Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL SPECIAL WAY FORMATION IMAGE OF «I» YOUNGER ADOLESCENTS WHITH MENTAL RETARDATION IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL INTEGRATION AND DIFFERENTIATION

Koneva I.A. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin (Minin,s University)
Study investigates the psychological characteristics of the image of "I" in younger adolescents with mental retardation formed depending on psycho-pedagogical conditions of their learning: in terms of educational differentiation (special remedial school 7 species) and in terms of educational integration (7 remedial classes form comprehensive schools). The comparative analysis of the characteristics of self-image and the "I" in younger adolescents with mental retardation compared with normally developing peers and peers with intellectual disabilities on such parameters as: subjective importance, content, structure and mechanisms of formation. The features of the image of "I" age-related characteristic of young people with normal mental development, and adolescents with mental retardation, as well as the specific features of the way "I" inherent adolescents with mental retardation. Moreover, the analysis of the specific features of the image of "I" in younger adolescents with mental retardation enrolled in the educational conditions of differentiation and integration, which gives an idea more or less psychological well-being of adolescent development in existing psycho-pedagogical conditions.
reflection
image of «I»
self-knowledge
Self-concept

Введение

В подростковом возрасте отмечаются бурные биологические и социальные изменения, обусловливающие всю психологическую перестройку. Колоссальные изменения происходят в сфере самосознания подростка, в целом оформляется такое сложное образование как Я-концепция: претерпевают изменения образ Я, система самооценок подростка.

На наш взгляд, исследование особенностей психических новообразований возраста дает наиболее ценную дифференциально-диагностическую информацию, поскольку психические новообразования возраста являются наиболее уязвимыми для влияния вредоносных факторов [1],[2], [5], [9]. Применительно к подростковому возрасту наиболее значимыми в плане диагностики психического развития будут некоторые личностные образования: тревожность [4], образ Я[6]; взаимоотношения подростка с учителем[8] и др. В младшем подростковом возрасте для диагностики психологического благополучия развития наиболее обосновано исследование базового компонента Я-концепции - образа Я.

Актуальность изучения образа Я младших подростков с нарушениями развития обусловлена и другими факторами:

  • насущной потребностью практики: вопросы организации коррекции вторичных нарушений применительно к школьным возрастам (особенно средним и старшим) нуждаются в разработке и внедрении в образовательный процесс;
  • образ Я лежит в основе Я-концепции, а она обеспечивает успешность адаптации и интеграции в обществе, что особенно важно для личности с нарушением развития.

Образ Я может включать в себя такие характеристики (модальности):1 - физические характеристики, в которых человек воспринимает и описывает свое тело и внешность; 2 - социальные идентичности, то есть указание на те группы, статусы и категории, к которым индивид принадлежит, и которые составляют его различные "Мы", определяя его ответы на вопрос "Кто Я?"; 3 - определенные личностные диспозиции, с помощью которых индивид описывает свои социально-психологические качества, отвечая на вопрос "Какой Я?"

Структура образа Я раскрывается: 1) определением психологической иерархии отдельных физических самоописаний, социальных идентичностей и личностных диспозиций, выявлением центральных, наиболее влияющих на формирование целостного образа Я характеристик; 2) выяснением соотношения объективных (социальных и поведенческих) и субъективных (мотивационных) аспектов; например, описывает ли индивид себя преимущественно в терминах своих социальных ролей, статусов и поступков или в терминах эмоций, установок и желаний.

И.С. Кон установил, что важнейшими психологическими механизмами самопознания являются: 1 - усвоение субъектом оценки его другими людьми; 2 - социальное сравнение - человек осознает и оценивает себя путем сравнения с другими людьми; 3 - самоатрибуция - индивид заключает о себе и своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях. Первый механизм самопознания связан с неосознаваемыми установками на себя, в механизме социального сравнения наблюдается включение сознания, и, наконец, самоатрибуция напрямую связана с включением личностной рефлексии в процесс познания себя [3].

