Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDY OF THE RELATIONSHIP TOLERANCE TOWARDS REPRESENTATIVES OTHER OF OTHER ETHNIC GROUPS AND ETHNIC IDENTITY OF THE PERSONALITY

Kuzmina K.E. 1 Burov A.V. 1
1 FSBEI HPE "Smolensk State University ( SmolSU )"
The article presents the results of studying the problem of tolerant attitude towards representatives of other ethnic groups and its relationship with the ethnic identity of the individual. The results of the empirical study, which is to determine the nature and closeness of the correlations between indicators of ethnic identity and indicators of tol-erant attitude of personality toward other ethnic groups. Using the criterion of Pearson’s correlation ratio ŋ, non-linear nature of the relationship was detected. The student sample (n = 50 ) showed that the personality with a posi-tive ethnic identity, as a rule, shows a tolerant attitude towards people of other ethnic groups, the uncertainty of own ethnicity and the associated negative feelings cause impatience of other ethnic groups. Description of the fea-tures of the relationship of ethnic identity and tolerance towards other cultures allows determine the methods of formation and development of ethnic self-consciousness and tolerance of the personality.
correlations
intolerance
tolerance towards representatives of other ethnic groups
ethnic self-consciousness
ethnic identity

Введение

Изучение факторов, определяющих толерантное отношение личности к представителям других этносов и культур актуально в современном мировом сообществе, так как из-за мировой глобализации экономики процесс взаимоадаптации культур приобрел массовый характер. С одной стороны, это способствует более равномерному развитию экономики всего мира, с другой - жители многих прежде закрытых стран оказались не готовы к такому резкому инокультурному нашествию, что вызвало рост межэтнических конфликтов.

Возрастает необходимость научного изучения этнического самосознания и межэтнических отношений. Для общества с интенсивными межкультурными контактами важно раскрыть сущность толерантности в отношении представителей других этносов и её взаимосвязи с личностными особенностями человека, в частности с этнической идентичностью. Это дает возможность осуществлять целенаправленное формирование соответствующих личностных образований на научной основе.

Объект исследования: взаимосвязь толерантности в отношении представителей других этносов и этнической идентичности личности.

Предмет исследования: особенности взаимосвязи толерантности в отношении представителей других этносов и этнической идентичности личности.

Гипотеза. В исследовании мы предположили, что взаимосвязь толерантности в отношении представителей других этносов и этнической идентичности личности носит нелинейный характер. Личность, обладающая позитивной этнической идентичностью и развитым этническим самосознанием, проявляет толерантное отношение к представителям других этносов. Фактором, определяющим интолерантное поведение к другим этносам, является неопределенность собственной этнической принадлежности.

Цель

С помощью корреляционного анализа выявить особенности взаимосвязи толерантного отношения к представителям других этносов и этнической идентичности личности.

Материал и методы исследования

В работе мы рассматриваем этническую идентичность как ядро этнического самосознания (Стефаненко Л.Ф.). Этническая идентичность - результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и отделения от других этносов [5]. Исходя из указанных теоретических положений, можно констатировать, что в этнической идентичности отражается результат сложной когнитивно-эмоциональной деятельности субъекта по отнесению себя к тому или иному этносу, сравнению с другими этническими группами и выбору этнической принадлежности. Таким образом, изучение этнической идентичности позволяет, во-первых, в целом оценить характер (позитивный/негативный) этнического самосознания, то есть направленность процессов самосознания на поиск положительных оснований для сравнения себя с другими этническими группами или на выбор негативных характеристик. Во-вторых, оценить степень определенности субъекта в выборе этнической принадлежности, а значит степень цельности и непротиворечивости этнического самосознания [5].

Изучение этнической идентичности осуществлялось нами с помощью методик [4]:

1. Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью (Н.М. Лебедева).

2. Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева).

Обе методики направлены на идентификацию этнической идентичности субъекта.

Изучение толерантности испытуемых по отношению к представителям других этносов было проведено с помощью шкалы «Взаимоотношения этнического большинства и меньшинства» из шкального опросника О.Л. Романовой для исследования этнической идентичности детей и подростков. Содержание вопросов, относящихся к данной шкале, предполагает оценку испытуемым прав представителей других народов: говорить на своем языке, пользоваться территорией, участвовать в управлении государством и пр. Готовность личности признать за другими права является проявлением толерантности испытуемых по отношению к другим этносам, в случае ущемления прав представителей других народов мы имеем дело с нетерпимым отношением к ним. Поэтому шкала позволяет оценить степень толерантности испытуемых по отношению к другим этносам.

