Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION OF FUTURE INDIVIDUAL FARMING ORGANIZERS

Echmaeva G.A. 1 Grigoreva E.N. 2
1 Tobolsk Social-Pedagogical Academy named D.I. Mendeleev
2 Mezdurechensk agrarian college
Modern agricultural production is an important sector of the economy, which includes dozens of industries and thousands of enterprises of different ownership forms. The share of farms in this sector is growing steadily. Modernization of agricultural production, the implementation of socio-economic development professionals require a qualitatively new type of professional, competent, enthusiastic, able to work in a team and organize competitive production, ready for professional growth and decision-making, not only in the model, but also unplanned situations. For which reason, the quality of training of mid-level professionals – graduates of agricultural colleges imposed new requirements, they appeal to ensure the implementation of innovative technologies, to change the culture of production. Prepare such specialists, possible only in the competence- oriented learning model. The study was grounded, built and partially tested a conceptual model of professional competencies of students in the study of the agricultural college course "Fundamentals of individual farming organization".
learning model.
professional competencies
farming organizer

Агропромышленный комплекс (АПК) является одним из наиболее значимых секторов экономики, влияющим на устойчивое развитие страны, продовольственную безопасность и уровень жизни населения. В  АПК входят десятки отраслей, а его функционирование обеспечивает получение около 30 % национального дохода страны. Ядром АПК является сельское хозяйство, ведущееся в различных почвенно-климатических зонах и в условиях различных форм собственности.

Уровень жизни в любой стране определяется в первую очередь высокой производительностью труда, напрямую зависящей от квалификации рабочей силы, применяемой техники и технологий. Сегодня назрела острая необходимость в скорейшем реформировании аграрного производства. Анализ текущего состояния проводимых преобразований свидетельствует о том, что недостаточная эффективность хозяйствующих в АПК субъектов связана не только с неблагоприятными макро- и микроэкономическими условиями, спецификой, вызывающей определенные трудности этого производства, но и недостаточной подготовкой персонала [1]. Модернизация экономики страны, эффективное решение задач по реализации стратегии социально-экономического развития до 2030 года требуют специалистов качественно нового типа: профессионально-компетентных, коммуникабельных, мобильных, конкурентоспособных, готовых к профессиональному росту и принятию решений не только в стандартных типовых, но и незапланированных ситуациях.

Повышение внимания к проблемам качественной подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании определяется объективной потребностью современного производства, в том числе и аграрного.  Одной из важнейших проблем сегодняшнего времени является несоответствие между уровнем развития современной инновационной экономики и подготовкой квалифицированных специалистов. С формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Сегодня работодателям нужна не только квалификация сотрудников, которая с их точки зрения ассоциируется с умением осуществлять те или иные производственные операции, а компетентность, рассматриваемая как синтез навыков, присущих специалисту, где сочетаются квалификация, социальное поведение, способность работать в команде, инициативность и т.д. В связи с чем к качеству подготовки специалистов среднего звена -  выпускникам среднего профессионального образования - были выдвинуты принципиально новые требования, так как именно эти специалисты призваны обеспечивать внедрение в производственный процесс динамично развивающихся технологий, изменять технологическую культуру производства [1].

В нормативных документах Российской Федерации  профессиональная компетентность определяется как качество или свойство специалиста, обеспечивающее физическое, психическое и духовное соответствие требованиям определенной профессии (специальности, специализации, квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности), которая предполагает совершенное владение инструментарием, приемами и продуктивными технологиями реализации функциональных обязанностей и выступает интегральной характеристикой, позволяющей судить об уровне подготовленности специалиста и его способности выполнять должностные функции, успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, осуществлять продуктивную профессиональную деятельность и актуализировать свои личностные ресурсы [2].

