Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SCIENCE ORTHODOX CLERGY WESTERN SIBERIA IN EARLY XX CENTURY

Valitov A.A. 1
1 FGBUN «Tobolsk complex scientific station UB RAS»
This article analyzes the activities of the Orthodox clergy in the early XX century in Western Siberia. Discussed the organization of and participation in the activities of the church priesthood scientific societies. Archival materials on commission at Tobolsk diocese brotherhood, a thorough analysis of the main scientific activities of the Orthodox clergy. Concluded that the scientific activities of Orthodox priests allowed to achieve some success in the accumulation and processing of documents and material monuments ecclesiastical tradition. Members of religious scientific societies dedicated to the popularization of historical knowledge found through holding open lectures and publication of critical research.
archival commission.
religious brotherhoods
Western Siberia
clergy
scientific activities

Научная деятельность священнослужителей и их активное участие в работе многочисленных исследовательских обществ в большей степени проявились на окраинах Российской империи.

Вклад православных священнослужителей в работу научных обществ очевиден и весом. Значительная часть православного духовенства Западной Сибири занималась научными исследованиями, принимала участие в деятельности различных научных обществ и внесла существенную лепту в исследование региона. В первую очередь сказанное следует отнести к профессорско-преподавательскому составу духовных семинарий и училищ.

К 90-м гг. XIX в. 90% представителей первых получили высшее образование в духовных академиях Казани, Киева, Москвы и Санкт-Петербурга, имевших научные традиции классической школы, и были удостоены ученых степеней.

Серьезная доля участия в работе научных обществ Западной Сибири принадлежала и другим категориям белого и черного духовенства.

В большей степени это следует отнести на счет настоятелей монастырей и церквей, хотя нельзя отрицать участия в этой работе и представителей церковного клира, монашествующего духовенства или канцелярских служащих.

Этот период характеризуется быстрым и повсеместным ростом краеведческого движения. Активное участие в нём принимали представители различных сословий. Это выразилось в создании провинциальных естественно-исторических музеев, архивных комиссий, выпуске краеведческих сборников, популяризации знаний по истории своего края. В Тобольской губернии благодаря усилиям местного общества были открыты Тобольский губернский музей (1870 г.) и краеведческий музей при Тюменском Александровском реальном училище (1879).

В краеведческое движение оказалась вовлеченной и церковная интеллигенция. С 1888 г. приходским священникам вменялось в обязанность вести летопись своего прихода, периодически отправляя собранные материалы в епархиальный центр. Однако на местах данное требование не всегда выполнялось.

Рассмотрение научной инициативы православного духовенства можно провести при анализе деятельности религиозных организаций Тобольской епархии, которые, помимо основных своих направлений работы, проводили научные изыскания.

В 1890 г. в Тобольске в центре епархии при Тобольской духовной семинарии было открыто Тобольское епархиальное Братство святого великомученика (далее - св. вмч.) Димитрия Солунского. Братство ставило перед собой различные задачи. Так, согласно Уставу Братство одной из важных задач ставило работу «о приведении в известность и сохранении вещественных памятников церковной старины, имеющихся в церквах Тобольской епархии или у частных лиц, а также поощрении трудов, изысканий по изучению истории и современного состояния Церкви в Тобольской епархии» [8; 10]. Совет Братства разработал специальную программу для исследования церковных памятников и в 1899 г. разослал ее всем священнослужителям епархии с просьбой «доставлять сведения о таковых памятниках». Вскоре в Тобольск начали поступать запрашиваемые данные, которые в свою очередь стали приводиться в единую систему [9].

Любители церковной старины начали ходатайствовать об основании в Тобольской епархии церковного музея, ссылаясь на пользу, которую данные памятники принесут, будучи собранными «в одном определенном, общем месте». Основным инициатором создания музея выступил Преосвященный Антоний, епископ Тобольский и Сибирский. Владыка Антоний 8 сентября 1900 г. обратился в Совет Братства со следующим предложением: открыть в г. Тобольске церковно-археологический музей, в котором бы сохранялись памятниками церковной старины и посетители знакомились с ними [9]. В ноябре 1901 г. был утвержден Устав Тобольского церковного древлехранилища, где в §2 были прописаны цели древлехранилища: «ознакомление посетителей с замечательными памятниками церковной старины Тобольской епархии и предохранение как собранных в нем, так и известных на пространстве епархии памятников от повреждения и разрушения» [13].

Способ комплектования фондов будущего музея был следующим: «Так как Братством уже собраны сведения о замечательных памятниках церковной старины, имеющихся при церквах епархии, то легко сделать основательный между ними выбор тех, которые более замечательны в церковно-археологическом отношении и, сделав выбор, просить Духовную Консисторию о присылке их в музей для хранения с исключением из церковных описей и с передачей их в собственность музею» [9]. Все расходы по приобретению памятников должны были вестись за счет средств музея.

Торжественное открытие хранилища было приурочено ко дню Братского праздника - 26 октября (1902 г.) [6].

