Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

AGRICULTURAL SPECIALISTS’ TRAINING QUALITY INCREASING IN PROGRESS UNCEASING EDUCATION IN CONDITION OF CONSENSUS OF THE EDUCATIONAL PROGRAMS

Кутукова Т.В.
In article are stated theoretical and practical aspects of preparing the specialist agricultural complex in process unceasing professional (the college - an agrarian high school) in condition of consensus of the educational programs. Keywords: unceasing vocational education, consensus of the educational programs, quality of preparation specialist agricultural complex.

Реформирование и развитие сферы АПК осуществляется в тесной взаимосвязи с экономической, политической, образовательной и иными реформами, проходящими в стране, а также с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта, который можно применить в российских условиях, в соответствии с Концепцией реформирования АПК Российской Федерации и федеральной программой «О совершенствовании кадрового обеспечения АПК ».

Таким образом, профессиональная подготовка специалистов АПК, должна стать приоритетными направлениями формирования кадрового состава АПК, производимого за счет повышения качества подготовки специалистов АПК и оценки результатов их профессиональной деятельности.

Поскольку на процесс непрерывной профессиональной подготовки специалистов АПК «колледж - аграрный вуз» влияют различные внешние факторы, к которым относятся социальные, экономические, политические и инструментальные, их необходимо учитывать при определении требований к уровню сформированности профессионально важных качеств и, как следствие, уровню профессиональной компетентности специалистов АПК.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее важным и актуальным для функционирования АПК и деятельности специалистов АПК в настоящее время является принцип профессионализма и компетентности. В данном контексте под профессионализмом специалистов АПК следует понимать уровень сформированности знаний, умений и навыков, уровень развития профессионально важных качеств, приобретенных в ходе образовательного процесса, а также вследствие внедрения разработанных согласованных программ, технологий и методик развития в практику работы в процессе непрерывного профессионального образования [1,15].

Исходя из положения, что система непрерывного профессионального образования специалистов АПК «колледж - аграрный вуз» должна быть ориентирована, прежде всего на развитие их профессионально важных качеств, предложена модель системы непрерывного профессионального образования специалистов АПК «колледж - аграрный вуз» (рис. 1).

Исследование показало, что система непрерывного профессионального обучения специалистов АПК «колледж - аграрный вуз» должна быть основана на реализации следующих принципов:

 

p

Рисунок 1. Модель системы непрерывного профессионального образования (колледж - аграрный вуз) специалистов АПК с позиций развития профессионально важных качеств

  • 1) группы общенаучных принципов, лежащих в основе, построения всей системы профессионального обучения (принцип научности, фундаментальности и системности);
  • 2) группы дидактических принципов, определяющих содержание, формы, методы, направления педагогического воздействия на личность, характер связей отдельных компонентов системы обучения специалистов АПК (принцип профессиональной направленности, цикличности и принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип гуманизаци и экологизации, принцип поступательости и поэтапного формирования способностей);
  • 3) группы специфических методических принципов, реализация которых обеспечивает развитие профессионально важных качеств специалистов АПК (принцип поступательности, открытости и принцип синергизма).

С позиций организации непрерывной подготовки специалистов АПК в качестве ведущих принципов следует особо выделить:

  • 1) опережающий характер обучения с учетом перспектив развития сельского хозяйства;
  • 2) соответствие обучения, полученных знаний и умений квалификационным требованиям к должностям специалистов АПК. Своевременное обновление государственных общеобразовательных стандартов обучения специалистов АПК;
  • 3) проблемная направленность обучения на стратегические задачи развития сельского хозяйства, программ действий практическую деятельность специалистов АПК;
  • 4) децентрализация обучения специалиста АПК, приближение обучения к конкретным сферам деятельности, оптимальное и гибкое сочетание всех форм, видов и методов обучения;
  • 5) реализация личностно-ориентированного подхода в обучении специалистов АПК.

Можно сделать вывод, что структура непрерывного образования специалистов АПК «колледж - аграрный вуз» должна обеспечивать 2 четко выделяемых уровня профессиональной компетентности и, соответственно, степени развития профессионально важных качеств специалистов АПК, базирующихся на преемственной основе. С этих позиций возможна реализация следующих схем развития профессиональной компетентности специалистов АПК:

  • - первый, средний уровень профессионализма, закладывается в среднеспециальных учебных заведениях (колледж) путем овладения самыми различными специальностями и реализуется в группе младших должностей в сфере сельского хозяйства;
  • - второй уровень (логическое продолжение первого) - подготовка высококвалифицированных специалистов и руководителей в сфере сельского хозяйства в специализированных высших образовательных учреждениях (аграрный вуз), которые ориентированы на формирование у обучающихся высокого уровня профессиональной компетентности.

