Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

EXPERIENCE OF APPLICATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE MEDICAL UNIVERSITY

Артюхов И.П., Самотесов П.А., Никулина С.Ю., Петрова М.М., Салмина А.Б., Россиев Д.А., Грицан А.И., Кулешова О.В., Краснопеев Б.Н., Шарайкина Е.П., Тимошенко В.Н.
В нормативных актах, касающихся реформирования европейского образования, подчеркивается, что зона европейского высшего образования требует строительства на основе демонстрации качества, а само качество - основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в зоне европейского высшего образования. Cтатья содержит анализ механизмов и результатов внедрения системы менеджмента качества в различных направлениях деятельности (учебная, научная, управленческая, организационная) Красноярской государственной медицинской академии.
Regulations of process of European educational system reforming emphasize the importance of its establishment on the basis of quality. Quality of education is a prerequisite for mutual trust, appropriateness, mobility, compatibility, and attractiveness within the area of European Higher Education. The paper contains analysis of mechanisms and results of implementation of Quality Management System in various dimensions of activity (education, research, administrative, organizational) of the Krasnoyarsk State Medical Academy.

С учетом тенденций развития глобального рынка образовательных услуг, активность в области стратегического планирования высшего образования, внедрения инновационных образовательных технологий и международных стандартов становится приоритетным направлением в деятельности медицинских вузов. В нормативных актах, касающихся реформирования европейского образования, неоднократно подчеркивается, что зона европейского высшего образования требует строительства на основе демонстрации качества, а само качество - основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в зоне европейского высшего образования [1, 3, 8, 9, 10]. Основные модели управления качеством подготовки специалистов, используемые в вузах России, опираются на зарубежные подходы и стандарты [2, 4]. Вместе с тем, применительно к потребностям системы здравоохранения в регионе, политика медицинского вуза должна соответствовать нуждам здравоохранения и общества по числу и качеству подготовки специалистов, обеспечивать эффективность образования (соотношение вкладываемых ресурсов к результату), гибкость управления, обеспечивающую соответствие тенденциям развития региона, и конкурентоспособность (на основе стандартов качества обучения и научной продукции).

В 2005 году руководством Красноярской государственной медицинской академии (КрасГМА) было принято решение о внедрении системы управления качеством подготовки специалистов. Для формирования у коллектива единого видения стратегии развития была определена миссия вуза: «Мы стремимся сохранять здоровье и развивать медицинскую культуру нашего общества через подготовку и нравственное воспитание высококвалифицированных специалистов, работающих на основе последних достижений науки и принципов этики и гуманизма». Обсуждение Политики руководства в области обеспечения качества подготовки специалистов проводилось в каждом подразделении Академии. Окончательный вариант Политики руководства включает следующие основные положения:

  • 1. Наша главная цель - удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского медицинского образования, а также удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации.
  • 2. Высокое доверие абитуриентов, студентов и их родителей, аспирантов и докторантов, государственных органов, руководителей предприятий, организаций и учреждений мы обеспечиваем, непрерывно совершенствуя все виды нашей деятельности с учетом требований и пожеланий потребителей и заказчиков.
  • 3. Руководство несет ответственность за качество на всех направлениях деятельности Академии. Личную ответственность каждого сотрудника за качество работы мы обеспечиваем путем четкой регламентации прав, обязанностей и ответственности преподавателей, сотрудников и других категорий работников на всех уровнях управления Красноярской государственной медицинской академии.
  • 4. Достижение нового уровня качества подготовки специалистов мы обеспечиваем на основе системного подхода к менеджменту, совершенствования основных элементов системного управления - ответственности, полномочий, взаимодействия; интеграции учебного процесса и научных исследований; укрепления творческих связей с образовательными, научными и лечебно-профилактическими учреждениями; неуклонного развития научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся по широкому спектру областей медицины; внедрения инновационных технологий; совершенствования организации самостоятельной работы студентов и других категорий обучающихся; внедрения систематического контроля качества обучения; изучения и прогнозирования потребностей рынка труда в сфере здравоохранения.
  • 5. Мы достигаем поставленных целей с помощью внедрения и совершенствования системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000.
  • 6. Творческий преподаватель и высокий уровень информационно-образовательной среды - гарантии качества образования. Руководство постоянно поощряет творческую инициативу преподавателей и научных сотрудников по внедрению новых технологий обучения, совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской деятельности.
  • 7. Качество работы Красноярской государственной медицинской академии - наше общее дело. Повышение качества - дело чести каждого из нас. Мы стремимся обеспечить необходимые условия для повышения качества, анализируем информацию о работе наших выпускников в учреждениях здравоохранения. Поставленные цели нами достигаются путём внедрения и совершенствования системы управления Академией на основе эффективного управления качеством.
  • 8. Понимание и выполнение положений данной Политики является обязанностью и долгом чести всех работников нашей Академии.