Предметом нашего исследования явились особенности образа Я (его субъективная значимость, содержание, структура и механизмы становления) младших подростков с задержкой психического развития (ЗПР), обучающихся в условиях образовательной дифференциации (специальная коррекционная школа VII вида) и в условиях образовательной интеграции (коррекционные классы VII вида общеобразовательной школы). Данные особенности рассматривались в сопоставлении с особенностями образа Я младших подростков с нормальным психическим развитием (НПР) и с интеллектуальными нарушениями (ИН).

Были применены следующие экспериментальные методики: тест установок личности на себя "Кто Я?" (М.Кун, Т.Макпартлэнд, 1984) выявляет вербальные представления о себе [7];проективная методика "Незаконченные предложения" (авторский вариант) отражает глубинные неосознанные слои опыта самопознания; техника репертуарных ранговых решеток (авторский вариант) выявляет систему значимых представлений о себе, влияющих на поведение человека [6].

Анализ результатов проведенных методик по всем выборкам испытуемых позволил выделить возрастные и специфические особенности образа Я младших подростков с ЗПР.

Возрастные особенности формирования образа Я:

1. На протяжении младшего подросткового возраста постепенно усиливается субъективная значимость образа Я. Подростки 10-11 лет во многом еще сохраняют черты, присущие детям младшего школьного возраста: детскую непосредственность, обращенность на характеристики других из близкого окружения, частые характеристики себя через успешность в учебной деятельности. Самоописания подростков 11-12 лет отличаются большей самостоятельностью, закрытостью, противоречивостью, что свидетельствует о проявлении субъектности при конструировании образа Я и его значимости. В отличие от младших подростков с НПР и с ЗПР у их сверстников с ИН в период с 10 до 12 лет вообще не наблюдается роста рефлексивных возможностей и субъективной активности в плане самопознания.

2. Наблюдается когнитивное усложнение понимания характеристик личности. В младшем подростковом возрасте усвоение понятий, обозначающих качества человека, проходит путь от слабодифференцированных представлений к соотнесению понятия с частным проявлением его в жизни до абстрагирования от конкретных ситуаций и их обобщения. Эти изменения в когнитивной организации образа Я на данном возрастном этапе, несомненно, связаны с развитием словесно-логического мышления. В отличие от когнитивного усложнения образа Я младших подростков с НПР и с ЗПР объяснения понятий подростками с ИН носят слабодифференцированный конкретно-ситуативный характер, и дальнейшего развития когнитивной организации образа Я не происходит.

3. От 10 к 12 годам растет значимость мнения сверстника при конструировании собственного образа, и, наоборот, снижается значимость мнения взрослого (усиливается тенденция к прямым корреляциям между компонентами "Я - наличное" и "Я - для друзей" и ослабевает между компонентами "Я - наличное" и "Я - для взрослых").

4. Еще одна возрастная тенденция в становлении образа Я в младшем подростковом возрасте касается преобладающих механизмов самопознания. В качестве доминирующих механизмы самопознания сменяют друг друга в такой последовательности: усвоение характеристик извне, рефлексия единичных поступков, сравнение себя с другими, обобщенная рефлексия.

Однако, несмотря на наличие возрастных особенностей и тенденций, процесс становления образа Я у младших подростков с ЗПР характеризуется своей спецификой, общей для всей рассматриваемой категории и различной для подростков из классов коррекции и из специальной школы. Общие особенности обусловлены влиянием сходного нарушения развития, а специфика - разным влиянием микросред и генезисов, которые привели к ЗПР.

1. В отличие от нормы, у младших подростков с ЗПР все же недостаточно развивается словесно-логическое мышление. Закономерно возникает отклонение в когнитивной организации образа Я. Указывая на такую возрастную тенденцию как усложнение понимания характеристик личности от слабодифференцированных к конкретно-ситуативным до абстрактных, нужно пояснить, что у младших подростков с ЗПР основными к 12 годам все же остаются конкретно-ситуативные понимания и объяснения понятий. Эта особенность отчетливо демонстрирует связь задержки в развитии познавательной сферы с возникающими особенностями образа Я: он формируется на базе наглядно-образного мышления.

