Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

LANDSCAPE IN GENRE PAINTINGS OF THE ALTAIC PAINTER G.F. BORUNOV

Важова Е.В.
The works of the Altaic painter G.F.Borunov portray a profound bond between man and nature. The subject of earth and labour predominate in his pictures. Inspired by the people linked with their native land – his fellow-countrymen, the artist depicts them in his works. Combining form and colour into harmonious unity, he reveals the inner essence of his characters: their connection with the earth and their sincere love to nature. The best works of G.F.Borunov are included in the Gold Reserves of Siberian painting of the latter half of the 19th century.

С середины 20-го века тематическая картина в Сибири становится одним из распространенных жанров живописи, в развитие которого свой вклад внесли мастера кисти Алтая. Хорошо знакомы сибирским зрителям полотна Геннадия Федоровича Борунова, для которого Алтай является Родиной [3: с. 5]. Прадед и дед художника писали иконы, поэтому его стремление к искусству не было случайным. В 1953г. Г.Ф. Борунов окончил Ленинградское художественное училище, в 1959г. - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, в том же году художник возвращается на Алтай в г. Барнаул.

Тема алтайской земли, труда является главной в творчестве Г.Ф. Борунова, его привлекают люди, крепко связанные с родной землей. Героями работ становятся земляки художника: сельский изобретатель В.Морозов, трактористка М. Мамзина, механизатор П.Германов и другие [5: с. 68]. Знакомясь с художественными произведениями Г.Ф. Борунова, мы постигаем личность самого художника, который остается человеком сельским по своему глубокому пониманию характеров земляков-хлеборобов, их повседневных забот, особенностей быта [4: с. 6]. Как правило, в картинах Г.Ф. Борунова нет повествовательного сюжета. Весь рассказ о событии держится на вдумчивой композиции немногих фигур, на использовании выразительных элементов сибирского пейзажа, характерных аксессуаров. Но прежде всего, узнаешь самих героев картин, чья жизнь протекает в органичной для них природной среде. Многим из нас знакомы эти крепкие, привычные к физической работе люди, их загрубелые на воздухе лица и руки, их непарадная одежда («Мои земляки», «Земля родная», «Хлеборобы») [3: с. 5].

В композиции «Мои земляки» (1964) художник совмещает две точки зрения, а также прямую и обратную перспективы, что связывает картину с приёмами иконописи. Кроме того, в работе эмоционально-смысловая окраска композиции приобретает черты былинной поэтики: своей пластической массой герои полотна как будто «перевешивают» горизонт, он приподнимается, и, перекрывая огромное земное пространство земляки, кажется, как бы касаются головами неба.

В картине «Земля родная» (1967), Г.Ф. Борунов передает огромную любовь человека к Родине. Образ земли, как лона бытия человека, становится смысловой основой композиции, и художник помещает человека в центр этого лона - бытия. «Тем самым символизируется древняя связь человека с землей: оба они творения Бога, и человек создан из праха земли. Эта идея находит метафизическое выражение и в живописно-пластической системе художника, которая обладает особой материальностью, вызывающей прямые ассоциации с плотью земли и ее красками» [1: с. 71].

Сочный, густой колорит, щедрый мазок кисти создают особый эмоциональный настрой. Объединяя пластические и живописные средства, художник передает внутреннюю сущность своих героев: прочную связь с землей, искреннюю любовь к ней. На полотнах Г.Ф Борунова всегда сильные, волевые, стойкие в испытаниях люди, «им чужды расхлябанность и бахвальство» [3: с. 5]. Его творчество внешними проявлениями образной системы оказывается близким «суровому стилю», но не традиционно узкопонятому как стилю драматических коллизий, выраженному монументально-плоскостным языком, а как одному из проявлений мощного течения, имеющего социально - гуманизированную окраску (так называемого «нового реализма»). «Творчество Г.Ф. Борунова совпадает с этим направлением в своих главных архетипических образах - земли, земледельца, земледельческого труда, природы (хотя у «суровых» преобладают урбанистические и индустриальные мотивы). О совпадении свидетельствует и нарастающий драматизм композиционной и живописно- пластической системы, отражающей нелёгкие условия жизни труженика земли. Расхождения с этим направлением ощущаются на уровне духовного звучания образов, которое моделируется иным нравственно-генетическим кодом. Героев «сурового стиля» не случайно называли клондайковскими героями. В героях же Г.Ф. Борунова мы сразу узнаём сибирского пахаря» [1: с. 69-70].

На картине «Отец. Портрет Забожанского» (1969) изображён сильный мужчина с маленькой девочкой на руках. Мужчина стоит на фоне синего неба посреди поля, он одет в рабочую одежду, он - труженик этого поля, его лицо и руки обветрили, загрубели и потемнели от солнца, но он рад своей работе, рад, что трудится на благо семьи и Родины.

Другая работа Г.Ф. Борунова пейзажного плана «Над Обью. Колыбельная» (1969) звучит эпически. Женская фигурка на берегу вносит в нее не только теплоту. Её образ гораздо значительнее, как своеобразный голос тишины, как душа окружающей её природы. Чередования горячих и холодных цветовых тонов вносят в эмоциональный строй алтайского пейзажа особую поэтическую ноту. Полотно вызывает множество песенных ассоциаций, воспоминания о детстве. Можно сказать, что художник создал своеобразный гимн реке, олицетворяющей собой красоту и величие алтайской природы [2: с. 38].

