Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TECHNOLOGIES FOR TRAINING BACHELORS FOR PROFESSIONAL WORK ON HIGH-TECH MACHINE BUILDING ENTERPRISES

Saveleva N.N. 1
1 National Research Tomsk Polytechnic University
This article shows the characteristic features of preparationof bachelors and masters for the high-tech companies. The preparation is based on technology innovation center in engineering, in Tomsk Polytechnic University. To ensure effective preparation of students for professional work development of their professional competencies and technical intellect, it was developed and applied software training, simulating production and research of engineering needsan information technology training.At results of the experimental studies of formation of professional competence and technical intelligence in bachelors we can conclude that of the developed and implemented educational information technology in the process of preparing the future bachelors engineering is effective.
training
professional competence
bachelor
Information and Educational Technology

Одним из важных направлений развития профессионального образования в России является ориентация на требования работодателя и реализацию компетентностно- ориентированных Федеральных государственных стандартов. Поэтому актуальным является внедрение в образовательных учреждениях инновационных программ, направленных на изменение образовательных технологий, моделей управления технологическими процессами с учетом потребностей работодателей, региональной специфики, ресурсного обеспечения [2].

В связи с этим в Томском политехническом университете в 2011 году был создан центр инновационных технологий в машиностроении для разработки конкурентоспособных изделий машиностроения и создания ресурсноэффективных технологий их изготовления, а также подготовки бакалавров для высокотехнологичных производств.

Научными направлениями деятельности центра являются:

  • создание современных технологий обучения будущих специалистов для высокотехнологичных производств;
  • оптимизация геометрических параметров режущих инструментов;
  • разработка и исследования сборных инструментов со сборными многогранными пластинками;
  • обработка деталей чистовым пластическим деформированием и др.

Одной из целей создания центра декларировалось создание системы подготовки бакалавров, специалистов и будущих магистров для высокотехнологичных предприятий машиностроения. Создание центра инновационных технологий в машиностроении необходимо, т.к. в нем сконцентрированы материально-технический, кадровый, методический и информационный ресурсы, и отрабатываются новые педагогические и информационные технологии с применением уникального оборудования, прикладного программного обеспечения, электронных образовательных ресурсов.

Созданная система обучения решила следующие актуальные для современного высокотехнологичного производства проблемы:

  • дефицит квалифицированных специалистов для инновационной экономики;
  • неудовлетворенность работодателей уровнем развития компетенций выпускников;
  • устаревшая и недостаточно оснащенная материально-техническая база;
  • отсутствие у предприятий целевого перспективного заказа на подготовку кадров.

Первоначально для подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей промышленности была создана материально-техническая база – аппаратно–программный комплекс [3,4]. Аппаратно-программный комплекс предназначен для проведения расчетов, компьютерного моделирования технологических процессов с заданными свойствами в различных условиях эксплуатации. Важной особенностью комплекса является возможность объемного моделирования. 3D-модели деталей передаются по локальной сети в системы инженерных расчетов САЕ. Проверенные в расчетах объемные модели передаются в системы подготовки производства САМ, которые автоматически создают управляющие программы для соответствующих типов станков с ЧПУ. На базе 3D-моделей возможна организация сквозного автоматизированного проектирования технологической подготовки производства изделий на станках с ЧПУ, исключая трудоемкие операции ручного труда.

Для подготовки кадров по специальностям и профессиям машиностроительного профиля создана информационно-образовательная технология (ИОТ) на базе электронных образовательных ресурсов [3,4]. Основные характеристики созданной технологии: целевая направленность, пошаговое освоение всеми студентами запланированных массивов знаний, диагностические процедуры после каждого этапа и в конце обучения.

При создании ИОТ мы руководствовались следующими принципами:

  • обеспечение непрерывной информационной подготовки студентов;
  • включение в содержание общепрофессиональных и специальных дисциплин информационно-технологической составляющей, которая обеспечивает системное использование прикладных информационных технологий.

Обучение проходило на базе интегрированной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», которая оснащена индивидуальной учебной программой и разбита на модули. Отдельные модули оснащены структурными схемами, где четко прописан объем выполняемых студентами работ (лекций, тестов, лабораторных, практических и контрольных работ), что обеспечивает гибкость обучения и позволяет осваивать дисциплину с индивидуальной скоростью в зависимости от базовой подготовки студента и его интеллектуального развития.

Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» содержит 4 модуля (плоское черчение, трехмерное моделирование, проектирование технологических процессов, создание управляющих программ и наладка станка) и реализуется в течение 4 семестров. Содержание каждого модуля интегрировано с общепрофессиональными и специальными дисциплинами для достижения единых целей.

