Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION OF CRITERIA OF EFFICIENCY EVALUATION IN THE EDUCATION FORM-MASTER’S ACTIVITY

Mikhaylova D.I. 1
1 National Research University Belgorod State University
The article shows significance of efficiency evaluation in educational form-master’s activity. It is proved that although there is a theoretic groundwork the question of efficiency evaluation in educational form-master’s activity is still open. The article shows the problem field of research object. Criteria of efficiency evaluation in the educational form-master’s activity were studied by means of psychological and pedagogical literature. The author has reviewed the main directions of form-master’s activity in school. Form-master’s functions, rights and duties are studied by the author. The article shows the possibility to estimate educational form-mater’s activity based on fulfilled functions. The author has created criteria and measures for efficiency evaluation in educational form-master’s activity. On the basis of results analysis of ascertaining experiment we can conclude that there is a necessity to createcriteriaand methods of efficiency evaluation in educational form-master’s activity.
a form-master.
educational activity
effectiveness
evaluation
measure
criterion

Классный руководитель - педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленной на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания обучающихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса. Одним из основных видов профессиональной деятельности педагога является воспитательная деятельность.От успешности работы классного руководителя во многом зависит эффективность воспитательного процесса в целом. В связи с этим изучение эффективности деятельности классного руководителя - один из самых актуальных и сложных вопросов педагогической теории и практики.

Изучению вопросов классного руководства посвящено немало работ. Формы и методы воспитательной работы классного руководителя рассматривались в трудах В.В.Андреевой, В.И.Загвязинского, Т.А.Ильиной, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластёнина и др.; отдельные аспекты воспитательной деятельности классного руководителя нашли свое отражение в работах И.Д. Демаковой, A.M. Иванова, и др.; проблемы совершенствования воспитательной деятельности, оценка эффективности воспитательной деятельности  рассматривались в трудах В.И. Андреева, Н.Б. Авалуевой, Т.П. Дроновой, Ф.З. Мустафиной, А.И. Пушкаревой и др.; вопросам педагогической диагностики были посвящены труды Л.И.Анцыферовой, Б.П.Битинаса,Н.М. Борытко, Н.К.Голубева, К.М. Гуревич,М.Н. Нечаева, Е.Н.Степанова, Н.Е. Мажар, В.Г. Максимова, Н.Е.Щурковойи др.

В последние годы ученые внесли существенный вклад в разработку многих проблем воспитания. Но теоретический анализ показал, что широкий спектр исследований связан либо с системой школьного воспитания, либо с отдельными аспектами работы классных руководителей. Очевидно, что в современных исследованиях не достаточно изучены вопросыэффективности воспитательной деятельности классного руководителя, не определены пути повышения эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, недостаточно исследованы методы педагогической диагностики в работе классного руководителя.

Осуществляя какую-либо деятельность, мы неизбежно оцениваем ее качество. Остановимся в первую очередь на рассмотрении вопроса о том, что представляет собой категория «оценка». С философской точки зрения, оценка рассматривается как отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, соответствие определенным нормам и принципам морали[9]. В толковом словаре Ожегова «оценка» трактуется как мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь[7]. Согласно психолого-педагогическому словарю «оценка» - это сравнение одного явления, объекта, состояния и т. п. с другим, выступающим в качестве критерия [8].

Любой оценке определенных сторон педагогического объекта или явления должно предшествовать его качественное изучение. Следовательно, одной из проблем, возникающей при оценке качества воспитательной деятельности, является набор критериев и показателей, по которым предполагают оценивать деятельность педагогов.

На сегодняшний день наибольшую трудность вызывает определение совокупности критериев и показателей оценки эффективности воспитательной деятельности. Что принять за критерии и показатели? Разработка конкретных критериев и показателей оценки эффективности воспитательной деятельности - одна из важнейших задач педагогической науки. Рассмотрим существующие определения данных понятий. В словаре русского языка С.И. Ожегова под критерием понимается признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки [7]. В словаре иностранных слов понятие «критерий» трактуется как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки [2].

Проведенный лингвистический анализ терминов дает нам право обобщить все признаки понятий «критерий» и «оценка». По результатам проведенного анализа можно вывести рабочее определение критерия оценки эффективности, который представляет собой норму, эталон, позволяющий отличать эффективную деятельность от неэффективной.