Не вызывает сомнения тот факт, что профессиональная компетентность во многом определяется спецификой профессиональной деятельности и условиями ее реализации. Для того чтобы выпускники средних профессиональных образовательных учреждений могли достойно демонстрировать свою профессиональную компетентность по соответствующей специальности (профессии), в процессе обучения у них должны быть сформированы соответствующие общие, профессиональныеи дополнительные (специальные) компетенции, отражающие специфику их будущей деятельности, обеспечивающие конкурентоспособность выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования [5]. Определение общих и профессиональных компетенций обучающегося по выбранной специальности (профессии) не вызывает трудностей, поскольку они прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах, в то время как определение дополнительных компетенций, знаний и умений, обеспечивающих учет региональной специфики, и реализуемых вариативной частью учебного плана - творческая задача, решаемая в каждом образовательном учреждении по-своему. Однако, как показывает практика, не всегда эти требования образовательное учреждение может чётко определить исходя из своего опыта подготовки специалистов. По нашему мнению, этот процесс должен учитывать в первую очередь требования потенциальных работодателей, профессиональных стандартов, передовой производственной практики и условий реализации профессиональной деятельности.

Изучение вопроса текущего состояния агропромышленного комплекса показало, что сегодня в результате реформирования производства на селе присутствуют такие негативные моменты, как безработица и неполная занятость населения. В данной ситуации во многих регионах страны активно реализуется идея организации индивидуальных и фермерских хозяйств на семейной основе. Однако данное направление в аграрном производстве во многих случаях не стало для незанятых жителей села привлекательной сферой приложения сил. Основными причинами являются: недостаточная профессиональная подготовка работников, ведение производства старыми методами, технологическая неграмотность, невозможность получить своевременную консультацию специалиста и т.д. Ученые, занимающиеся данной проблемой, считают, что сегодня, в условиях рыночных отношений, перед организаторами фермерских хозяйств стоит выбор - либо идти по пути существенного сокращения и ликвидации нерентабельного производства, либо искать идеи и технологии оптимизации всех фаз производственного цикла [1, 3]. 

При осуществлении первичного аграрного производственного процесса (независимо от его специфики) организатору приходится решать ряд типичных проблем (задач), связанных не только с реализуемой производственной технологией, но и принятием и выполнением управленческих решений, формированием работоспособной рабочей группы, поддержанием оптимальных межличностных взаимоотношений с работающими рядом людьми; учетом экономических показателей и результатов выполняемых работ; вопросами реализации продукции; правовыми вопросами и т.д. Для выполнения данных задач в процессе профессионального обучения у молодых специалистов должны формироваться качества личности, присущие главе крестьянско-фермерского хозяйства. Мы считаем, что основу этого качества составляют:

  •   умение в различных ситуациях (стандартных и нестандартных) принимать новаторские решения;
  •   умение достигать цель, связанную с реализацией финансовой стабильности хозяйства, на основе генерации идей  и превращения их в новые технологии;
  • понимание сути инноваций и инновационной деятельности, знание и умение их оперативной оценки;
  • понимание сути рисков в аграрном производстве, умение управлять ими;
  • готовность к принятию на себя ответственности за принятые решения.

Для успешного функционирования в данной профессиональной сфере выпускник аграрного колледжа должен обладать соответствующими не только профессиональными (указанными в ФГОС), но и дополнительными (специальными) компетенциями, в частности - предпринимательской компетенцией, овладение которой позволит будущему организатору  своевременно и правильно определять потребности рынка в определенном типе товара, возможном объеме его производства, способе сбыта; определение оптимальных потребностей в сырье, материалах; оптимально организовывать производства, минимизировать издержки, максимизировать прибыль и т.д. Таким образом, формирование предпринимательской компетенции выпускника аграрного колледжа является неотъемлемой составляющей его профессиональной подготовки.

Для формирования профессиональных компетенций выпускников Междуреченского аграрного колледжа в учебный план подготовки студентов введена учебная дисциплина «Основы организации индивидуального фермерского хозяйства». Дисциплина является частью всех основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в колледже, относится к вариативной части общепрофессионального цикла. Всего на изучение данной дисциплины отводится 112 аудиторных часов, внеаудиторная деятельность составляет 58 часов.

