Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Шатохин И.Т.

Великие реформы 1860-70-х гг. привели к вытеснению бюрократического управления общественным и появлению в провинции многочисленной и эффективной группы управленцев - земских служащих. Власть в земствах находилась всецело в руках поместного дворянства. В уездных управах Воронежской губернии в пореформенный период доля дворян колебалась от 71 до 86 %[11]. Земские управленцы уделяли большое внимание развитию своего уезда, т.к. здесь были их имения, и они хотели создать условия для их развития. Однако работа земских управ проходила при наличии у них небольших финансовых средств. Дворяне черноземных губерний, основной владелец земельного фонда, не спешило к полному обложению своих поместий земскими сборами. Получался замкнутый круг. С одной стороны, уездные управы, возглавляемые дворянами, стремились к максимальному земскому обложению, с другой, они же объясняли, что обложить земским сбором частные земли в полном объеме невозможно.

Воронежское уездное земское собрание по предложению губернатора установило на своем первом заседании такие раскладки: по 1,5 коп. с дес. частных земель, по 1 коп. с дес. земель крестьянских обществ, 2% с дохода частных земель г. Воронежа, по 26 руб. - с купцов I-й гильдии, по 6 руб. - с купцов II-й гильдии. Эта раскладка практически оставалась неизменной на протяжении всего пореформенного периода. Но ожидаемого результата не получилось. В объяснительной записке воронежской уездной управы к раскладке на 1868 г. отмечалось: «... определение ценности и доходности каждого облагаемого имущества порознь, по многочисленности предметов обложения не представляется возможным; да притом многие имущества, несмотря на высокую ценность, не только не приносят дохода, но наоборот, по сбережению их требуют расходы»[12]. Далее указывалось, что кроме «показаний самих владельцев», не может быть иного основания к составлению раскладок, т.к. у земской управы нет времени и средств для соответствующего контроля. Провести в рамках уезда полную инвентаризацию земель одной земской управе было не под силу. Время работы земства совпало с началом перестройки средне и крупнопоместных хозяйств на буржуазный путь развития. Им нужны были большие деньги на приобретение инвентаря, рабочего скота, найма работников. Поэтому дворяне-помещики стремились не показывать все свое имущество. Это, вероятно, прекрасно осознавали дворяне-члены земской управы. Нельзя сбрасывать со счетов и негативное отношение части дворян к земству, как к всесословному институту.

Составление карты уезда с подробными объяснениями к ней не повлияло на изменение оснований раскладки. В 1883 г. гласный из дворян М.А. Веневитинов внес предложение пересмотреть оценку земель, т.к. она «с давнего времени облагается равным сбором с определением одинаковой ценности в 45 руб. за дес.» Собрание рассмотрение вопроса поручило специальной комиссии, которая только в 1887 г. представила доклад, где предлагала все земли уезда разделить по качеству на 3 разряда и соответственно дифференцировать раскладки. Собрание, соглашаясь с приведенными доводами, поручило земской управе провести на местах выработанное комиссией разделение земель, то есть то, чего нельзя было сделать[13]. Этот пример показывает, насколько сложно было совместить у дворян, работавших в земствах, общесословные с сословно-корпоративными интересами. Социальная двойственность положения земской управленческой элиты, не способствовала дальнейшему росту эффективности управления.


[11] Шаповалов В.А. Дворянство Центрально-Черноземного района России в пореформенный период. М. - Белгород, 2002. - С.209, 240-241.

[12] Щербина Ф. Воронежское земство. 1865-1889. Воронеж, 1891. - С.255.

[13] Там же.- С.257-258.