Показатель - это некоторая величина или качество переменной, которое может проявляться у конкретного объекта, т.е. это мера проявления критерия, его количественная или качественная характеристика, по которой судят о различных состояниях объекта; это внешне хорошо различимый признак измеряемого критерия [1].

На сегодняшний день существует немалое количество исследований связанных с выделением критериев и показателей для оценки эффективности деятельности педагогов.

Так, Т.Г. Браже считает, что в качестве критериев оценки профессиональной компетентности учителя можно использовать: результат деятельности учителя; наличие у педагога осознанных критериев оценки деятельности обучающихся; владение профессионально-речевой культурой и др. Автор замечает, что необходимо оценивать не только профессиональную компетентность педагога, но и взаимодействие между педагогом и обучающимися, родителями, администрацией школы [6].

По мнению Л.В. Шмельковой, критерии оценки деятельности учителя могут быть представлены в виде профессиограммы педагога. Профессиограмма может включать в себя следующие блоки: 1) знание педагогом основ педагогики и психологии; 2) умение использовать современные технологии обучения и воспитания; 3) умение проводить внеклассную работу по предмету, в том числе факультативы и обучение по индивидуальной программе [Там же].

Изучение различных подходов по оценке эффективности профессиональной деятельности педагогов показывает, что  сложно выделить и научно обосновать общую систему критериев эффективности педагогической деятельности, на основании которой было бы возможным произвести оценку труда работника. При выделении критериев оценки воспитательной деятельности классного руководителя также наблюдается несколько  подходов.

Например, оценивая воспитательную деятельность в школе Н.К. Голубев и Б.П. Битинас отмечают, что многие ученые и педагоги выделяют «мероприятийный» подход к воспитательной работе. Однако отдельные мероприятия не являются достаточным основанием для суждения о качестве воспитательной деятельности. Исходя из представления о воспитании как организации жизнедеятельности воспитанников, требуется изучение более крупных структурных единиц воспитательной работы классного руководителя [3].

Так, И.В. Золотухина выделяет следующие критерии оценки деятельности классного руководителя: 1) готовность к осуществлению воспитательной деятельности; 2) уровень развития классного коллектива; 3) качество организуемых в классе ключевых дел; 4) эффективность работы классного руководителя; 5) личностные качества выпускников данного классного руководителя [5].

Рассматривая проблему оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, Т.К. Крикуноваостанавливается на следующих критериях: критерии процесса и критерии результата.По мнению автора, критерии процесса должны отвечать на вопрос «что сделано» и включать такие аспекты, как: 1) объем и содержание воспитательной работы; 2) необходимость и достаточность, педагогическая целесообразность мероприятий, равномерное их распределение по времени; общественная активность. Другая группа критериев - критерии результата отвечают на вопрос «как сделано» и направлены на оценку: 1) педагогических условий; 2) соблюдение дисциплины и устава учебного заведения; 3) свойства личности [6].

            В Методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях [10]критерии оценки работы классного руководителя разделены на 2 группы: деятельности и результативности. Критерии результативности деятельности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии: 1) уровень общей культуры и дисциплины обучающихся; 2) уровень их гражданской зрелости. К критериям процесса деятельности относятся: 1) организация воспитательной работы с обучающимися; 2) взаимодействие с педагогическим коллективом, работающим с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иных законных представителей) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся.

Анализ изученных подходов по выделению критериев и показателей учеными, педагогами свидетельствует о том, что на сегодняшний день не принято единых подходов к оценке деятельности классного руководителя. Следовательно, вопрос о критериях оценки деятельности классного руководителя до сих пор остается спорным.

            На наш взгляд, в настоящее время существует необходимостьв разработкеконкретных критериевпо изучению эффективности деятельности классного руководителя. В своей статье под критерием мы будем понимать совокупность определенных характеристик труда классного руководителя, на основании которых можем говорить о той или иной степени эффективности его воспитательной деятельности. Для определения эффективности используют два ряда критериев: объективные и субъективные. Объективные критерии «предзаданы» субъекту, т.е. субъект не вырабатывает их самостоятельно, а лишь применяет для эффективности профессиональной деятельности. Объективные критерии всегда предполагают какую-либо норму, шкалу оценки. Субъективные критерии преимущественно вырабатываются самим субъектом (например, учителем, классным руководителем, администрацией школы).

