Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

NEW APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF THE CONTENT MAGISTERIAL PROGRAMS

Nemykina I.N. 1
1 Moscow State Humanitarian University n.a. M.A. Sholokhov
In the article we have done the problems of integrating innovative technologies in the in the process of music education. The problems of musical formation are examined in the context of contemporary humanitarian technologies, on the basis of the integration of the newest achievements of the musical skill of the adjacent humanities.This is reflected in the content of the magisterial program Innovation technologies in the contemporary musical formation» (direction of preparation – 44.04.01 – pedagogical formation – musical formation). The fundamental substantiation of the content of the program is unique: the principle of the primacy of the educational and creative products ofundergraduates; the principle of the redundancy of educational environment; the principle of educational reflection.In this article we focus attention onthe list of the studied educational modules, which ensuring the development of creative qualities of personality of undergraduates, activity in self-knowledge and self-development;sequential entry in the field of contemporary musical culture and pedagogical innovation, the development of the collective creation, directed toward the forthcoming professional activity.
interactive educational technologies
creative potential
magisterial program
musical formation
innovation technologies

Современные кардинальные изменения культурной и социально-экономической жизни в России обусловили появление совершенно иных ценностей в музыкальном образовании. Это существенно изменило запросы и требования к специалисту, который сегодня должен уметь осуществлять системную регуляцию собственной музыкальной профессиональной деятельности и успешно работать в новых, ранее не имевших места в музыкальном искусстве и культуре, нестандартных профессиональных ситуациях.

Сегодня музыкант должен работать не на уровне действий с заранее заданной целью и предлагаемыми путями ее решения. Особое значение приобретает личностный смысл, возможность выбора, включение собственного творческого потенциала, для чего необходимо владение образовательными инновационными технологиями, способствующими развитию личности музыканта, его креативности как профессионально-значимого качества и ведущей компетентности педагога-музыканта.

Креативность как качество личности включает в себя несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих элементов. Прежде всего, таких как мотивация - определяющая направленность на освоение традиционных ценностей музыкального искусства, творческую самореализацию, стремление к новому знанию и др.; интеллект - характеризующий дивергентность и ассоциативность профессионального мышления, его мобильность и гибкость; личностное отношение - синестезийная чувствительность, эмоциональная реактивность, склонность к фантазированию, способность к импровизации и др.

Именно креативность способствует интеграции интеллектуально-творческой активности, воспитанию склонности к экспериментированию, стремлению к новизне. Она позволяет находить неординарные пути решения творческих педагогических задач, нестандартно мыслить и действовать, генерировать концептуальные оригинальные художественные идеи, авторские концепции и реализовывать их в профессиональной музыкальной деятельности. Очень важным представляется необходимость установления взаимосвязи между уровнем развития креативности музыканта и его индивидуальным педагогическим стилем, что предполагает последовательный переход от использования известных и традиционных методик музыкального обучения к поиску собственных оригинальных технологий музыкально-образовательной деятельности.

Далеко не каждый специалист-музыкант в состоянии самостоятельно включать инновационные технологии в образовательную деятельность, тем самым развивая необходимый уровень креативности для успешного и эффективного решения тактических и стратегических профессиональных задач.

В рамках магистерской программы «Инновационные технологии в современном музыкальном образовании» (направление подготовки - 44.04.01 - педагогическое образование - музыкальное образование) эта проблема развития творчества и креативности как профессионально-значимого качества личности магистранта получает свое разрешение через:

  • освоение взаимосвязанных образовательных модулей, отражающих основное проблемное поле современной педагогической инноватики;
  • сотворческую созидательную деятельность магистрантов, направленную на оригинальное, нестандартное и конструктивное решение профессиональных музыкально-образовательных задач;
  • основополагающий контекст современных гуманитарных технологий на основе интеграции новейших достижений музыкального искусства и многих смежных гуманитарных наук.

Особенность образовательных модулей состоит в возможности привлечения в магистратуру специалистов с различным базовым образованием, тем самым решая проблему переобучения и повышения квалификации, чрезвычайно актуальную в наше время.

