Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PREPARING STUDENTS FOR FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO WORK WITH PARENTS ON THE ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN.

Svyattseva A.V. 1
1 Federal State Educational Institution USPU
The article refers to the principles and ways of organizing artistic and aesthetic activities of children with their parents, as well as on the preparation of students to work with parents on the artistic and aesthetic education of children in the pedagogical model proposed by the author prepare students for professional careers. The author presents the evaluation of the effectiveness of interdisciplinary distribution of educational material to prepare stu-dents to work with parents on the artistic and aesthetic education of children, which is carried out based on the analysis of the curriculum, and shows, that the use of interdisciplinary relations helps to imagine a more diverse educational material, in various contexts in the organization of content practical exercises.
artistic and aesthetic development
students - future teachers

Введение

Одним из положений Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является требование опоры на специфически детские виды деятельности в личностном развитии ребенка. Подчеркивается особая роль художественно-эстетической деятельности в формировании общей культуры личности ребенка, развитии его социальных и нравственных качеств. Не менее важным положением ФГОС выступает реализация принципа сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей. Повышение статуса семейного воспитания, поддержка семьи лежит в основе «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года». Разработка теоретических подходов к художественно-эстетическому развитию детей в условиях сотрудничества ДОО с семьей выступает в качестве социального заказа современной педагогической науке на данном этапе развития нашей страны.

В свете приоритетных направлений современной государственной политики в области дошкольного образования актуализируется проблема подготовки студентов педагогических вузов - будущих методистов и воспитателей дошкольных образовательных организаций к работе с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей. Такая подготовка включает освоение студентами знаний о специфике эстетического отношения личности к окружающему миру, значимости художественно-эстетической деятельности в личностном развитии ребенка, принципов организации совместной с родителями художественно-эстетической деятельности детей.

Исследовательская работа по формированию готовности у студентов к работе с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей проводилась нами на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Выделим основные положения, к которым мы пришли в результате проведенного исследования.

Понятие «готовность к работе с родителями по художественно-эстетическому развитию детей» применительно к подготовке студентов педагогических вузов проанализировано и обосновано нами как профессионально-личностное качество, включающее понимание значимости приобщения детей к миру искусства для их личностного развития, знания о принципах и способах организации художественно-эстетической деятельности детей совместно с родителями, владение технологиями личностного развития детей в художественно-эстетической деятельности.

Педагогическая модель формирования готовности у студентов педагогических вузов к работе с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей является структурно-процессуальной, ее блоки (целевой, содержательный, методический, инфраструктурный, результативный) соответствуют основным компонентам вузовского педагогического процесса. В содержательный блок включены знания и виды деятельности, связанные с организацией совместной с родителями художественно-эстетической деятельности детей под руководством педагога, на основе обогащения программного содержания учебных дисциплин, осваиваемых студентами за время обучения в вузе, а также содержания внеаудиторной работы; в методический блок вошли формы и методы, способствующие реализации задач формирования готовности у студентов к работе с родителями по художественно-эстетическому развитию детей и диагностики этого процесса; инфраструктурный блок характеризует дополнительные средовые составляющие педагогического процесса на микро- (вузовском) и макро- (социокультурном) уровнях; в результативном блоке представлены показатели, характеризующие степень сформированности у студентов готовности к работе с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей.

Условиями реализации педагогической модели являются: обогащение содержания общепрофессиональных, факультативных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, изучаемых в педагогическом вузе, психолого-педагогическим и художественно-педагогическим материалом; деятельностно-креативная ориентированность процесса обучения, выражающаяся в постепенном расширении возможностей самостоятельной реализации студентами приобретенных знаний в учебной и внеаудиторной деятельности; информационная и методическая обеспеченность процесса обучения.

Остановимся более подробно на одном из содержательных аспектов подготовки студентов в рамках предложенной модели: освоение студентами принципов организации совместной с родителями художественно-эстетической деятельности детей под руководством педагога. Мы выделили следующие принципы: ценностной ориентации, целостности, сотрудничества в детско-родительских отношениях, учета различных национально-культурных традиций в семейном воспитании.

