Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MANAGEMENT OF THE STUDENT MENTAL CONDITION IN EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL ACTIVITY OF HIGH SCHOOL

Markov K.K. 1 Nikolaeva O.O. 1
1 Siberian federal university
Article considers problems of medical and biologic maintenance of the high school student educational process in the conditions of his educational activity intensification and increase of requirements to learning efficiency. Edu-cational process of the student in which the rhythm of external pedagogical influences will be co-ordinated with an individual rhythm of psychophysiological functions adaptation is optimum. Due level of the student organism psy-chophysiological condition can be provided on the basis of a complex control system with two-level express diag-nostics and the biological feedback, allowing to provide operative control and management of students mental condition, keeping his high professional working capacity in the training course. The basic scheme of the student psychophysiological condition management includes methods of intensive, urgent rehabilitation: pharmacological means, hypnosis therapy, electrical stimulation and reflex therapy influences, including on biologically active points, and also mastering by the student by skills of self-control.
successful training
psychophysiological functions
express diagnostics
optimum educational process

Постановка задачи

Развитие современного общества в условиях научно-технической рево­люции ставит ряд весьма важных за­дач в области обеспечения оптимальной профессиональной работо­спо­собности трудящихся. Прежде всего, это выяв­ление и создание благоприятных условий для наиболее эффективного взаи­модействия человека и внешней среды [3].

В условиях научно-технического прогресса профессиональный труд сту­дентов вузов характеризуется значительной интенсифика­цией учебно-по­зна­вательной деятельности. С внедрением в учебный процесс технических средств обучения и вычислительной техники он становится более емким и насыщенным сложной и разнообразной информацией, что также увеличивает напряженность трудового процесса студентов. Дополнительную и весьма суще­ственную нагрузку на централь­ную нервную систему (ЦНС) учащихся вызывает также нали­чие спе­цифических для вузов сессионных периодов общей длительностью около трех меся­цев в году и характеризующихся чрезвычайно высо­ким уровнем психических стрессовых нагрузок. Такая активизация умственной деятельности не прохо­дит для организма бес­следно, вызывая значительные негативные сдвиги в различных биологических системах.

В ряде работ отечественных и зарубежных ученых, физиологов и психо­логов пока­зано, что для наиболее полного иссле­дования и анализа трудовой деятельности необходимо рассматри­вать человека как часть сложней дина­мической системы, образо­ванной рядом функционально взаимосвязанных подсистем. Кроме того, различные виды трудовой дея­тельности предъяв­ляют разные требования к функционированию отдельных физиологи­че­ских под­систем самого человека [1; 3; 8; 9].

В процессе трудовой деятельности формируется сложная сис­тема реф­лексов – рабо­чий динамический стереотип (РДС), эф­фективность функцио­нирования которого в условиях учебной деятельно­сти студентов вуза определя­ется, прежде всего, работоспособностью ЦНС, интенсивностью протекания психофизиологических процессов, лимитирующих основ­ные элементы умст­венной деятельности (восп­риятие, запоминание, анализ, сложные логиче­ские построения, принятие решения и т.д.). Рассматривая организм человека как динамиче­скую многоуровневую си­стему, а его психическое состояние как целостное интегральное со­стояние личности, необходимо решать проблему управления этим состоянием с позиций сис­темного анализа. В свете общей теории систем личность человека содержит целый ряд иерархически орга­низованных уровней индивидуальных свойств: социальный статус в си­стеме личностных отношений в коллективе и обществе; мотивы и отношения личности; свойства физических процессов и качеств; нейродинамические свойства; особенности пси­хофизиологического состояния. Воздействия с целью управления психическим состоянием должны представлять конкретную систему по отношению к каждому уровню и инди­виду­альным особенностям личности [5-7].