В рамках исследования нами была разработана модель формирования профессиональных компетенций студентов аграрного колледжа в процессе изучения дисциплины «Основы организации индивидуального фермерского хозяйства» на основе методологических подходов, предложенных Е.П. Сулаевой. Модель состоит из следующих компонентов: целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного[4]. Методологической основой модели являются:

  • ориентация обучения на принципы непрерывности, многоуровневости,  гуманизации, технологизации, научности и творчества;
  • направленность процесса обучения студентов на формирование профессиональных умений будущего специалиста, способного к активной творческой деятельности, осознающего себя субъектом профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях;
  • единство и взаимосвязь теоретической, практической, производственной и предпринимательской подготовки.

Разработка модели формирования профессиональных компетенций в процессе обучения основам организации индивидуального фермерского хозяйства потребовала определенных изменений в конструировании учебного процесса: определения содержательных единиц и уровней усвоения учебного материала; отбора соответствующих форм, методов и средств обучения; разработки системы оценочно-диагностических средств результатов обучения и сформированности профессиональных компетенций; системы коррекционных материалов; определения характера учебного взаимодействия субъектов учебной деятельности. Рассмотрим некоторые компоненты выстроенной модели.

Целевой компонент: в ходе построения модели нами была выстроена уровневая система целей формирования профессиональных компетенций:

1)      репродуктивный уровень - определяется умением организовывать профессиональную деятельность и принимать решения в стандартных ситуациях;

2)             базовый уровень - определяется умением организовывать профессиональную деятельность и принимать решения в нестандартных ситуациях, умение принимать обоснованные решения и просчитывать риски при переходе на новые технологии;

3)             творческий уровень - определяется умением организовывать профессиональную деятельность в условиях инновационной экономики, генерировать идеи и воплощать их в инновационных технологиях, уметь управлять рисками.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  •   осуществлять уход за сельскохозяйственными животными, организовывать деятельность по производству, хранению и переработке продукции животноводства в хозяйства;
  • выращивать сельскохозяйственные культуры в поле, открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями, организовывать деятельность по производству, хранению и переработке продукции растениеводства в хозяйстве;
  • вести оперативный учет имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в хозяйстве;
  •   перспективно планировать хозяйственную, производственную деятельность, просчитывать риски, принимать обоснованные решения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
  • агротехнические особенности возделывания и хранения основных видов и сортов сельскохозяйственных культур, структуру технологического цикла получения 2-3-х видов наиболее распространённой растениеводческой продукции региона;
  • биологические и хозяйственные особенности выращивания и содержания основных видов сельскохозяйственных животных региона, структуру технологического цикла получения животноводческой продукции;
  • специфику организации фермерского хозяйства в природно-климатических условиях региона, основные законодательные и нормативные документы для организации и деятельности индивидуального фермерского хозяйства.

Содержательный компонент: данная дисциплина имеет следующие сущностные характеристики:

  •   модульный характер и иерархическую структуру построения содержания обучения;
  • представляет собой совокупность учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности обучающихся;
  • имеет общую и дифференцированную части содержания.

Процессуальный компонент: проведенный анализ используемых методик преподавания учебных дисциплин в системе среднего профессионального образования позволил сформулировать педагогические условия, способствующие эффективному проектированию процесса формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях «Основы организации и функционирования индивидуального фермерского хозяйства»:

1)              дидактические: создание на занятиях проблемных ситуаций и решение связанных с ними профессиональных задач; осуществление связи новых видов деятельности с личным опытом студента; установление межпредметных связей; осуществление непрерывного контроля за уровнем сформированности профессиональных компетенций студентов, учета и оценки результатов их деятельности; использование интерактивных методов обучения; корректировка содержания учебной дисциплины, исходя из профиля подготовки студента, увеличение практической направленности; разработка образовательных модулей на основе компетентностного подхода;

2)             организационно-педагогические: адаптация и внедрения педагогических и информационных технологий обучения на основе компетентностного подхода (модульного, проектного, проблемного, элементов дистанционного обучения); организация индивидуального и дифференцированного подхода к работе со студентами; организация регулярной самостоятельной работы студента;

3)             психолого-педагогические: мотивация учебной и производственной деятельности студентов; оптимальное сочетание теоретической и практической деятельности; организация мыслительной деятельности по переносу знаний и умений, сформированных ранее, на новые объекты изучения; целенаправленное формирование профессионального мышления и самосознания студента.