2. У младших подростков с ЗПР раньше, чем у подростков с НПР, наступает кризис самовосприятия - в 11-12 лет. И он связан с препятствиями на пути конструирования образа Я. Причины и проявления этого кризиса у подростков из классов коррекции и из специальной школы разные (описаны ниже). А то, что кризис самовосприятия возникает преждевременно, говорит о неблагополучии самопознания у младших подростков с ЗПР.

Таким образом, сходное нарушение психического развития при разных формах ЗПР приводит к единым тенденциям в развитии самопознания. А различные типы генезиса ЗПР и, в большей степени, разное влияние микросред порождает различия в формирующихся образах Я младших подростков, обучающихся в классах коррекции массовой школы и в специальной школе для детей с ЗПР.

1. Основное отличие образов Я двух рассматриваемых категорий младших подростков с ЗПР касается семантического пространства. Подростки, обучающиеся в классах коррекции, в 10-11 лет только начинают проводить анализ своих действий и поступков, а ведущими оказываются социальные статусы и роли. В 11-12 лет тенденция к анализу действий и поступков усиливается, а на втором месте оказываются социальные статусы и роли, появляется интерес к своим предпочтениям и желаниям. Аналогичная картина наблюдается у подростков 10-11 лет с НПР. Таким образом, мы наблюдаем затягивание по времени процесса становления образа Я у подростков, обучающихся в классах коррекции.

Задержка в формировании образа Я этой категории подростков, препятствия на пути построения конструктивных размышлений о себе обусловлены не только дефектом развития, но во многом - негативным восприятием их со стороны взрослых. Формирующийся "комплекс неполноценности" мешает становлению полноценного образа Я на рефлексивной основе, более того, налаживанию адекватных взаимоотношений и общения со сверстниками.

Подростки с ЗПР, обучающиеся в специальной школе, продемонстрировали еще более выраженные качественные особенности образа Я. В 10-11 лет ведущими оказываются личностные характеристики, усвоенные подростками в силу их внушаемости. На второе место выходят предпочтения и желания, главным образом инфантильные, не направленные на конструирование образа Я. Иначе говоря, в возрасте 10-11 лет у младших подростков с ЗПР из специальной школы мы не наблюдаем проявлений субъективной активности при конструировании образа Я. А возраст 11-12 лет ознаменован ярким кризисом самопознания, сущность которого мы рассмотрим далее. Поэтому наблюдается чрезмерность характеристик социальных статусов и ролей. На этом фоне постепенно начинают появляться характеристики своих действий и поступков.

Итак, мы видим, что наблюдается неблагополучное формирование образа Я в силу того, что из поля рефлексии в 10-11 лет выпадает базовое звено развития семантического пространства образа Я - анализ своих действий и поступков. Как мы убедились, он все же появляется к концу данного возрастного периода. Описанное выше, мы полагаем, может иметь две объективные причины. Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что ЗПР этой категории испытуемых обусловлена наиболее патогенными причинами - церебрально-органическими. А во-вторых, в условиях специальной школы дети ощущают принятие их окружающими, но из-за искусственного усвоения личностных характеристик в силу высокой внушаемости этих детей, происходит форсирование хода становления образа Я.

Для сравнения у младших подростков с ИН практически не наблюдается динамики в процессе становления образа Я на рефлексивной основе. Эти подростки к 12 годам просто активнее усваивают обобщенные оценочные характеристики, даваемые окружающими. Из-за недоразвития собственной рефлексии образ Я отличается бедностью, стереотипностью, аморфностью и отсутствием возрастных изменений.

2. Описывая сходные черты образов Я младших подростков с ЗПР, мы отметили, что у них раньше, чем в норме, возникает кризис самовосприятия, и что его причины и проявления различаются. Так в образах Я младших подростков с ЗПР 11-12 лет, обучающихся в классах коррекции, не появляется временная перспектива: испытуемые не планируют свое будущее, "не примеряют" на себя различные социальные роли и статусы в будущем. Подростки склонны давать себе негативные характеристики, которые не компенсируются перечислением своих достоинств, или гиперкомпенсаторные характеристики - такая бравада является проявлением защиты от негативного восприятия их взрослыми. На фоне низкого самопринятия у подростков формируются неоправданно позитивные представления о сверстниках, что мешает налаживанию полноценного общения. Кризис самовосприятия ведет к тому, что подростки находят неконструктивные способы самоутверждения: установки на аддиктивные формы поведения, мысли о смерти, ориентация на применение силы. То есть, как мы установили, неблагополучное становление образа себя у подростков из классов коррекции является одной из причин их девиантного поведения.