Таким образом, система непрерывной профессиональной подготовки специалистов АПК не сводится только к получению определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, а должна представлять собой процесс гармоничного развития личности профессионала.

Исследование и опыт практической работы позволили проанализировать педагогические технологии и методы обучения, изучаемые дисциплины и выделить характерные черты каждого из них в контексте развития профессионально важных качеств специалистов АПК [5,21]. Исследователями доказана целесообразность рассмотрения согласованной образовательной программы в качестве ведущего педагогического средства развития профессионально важных качеств специалистов АПК в системе непрерывного профессионального образования «колледж - аграрный вуз» по следующим причинам:

p

Рис. 2. Блоки интегрированных математических и естественнонаучных дисциплин на примере специальности 660200 «Агрономия»

p

Рис. 3. Блоки интегрированных организационно-экономических и учетно-финансовых дисциплин на примере специальности 660200 «Агрономия»

p

Рис. 4. Блоки интегрированных специальных дисциплин на примере специальности 660200 «Агрономия»

p

Рис. 5. Блоки интегрированных гуманитарных и социально- экономических дисциплин на примере специальности 660200 «Агрономия»

1) согласованная образовательная программа является одним из наиболее доступных путей повышения эффективности непрерывного образования в системе «колледж - аграрный вуз», это обеспечивается действием ряда факторов:- взаимодействие всех образовательных структур на всех этапах, от оформления договорных отношений с вузом до ежегодного обновления и корректировки учебных планов и программ и параллельной работы преподавателей колледжа и вуза в учебном процессе;

  • - постепенности перехода от модели сренеспециального образовательного учреждения с изучением ряда предметов через модель высшего образовательного учреждения с углубленным и более широким спектром изучаемых предметов
  • - наличие в колледже творческого коллектива высококвалифицированных преподавателей вузов, а также учащихся, склонных к определенной предметной деятельности на повышенном уровне;
  • - системы творческой деятельности в системе непрерывного образовательного процесса.

2) эффективное взаимодействие образовательных систем «колледж - вуз» обеспечивается реализацией совокупности условий:

  • - организация системы элективных курсов с ориентацией на формирование профессионально важных качеств специалистов АПК и подготовку их к обучению в вузе;
  • - согласование учебного плана колледжа со стандартами и учебным планом вуза;
  • - формирование портфолио обучающегося, индивидуализация и разнообразие форм деятельности учащихся, обеспечивающих практическое применение знаний по профильным предметам;
  • - создание системы научной практики учащихся колледжа; согласованной с планом научно- исследовательской работы вуза.

p

Рис. 6. Блоки согласованных направлений научно-исследовательской работы по специальности 660200 «Агрономия».

Исходя из рассмотрения согласованной образовательной программы как педагогичесгого средства, направленного на повышение качества подготовки специалистов АПК в условиях непрерывного профессионального образования в системе «колледж - аграрный вуз», предложен методический подход, к повышению качества, специалистов АПК в условиях системы непрерывного профессионального образования, ориентированный не только на повышение уровня профессиональной компетентности и степени развития профессионально важных качеств, но и усиление конкурентоспособности специалистов АПК на рынке труда, его карьерный рост.

Таким образом, методику повышения качества подготовки специалистов АПК необходимо соотнести с потребностями развития АПК, сельского хозяйства и общества в целом (внешние предпосылки), профессионально личностными потребностями специалистов (внутренние предпосылки).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Белогурова А.М. Власенко // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. №3.-2007.с.14-16.
  • 2. Бердышев В.Е. Состояние и проблемы аграрного образования. // Научно-методический агрожурнал. №6.-2007.-с.7
  • 3. Вергасов В.И. Проблемное обучение в высшей школе. - Киев, 1977.
  • 4. Гарнык Б.В. Государственная кадровая политика как одно из направлений реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» // Вестник университета (Государственный университет управления). 2006, вып. № 10 (26). С. 189-193 (0,35 п.л.).
  • 5. Гарнык Б.В. Проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации // Научные труды аспирантов и докторантов. - М.: Изд-во МосГУ, 2004*1(24). С. 38-43. (0,3 п.л.).