Первым хранителем древлехранилища (согласно §§18-20 Устава) был преподаватель Тобольского епархиального женского училища, кандидат богословия, священник А.И. Юрьевский, а его помощником - дьякон кафедрального собора Е. Пелымский. В их обязанности входили прием и разборка поступающих на хранение материалов и запись «пока в хронологический каталог». Древлехранилище разместили в здании ризницы Софийско-Успенского собора на первом этаже.

Предложенный владыкой Антонием способ комплектования фондов церковного древлехранилища «оказался вполне целесообразным». Благодаря содействию духовной Консистории со всех концов епархии на имя Совета Братства уже с начала 1902 г. стали поступать самые разные типы памятников (вещественные, письменные и др.) церковной старины. Всего поступивших ко дню открытия материалов числилось «908 номеров по хронологической описи». Основу фонда составила коллекция из 98 вещественных и 328 письменных источников, переданных из ризницы кафедрального собора протоиереем Н.Д. Скосыревым. Общее количество материалов, зарегистрированных в древлехранилище ко дню его открытия, превзошло все ожидания: отведенное под музей помещение (одна комната) оказалось полностью заполненным экспонатами, а иконы и живописные портреты даже не могли вместиться полностью, поскольку потолки были сводчатыми и затрудняли развеску [12].

23 марта 1903 г. при древлехранилище была организована Архивная комиссия. В ее состав вошли преподаватели духовной семинарии и женского епархиального училища, тобольское духовенство. Основной причиной создания комиссии стало большое собрание в фондах древлехранилища документов, касающихся истории Тобольской епархии. В связи с этим на одном из заседаний Совета Братства было принято решение об учреждении специального органа, в задачи которого входило бы изучение, систематизация и обработка уже имеющихся документов, а также продолжение сбора информации, касающейся истории церкви в архивах Тобольской духовной консистории, духовных учебных заведений, монастырей и причтов епархии. Результатом работы Архивной комиссии стали многочисленные авторские издания научно-исторического характера («Упраздненные монастыри Тобольского края», «Тобольская Духовная Семинария при ректоре Геннадии» и др.) и публикация древних памятников духовной литературы Сибири («Сказание известно о чудеси и о явлении Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Присно Девы Марии» XVII в.), обнаруженных в результате научных изысканий. Работы членов комиссии печатались в «Тобольских епархиальных ведомостях», «Историческом вестнике» и «Русской старине» [15].

В состав Архивной комиссии первоначально вошло 17 человек. Позднее численность сократилась до 13-14 человек. В общем-то, это были все те же наиболее активные члены древлехранилища: H.A. Бирюков, А.Ф. Жуков, В.А. Рождественский, П.Д. Головин, В.А. Ивановский, А.Н. Грамматин, А.И. Юрьевский, Н.Г. Грифцев, A.A. Городков и др. Все они были каким-либо образом связаны с духовной образованием. Так, в 1906 г. из тринадцати членов Архивной комиссии девять являлись преподавателями духовных учебных заведений, трое занимали должности инспектора, наблюдателя, смотрителя в системе духовного образования, один ранее был преподавателем Тобольской духовной семинарии.

В первые годы комиссией руководил протоиерей П.Д. Головин, ректор Тобольской духовной семинарии. В 1906 г. на должность председателя Архивной комиссии был избран преподаватель Тобольской семинарии H.A. Бирюков, который пробыл на этом посту вплоть до конца существования Братства св. вмч. Дм. Солунского [4].

Одним из важных направлений деятельности комиссии было обновление описей архивов, в первую очередь - архива духовной консистории. Необходимость такой работы была вызвана тем, что «старые консисторские описи дел за ХVIII и первую половину XIX века составлены без всякой системы, так что лицо, нуждающееся в каком-либо деле, прежде чем обратиться с требованием к архивариусу, должно пересмотреть по описи заглавия дел за целый год, а иногда даже за несколько лет» [5].

Исследования священника А. Юрьевского затрагивали различные вопросы истории церкви. Он целенаправленно занимался изучением фондов церковного музея. Характеристике письменных и вещественных памятников древлехранилища посвящена большая часть написанных им работ. В 1905 г. А. Юрьевский сделал доклад на заседании Архивной комиссии о почитании иконы Казанской Божьей Матери Знаменского монастыря. На страницах «Тобольских епархиальных ведомостей» были опубликованы его статьи о коллекции антиминсов древлехранилища, о находке автографов святителя Дмитрия Ростовского, об иконе XVIII в., хранящейся в Никольском приделе Тобольской Сретенской церкви [14-16].

К 200-летию со дня смерти Иоанна Максимовича 10 июня 1915 г., А. Юрьевский подготовил серию докладов, посвященных митрополиту Тобольскому и Сибирскому. Он же подготовил обширное историко-биографическое исследование «Павел Конюскевич, митрополит Тобольский и Сибирский». Для составления этого труда автор пересмотрел в архиве духовной консистории более 800 дел. H.A. Бирюков принимал активно участие в работе комиссии, ни одно заседание не обходилось без активного участия. Его доклады отражали многообразные аспекты истории духовных учебных заведений епархии. На основе найденных источников был создан целый ряд солидных исторических исследований. Важный задел сделал H.A. Бирюков для изучения истории семинарии в серии публикаций «Очерки по истории Тобольской духовной семинарии» [1; 2].