К методам и технологиям, позволяющим эффективно формировать профессиональные компетенции студентов, мы относим:

  • теоретико-прогностические методы (метод переноса знаний, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод,позволяющие рассматривать и обсуждать конкретные производственные ситуации);
  • практико-ориентированные методы (тренинги, практикумы, деловые, ролевые и имитационные игры, выполнение задания на учебно-производственном участке и др.);
  • педагогические и ИКТ-технологии (модульно-рейтинговая технология, элементы смешанного обучения).

Для активизации познавательной деятельности студентов и достижения высокого уровня сформированности профессиональных компетенций на учебных занятиях применяются как традиционные средства обучения (печатные, демонстрационные), так и современные электронные образовательные ресурсы (электронные учебники, слайды, презентации и т.п.), высокоэффективные технические средства обучения (персональные компьютеры, проекторы, интерактивные доски и др.).

Оценочно-результативный компонент: для проведения диагностики и корректировки нами была разработана система показателей уровней сформированности профессиональных компетенций, разработаны критерии оценки эффективности учебной деятельности студентом и их самооценки.

В соответствии с разработанной моделью был выстроен учебно-методический комплекс дисциплины. Приведем пример структурирования модуля «Растениеводство» в соответствии с выстроенной моделью:

Целевой компонент: Формирование профессиональных компетенций обучающихся в области организации и ведения индивидуального фермерского хозяйства по выращиванию, хранению и переработке продуктов растениеводства.

Содержательный компонент: Почва, технология обработки почвы, размещение культур; Питательные элементы и удобрения; Технология возделывания и хранения зерна, зернобобовых и кормовых культур, районированные сорта; Технология выращивания районированных сортов картофеля и овощей в открытом и закрытом грунте;  Технология выращивания и хранения районированных сортов плодовых и ягод культур; Технологии переработки продуктов растениеводства; Сезонное планирование работ в поле, саду, огороде, плодовом питомнике, тепличном хозяйстве.

Процессуальный компонент:

Формы: проблемные лекции, семинары, экскурсия,  тренинг, практикум и т.д. 

Методы (см. модель):  практико-ориентированные, теоретико-прогностические.

Средства: наглядные пособия, презентации, ЦОР (электронное методическое пособие).

Оценочно-результативный компонент: рейтинг, оценочный лист, тесты.

Кроме того, мы считаем, что большую роль в формировании профессиональных компетенций отводится внеаудиторной и внеклассной деятельности. В ходе исследования нами были отобраны следующие формы внеклассной деятельности студентов:

  • Коллективные: декада предпринимательства, турнир молодых фермеров, конкурсы мастерства; предметная олимпиада; выставка студенческих бизнес-проектов;
  • Групповые: участие в студенческом научном обществе «Открытие»; деловые и имитационные игры производственного характера; профи-клуб; встречи с руководителями и главами крестьянско-фермерских хозяйств; «Круглый стол» - дискуссии по экономическим и правовым вопросам; экскурсии  в хозяйства;
  • Индивидуальные: консультации студентов; защита творческих проектов; разработка и защита бизнес-проектов, бизнес-планов; проведение маркетинговых исследований рынка сельхозпродукции; участие в научно-практических конференциях, грантовой деятельности.

Разработанный учебно-методический комплекс и выделенные формы внеаудиторной и внеклассной работы обучающихся были частично апробированы в 2012-2013 годах. В эксперименте участвовали 50 студентов Междуреченского аграрного колледжа. По результатам исследования был проведен опрос студентов. Обработка полученных результатов показала, что наиболее значительными для их будущей профессиональной деятельности они считают разработку и защиту бизнес-проектов, участие в деловых и имитационных играх и практические занятия. Кроме того, у студентов более активно стал проявляться интерес к сфере будущей профессиональной деятельности. В данный момент идет продолжение экспериментальной деятельности. Отбираются и адаптируются методики и критерии оценки сформированности профессиональных компетенций студентов в процессе изучения дисциплины «Основы организации и функционирования индивидуального фермерского хозяйства».

Рецензенты:

Колычева З.И., д.п.н., профессор ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск.

Яркова Т.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и социального образования ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск.