Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTEGRATION CONNECTIONS IN FOOD INDUSTRY OF THE KRAS-NOYARSKY KRAY AS A KEY ELEMENT OF INDUSTRY COMPETITIVENESS

Туровец Д.Г.
The article is concerned with a notion of «integration», «integration connections» in food industry. The key issues, which food industry enterprises deals with are identified in the article. Author’s scheme of integration connections and a flexible integration structure for its usage in practice are shown. The main conclusions of the research are stated. Key words: integration connections, food industry, food industry cluster.

Пищевая промышленность, как показала мировая и отечественная практика, является одной из приоритетных отраслей национальной экономики. Успешное ее развитие - «первая ступень» в сторону повышения продовольственной безопасности страны, повышения уровня и качества жизни населения. Напротив, ее ослабление в части снижения основных социально-экономических показателей, может создать реальную угрозу работоспособности экономическо-активного населения, поскольку уровень производительности труда напрямую зависит от полноценного обеспечения населения качественными и доступными продуктами питания.

Сегодня рынок пищевой промышленности в России - один из самых интенсивно развивающихся и высококонкурентных. Существует сильнейшая конкуренция за потребителя, обусловленная бурным развитием мировой индустрии продуктов питания, постоянным появлением новых производственных и маркетинговых технологий. Чтобы оставаться конкурентоспособным, производитель вынужден втягиваться в «гонку инноваций», регулярно пересматривая свой продуктовый портфель и запуская на рынок новые идеи[3, 25].

Интеграционные связи в пищевой промышленности служат ключевым элементом конкурентоспособности, следовательно, должны быть налажены правильно. Формирование интегрированных структур в пищевой промышленности (интеграционные связи разрабатываются именно с целью последующего построения интегрированных структур и реализации их на практике) - основа для выхода предприятий пищевой промышленности из наметившегося за последнее десятилетие кризиса.

В связи с необходимостью повышения эффективности хозяйственной, производственной и пр. деятельности предприятий пищевой промышленности, назревает необходимость в перестроении, укрупнении бизнеса, и, как следствие, построении особых интегрированных структур, определении интеграционных связей между ними. Одним из способов решения проблемы конкурентоспособности пищевой промышленности в регионе должен стать системный подход к разработке целостной системы построения интеграционных связей на предприятиях пищевой промышленности. В одном из докладов по развитию рассматриваемой отрасли Э. Акбулатов на ежегодном собрании, посвященном развитию отраслей промышленности в крае, отметил, что агропромышленная интеграция, кооперирование и интеграционные связи между предприятиями будут способствовать увеличению и наращиванию объема выпущенной продукции в регионе [4].

Стремительное, а вместе с тем динамичное, поступательное развитие экономики обусловливает необходимость разработки универсального подхода к конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности на основе интеграционных связей. Интеграционные связи в увязке с основными инструментами повышения конкурентоспособности позволят обеспечить более устойчивую и эффективную работу предприятий в динамике.

Возрастание значимости взаимодействия предприятий в современных условиях приводит к необходимости более глубокого исследования сущности интеграции. В современной литературе представлено значительное число научных работ, дающих весьма неоднозначное толкование терминам «интеграция», «интеграционный процесс», «интеграционные связи».

Не вдаваясь в детальный анализ содержательной стороны научных исследований по данной проблематике, нами выделены ключевые понятия. Под интеграцией автор понимает «объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними»[2].

Интеграция позволяет предприятиям достичь и удержать определенные позиции на рынке посредством решения следующих задач:

  • - объединение ресурсов - интеллектуальных, технологических, финансовых, маркетинговых - для достижения синергетического эффекта и диверсификации деятельности;
  • - оптимизация расходов на НИОКР, организация технологического процесса, корпоративное управление, продвижение и поддержка товара для достижения максимальной экономии и повышения рентабельности бизнеса;
  • - минимизация коммерческих рисков путем получения гарантированного доступа на целевые рынки. Цель интеграционного объединения, как такового, по мнению Сорокиной И.О., состоит в углублении взаимодействия между участниками для укрепления их связей[5].

Под «интеграционными процессами» автор понимает процессы объединения субъектами рыночных отношений активов в рамках единого процесса с образованием или без образования новой фирмы. Интеграционные связи, в свою очередь, призваны установить крепкую взаимосвязь между предприятиями, создав, тем самым, мощный резерв для укрепления промышленного потенциала, определяющие будущее развитие отрасли.