В некоторых случаях наблюдается отход от рассмотрения узкоспециальных, локальных тем на заседаниях Архивной комиссии к обсуждению вопросов более широких, связанных с текущей общественно-политической жизнью. Так, на заседании 19 февраля 1911 г. членом комиссии В.А. Рождественским был прочитан очерк на тему «Освобождение крестьян и значение его в русской истории». Докладчик провел параллель между положением крепостного крестьянства и низшего духовенства [14].

Помимо истории епархии, Братство св. вмч. Дм. Солунского занималось изучением ее современного состояния, сбором статистических сведений. Советом Братства собирались и готовились к изданию «Адрес-календари Тобольской епархии» и «Справочные книги Тобольской епархии». За четырнадцать лет своего существования членами архивной комиссии был собран и систематизирован материал по истории Тобольской епархии и даже предпринята попытка создания летописи от времени основания епархии и до начала ХХ века.

К 1913 г. Тобольское древлехранилище накопило значительные материалы, часть из которых в качестве экспонатов были отправлены в г. Санкт-Петербург для участия в выставке, которая была приурочена ко дню празднования трехсотлетия дома Романовых. Президент Императорской Академии художеств великая княгиня Мария Павловна, организатор этой выставки, обратилась с просьбой к Тобольскому священноначалию выслать для участия в выставке некоторые экспонаты из Братского древлехранилища, которые как-то связаны с домом Романовых.

Таких предметов старины, связанных с Романовыми, было очень много. Из них самые ценные отправили на выставку в Санкт-Петербург. Это были: 1) серебряная чаша - дар царя Михаила Фёдоровича и патриарха Филарета (Романова) архиепископу Киприану; 2) деревянный, отделанный позолоченным серебром посох патриарха Филарета (Романова), подаренный архиепископу Киприану. На чаше и на посохе имелись надписи, свидетельствующие о принадлежности этих предметов царю Михаилу Фёдоровичу и патриарху Филарету; 3) Евангелие, напечатанное в Москве в царствование Михаила Фёдоровича при патриархе Филарете в 1634 г.; 4) крест серебряный под золотом. Из надписи на этом кресте видно, что он, повелением великого государя Михаила Фёдоровича, был дан первому Тобольскому святителю Киприану в 1621 г.; 5) посох камышовый, обтянутый тёмно-зелёным бархатом, с надписью на рожках: «патриарх Филарет». Посох был вручен архиепископу Тобольскому Киприану в 1621 г. патриархом Филаретом [8].

Научно-исследовательской работой, кроме Братства св. вмч. Дм. Солунского, занималось Братство св. Гурия. При нем в 1907 г. был открыт музей - «Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера». Организаторами Обдорского музея первоначально преследовались в основном утилитарные задачи - оказание помощи миссионерам в изучении края, знакомство с бытом и религией аборигенов. В с. Обдорском основной объем научной работы выполнялся единственным человеком - руководителем Братства св. Гурия и Обдорской миссии игуменом Иринархом (Шемановским). После отъезда о. Иринарха достойной замены ему не нашлось, музей начал приходить в упадок. Древлехранилищу же удавалось сохранять основной костяк научных кадров. Различной являлась их тематическая направленность. Обдорский музей по своему характеру приближался к краеведческому, многопрофильному, в котором были сосредоточены не только коллекции по этнографии народов Тобольского Севера, но и материалы о природе, животном мире, современной жизни края. На юге епархии церковный музей был одним из нескольких научных центров. Музей в с. Обдорском, для Тобольского Севера следует признать уникальным явлением [9].

Тем не менее, подводя итог научно-исследовательской деятельности братств, нельзя не отметить их значительный вклад в изучение прошлого Тобольской епархии. Признание их заслуг нашло отражение на страницах «Всеподданнейшего отчета Обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода»: «Особо следует упомянуть, как о наиболее деятельных, о... Тобольских а) Церковном древлехранилище Братства св. вмч. Дм. Солунского (имеет свои издания) и б) Церковно-архивной комиссии...» [5].

Научная деятельность православного духовенства позволила достигнуть определенных успехов в накоплении и обработке документальных и вещественных памятников церковной старины. Члены религиозных научных обществ занимались популяризаций найденных исторических знаний через проведение открытых лекций и опубликование важнейших изысканий.

Рецензенты:

Дианов С.А., д.и.н., доцент, профессор кафедры государственного управления и истории ФГБОУ ВПО «Пермский национально-исследовательский политехнический университет», г. Пермь.

Лаптева М.Ю., д.и.н., профессор кафедры истории, философии, культурологии, теории и методик преподавания ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева», г. Тобольск.