Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORIENTATION OF TEACHER’S RESEARCH POSITION

Kriger E.E. 1
1 Altai State Pedagogical Academy
The article deals with the professionally important quality of teacher’s personality – teacher’s research position. The levels of orientation of the teacher’s research position, which reflect the aspects of the research activity of the teacher are the subject of study. These levels have been allocated on the basis of the theoretical analysis of research publications. Among the levels of orientation we distinguish orientation on self-actualization and personal growth, orientation on educational and development activities, and orientation on pedagogical interaction. Orientation on the educational and developmental activity also has its specific levels defined by the logic of organization of the pedagogical process.
orientation on educational and development activities aimed at the pedagogical interaction.
orientation on self-actualization and personal growth
orientation of teacher’s research position
teacher’s research position

В современных социокультурных условиях в период модернизации системы образования повышаются требования к профессиональной деятельности педагога и к его профессионально-личностным качествам. От педагогов требуется овладение способами эффективной реализации осмысленного, субъектного начала в профессиональной деятельности, реализация индивидуально-личностной стратегии во взаимодействии с ребенком, обеспечение условий для его самоорганизации и самообразования, овладение способами преодоления им самим возникающих жизненных и профессиональных проблем.

На наш взгляд, таким профессионально-важным качеством является исследовательская позиция. Исследовательскую позицию педагога мы рассматриваем как профессионально-личностное свойство, проявляющееся в познавательном отношении педагога к педагогической действительности, обеспечивающее поиск и извлечение из сознания, основанного на методологическом знании смысла решения педагогической задачи, позволяющее моделировать развитие личности другого и самого себя на основе преобразования целей, содержания и методов образования личности и её индивидуальности. В данной статье перед нами возникает вопрос о направленности исследовательской позиции.

Исследовательская позиция педагога выступает как исследовательский способ освоения действительности и может быть рассмотрена как исследовательская деятельность, являющаяся важным условием освоения профессионального опыта и становления личности педагога. Исследовательская позиция педагога формируется на основе накопленного им жизненного опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, исследовательских умений и навыков, позволяющих находить и применять неординарные решения, новаторские подходы и тем самым обеспечивать самоорганизацию своего профессионального развития.

Исследовательская позиция является условием инициативного осмысления профессиональных задач. Она позволяет не приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей действительности, а изменять эти условия, влиять на ситуацию с целью поиска необходимого результата развития личности ребенка и поиска условий, обеспечивающих достижение этого результата. Исследовательская позиция обладает рядом характеристик, она дает возможность активно реагировать на изменения, возникающие в действительности, помогает находить вариативные способы осмысления действительности, вызывает необходимость попадать в ситуации неопределенности и находить выход из них, выступает фактором соматического здоровья. В педагогической деятельности исследовательская позиция изучается в аспекте развития педагогической рефлексии, при этом рефлексия выступает механизмом проявления исследовательской позиции.

Для понимания аспектов направленности исследовательской позиции мы обращаемся к анализу литературных источников. Данные показывают, что позиция педагога имеет операциональную и личностную направленность (А.А. Бизяева), на Другого человека и на условия его развития (В.И. Слободчиков), на смысловые связи, в которые включен ребенок (Г.С. Сухобская, Ю.Н. Кулюткин), это и становится, на наш взгляд, предметом его исследования и предопределяет направленность исследовательской позиции.

А.А. Бизяева изучает исследовательскую позицию через педагогическую рефлексию. Признаками исследовательской позиции, по мнению автора, является рефлексия своей собственной деятельности и субъектности, в ходе которых происходит осмысление и оценка эффективности, стратегий развития личности ученика.

В структуре рефлексии автор выделяет два уровня - операциональный и личностный. Операциональный уровень направлен на конструктивно-исполнительские, мотивационные и прогностические аспекты педагогической деятельности. В то время как личностный уровень предполагает профессионально-личностную субъектную ориентацию учителя в его деятельности и личностную, субъектную включенность в рефлексивную ситуацию.