Интеграционная структура, в свою очередь, может быть обозначена, как устойчивая группа кооперационно-связанных между собой участников, объединенных на основе добровольной передачи им части своих прав одному из участников - центральной (головной) компании и подчинения общим интересам интегрированной структуры в целом.

Принципы интегрирования участников рыночных отношений - это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которыми они должны руководствоваться при ведении совместной деятельности. Крупные интегрированные структуры, по мнению автора, могут быть организованы в виде следующих компаний:

  • - холдинговые компании, создаваемые путем внесения в их уставный капитал государственных пакетов акций предприятий;
  • - холдинговые структуры, основанные на частном и смешанном (с государственным участием) капитале и существующие в виде многоуровневых цепочек из головных компаний. Их неоспоримое преимущество заключается в чрезвычайной сложности и непрозрачной организации финансовых потоков;

Стоит помнить что процесс интеграции - достаточно трудоемок и требует значительных затрат и ресурсов. Основным условием активизации деятельности предприятий пищевой отрасли может стать развитие интеграционных связей как важнейшего фактора стабилизации экономики. Важно рассматривать интеграционные связи не только как средство стабилизации экономического положения региона или отдельного предприятия, но и как фактор развития производственной и сбытовой базы предприятия или комплекса предприятий.

Проанализировав труды ведущих ученых по проблеме интеграции, мы пришли к выводу, что к настоящему моменту выделяют три ее основных вида. В сфере экономики отмечают три основных способа наращивания потенциала организации: «горизонтальная интеграция», «вертикальная интеграция», «диверсификация». Данную классификацию необходимо рассмотреть более детально, поскольку для дальнейшего построения схемы интеграционных связей, апробируемой на предприятиях пищевой промышленности, данный понятийный аппарат просто необходим.

  • 1. Вертикальная интеграция - производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта[2].
  • 2. Горизонтальная интеграция - объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали», с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии[2,5].
  • 3. Диверсификация «по природе своей» опирается на сознательное вложение капитала в целый ряд функционально не связанных между собой отраслей и производств[2].

Беляков Г. П. справедливо отмечает, что в настоящее время в российской промышленности существуют три типа механизмов интеграции. Первый тип реализует возможности контроля, сопряженные с обладанием титулами собственности объединяемых предприятий. Второй тип задействует рычаги координации совместной деятельности на основе регулирования доступа к отдельным производственным ресурсам. Наконец, третий тип механизмов базируется на добровольной централизации участника группы и передачи ряда полномочий. Комбинация и перестроение типичных интеграционных структур на практике «под свои потребности» служит тем фундаментом, которые будут способствовать всестороннему развитию пищевой промышленности[1,с.114].

Анализ проблем формирования интеграционных процессов в стране позволяет сделать вывод о необходимости использования системного подхода к разработке эффективной стратегии по улучшению основных показателей пищевой промышленности. Необратимые рыночные процессы «давят» на наиболее незащищенные («узкие») места предприятий, которые слабо подготовлены к тому, чтобы принять правильные стратегические, тактические и управленческие шаги и решения. Осуществляя деятельность совместно, развиваясь по принципу «межфирменного партнерства», предприятия получат выгоды в виде: а) приобретения опыта, за счет взаимного обмена информацией, знаниями, компетенциями; б) равномерного распределения долей участия в акционерном капитале компании; в) снижения риска и неопределенности от принятия (непринятия) соответствующих решений.

Обозначив необходимость в интеграции, построении гибкой интегрированной структуры и последующем установлении интеграционных связей, автор предлагает схему, наглядно отражающую целесообразность использования данного инструмента для внедрения на предприятиях пищевой промышленности. Ее использование от апробации на практике призвано повысить эффективность производства за счет привлекаемых извне ресурсов (кадровых, финансовых, информационных, и пр.), что в конечном итоге должно найти свое логическое подтверждение в показателях производительности труда, фактических темпах роста отрасли, и пр.

