Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE PRACTICAL TRAINING OF BACHELORS OF SOCIAL WORK

Sadykov R.M. 1
1 FSBIS Institute of social and economic researches of Ufa scientific centre of Russian academy of sciences
The article discusses the practical training of social workers, which is one of the main forms of educational process in social work. Social work is understood as a purposeful activity in the community to assist state and private assistance and support to the various categories of the population who find themselves in difficult life situation and are not able to solve their problems in life without somebody’s help. In the most common form social work is a complex social phenomenon, an independent field of scientific and practical knowledge, profession and educational discipline. Practical training is based on a specific theoretical basis, providing a practical knowledge of the laws and principles of the profession and its organization. An integral part of the training of social workers is the formation of their professional skills and abilities. It is shown that the practice allows to check the assimilation of theoretical knowledge, and helps to realize social problems of modern society.
practical training of social workers.
practice of social work
professional research
professional social work
social work

Социальная работа понимается как целенаправленная деятельность в обществе по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы. Главная цель социальной работы - это забота о благосостоянии и раскрытие возможностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию [1]. Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы» [5].

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину. Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Социальную работу как профессиональную деятельность следует рассматривать в рамках тех должностных обязанностей, которые выполняют социальные работники. Виды деятельности, относящиеся к социальной работе, могут быть выполнены квалифицированно только особым образом подготовленными профессионалами. Структура и объём обязанностей социального работника определяются потребностями современного общества и разделением общественно полезного труда [7]. Профессиональная деятельность социальных работников в современных условиях осуществляется в различных государственных службах (служба занятости, служба медико-социальной экспертизы, миграционная служба, МЧС и другие); пенитенциарной системе; предприятиях, фирмах (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные); силовых структурах; различных организациях, органах (здравоохранение, культура, образование, пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальное страхование, социальная защита) и других.

В различных социальных учреждениях, в которых осуществляется социальная работа, разный вес самой социальной деятельности. В соответствии с этим социальные учреждения можно подразделить на следующие виды: учреждения, в которых жизнедеятельность клиента практически полностью подконтрольна социальным работникам; учреждения, в которых социальные работники лишь частично контролируют жизнедеятельность клиента; учреждения, в которых социальные работники и клиенты встречаются кратковременно; учреждения, в которых социальные работники и клиенты обмениваются только информацией. Важной характеристикой социального учреждения служит его профилированность в отношении социальной работы. Одни учреждения полностью выполняют социальную работу, а в других социальная деятельность является дополнительной, вспомогательной задачей.

В различных социальных учреждениях в процессе реализации функций социальной работы эта деятельность реализуется в виде действий в рамках той или иной должности. В соответствии с должностными инструкциями, социальные работники выполняют следующие виды профессиональной деятельности: социально-технологическая, организационно-управленческая, исследовательская, социально-проектная. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник по направлению подготовки бакалавр социальной работы, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Объектами профессиональной деятельности социальных работников выступают отдельные индивиды, семьи, социальные группы, слои и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании; коллективы учреждений социальной сферы; общественные организации (фонды, ассоциации, объединения) и т.д. [4, с. 105-111].

Профессия социального работника сложна и многогранна. Время показало, что будущий социальный работник должен готовиться к профессиональной деятельности в течение всего периода обучения. Система профессиональной целевой подготовки включает три основные подсистемы: 1) теоретическую; 2) исследовательскую; 3) практическую. Преемственность и непрерывность этих подсистем позволяют эффективно осуществлять образовательно-профессиональную подготовку бакалавров социальной работы.

Практическая подготовка к профессиональной деятельности включает непрерывную практику с 1 курса и предусматривает к окончанию 4 курса обеспечить будущего социального работника необходимыми умениями и навыками для самостоятельной профессиональной работы. Система непрерывной практической подготовки включает ознакомительную, учебную, производственную и преддипломную практики. Организация практик на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Все виды практик являются обязательными и представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, которые определяются основной образовательной программой высшего учебного заведения [3, с. 101-105].

Практика является полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе. Она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере в целом, и сфере социальной защиты населения, в частности. Профессиональная подготовка студентов, будущих социальных работников, опирается на единство обучающих технологий, реализуемых в аудиторных условиях, и технологий, осуществить которые можно только в условиях практикующих социальных учреждений. Для становления социального учреждения полноценной базой для учебной и производственной практики студентов по социальной работе необходимо соответствовать следующим основным требованиям: реальное выполнение задач, входящих в сферу социальной работы; наличие специалистов, способных грамотно реализовывать современные технологии социальной работы; открытый характер социальной деятельности; наличие объективной заинтересованности в подготовке профессионалов; наличие материально-технической базы для проведения практики; наличие режима работы, для принятия студентов.