Обратимся к основным направлениям деятельностипедагога-воспитателя в школе: 1) организация деятельности классного коллектива; 2) организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся; 3) организация внеучебной жизни класса; 4) изучение личности и коррекция воспитания школьников; 5) социальная защита школьников; 6) работа с родителями [4]. Отсюда целесообразно выделить функции классного руководителя. Спектр функций классного руководителя зависит от условий организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении; особенностями воспитательной системы учебного заведения и класса; валеологическими возможностями школы и родителей; индивидуальными и психовозрастными особенностями школьников; уровнем воспитанности, организованности, обученности, подготовленности педагогов к организации внеучебной работы.

Остановимся на функциях, прописанных в «Методических рекомендациях об осу­ществлении деятельности классного руководителя педагогическими работниками государствен­ных общеобразовательных учреждений субъ­ектов Российской Федерации и муниципаль­ных общеобразовательных учреждений» (при­каз Минобразования России от 3 февраля 2006 г. № 21). Эта идея составила основу определения критериев и по­казателей оценки эффективности деятельно­сти классных руководителей. Нами была разработана методика оценки эффективности деятельности классного руководителя, в которой в качестве критериев мы отметили такие функции, как: 1) организационно-координирующая; 2) коммуникативная; 3) аналитическая; 4) контрольная. Перваягруппа включает в себя следующие показатели: планированиедеятельности по классному руководству в соответствии с требованиями школы; нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса; организация работы классного руководителя с каждым учеником класса и коллективом в целом; организация работы с родителями обучающихся.Вторая группа - установление оптимальных взаимоотношений в системе «ученик-учитель»; формирование благоприятного психологического климата в коллективе; организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями.Следующая группа позволяетпроанализировать: воспитательную деятельность в классном коллективе; семейное воспитание каждого ученика; уровень воспитанности личности и коллектива. В последней группе можно изучить успеваемость учеников класса, посещаемость учебных занятий обучающимися, а также  соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка школы. Представленная методика позволяет оценить деятельностьпедагога, родителямучеников, коллегам, работающим с классом, администрации, а также самомуклассному руководителю.

Нами была проведенаопытно-экспериментальная  работа пооцениванию своейдеятельности классными руководителями. В эксперименте приняли участие студенты-практикантычетвертого курса факультета иностранных языков и историко-филологического факультета Педагогического института НИУ «БелГУ» по специальностям «учитель иностранного языка» и «учитель русского языка и литературы», классные руководители школ Белгородской области.  В течение педагогической практики студенты наблюдали за деятельностью классных руководителей, анализировали их деятельность, сами выполняли обязанности классных руководителей.

Педагогам школ, выполняющим функции классных руководителей, предлагалось ответить на несколько вопросов: Кто должен оценивать качество воспитательного процесса? Нужно ли оценивать свою деятельность классному руководителю? Как часто вы оцениваете эффективность своей деятельности? По каким критериям производится оценка эффективности деятельности классных руководителей? и др.

Анализ эмпирического материала показал, что большинство классных руководителей (65%) никогда не проводили подробную оценку своей деятельности. Среди причин респонденты отмечают: 1) не задумывались над этим (20%); 2)  не вижу в этом смысла (15%); 3) не знали, по каким критериям оценивать (30%) и др.

Полученные данные говорят о необходимости разработки единых критериев и показателей, позволяющих качественно оценивать деятельность классных руководителей, а также указывают на необходимость качественной подготовки будущих классных руководителей в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Разработанная методика «Оценка эффективности деятельности классного руководителя» позволяет не только изучить эффективность деятельности педагогов, но и знакомит педагогов с критериями и показателями, которые можно использовать при оценке своей деятельности; дает рекомендации классным руководителям по повышению эффективности их деятельности в воспитательном процессе школы.

Таким образом, в ходе эксперимента была доказана эффективность применения диагностических методик, обеспечивающих совершенствование воспитательной деятельности классного руководителя. Основной конечной целью оценивания эффективности деятельности классного руководителя является улучшение воспитательного процесса, поощрение индивидуального понимания эффективности выполняемой работы, укрепление профессионального статуса педагога.

Рецензенты:

Исаев И.Ф., д.п.н., профессор, «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г.Белгород.

Шеховская Н.Л., д.п.н., профессор, «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г.Белгород.