Мы полностью разделяем точку зрения А.А. Бизяевой о том, что внутренним, «ядерным» отношением профессиональной рефлексии является отношение «учитель - ученик». Действительно, для педагога важно, чтобы он осуществлял рефлексию с позиции оценки степени эффективности своих профессиональных действий для развития личности ученика и осознавал бы свою причастность и ответственность за это. В связи с этим нам кажется, что можно выделить еще один уровень рефлексии - интерактивный, направляющий исследовательскую позицию педагога на изучение взаимодействия с другими [1]. Необходимость его определяется профессиональной педагогической позицией. Профессиональная педагогическая позиция, по словам В.И. Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. «Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Нелишне будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной - с условиями его развития».

Г.С. Сухобская, Ю.Н. Кулюткин пишут об особом характере педагогической деятельности, о том, что она протекает как мета-деятельность. Педагог управляет развитием субъектности учащегося, управляющего своей учебной деятельностью. Для этого педагогу необходимо рефлексировать на смысловые связи, в которые включен ребенок. В ходе рефлексии происходит отображение педагогом внутренней картины мира учащегося, педагог должен не только владеть учебным материалом, но и знать, какими представлениями обладает об изучаемом объекте ученик. Таким образом, педагог должен не только рефлексивно отображать «внутреннюю картину мира», которой обладает учащийся, но и целенаправленно ее преобразовывать, углублять, развивать. Подобного рода преобразования могут осуществляться только тогда, когда педагог, по определению В.А. Петровского, «представлен» в личности учащегося и строит управление этим развитием через исследование смысловых связей, возникающих в межличностном взаимодействии. Т.е. педагог, проявляя исследовательскую позицию, анализирует профессиональную проблему, затруднение или успех. В результате чего он отбирает, уточняет и перепроверяет свои действия, выдвигает гипотезы, ставит вопросы (самому себе), и, как следствие, возникает сущностное осмысление проблемы или затруднения и рождаются новые перспективы их разрешения.

Рефлексию на интерактивном уровне может обеспечивать только зрелая личность педагога. Критериями педагогической зрелости, по мнению М.Н. Мироновой, являются:

  • «отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек» (центральное системообразующее отношение);
  • творческий, целетворящий характер жизнедеятельности;
  • потребность в позитивной свободе, способность к свободному волепроявлению, стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни (Б.С. Братусь, 1988)».

Выше представленные идеи А.А. Бизяевой, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской, В.И. Слободчикова М.Н. Мироновой несут для нас мысль об уровневой направленности исследовательской позиции педагога. Можно говорить о том, что активность исследовательской позиции проявляется в том, насколько личность педагога целостно моделирует или конструирует образовательную деятельность и саму себя в нескольких аспектах:

  • по отношению к профессиональной самореализации и личностному росту как способности актуализировать профессиональный потенциал и возможности, способности критически перерабатывать профессиональный опыт, развивая собственную профессиональную позицию и Я-концепцию;
  • по отношению к образовательно-развивающей деятельности в виде критической избирательности по отношению к предлагаемым моделям и подходам, проявляющейся в осознанном выборе профессиональной стратегии в согласии со своими профессиональными ценностями и индивидуальностью личности ребенка как участника образовательного процесса;
  • по отношению к педагогическому взаимодействию, в основе которого лежит установка на сотрудничество, а также психологическая готовность к встрече и обмену смыслами с Другими людьми благодаря принятию или допущению множественности точек зрения.

В педагогической деятельности исследовательская позиция, на наш взгляд, имеет место на разных уровнях педагогического процесса:

  • моделирующий уровень (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
  • регулирующий уровень (выбор и организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
  • коммуникативный уровень (обеспечение продуктивного общения участников педагогического процесса);
  • смыслотворческий уровень (обеспечение формирования осмысленности деятельности и взаимодействия);
  • мотивационный уровень (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
  • коррекционный уровень (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

Рассмотрение рефлексии в качестве феноменологии исследовательской позиции педагога продвигает нас в понимании внешнего проявления самой исследовательской позиции. Особенно в стандартных педагогических ситуациях, где необходимо найти систему уже известных правил и применить её к возникшей педагогической задаче. Однако в современной педагогической деятельности педагогу приходится действовать в самых разнообразных противоречивых ситуациях, сопровождающихся неопределенностью. И тогда не совсем понятным остается, какую роль играет исследовательская позиция, когда необходимо самостоятельно определяться и продвигать решение задачи, исход которой изначально не определен.