Подростки с ЗПР 11-12 лет из специальной школы также переживают яркий кризис самопознания, проявляющийся в чрезмерности характеристик своих социальных статусов и ролей (79% от всех модальностей). Но у этой категории подростков не возникает ощущения собственной неполноценности и бесперспективности своего положения, что является результатом принятия и уважения ребенка в условиях специальной школы. Однако кризис возникает в силу того, что у подростков, привыкших полагаться на мнение взрослых, впервые возникает собственная рефлексия. Накапливающиеся сведения о себе вступают в противоречие с усвоенными ранее: в возрасте 11-12 лет эти подростки только начинают активно рефлексировать свои действия и поступки. Недостаточность рефлексии приводит к тому, что у подростков оказывается сниженным осознание себя как носителя определенной активности. И если не стимулировать развитие самопознания с учетом выявленных закономерностей, то, вероятнее всего, полноценный образ Я так и не сформируется. А в итоге это проявится в незрелости Я-концепции и, как следствие, в психологических проблемах (несамостоятельность, неуверенность и т.д.).

3. Рассматривая структуру образа Я, была выявлена возрастная закономерность, которая заключается в том, что на протяжении младшего подросткового возраста растет значимость мнения сверстника при конструировании образа Я и снижается значимость мнения взрослого.У младших подростков с ЗПР из специальной школы так же, как и при НПР, прослеживается постепенность этого процесса. У младших подростков с ЗПР из классов коррекции отмечается не постепенное, а резкое снижение прямых корреляций между компонентами "Я - наличное" и "Я - для взрослых". А тенденция к прямой связи между "Я - наличным" и "Я - для друзей" оказывается выраженной не ярко. Более того, растет расхождение между компонентами "Я - для друзей" и "Я - для взрослых". Из всего этого можно сделать вывод, что образ Я подростков из классов коррекции в 11-12 лет оказывается в состоянии дисгармонии: существуют как бы два Я - для взрослых и для друзей, что, естественно, дестабилизирует наличный образ Я.

4. Отмечая существование возрастной эволюции механизмов самопознания в подростковом возрасте, мы не указали ее специфики применительно к подросткам с ЗПР.

У подростков, обучающихся в классах коррекции, в период от 10 до 12 лет очень значимым является такой механизм самопознания как усвоение характеристик извне (в 10-11 лет он доминирует). Постепенно возрастает значимость механизмов сравнения себя с другими и рефлексии единичных поступков. Последний к 12 годам становится ведущим.

У младших подростков с ЗПР из специальной школы на протяжении всего возрастного периода ведущим сохраняется усвоение характеристик извне, единственное, что испытуемые в 10-11 лет больше прислушиваются к мнению взрослых, а к 12 годам чаще ориентируются на мнение сверстников о себе. У подростков с ИН выявить механизмы самопознания не удалось в силу низкой критичности испытуемых, аморфности их образов Я.

Итак, наличие общих, возрастных, особенностей образа Я свидетельствует о единстве закономерностей становления образа Я как при НПР, так и при ЗПР. Это указывает на то, что при компетентной организации коррекционно-развивающей работы можно добиться нормализации процесса самопознания. Наличие специфических особенностей образа Я у младших подростков с ЗПР указывает на влияние дефекта опосредовано через микросреду. Это влияние далеко от идеального, как в случае дифференцированного, так и в случае интегрированного способов обучения подростков с ЗПР, имеющихся в настоящее время. Однако дифференциация образования позитивнее влияет на личностное становление таких детей. Способствовать снятию отклонений вторичного порядка, а специфика образа Я при ЗПР таковой и является, возможно только за счет правильной организации влияния микросреды.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г.Нижний Новгород.

Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий» (филиал в г. Н. Новгород), г.Нижний Новгород.