Анализ тенденций и закономерностей развития анализируемой отрасли наглядно показал, что деятельность предприятий (ОАО «Милко», КПК «Продовольственная компания, ОАО «Красноярский хлеб», ОАО «Сибирская губерния», и др.), хотя и не является убыточной, в полной мере эффективной не является. В крае практически отсутствуют собственные обрабатывающие производства. Уровень производственных мощностей, техническое их оснащение не соответствует установленным нормативам. Повсеместно можно наблюдать превышение доли импорта в валовом выпуске продукции промышленного производства. Слабо налажена степень взаимодействия предприятий между собой, интеграционные связи на большинстве предприятий выражены слабо. Необходима координированная и согласованная работа по более эффективному управлению отраслью пищевой промышленности.

Оптимизация деятельности предприятий пищевой промышленность - ключ к повышению конкурентоспособности пищевой промышленности, при соблюдении ряда условий:

  • - ориентация производств на выпуск разнотипных продуктов питания (детских смесей, глубокая переработка сырья, сокращение длительности «производственного цикла», оптимизация сбытовой и закупочной деятельности; совершенствование процедуры управления и контроля за цепочками поставок в отрасли (транспортная логистика);
  • - пересмотр и корректировка типовых «бизнес-процессов» на предприятиях;
  • - установление и совершенствование механизма обратной связи с местными органами управления, сельским хозяйством, оптовой и розничной торговлей;

Подпись: Аккумулирование ресурсов в рамках общей структуры управления производствомpПодпись: Устойчивые связи всех участников партнерства

 

 

Рис. 1. Гибкая интегрированная структура пищевой промышленности (ГИС)

  • - правильное и эффективное построение интеграционных связей, интеграционной цепочки связи предприятий друг с другом. Обозначенные проблемы пищевой промышленности требуют нового качественного подхода к созданию гибкой интегрированной структуры и построению интеграционных связей в пищевой промышленности. Автором предлагается схема, отражающая сущность адаптивной интегрированной структуры для пищевой промышленности. Данная структура отнесена автором к числу универсальных (может быть рекомендована как для отрасли пищевой промышленности, так и др.) (рис. 1).

Обладая, с одной стороны, устойчивым маркетинговым потенциалом (способностью успешно поставлять продукцию на внутреннем рынке) и привлекая, с другой стороны, необходимые инвестиции для расширения своей деятельности предприятия извлекают двойную выгоду. Очевидно, что интеграционные связи в данном случае будут нацелены на установление степени взаимодействия предприятий, повышения общего синергетического эффекта от совместной деятельности. Образование интеграционной структуры на предприятии пищевой промышленности данного типа позволит в полной мере использовать накопленный потенциал (включая, информационную, производственную, научную, торговую, финансовую составляющую) и тем самым способствовать развитию отрасли пищевой промышленности в крае.

Особый интерес для нас представляет последний уровень ГИС. Находясь в единой структуре, производитель и дистрибьютор могут совместно вырабатывать требования к качественно-новой продукции, планировать производственную программу. Переход к гибко-централизованной системе управления производством - особенно важно для конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности, как крупного холдинга. Автор придерживается следующего мнения: «внедрение данной интегрированной структуры, обладающей, с одной стороны, мощным функционалом, а с другой - гибкой адаптируемой к потребностям конкретного предприятия» - основа для будущего развития предприятий пищевой промышленности».

Построение ГИС, как уже было отмечено, обусловливает целесообразность использования интеграционных связей в производстве. Эффективность интеграционных связей считается тем выше, чем правильнее проработан механизм согласованности, взаимодействия и координации подразделений и отделов на конкретном предприятии. Преимущества от построения интеграционных связей и включения их в обозначенную структуру приведены на рис.2.

Интеграционные связи призваны соединить между собой ряд ключевых элементов, анализ которых целесообразен, поскольку именно от степени проникновения одной производственной сферы в другую, от того каким образом налажена работа производственных, маркетинговых, сбытовых звеньев в продуктовой цепочке, зависят наиболее значимые показатели отрасли. Рассмотрим в представленной схеме каждый из элементов на предмет своей значимости.

Автором дано свое пояснение данной схемы:

  • 1. В процессе построения интеграционной цепочки за счет взаимного укрепления производства возникает альтернатива более успешного управления производственным, маркетинговым, сбытовым и прочим потенциалами. За счет сокращения дублирования операций в производстве, предприятия приобретают дополнительное конкурентное преимущество.
  • 2. Повышение оперативности управления производством на основе взаимодействия служб, подразделений внутри предприятий будет происходить согласованно.
  • 3. Производительность труда служит важным рычагом в обеспечении конкурентоспособности пищевой промышленности региона. Принимая во внимание опыт западных компаний, стоит стремиться к тому, чтобы доля ручного труда была минимальной, а при необходимости и пересмотрена с учетом специфики конкретного продукта, производимого на предприятии.
  • 4. В процессе взаимодействия предприятий друг с другом в рамках одного кластера (в нашей случае «кластера пищевой промышленности») стоит стремиться к сокращению сроков выпуска продукции с соблюдением необходимых требований, предъявляемых к ней с технологической точки зрения. Эффективность от сотрудничества предприятий друг с другом может проявляться также в распределении риска и ответственности в случае принятия эффективного (проигрышного) варианта стратегии развития. Синергетический эффект от взаимодействия предприятий друг с другом тем выше, чем ниже вероятность вступления новых потенциальных конкурентов в отрасль. Чем ближе предприятия рассредоточены в пределах одного кластера до ведущего сырьевого центра («кластера пищевой промышленности») тем ниже затраты на транспортировку и складирование продукции, и тем выше возможность изыскания дополнительных резервов и привлечения ресурсов для развития деятельности.

p

Рис. 2. Преимущества от использования интеграционных связей в пищевой промышленности

  • 5. Экономические, налоговые, ценовые барьеры - главные ключевые составляющие развития предприятий пищевой промышленности.
  • 6. Гибкость и адаптивность предприятий может быть достигнута за счет созданной вертикально-интегрированная промышленной компании с полным производственно-сбытовым циклом, охватывающим все звенья продуктовой цепочки. Например, производя мясную продукцию, мы можем осуществлять свою деятельность посредством производства комбикормов, выпуска мясной продукции и последующей ее реализации на рынке.
  • 7. Конъюнктура рынка также влияет на способность предприятий быть, в определенной степени, конкурентоспособными. В зависимости от экономической обстановки, вкусов и предпочтений потребителей зависят стратегические шаги, предпринимаемые компаниями в целях удержания конкретного сегмента рынка выпускаемой продукции. Цель интеграционной связи в данном случае - наладить производство и выпуск продукции таким образом, чтобы предложение удовлетворяло в полной мере платежеспособный спрос.
  • 8. На протяжении последних лет в пищевой промышленности наблюдается явная тенденция к переходу по использованию ресурсосберегающих технологий в производстве продуктов питания. Акцент делает на то, что должна быть пересмотрена технология, при которой сырье, остающееся от первичной переработки, продолжает работу в производственном цикле, и после завершающей стадии может быть использовано в выпуске нового качественного продукта. Применение в своем производстве так называемых ресурсосберегающих технологий несет в себе одно важное преимущество: снижается себестоимость изготовляемого продукта, сокращаются транспортные и эксплуатационные издержки. Кроме того, сэкономленные аккумулированные средства можно направить для развития своей деятельности.

На основе проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:

  • 1. Одним из очевидных путей по повышению конкурентоспособности рассматриваемой отрасли автором выделены интеграционные связи, внедрение гибкой универсальной интегрированной структуры управления промышленным производством.
  • 2. Построение интеграционных связей, как показало проведенное исследование, является одним из приоритетных направлений развития пищевой промышленности в нынешних условиях. Создание единого пищевого кластера (один из элементов, выделенный автором при построении интеграционных связей), объединяющий группу предприятий по ряду критериев и параметров (экономических, социальных, и т.д.) - важное условие наращивания потенциала пищевой промышленности, доведения показателей выработки и производства до требуемых значений, повышения качества жизни, обеспечения продовольственной безопасности отрасли в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Беляков Г. П. Интеграционные процессы в экономике: проблемы, поиски, решения. Монография / Г. П. Беляков - М.: Изд-во МАИ; Доброе слово, 2003. - 243с.
  • 2. Большой экономический словарь / под ред. А.Н.Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2004, 434с.
  • 3. Оксанич, Н.В. Построение интегрированной структуры управления пищевым холдингом / Н. В. Оксанич // Пищевая промышленность. - 2008. - №38. - с.24-27.
  • 4. Программа социально-экономиче-ского развития края на 2007 г. - Администрация Красноярского края. - 2007. - 92с.
  • 5. Сорокина, И.О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы ее осуществления / И. О. Сорокина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2. с.3-6.