Уникальным представляется принципиальное обоснование содержания программы:

  1. Принцип первичности образовательных и творческих продуктов магистрантов, которые самостоятельно конструируют личностное содержание образования, опережающее изучение образовательных стандартов и его культурно-исторических образцов.
  2. Принцип избыточности образовательной среды, которая представлена богатым полихудожественным, предметным содержанием, что дает возможность магистрантам выбрать наиболее интересный и значимый для себя аспект обучения и погрузиться по своему выбору в деятельность соответствующих творческих мастерских и мастер-классов.
  3. Принцип образовательной рефлексии предполагает непрерывное осознание, анализ и усвоение магистрантом способов собственной деятельности, ее результатов, понимание и конструирование стратегии и тактики обучения и практической деятельности в соответствии с изменившимися запросами общества.

В процессе научно-исследовательского поиска магистранты решают ключевые проблемы:

  1. Как рождаются инновационные идеи?
  2. Что значит мыслить нестандартно?
  3. Как научиться творчеству?

Осмысливая свою образовательную и исследовательскую деятельность как процесс созидания, они созидают как самих себя, так и свое будущее.

Уникальность заложена также в перечне изучаемых образовательных модулей, обеспечивающих развитие креативных качеств личности магистрантов, активности в самопознании и саморазвитии; последовательное вхождение в поле современной музыкальной культуры и педагогической инноватики, развитие коллективного творчества с позиций предстоящей профессиональной деятельности.

Целью магистерской программы «Инновационные технологии в современном музыкальном образовании» по направлению подготовки - 44.04.01 - педагогическое образование (музыкальное образование) является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими теоретическими знаниями и практическими компетенциями в области музыкальной педагогики, владеющих навыками системной эмоционально-волевой регуляции собственной деятельности и готовых к творческой мобильности при решении инновационных профессиональных задач. Программа нацелена на развитие творчества и креативных качеств личности магистрантов; становление у них готовности к инновационным преобразованиям реальной педагогической практики; освоение современных инновационных музыкально-педагогических технологий; апробацию магистрантами собственных инновационных проектов в реальных условиях музыкально-образовательного процесса.

ФГОС предполагает, что при обучении в магистратуре не менее 40 % аудиторных занятий должны проводиться в интерактивных формах. Интерактивное обучение является основой для внедрения в практику инновационных музыкально-образовательных технологий. Как специфическая форма организации познавательной деятельности интерактивное обучение подразумевает конкретные и прогнозируемые цели, одной из которых является создание комфортных условий, при которых магистры изначально чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, творческую индивидуальность, что способствует формированию креативных качеств их личности и делает успешным сам процесс обучения.

Интерактивные методы в музыкальном образовании основаны на принципах взаимодействия, взаимной активности магистрантов, их опоре на совместный групповой опыт и обязательную обратную связь. В данном случае создается образовательная среда, которая характеризуется открытостью общения, взаимодействием и равенством позиций, появлением обобщенного совместного знания, а также возможностью взаимной оценки и контроля. Таким образом, реализуется принцип избыточности образовательной среды.

Направленность данной магистерской программы чрезвычайно широка и включает в себя освоение основных видов интерактивных образовательных технологий:

  1. Командное творчество, направленное на решение о единой задаче путем творческого соединения индивидуальных результатов членов команды с выделением конкретных полномочий и ответственности каждого.
  2. Проектная технология, предполагающая индивидуальную или коллективную работу по отбору и систематизации инновационного материала, в результате чего создается проект.
  3. Технология анализа проблемных ситуаций из соответствующих разделов профессиональной музыкальной деятельности и поиск наилучших вариантов их решения (case-study).
  4. Ролевая имитация реальной профессиональной музыкальной деятельности (ролевые и деловые игры).
  5. Модульное обучение, где знания используются в виде отдельных модулей, интегрируемых с другими дисциплинами курса; блоков взаимосвязанных дисциплин, изучаемых независимо от других модулей.
  6. Контекстное обучение, способствующее освоению инноваций путем выявления связей между конкретным знанием и его практическим применением.
  7. Развитие критического рефлексивного мышления, позволяющего выдвигать новые идеи и видеть новые возможности.

Настоящая программа предполагает заочную форму обучения (2,5 года), что позволяет привлечь для обучения и повышения квалификации широкий круг специалистов как системы образования, так и системы культуры и искусства. Это - бакалавры и специалисты всех направлений подготовки; преподаватели высшего и среднего профессионального образования, педагоги общеобразовательных школ, воспитатели детских дошкольных образовательных учреждений, педагоги-психологи, воспитатели реабилитационных центров, а также преподаватели и сотрудники образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного образования художественно-эстетического профиля, не имеющие либо педагогического, либо специального музыкального образования.

В построении содержания программы мы опираемся на блочно-модульный подход, который позволяет организовать образовательный процесс и научно-исследовательскую работу магистрантов в соответствии с самыми современными методологическими стратегиями и тактическими задачами. Для нас крайне важным представляется сохранить национальные традиции музыкального образования, доказавшие свою жизненность и эффективность. Отсюда неразрывная связь каждого учебного модуля с мировоззрением, традициями, культурой и музыкальным искусством России. Все образовательные модули программы взаимосвязаны, однако следует подчеркнуть и самостоятельно значение каждого из них, представляющего собой завершенную оригинальную образовательную дисциплину, которая может существовать и как программа повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования.

Каждый семестр представляет собой специфический образовательный блок, включающий определенный набор образовательных модулей (дисциплин), изучение которых завершается соответствующим научным семинаром:

  1. Первый семестр - методологический блок включает базовые и профессиональные методологические дисциплины, где работа завершается научно-методологическим практикумом, обобщающим основополагающие знания, позволяющие магистрантам проявить компетентность в соответствующей отрасли.
  2. Второй семестр - исследовательский блок, вводящий магистрантов в мир педагогической инноватики в музыкальном искусстве с соответствующим завершающим научно-исследовательским практикумом.
  3. Третий семестр - технологический блок - освоение современных технологий музыкального образования в различных сферах музыкальной деятельности и как заключение - научно-технологический практикум.
  4. Четвертый семестр - методический блок, дисциплины которого вводят в мир методических инноваций в музыкальном образовании, соответственно в завершении - научно-методический практикум.
  5. Пятый семестр - итоговая государственная аттестация, включающая междисциплинарный экзамен «Современные концепции инновационного музыкального образования» и защиту магистерской диссертации.

Обучение построено на основе компетентностного и практико-ориентированного подходов (контекстное обучение). Поэтому при освоении программы магистрант должен приобрести следующие умения:

  • совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшую образовательную траекторию и профессиональную карьеру;
  • используя свои музыкальные способности, талант, художественный вкус и необходимые техники, самостоятельно и в совместном творчестве создавать уникальный творческий продукт;
  • изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень населения, разрабатывать стратегии музыкально-просветительской деятельности и реализовывать просветительские программы в целях популяризации музыкального искусства и национальных культурных традиций;
  • осваивать и применять современные инновационные технологии и методики организации и реализации музыкально-образовательного процесса в различных образовательных учреждениях;
  • свободно владеть техническими средствами создания и воспроизведения объектов музыкального искусства, использовать современные технологии диагностики и оценивания качества музыкального образования;
  • вовлекать в учебный процесс результаты музыкальной деятельности, содержащие новые знания с целью удовлетворения потребностей общества в компетентных, конкурентоспособных музыкантах-педагогах;
  • включать нововведения в области музыкально-педагогических технологий, организации и управления процессом формирования профессиональной компетентности музыканта-педагога, основанные на современном передовом опыте;
  • использовать в музыкально-образовательной деятельности новые или модифицированные и адаптированные педагогические технологии, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект.

Магистранты смогут совершенствовать и развивать профессиональные мастерство в процессе педагогической, научно-педагогической и научно-исследовательской практик на базах образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты, среди которых: ФГБОУ ВПО « Государственный специализированный институт искусств» г. Москва, ГБОУ ДОД «Детская школа искусств им. М. А. Балакирева» г. Москва; МБУДО «Детская Духовая музыкальная школа» Московская область, г. Балашиха и др.

В процессе образовательной деятельности будет реализовано постоянное общение магистрантов с ведущими специалистами отрасли, работающими в учреждениях, реализующих инновационные проекты в музыкальной культуре, искусстве и образовании. Это позволит сформировать у них высокую мотивацию к постоянному самообразованию как главной жизненной ценности.

Магистерская программа «Инновационные технологии в современном музыкальном образовании» разработана и будет реализована в рамках научного проекта «Образование и развитие личности» ФБГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» в соответствии с проблемой «Развитие технологий музыкального образования в условиях глобализации культурного пространства».

Рецензенты:

Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор, декан факультета культуры и музыкального искусства ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.

Купцова И.А., доктор культурологии, профессор кафедры истории, философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.