Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PERSONNEL TRAINING AND RETRAINING SYSTEM AS BASIS OF TOURISM SPECIALISTS PROFESSIONAL COMPETENCE

Глушанок А.В.
Development of the new standards of professional education makes employers’ request toward the competence of their employees a really urgent problem. Employers’ requests toward the potential employee and the level of his professional competence and how they meet each other determine future work placement of a graduator.

В настоящее время признано, что основополагающей целью непрерывного профессионального образования является профессиональная компетентность, которая включает профессионализм, коммуникативные способности, самостоятельность, право и ответственность за принятие решений, владение навыками быстрой адаптации, профессиональной мобильности. Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, овладение новой информацией для успешного применения в конкретных условиях, т.е. обладание оперативным знаниями. Это не просто обладание знаниями (в таких случаях мы обычно говорим об эрудиции), но скорее потенциальная готовность решать задачи со знанием дела. Поэтому компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты. Важной педагогической предпосылкой решения этих задач является совершенствование содержания образования и обучения. Содержание образования - категория заданная, обусловленная целями и потребностями общества, отражается в системе требований к знаниям, умениям, навыкам, профессиональному опыту, личностным качествам, необходимым специалисту для успешного выполнения профессиональной деятельности. В собранном виде содержание образования отражено в квалификационной характеристике специалиста и профессиограмме. Содержание обучения, являясь средством по отношению к содержанию образования, представляет собой содержание учебной информации, предъявляемой для изучения. В свернутом виде содержание обучения представлено в учебном плане (наименование и объем учебных предметов), учебных программах (информация об учебном материале, который необходимо изучать); в развернутом виде - в учебниках и учебных пособиях. Содержание профессионального образования в большей мере, чем содержание других видов образования должно строиться на основе модели будущей профессиональной деятельности слушателя. Это придает содержанию целостность, системную организованность и личностный смысл для обучающихся усваиваемых знаний и умений. При таком подходе содержание обучения проектируется не как учебный предмет, а как предмет учебной деятельности, который последовательно трансформируется в предмет деятельности профессиональной. Используемая при таком подходе система профессионально-подобных ситуаций позволяет развертывать содержание образования в динамике, создает возможность интеграции знаний различных предметных областей. В настоящее время основой разработки учебно - программной документации является профессионально квалификационная характеристика специалиста в области туризма, однако, их ограниченность в том, что они отражают лишь знания и навыки, необходимые менеджеру, но не учитывают перспективы развития предприятий туризма. В качестве основы для разработки образовательных программ может использоваться составленная прогностическая модель специалиста по туризму, т.е. своеобразный эталон, разработанный на основе изучения опыта передовых высококвалифицированных специалистов в области туризма. Сопоставляя идеальную модель специалиста с фактически сложившейся моделью, можно определить масштабы и содержание профессиональной подготовки. Разработка такой модели позволит пересмотреть всю систему подготовки и переподготовки кадров различного уровня в сфере туризма. Для получения опережающей информации о содержании обучения необходимо прогнозирование. Оно позволит лучше увидеть завтрашний день, разработать модель специалиста в области туризма в ближайшей и дальней перспективе, наметить пути достижения эталона. Подобная модель необходима и управленческим структурам туризма для проведения диагностического контроля за деятельностью специалистов. Структура модели специалиста в области туризма может быть представлена следующим образом: 1).Прогностическая характеристика туристской отрасли и перспективы ее развития; 2).Требования к содержанию профессиональной подготовки и переподготовки; 3). Разработка содержания программы по определенному курсу. Процесс разработки модели заключается в следующем: 1). Составление прогностической характеристики туристской отрасли. Разработчикам учебных программ необходимо знать, какими будут предприятия туризма через 5-10 лет, какие профессии потребуются в сфере туризма и его управления, каким уровнем знаний должен обладать специалист, чтобы квалифицированно выполнять свою работу. Такая подготовка специалистов позволит учитывать тенденции развития туризма и создавать резерв специалистов. При таком подходе к перспективному планированию подготовки и повышения квалификации специалистов по туризму осуществляется опережающий характер обучения: оно как бы «забегает» вперед, ведет за собой процесс развития человека, быстро устраняет разрыв со стремительно умножающим объемом знаний. Для этого следует ввести перспективное планирование, установить порядок, при котором предприятия туризма проводят анализ профессий, разрабатывают специальные требования к подготовке и переподготовке кадров в туристской отрасли. 2). Разработка перспективных требований к содержанию подготовки и переподготовки кадров и программы по курсу повышения квалификации специалистов органов управления, отвечающих за разработку и реализацию целевых программ развития туризма. Главными критериями отбора содержания учебного материала для программ разного уровня являются: непрерывность, экономическая целесообразность, социоморфность. Критерий непрерывности, будучи самостоятельным, имеет в своей основе принцип системности, из которого вытекает взаимообусловленность функционирования подсистем, обеспечивающая возможность непрерывного перехода от одного этапа профессионального образования к другому. Будучи системной и непрерывной, образовательная программа подготовки специалистов в туристской области является составной частью единого комплекса туристской индустрии. Критерий экономической целесообразности предполагает такую модель содержания образовательной программы подготовки специалистов, которая обеспечивает удовлетворение потребности предприятий в кадрах нужного количества и уровня профессиональной подготовки в заданные сроки с гарантированным результатом и оптимальным ресурсным обеспечением. Критерий социоморфности вытекает из действия систематических «законов адекватности» по разнообразию, по сложности, по неопределенности, по системности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации / С. Я. Батышев. - М.: Высш. шк., 1987. - 340 с.
  • 2. Всероссийское совещание работников образования, Москва, 14-15 января 2000 г.: Стеногр. отчет. - М.: Высш. шк., 2000. - 424 с.
  • 3. Зорин И. В. О месте туризма в ряду истинных ценностей / И. В. Зорин // Актуальные проблемы туризма" 99: Соц. проблемы туризма в малых и сред, городах: Перспективы развития туризма в Северо-Восточ. Подмосковье: Сб. докл. и тез. сообщ. науч.-практ. конф., Москва, 16 апр. 1999 г. - М., 1999. - С. 3-11.
  • 4. Лернер И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. - М.: Знание, 1974.-64 с.
  • 5. Шагаева О.А. Совершенствование профессионализма педагогических работников колледжа в рамках системы повышения квалификации. / Шагаева О.А., Северьянова Л.А. // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Пятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. - Кн. П. - 410с.