В картине «Председатель. Колхозная осень»(1974) Г.Ф. Борунов строит картину на основе острой сюжетной завязки. Повествовательность холста сделала его более зрелищным, словно шире распахнула окно в нелегкие колхозные будни. На наших глазах председатель колхоза принимает срочное решение: на горизонте тяжелые тучи, вот-вот грянет непогода на колхозный ток. Надо успеть выполнить самое главное - спасти хлеб. Внутренне собран и деловит председатель. Сейчас сорвутся с места мотоциклы, на которых озабоченные, готовые действовать люди. Твердо и одобрительно смотрит на руководителя пожилой механизатор. Эмоциональное напряжение, характер ситуации передаются достоверно, убедительно.

Вполне оправдано включение пейзажа в композицию «Красный трактор». И здесь художник не символизирует, а подробно живописует один из множества драматических эпизодов первых лет советской власти на Алтае. Драматизм момента во многом выражается благодаря тревожному пейзажу.

Внимание к созданию определенной среды, чуткость к детальной разработке сюжета, определенная живость в расстановке множества фигур говорят о том, что с годами Г.Ф. Борунов несколько шире стал использовать свои живописные данные [4: с. 6, 7].

В картине «Последний благовест. Год 1934-й» (1991) художник отразил разрушение Павловской Введенской церкви на Алтае, скорбь множества людей, собравшихся у храма со свечами и молитвами, к которым присоединяется сама природа. Драматизм сюжета передан через состояние неба, оно покрыто тяжёлыми грозовыми облаками, куда устремлена колокольня храма, со звенящим в последний раз колоколом.

В картине «9-е мая. Рядовые Победы» (2000) художник передает три мужские фигуры у крестьянского дома. На фоне синего неба развевается красный флаг - символ Победы. Под крышей дома ютятся белые голуби, олицетворяющие мирную жизнь. На одежде у мужчин видны ордена и медали, их взоры безмолвны и устремлены вдаль, они наполнили рюмки, чтобы выпить «сто грамм фронтовых» за Великий День Победы. Ясное гармоничное природное окружение подчёркивает трагическое содержание сюжета.

Все работы Г.Ф. Борунова, будь то пейзаж, портрет, историческая или жанровая картина, проникнуты восхищением силой и мужеством человека, сына алтайской природы. В работах художника человек выглядит значительно, его фигура монументальна. Именно такой человек, выносливый, мужественный, ежедневно сталкивающийся с трудностями и осознающий значимость своего дела, является героем работ алтайского художника.

В творчестве Г.Ф. Борунова можно выделить два всеобъемлющих архетипа, обладающих к тому же священной связью между собой. Это Земля и Земледелец, словом два библейских архетипа: «земля подножие Бога» и «долготерпеливый земледелец». Художник буквально канонизирует композиционные и живописно-пластические приемы изображения этих архетипов, причем делает это почти бессознательно, интуитивно. Так образ Земли на его полотнах, монументализируясь за счет совмещения низкой и высокой точек зрения, практически становится фоном, заключая в себе либо светоносное начало- почти «золотой фон», либо символизируя кровно-жертвенную любовь человека к Родине [1: с. 70-71].

Творчество Г.Ф. Борунова всегда вызывало значительный интерес, оно нашло большое общественное признание. Во всех его работах человек представлен в неразрывной связи с природой, которая оказывает на него благотворное, целительное влияние.

В наше время, когда человек всё больше удаляется от природы и предпочитает офисный труд сельскому, изучение творчества Г.Ф. Борунова становится особенно актуальным, заключает в себе национальную силу единства человека и алтайской природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Красноцветова Л.Г. Некоторые особенности образной системы произведений Г.Ф. Борунова / Сб. мат-лов научн. конф., посвященной 125-летию со дня рождения Г.И. Гуркина. - Барнаул: Алтай, 1996. С. 69-96.
  • 2. Нехвядович Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг.: учебн. пособие / Научн. ред. Т.М.Степанская. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2004. - 81с.
  • 3. Художники Алтая / Сост. И.С. Чернов, Л.Р. Цесюлевич, В.А. Раменский, К.Г. Чумичев. - Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1973.-168с.
  • 4. Художники Алтая. Изд. 2-е, переработ. и дополн. / Сост. Л. Цесюлевич, Б. Лупачев. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980. - 180с.
  • 5. Художники Алтайского края: биобиблиографич. словарь. В 2-х т. / Отв. ред. В.С. Олейник, научн. ред. Т.М. Степанская. - Барнаул, 2005. - Т.1: А-Л.
  • 6. Геннадий Борунов / Набор открыток. Сост. Л.Г. Красноцветова, фото. Б. Брязгин, А. Волобуев, Ц. Пирогов, вст. ст. Л.Г. Красноцветова. - Барнаул: Госуд. художествен. музей Алтайского края, 2001.