Таблица 1

Модули

Этапы ИОТ

 

Дисциплины, интегрированные по содержанию

Основные цели

Модуля

1 модуль

Плоское черчение

Инженерная графика

Научить студентов читать и создавать эскизы, чертежи деталей

2 модуль

3D моделирование

Детали машин

Режущий инструмент

Проектировать 3D модели и по ним чертежи деталей

3 модуль

Сборочные чертежи

Метрология.

Технологическое оборудование

Технологическая оснастка

Научиться создавать и назначать технические требования на сборочные чертежи, выполнять деталировку.

4 модуль

Составление технологических процессов, управляющих программ для станков

Технология машиностроения Программирование для станков с ЧПУ

Проектирование технологических процессов, оформление технологической документации, создание управляющих программ, наладка станка на операцию

Для организации обучения были созданы программно-методические и дидактические средства обучения, которые включают в себя: обучающие программы в среде Delpfi [1], структурно-логические схемы, задания для практических и лабораторных работ, для курсовых и дипломных проектов, диагностический комплекс – тесты текущего и итогового контроля знаний, тесты и контрольные работы для оценки уровней сформированности профессиональных компетенций, задания для комплексной итоговой аттестации и задания для дипломного проектирования. Пример обучающей программы для выбора режущего инструмента по различным исходным условиям на операцию технологического процесса приведен на рисунке 1.

Рис.1. Обучающая программа для лабораторных работ

Спроектированная и реализованная ИОТ (рис. 2) направлена на развитие технического интеллекта и формирование профессиональных компетенций у студентов при подготовке к профессиональной деятельности и содержит следующие этапы: диагностический, мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный.

1 этап – диагностический, предусматривает оценку начального уровня развития технического интеллекта и сформированности профессиональных компетенций у студентов.

2 этап – мотивационный, его целью является отработка положительного отношения и проявление устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов – будущих бакалавров, что достигается установлением междисциплинарных связей и проведением обучения в реальных производственных условиях с применением высокотехнологичного оборудования.

Рис. 2. Этапы информационно-образовательной технологии формирования профессиональных компетенций и технического интеллекта у будущих бакалавров

3 этап – когнитивный, приобретение знаний и основных навыков работы с прикладными профессиональными программами, выполнение простых схем, чертежей и трехмерных моделей будущих изделий.

4 этап – деятельностный, развитие технического интеллекта и формирование профессиональных компетенций при выполнении практических работ и проектов в интеграции с общепрофессиональными и специальными дисциплинами; мониторинг развития технического интеллекта и формирование профессиональных компетенций; на этом этапе студенты выполняют курсовые проекты с использованием прикладных профессиональных программ, позволяющих творчески решать поставленные проблемы.

5 этап – рефлексивно-оценочный, включает окончательную оценку уровня развития технического интеллекта и сформированности профессиональных компетенций, внесение корректировок в технологию обучения.

Все проекты выполняемые студентами развивают технический интеллект, формируют профессиональные компетенции и способствуют их профессиональному развитию [5]. В реальной производственной ситуации велико количество вариантов решений изучаемых проблем, и студентам предлагается алгоритм решения поставленной задачи. Тем самым студенты учатся учитывать наиболее важные факторы, анализировать их, оценивать влияние каждого фактора и в будущем принимать наиболее правильные решения при решении производственных задач. При этом после всесторонне проведенного анализа студенты синтезируют и обобщают имеющийся материал и могут выполнить конструкторский или технологический проект без дополнительной подготовки на предприятии.

Приобретение профессиональных компетенций осуществляется на лабораторных, практических занятиях и курсовом проектировании. Студенты самостоятельно разрабатывают технологические процессы изготовления изделий, проектируют операции на станках с ЧПУ, моделируют управляющие программы, исследуют влияние геометрии режущего инструмента на точность обработки, т.е. решают инженерные задачи или проводят научные исследования [1].

Таким образом, студенты все профессиональные проектные работы выполняют в условиях, приближенных к реальным высокотехнологичным производствам. Это является мотивацией к качественному выполнению проектных работ будущими бакалаврами машиностроения. В процессе обучения студентами компьютерной графики, прикладных профессиональных программ, которые используются для проведения лабораторных и практических работ, курсовых и дипломных проектов в центре инновационных технологий, способны самостоятельно моделировать различные технологические процессы и решать профессиональные задачи для высокотехнологичных производств в будущем.

Рецензенты:

Мищенко В.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГОУ ВПО Югорский государственный университет, г. Югра.

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики Томского политехнического университета, г. Томск.