Любой человек, в том числе и педагог, как самоорганизующаяся система стремится к развитию. Развитие не возможно без нарушения гомеостаза, для развития человека необходимо динамическое нарушение равновесия со средой, требующей непрерывного изменения самого себя. Для состояния душевного и физического благополучия педагог должен постоянно находиться в состоянии энергоинформационного обмена с образовательным пространством, взаимодействовать с педагогической действительностью, а мерилом его профессионального успеха является достижение образовательной цели и постоянное развитие.

Таким образом, подводя итоги сказанного, мы можем сформулировать выводы данного параграфа.

Исследовательская позиция педагога проявляется в активном исследовательском отношении к себе, профессиональной деятельности и взаимодействию, а также к саморазвитию. Она представляет собой целостное, интегрированное, упорядоченное психическое образование, обеспечивающее не только готовность к новому опыту, но и умение педагога выходить за пределы наличного уровня знаний о себе и о педагогической действительности. Исследовательская позиция дает возможность педагогу эффективно выстраивать исследовательский процесс и находить выход из сложных ситуаций педагогической деятельности, порождая новые смыслы организации педагогического взаимодействия. Поскольку предметом деятельности педагога выступает «другой человек», то мы полагаем, что особое значение исследовательская позиция педагога имеет в межличностной рефлексии, где необходимо осознавать образование и развитие смысловой сферы другого субъекта.

Исследовательская позиция педагога имеет место в личностной и профессиональной самореализации; построении конструктивных межличностных, деловых, профессиональных, социальных связей и отношений, овладении универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности, способами исследовательской деятельности. Она способствует осознанному моделированию развития смыслового пространства другого, формированию субъектной позиции, целостному бытию, ориентации на достижение ценностей творческой и личностной самореализации.

Как феномен исследовательская позиция проявляется через педагогическую рефлексию, позволяющую наиболее эффективно и адекватно обеспечивать процесс развития и саморазвития педагога, способствовать творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности. Роль рефлексии в исследовательской деятельности педагога состоит в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого субъекта и взаимодействия с ним.

Особенности педагогической деятельности таковы, что её результат отсрочен во времени, и нет до конца уверенности, что его действия абсолютно верны. В этом плане наличие исследовательской позиции может выступить фактором развития профессионального здоровья педагога в условиях неопределенности результатов профессиональной педагогической деятельности.

Особое значение исследовательская позиция приобретает в ситуации неопределенности, выступающей источником её развития. Развитие профессионального здоровья в изменяющемся мире, наполненном неопределенностью, во многом зависит от того, насколько педагог проявляет исследовательскую позицию в процессе моделирования стратегии индивидуального развития личности другого. Насколько педагог самостоятельно формулирует цели деятельности по развитию индивидуальности других субъектов на основе ценностей и смыслов профессиональной деятельности в динамике социокультурных контекстов. Определяет и конкретизирует эти цели через средства и способы их реализации. Видит цели педагогической деятельности в более широком методологическом контексте.

Мы рассматриваем становление исследовательской позиции как непрерывный процесс одновременного развития потребности искать и находить ранее неизвестное и совершенствования профессионально значимых качеств педагога под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности, осуществляемый в исследовательской деятельности. Становление исследовательской позиции осуществляется одновременно с профессиональным становлением и совершенствованием личностно-деловых и профессиональных качеств педагога, а также повышением уровня знаний, умений и профессиональных компетентностей, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Становление исследовательской позиции в системе образования - это длительный процесс, связанный с целями профессионального становления, и имеет специфичное содержание на каждом этапе профессионального становления. Он предполагает внешнее руководство и создание условий, с одной стороны, и учет внутренних особенностей развития самого профессионала.

На наш взгляд, профессиональное педагогическое образование может играть важную роль в развитии профессионального здоровья педагога при условии, если оно готовит его к деятельности в ситуации неопределенности. Профессиональное педагогическое образование должно целенаправленно формировать у педагога исследовательскую позицию как условие развития его профессионального здоровья и обеспечения его профессионального становления.

Рецензенты:

Матис В.И., д.п.н., профессор, проректор по науке и международным связям ФГБОУ ВПО АГАКИ, г. Барнаул.

Майер А.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры дошкольного и дополнительного образования ФГБОУ ВПО «АлтГПА», г. Барнаул.