В качестве опрошенных были студенты Смоленского государственного университета 1-3 курсов (17-21 год) разных специальностей. Обязательным условием была национальность - все участники русские. Всего было опрошено 57 человек. 7 бланков содержали сомнительные ответы, поэтому мы исключили их из дальнейшего рассмотрения. Вопросы анкеты вызвали неоднозначное отношение у студентов, многие студенты отказывались от участия в исследовании, когда узнавали его цель.

Для установления характера корреляционных связей между уровнем толерантности по отношению к представителям других этносов (шкала «взаимоотношения этнического большинства и меньшинства») и показателями этнической идентичности (шкалы «чувства, связанные с своей этнической принадлежностью», «позитивность этнической идентичности» и «неопределенность этнической идентичности») был использован критерий корреляционное отношение Пирсона ŋ. При работе с этим критерием мы опирались на практическое руководство по математической статистике О.Ю. Ермолаева «Математическая статистика для психологов» [3].

Корреляционное отношение Пирсона ŋ можно применять для данных, имеющих нормальное распределение. Распределение значений по всем шкалам, использованным в исследовании, можно считать близким к нормальному распределению, что устанавливалось дополнительно [2].

Выбор статистического критерия был обусловлен тем, что критерий корреляционное отношение Пирсона ŋ позволяет установить наличие взаимосвязи между переменными в случае её нелинейного характера. Корреляционное отношение описывает искомую связь, условно говоря, с двух сторон: со стороны X по отношению к Y, и со стороны переменной Y по отношению к X. Соответственно этому корреляционное отношение представляет собой два показателя hxy и hyx. Они вычисляются отдельно друг от друга. hxy будет показывать влияние X на Y, hyx - влияние Y на X [3].

В качестве переменной X мы обозначили шкалы (таблица 1):

«Чувства, связанные с принадлежностью к своей этнической группе»;

«Шкала позитивности этнической идентичности»;

«Шкала неопределенности этнической идентичности».

В качестве переменной Y - шкалу «взаимоотношения этнического большинства и меньшинства»

Таблица 1

Значения корреляционных связей (корреляционное отношение Пирсона ŋ) шкалы

«Взаимоотношения этнического большинства и меньшинства»*(переменная Y) с показателями этнической идентичности (переменная X)

Показатели этнического самосознания→

Х: Чувства, связанные с принадлежностью к своей этнической группе (Н.М. Лебедев)

От 5 до 25 баллов

Примечание: имеется в виду позитивность чувств

Х: Шкала позитивности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедев)

От 4 до 20 баллов

Х: Шкала неопределенности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедев)

От 4 до 20 баллов

Значения корреляционного отношения Пирсона ŋ

hxy

X на Y

 

0,391

 

0,872

 

-0.493

Уровень статистической значимости для hxy

 

p≤0,05

 

p≤0,001

 

p≤0,01

hyx

Y на X

 

0.116

 

0.296

 

0.227

Уровень статистической значимости

для hyx

 

p≤0,25

 

p≤0,05

 

p≤0,17

*высокие баллы по этой шкале соответствуют толерантному отношению, низкие - интолерантному (от 7 до 35 баллов).

Результаты исследования и их обсуждение

Процентный анализ результатов диагностики этнической идентичности и толерантности в отношении представителей других этносов показал следующее.

1. Нормальное отношение к своей этнической принадлежности встречается редко, всего 26%, преобладает безразличие (56%), и из крайних ответов доминирует гордость (14%). Безразличие к этнической принадлежности может свидетельствовать о низком уровне развития этнической идентичности.

2. У 46% испытуемых чувство этнической принадлежности не развито: выражено слабо (10%) или не определено (36%), поэтому они и не могут испытывать каких-либо чувств по её поводу. У 54% опрошенных студентов этническая принадлежность достаточно выраженная. Заметим, что в группу таких студентов вошли и те, кто испытывает негативные чувства по поводу своей принадлежности к русским (6% от всех опрошенных), и те, кто гордится этим (14% от всех опрошенных).

