и 10% как плохое. При этом 70% отметили, что в последний год работали более напряженно, 21% - так же как и ранее, и   9% - менее напряженно, что подтверждает тот факт, что среда созданная для ведения бизнеса в г. Камышине, не вполне благоприятная. Так 82% считает, что власть не мешает, но и не помогает развитию бизнеса, 12% указывают на противодействие ведению бизнеса со стороны органов власти, и только 4% опрошенных указывают на благоприятную среду.

Среди основных трудностей мешающих заниматься частной предпринимательской деятельностью 49% называют большие налоги и процедуру оформления их уплаты. Это требует затраты сил, энергии и времени. 44% указывают на отсутствие достаточных средств, 34% называют такой фактор как конкуренция со стороны других предпринимателей, причём за последние два года 50% опрошенных столкнулось с фактами недобросовестной конкуренции. 28% отмечают трудности, связанные с бухгалтерской  и другой отчётностью перед разными органами и 24% называют трудности оформления предприятия в органах власти. Существенной проблемой остаётся изменчивость налогового и другого законодательства. 22% отмечают, что постоянные изменения «правил игры» также вызывают значительные затраты - и финансовые и временные. 47% считают, что в подобных условиях успешно вести предпринимательскую деятельность не нарушая законодательства затруднительно, 32% указывают на то, что это просто невозможно, и лишь 19% являются сторонниками  законного ведения дел. Помимо этого, 48% указывают, что законы, регулирующие экономическую деятельность, исполняются не всеми, 31% считают, что они исполняются с нарушениями, 9%, что в основном они не исполняются, и только 12% отмечают, что законы исполняются.

Важное место в проведённом опросе занимают ответы, связанные с перспективами развития предпринимательства непосредственно на территории г. Камышина. Оценивая экономическое развитие города 43% считают, что ситуация не меняется и экономика не развивается, 51%, что ситуация постепенно улучшается, а 6% указывают, что ситуация постепенно ухудшается.

Наиболее перспективными сферами бизнеса, нуждающимися в поддержке, назвали: производство - 43%, здравоохранение, медицину и спорт - 39%, науку, обучение, сельское хозяйство - 34%, строительство - 32%,  культуру, искусство - 28%. Анализ информации об организациях и услугах в г. Камышине, проведенный по данным справочной службы «Ratiss», именно эти сферы слабо         развиты в г. Камышине. Вообще отсутствуют частные структуры в таких сферах бизнеса как образовательные услуги, научные исследования, высок спрос на коммерческую информацию, включая сведения о товарах, услугах, конъюнктуре рынка. При этом основой развития бизнеса является выход за пределы рынка г. Камышина.

Необходимо отметить, что в г. Камышине осуществляются программы поддержки предпринимательства, но только 16% знают о них и воспользовались. 21% респондентов знают, но не участвовали, 36% - не знакомы, но хотели бы узнать подробнее.

При этом из предложенного перечня мероприятий поддержки предпринимателей, предусмотренных программой развития предпринимательства г. Камышине, 34% выбрали оказание помощи при организации предпринимательской деятельности путем оказания комплекса услуг: консалтинг, тестирование, семинары, подготовка документов; 31% - создание различных информационно-методических материалов, справочников, рекомендаций; 30% - создание специализированных экономико-правовых курсов обучения ведению бизнеса; 28% - изучение конъюнктуры рынка товаров и услуг г. Камышина; 16% - создание новых производств;    10% - оказание помощи при участии в международных выставках, семинарах, ярмарках, деловых встречах, круглых столах; 7% - консультационное и информационное содействие субъектам предпринимательства по внешнеэкономической деятельности.

Проведенное исследование свидетельствует о крайней инертности наших предпринимателей, недоверии и неинформированности. И действительно, 57% считают, что информационная поддержка предпринимательства в нашем городе осуществляется удовлетворительно, и только 18% что хорошо. Наиболее предпочтительными и доступными предприниматели считают такие способы информирования как: через местные газеты - 67%,  с помощью информационных баннеров     и плакатов - 40%, с помощью телевидения -  34%, через Интернет - 32%, с     помощью радио - 12%.  Как видно из приведенных данных, Интернет на сегодняшний день доступен менее чем одной третьей части предпринимателей  г. Камышина.

Поэтому в текущей деятельности МУ «Камышинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства» следует усилить разъяснительную работу среди предпринимателей, используя такие средства информирования как местные газеты, рекламные баннеры, плакаты, информационные брошюры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Экономические и социальные  изменения: Мониторинг общественного мнения: информационный бюллетень. М.: Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2007. С. 17-36
  • 2. Ядов В.Я. Стратегия социологического исследования. Описание,объяснение, понимание социальной реальности. -6 изд. -М.:  ИКЦ «Академкнига»; «Добросвет», 2003. - 596 с.