Принцип ценностной ориентации. Художественные произведения, являясь «образной памятью человечества» (по выражению Л.П. Печко), выступают носителями и выразителями общечеловеческих ценностей: красоты и выразительности окружающего мира, многообразия человеческих чувств и отношений. Особое значение имеет художественно-образный контекст развития личности в период детства: дети постигают действительность и ее нравственные законы через эмоционально-чувственное переживание образов окружающего мира. Закономерно при этом, что, чем ярче и привлекательнее видео- или аудио образ, тем более значимым представителем ценностей окружающего мира он воспринимается ребенком. По замечанию Д.С. Лихачева, в представлении ребенка эстетические категории «отождествляются с конкретными образами: красота отождествляется с добром, а безобразное со злом. Такова особенность детского мышления» [3, с. 22].

Серьезной проблемой современной семьи и общества в целом является низкий уровень художественно-образной продукции, которая наполняет повседневную жизнь детей. Современные дети в значительной степени дезориентированы средствами массовой информации в понимании правильного, позитивного поведения в окружающей среде. По замечанию Н.Г. Куприной, «обилие рекламы, заражающей красивыми образами беззаботного и безответственного отношения к окружающим и к собственному здоровью, доминирование на телеэкранах многочисленных передач, смакующих трагедии «чрезвычайных происшествий», и фильмов-боевиков, эстетизирующих образы жестокости и агрессии, увлечение компьютерными играми, имеющими асоциальную направленность (выигрыш «любой ценой»), приводят к созданию такого художественно-образного контекста, который зачастую искажает представления детей о ценностях окружающего мира» [2, с. 254]. Нередко зрительный и звуковой фон, представляющий собой образцы массовой продукции, принимает весьма агрессивные формы и становится опасным, разрушительным для неустойчивой детской психики.

Исходя из реалий современной действительности, важнейшей составляющей подготовки студента - будущего воспитателя ДОО является способность консультирования родителей в вопросах подбора художественных произведений - носителей гуманистических ценностей и образов гармоничного, ответственного поведения в окружающей среде для создания художественно-образного контекста, в котором происходит развитие их детей.

Принцип целостности связан с соотнесением педагогического процесса художественно-эстетического воспитания детей с их целостной жизнедеятельностью в семье.

Искусство как «образная модель человеческой жизнедеятельности» [1, с. 235] является выработанным в культуре способом выстраивания целостного образа мира в сознании личности на основе чувственного, образного его восприятия, через эмоциональное видение. При этом разнообразные способы эмоционально-чувственного освоения мира на основе различных видов искусств, а также образов окружающей действительности находят свое обобщение в эстетическом восприятии. Эстетическое связано с чувственно-образным постижением личностью целостности, красоты, выразительности окружающего мира и обусловливает направленность на гармонизацию личности, выстраивание ее отношений с окружающим миром в соответствии с законами меры, равновесия и красоты.

Особенно эффективно обращение к художественно-образным способам развития личности и формирования ее мировосприятия в период детства. Детям свойственна особая эстетическая восприимчивость, целостность в видении мира. Обретение ребенком художественно-эстетического опыта оказывается в неразрывной связи со всеми другими сферами его личностного развития. Различные формы художественно-образного взаимодействия с окружающим миром, связанные с речью, движением, рисованием или конструированием, являются для ребенка своеобразными играми, т.е. выступают в качестве ведущего вида деятельности, в котором происходят важные изменения в его психике, поведении, формируются качества его личности. Разнообразные способы художественно-эстетической деятельности взрослых и детей целостно воздействуют на все сферы развития личности ребенка: закладываются основы познавательной деятельности, мощный толчок получают все психические свойства личности (внимание, память, воля, воображение, мышление, речь), формируются коммуникативные качества, вырабатываются умения сотрудничать и чувство сопричастности к общему делу, решаются задачи нравственного, духовно-ценностного развития ребенка.

Принцип сотрудничества в детско-родительских отношениях в процессе приобщения детей к искусству базируется на гуманистических идеях признания приоритета интересов, склонностей и индивидуальных особенностей ребенка при выборе родителями воспитательных средств взаимодействия с ним.