3. Среди испытуемых преобладает средний уровень неопределенности в этнической принадлежности (48%) и средний уровень оценок своей этнической принадлежности (72%). Редко встречается определенность в своей этнической принадлежности (у 34%) и позитивное отношение (у 18%). Также редки негативные оценки (8%) и высокий уровень неопределенности в принадлежности к русским (18%). В целом можно заключить, что ситуация с этнической принадлежностью и её оценками в выборке русских студентов благоприятная: преобладают умеренные оценки.

4. В выборке достаточно высокий процент (38%) студентов имеет низкий уровень толерантности по отношению к представителям других этносов, у 40% студентов толерантность выражена на среднем уровне, и только 22% показали высокую терпимость по отношению к представителям других этносов. Такие результаты позволяют заключить, что в обществе преобладает интолерантное (нетерпимое) отношение к другим национальностям.

Показатели корреляционного отношения Пирсона ŋ позволяют заключить следующее.

1. Положительные чувства (гордость, уверенность), связанные с принадлежностью к своей этнической группе, позитивно влияют на толерантность к представителям других этносов (hxy=0.391, p≤0,05). Человек удовлетворен своей группой и готов поделиться правами с другими. Но обратная взаимосвязь не подтверждается: толерантное отношение к представителям других этносов не влияет на чувства, связанные с принадлежностью к своей этнической группе (hyx=0.116, p≤0,25). Действительно, личность может уважать права других этносов, интересоваться чужой культурой, восхищаться «чужаками», но при этом осуждать свою культуру, национальные особенности и поэтому испытывать негативные чувства по поводу своей этнической принадлежности. Например, ориентация на западные ценности, восхищение европейской культурой может вызывать у молодых людей негативные чувства по поводу принадлежности к русскому этносу.

2. Позитивная этническая идентичность способствует формированию толерантного отношения к другим этносам. Это подтверждает сильная (hxy=0.872, p≤0,001) корреляционная связь между соответствующими шкалами. Также, но более слабо (hyx=0.296, p≤0,05), толерантность по отношению к представителям другого этноса влияет на формирование позитивной этнической идентичности. Этот факт показывает, что толерантность как личностное образование является важным условием формирования, с одной стороны, терпимости по отношению к другому (например, этносу), а с другой - сама есть следствие позитивного отношения личности к самой себе (в частности, к своей этнической идентичности). Этот вывод согласуется с научными представлениями о процессах идентификации и формирования идентичности личности [1].

3. При сопоставлении шкалы «неопределенность этнической идентичности» и шкалы «взаимоотношения этнического большинства и меньшинства» мы обнаружили обратную взаимосвязь. Чем выше уровень неопределенности этнической идентичности, тем негативнее отношение испытуемых к «чужакам» (ниже уровень толерантности по отношению к представителям других этносов). Значение корреляционного отношения в этом случае - hxy= -0.493, p≤0,01. Это можно объяснить тем, что состояние неопределенности вызывает раздражение и агрессию, которые могут проявляться в нетерпимости к представителям других этносов, ущемлении их прав. Влияние толерантности по отношению к представителям других этносов и культур на неопределенность этнической идентичности не обнаружено (hyx=0.227, p≤0,17).

Выводы и заключение

Анализ данных позволяет заключить, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Взаимосвязь толерантности в отношении представителей других этносов этнической идентичности личности носит нелинейный характер. Личность, обладающая позитивной этнической идентичностью и развитым этническим самосознанием, проявляет толерантное отношение к представителям других этносов. Фактором, определяющим интолерантное поведение к другим этносам, является неопределенность собственной этнической принадлежности.

Таким образом, результаты исследования однозначно указывают на наличие сложных взаимосвязей нелинейного характера между этнической идентичностью (этническим самосознанием) и толерантностью личности в отношении представителей других этносов и культур. Из результатов исследования следует, что развитие этнического самосознания личности и формирование позитивной этнической идентичности (хотя бы как подчеркивание в СМИ положительных черт национального характера, достижений народа и страны), а также личностной идентичности является необходимым условием формирования толерантности личности в отношении других этносов и культур.

Рецензенты:

Иванов С.П., д.псх.н., профессор, профессор кафедры общей психологии ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Смоленск.

Селиванов В.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой общей психологии, ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Смоленск.