Практическая подготовка является одной из основных форм учебного процесса и как таковая основывается на профессиональных знаниях, опирается на определенный теоретический фундамент, обеспечивая практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, овладение способами её организации. Основной целью практики является: 1) совершенствование профессиональной подготовки студентов на основе их непрерывного участия в деятельности социальных учреждений и служб; 2) формирование у них комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности. В ходе практики решаются следующие основные задачи профессиональной подготовки социальных работников: обучение студентов умениям и навыкам ведения организационно-управленческой, научно-педагогической, практической, исследовательско-аналитической деятельности на различных объектах; знакомство обучающихся с организацией и функционированием действующих социальных учреждений и служб; формирование у студентов готовности к самостоятельной профессиональной деятельности; воспитание у социальных работников стремления использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы в своей профессиональной деятельности; приобретение студентами умения работать в условиях неформального общения, чтобы способствовать проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиентов; повышение у студентов мотивации к квалифицированной профессиональной деятельности путем вовлечения их с первых лет обучения в коллективы учреждений социального обслуживания.

Непрерывность практической подготовки социальных работников сочетается с поэтапным продвижением к поставленной цели, при этом на каждом этапе планируются соответствующие уровни освоения практических навыков. В процессе практики студенты получают практическую подготовку для выполнения комплекса работ по оказанию социальной помощи и поддержки отдельным категориям населения и по организации некоторых сторон деятельности социальных учреждений и служб [4, с. 105-111].

Практика, являясь специфическим видом обучения, специально планируется, чтобы активно формировать будущего профессионала. Роль, которую способна сыграть в подготовке бакалавров социальной работы практика, во многом определяется характером взаимоотношений, складывающихся между образовательным учреждением и социальной организацией, а также пониманием каждой стороной функций этого вида обучения как связующего звена между теорией и практикой. В идеале знания, полученные в теоретическом курсе обучения, дополняются умениями и навыками, полученными в практической подготовке, и наоборот. Практическая подготовка позволяет студенту не только апробировать свои знания и навыки профессиональной деятельности, но и адаптироваться: 1) к профессии, т.е. в ходе решения конкретных практических задач, поставленных перед прохождением практики, отработать ряд умений и навыков; 2) к коллективу, т.е. освоить принципиально иные образцы поведения в коллективе, нормы взаимодействия и взаимоотношения с коллегами - социальными работниками, руководителями социальных учреждений и служб, клиентами; 3) к новой роли в обществе, связанной с социальной помощью и поддержкой людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Выбор социальных учреждений для прохождения практики бакалавров социальной работы проводится с учетом основной образовательной программы по направлению подготовки, интересов самих студентов и социальных учреждений, организаций. Практика может проводиться в сторонних социальных организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Разделом практики является научно-исследовательская работа обучающегося. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение предоставляет обучающимся возможность: изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, отражающую достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию); принимать участие в испытаниях опытных образцов проектируемых изделий; составлять отчеты по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступать с докладами на конференциях, «круглых столах» [6].

В ходе учебно-социологической практики студентов приобщают к научно-исследовательской деятельности, привлекая их к разработке исследовательских проектов по социальной работе и направлениям социальной политики [4, с. 105-111]. Студенты участвуют в социологических опросах, политических и маркетинговых исследованиях, работе научно-практических конференций и т.д. Учебно-социологическая практика поможет социальному работнику стать ориентированным на исследования в процессе практики путем выдвижения и осознания своих собственных гипотез и концепций. В процессе практики студенты ознакомятся со всеми существующими в общественных науках видами исследований; приобретут набор знаний в области исследовательской методологии, необходимый для выделения и описания проблемы; научатся качественно осуществлять обзор научной литературы для предварительного изучения проблемы, четко формулировать цели и задачи исследования; освоят различные варианты организации исследования, а также научатся четко и грамотно выдвигать гипотезы, правильно вести записи или осуществлять кодификацию, составлять выборку, анализировать полученные данные, интерпретировать результаты проведенного исследования, составлять отчет о проведенном исследовании [2].

Таким образом, несмотря на различия в понимании сущности, природы объекта и предмета социальной работы, все признают, что одной из важнейших форм обучения социальных работников является практика. Практика занимает особое место в учебном процессе. Она, с одной стороны, позволяет проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, с другой - помогает глубже осознать социальные проблемы современного общества, решение которых направлено на деятельность сотрудников социальных служб, в которых студенты проходят практику. Нельзя недооценивать её значение для профессиональной подготовки будущих социальных работников, поскольку практика тесно взаимосвязана с приобретением теоретических знаний.

В процессе подготовки социальных работников важное место должно принадлежать предметам практической направленности, при этом необходимым является использование активных методов, приемов, форм и видов учебной деятельности, которые удовлетворяют интересы обучающихся, а также новых идей, способствующих эффективности общения, побуждающих к дискуссиям, создающих условия для обмена информацией. Обучение в большей степени должно быть ориентировано на развитие творческих начал в профессиональной деятельности, в результате чего социальный работник может осуществлять различные виды социальной работы.

Рецензенты:

Гатауллин Р.Ф., д.э.н., профессор, и.о. заведующего сектором проблем региональной экономики Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, г. Уфа.

Исянбаев М.Н., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник сектора проблем региональной экономики ИСЭИ УНЦ РАН, г. Уфа.