В наши дни, когда происходит трансформация устоявшихся в традициях культуры норм семейных отношений, появляются различные модификации и альтернативные формы семьи, и ученые говорят о ее кризисе, неизбежно возникают различные перегибы и в детско-родительских отношениях, как в сторону безответственности, так и в сторону гиперопеки. В частности, мы нередко являемся свидетелями того, как в материально обеспеченных семьях родители перенасыщают жизнь ребенка яркими и сильными эмоциональными впечатлениями, стремясь с первых же дней появления ребенка на свет обеспечить его всем, с их точки зрения, самым интересным и самым лучшим, что существует в окружающем мире. Нередко это приводит к обратному эффекту: дети становятся пассивными, теряют интерес к каким-либо занятиям и нуждаются в раздражителях, превышающих по силе эмоционального воздействия полученные впечатления.

Существует и другая распространенная ситуация, когда родители стремятся реализовать через детей свои амбиции или нереализованные в своем собственном детстве желания. Нередко детей отдают в образовательные художественные учреждения, ожидая от них блестящих результатов: участия в международных выставках по художественному творчеству, побед на музыкальных или танцевальных конкурсах и т.д. Зачастую эти амбиции родителей поощряются самими педагогами, точнее, руководителями детских школ искусств или художественных колледжей: материально обеспеченные родители готовы оплатить зарубежные поездки и выступления всего школьного коллектива ради того, чтобы их ребенок блистал в качестве солиста, «звезды». К сожалению, такие ситуации в большинстве случаев приводят не к гармонизации, а к искажению сознания ребенка.

Необходимо четкое понимание студентами - будущими воспитателями ДОО целевых ориентиров художественно-эстетического развития детей: нацеленность на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в процессе приобщения к искусству, основанное на учете его интересов, склонностей и индивидуальных особенностей.

Принцип учета различных национально-культурных традиций в семейном воспитании особенно важен для многонациональных регионов России, к которым относится Уральский регион, и предполагает соответствие воспитательных подходов в семье национальному менталитету, традициям народной педагогики и сформированным в культуре данного народа формам художественно-эстетического взаимодействия взрослых и детей в семье. В условиях полиэтнического воспитательно-образовательного пространства существенным моментом является сочетание задачи развития у ребенка национальной идентификации с задачами приобщения его к поликультурной действительности мира. Педагогическим условием воплощения этого принципа в воспитательном процессе выступает нахождение точек соприкосновения и общности различных культур, акцентирование общих для разных народов педагогических приемов приобщения ребенка к общечеловеческим гуманистическим ценностям при сохранении национальной самобытности и всестороннем приобщении ребенка к традициям собственной национальной культуры.

Для освоения студентами выделенных принципов организации совместной с родителями художественно-эстетической деятельности детей мы использовали межпредметный вариант распределения данного материала по учебным дисциплинам, которые наиболее соответствуют избранному направлению работы. В частности, на основе анализа учебного плана «Педагогика и методика дошкольного образования» (Направление: Педагогическое образование) нами были выделены следующие дисциплины: «Теоретические основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста», «Теория и технология развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста», «Теория и технология развития музыкально-художественного творчества детей дошкольного возраста», «Педагогика народного творчества» (дисциплины вариативной части профессионального цикла), «История эстетики и эстетического воспитания», «История культуры и искусства» (факультативы), «Взаимодействие ДОО с семьей», «Организация культурно-просветительской деятельности» (спецкурсы). В программное содержание названных дисциплин были внесены дополнения, отвечающие задачам формирования у студентов готовности к работе с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей. При распределении материала между указанными дисциплинами мы учитывали очередность их прохождения студентами.

В результате многолетней опытно-поисковой работы мы пришли к выводу, что межпредметное распределение материала при подготовке студентов к работе с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей выступает достаточно эффективным способом освоения необходимых в этой сфере знаний и навыков. Постоянное возвращение «к пройденному» в разных дисциплинах и на различном учебном материале способствует углублению представлений, полученных первоначально в рамках определенной темы. Межпредметные связи помогают представить сам материал более разнопланово и объемно, в различных содержательных контекстах, при организации практических занятий. Добавим к этому, что предметы ведут разные преподаватели, и у каждого из них, при изначально общей позиции, существует свое видение проблемы, свой жизненный опыт и своя позиция. Эта ситуация помогает включить студентов в самостоятельное размышление и осмысление этой значимой в их профессиональной подготовке темы.

Рецензенты:

Куприна Н.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Новосёлов С.А., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.