Очевидно, что качество подготовки специалиста как процесс синтезируется из следующих компонентов: качество потенциала абитуриента, качество рабочих программ преподаваемых учебных дисциплин, качество образовательных технологий, качество научно- педагогических кадров, качество инфраструктуры, качество контрольных процедур, качество реализации программ преподавания учебных дисциплин [5, 7]. При этом задача системы управления качеством заключается в оказании влияния на каждый из этих компонентов с помощью мониторинга их действительных значений и проведения необходимых мероприятий для приближения их к оптимальным [6]. Сбор и анализ показателей внутренней работы КрасГМА, преимущественно на основе современных информационных технологий (электронный документооборот, системы электронного учета успеваемости, электронные системы рейтингования подразделений и сотрудников) стали неотъемлемой частью системы повышения результативности деятельности вуза.

Кафедрами вуза разработаны, изданы и внедрены в учебный процесс учебно-методические материалы нового поколения, стандарты практических знаний и умений, что подкреплено существенной модернизацией материально-технической базы для учебного и научного процесса на клинических и фундаментальных кафедрах. В учебном процессе взят курс на фундаментализацию и информатизацию образования, а также внедрение принципиально новых образовательных возможностей (аналитико-проектная исследовательская деятельность, преподавание предметов на английском языке, новые курсы и программы (например, молекулярная и трансляционная медицина), использование единого информационного образовательного пространства вуза, чтение лекций приглашенными профессорами ведущих российских и зарубежных университетов и научных центров).

Стимулирование сотрудников к повышению качества их деятельности в научной, образовательной и лечебной сферах осуществляется за счет реализации программы повышения квалификации в РФ и за рубежом, развития приоритетных научных направлений в вузе, открытия филиалов НИИ и развития собственных проблемных лабораторий, эффективной грантовой политики для поддержки наиболее интересных проектов, внедрения системы рейтинга подразделений и сотрудников.

Коль скоро качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, в вузе проводится разносторонняя воспитательная работа, создана эффективная инфраструктура студенческого самоуправления, внедрена программа именных стипендий и конкурсов, осуществляется мониторинг здоровья студентов и пропаганда здорового образа жизни. В вузе создан отдел по трудоустройству молодых специалистов, который помогает выпускникам найти работу в соответствии с их склонностями и потребностями здравоохранения в специалистах. Проводятся мероприятия межведомственной программы «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений Красноярского края».

Важным результатом проделанной коллективом вуза большой работы по формированию и функционированию системы менеджмента качества явилось получение сертификата соответствия (регистрационный номер РОСС RU.ИК24.К00017) системы менеджмента качества ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, который в РФ наш вуз получил первым среди медицинских вузов. Кроме того, в 2006 г. академия получила премию «Профессия - жизнь» как динамично развивающийся медицинский вуз РФ, за 3 года академия повысила свой рейтинг на 7 позиций в рейтинге медицинских вузов РФ (по версии Минобрнауки) и в настоящее время занимает 10 позицию, в 2007 году вузу было присвоено почетное звание профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, академия стала дипломантом Всероссийского конкурса вузов «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» (2008) и по итогам государственной аттестации вуза КрасГМА в мае 2008 г. получила статус «университет».

Вместе с тем, объективно оценивая путь, пройденный нашей академий по внедрению системы менеджмента качества, мы могли бы выделить следующие проблемы: 1) сложность оценки совокупности знаний, навыков и умений, необходимость контроля не только объёма знаний, но и степени формирования клинического мышления; 2) специфика медицинского образования, определяющая невозможность адаптации ряда международных стандартов и подходов, диктуемых глобализацией рынка образовательных услуг.

В целом, внедрение системы менеджмента качества, находящейся в тесном взаимодействии с другими системами в рамках деятельности вуза (педагогическая, методологическая, организационная, экономическая и пр.), создает предпосылки для эффективного развития научно-образовательно-производственного потенциала и повышения конкурентоспособности вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н. // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 150-165.
  • 2. Левшина В.В. // Университетское управление. 2003. № 2. С. 60-63.
  • 3. Лукичев Г.А., Насокин В.В. Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса. М.: Готика. 2004. 384с.
  • 4. Мазалецкая А.Л., Маслов Д.В., Кэрол С. // Университетское управление. 2006. № 5. С. 97-103.
  • 5. Некрасов С.Д. // Университетское управление. 2003. № 1. С. 42-45.
  • 6. Никитина Н.Ш., Николаева Н.В. // Университетское управление. 2007. № 3, С. 13.
  • 7. Пузанков Д.В., Степанов С.А. // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 42-63.
  • 8. Струминская Л.М. // Философия образования. 2006. № 3. С.48-53.
  • 9. Шадриков В.Д. // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 5-9.
  • 10. Standards and guidelines for quality assurance in the European Higher Education Area // European Association for Quality Assurance in Higher Education. 2005.