Организация и методы исследования

Комплексная система управления должна состоять из: социометрических методов; методов исследования направленности личности, мотивации от­ноше­ний, уровня притязаний и педагогического воздействия; методов исследования особенностей психических процессов (внима­ние, память, мышление и т.д.) и основных свойств ЦНС и тем­перамента; методов определения характеристик текущего психического сос­тоя­ния и его вос­становления до оптимального уровня. При этом необходимо учитывать, что высшие уровни свойств 1 и 2 ока­зывают наиболее значительное влияние на динамику упра­вления. Принци­пиальная схема управления с использованием ЭВМ представлена на рис. 1.

Рис. 1. Принципиальная схема управления психофизиологическим состоянием студента

Первой составной частью комплекса управления психическим состоя­нием является оперативная система экспресс-диагностики психофизиологи­ческих возможностей студентов к восприятию учеб­ной информации и к ее переработке в знания, умения и навыки, а также уровня стрессовой напря­женности умственной деятельности. Такая система учета состояния профес­сиональной работоспособнос­ти должна лежать в основе оптимальной органи­зации учебного про­цесса. Необходимость в подобных исследованиях тем более важна, что в ряде случаев в вузах проводятся различного рода организо­ванные и методические эксперименты без достаточного их медико-биологического обоснования. Так, вопросы составления рацио­нального расписа­ния учебных занятий с учетом видов и типов занятий для конкре­тного кон­тингента сту­дентов, сменности, пола и возраста и др. вряд ли могут быть успешно ре­шены без серьезных исследований в области психофизиологии умственного труда.

Кроме того, успешное функционирование РДС умственной дея­тельно­сти студента вуза, зависящее от характеристик таких клю­чевых функций, как концентрация нервных про­цессов, скорость и точность решения умственных задач, устойчивость и быстрота пе­реклю­чения внимания, скорость воспри­ятия и переработки информа­ции, нервно-эмоциональное состояние и ряд дру­гих, во мно­гом определяется оптимальным чередованием режимов на­пряжен­ной работы и отдыха, переключением на разные виды деятельности. С этой точки зрения весьма спорным выглядит решение рек­торатов ву­зов о сдваивании часов учебных за­нятий общей продол­жительностью до по­лутора часов без перерыва. Подобные меропри­ятия, не учитывающие волно­образный, колебательный характер про­текания ряда нервных процес­сов, ве­дут к снижению эффективности обучения и вызывают перенапряжение в наиболее важных физиологи­ческих системах организма. Таким образом, создание системы экспресс-ди­агностики пси­хофизиоло­гических показателей в процессе непосредственной учеб­ной дея­тельности на базе современной электронной вычислитель­ной техники является одной из ак­туальных задач научной организации труда в вузе [1; 2; 4].

Ожидаемые результаты исследований

При диагностировании утомления человека в условиях непо­средствен­ной деятельно­сти можно выделить две проблемы. Во-первых, выбор критериев утомления человека в усло­виях разли­чной степени адаптации отдельного индивидуума к предложенной ра­боте и, во-вторых, трудности чисто технического плана, заключа­ющиеся в получении необходимой информации о функционировании ор­ганизма с наименьшим от­влечением учащихся от учеб­ного процесса. Решение этих вопросов связано с определенным компромиссом в кон­кретной ситуа­ции. Известно, что в основе успешной деятельности человека ле­жит гармо­нич­ное взаи­модействие всех уровней и отделов нервной системы с другими физиологическими систе­мами организма. В усло­виях напряженной умствен­ной работы превалирует взаимодей­ствие центральной и вегетативной (ВНС) нервных систем с системами энергетического обеспече­ния. Поэтому в основу диагностики могут быть положены методы, одновременно оценива­ющие со­гласованность взаимодействия ЦНС и ВНС с сердечно-сосудистой систе­мой.

При выборе конкретных психофизиологических параметров и методов их регистра­ции и оценки целесообразно руководствоваться следующими тре­бованиями: достаточная информативность и максимально интегральный ха­рактер, возможность экспресс-диагно­стики в реальном масштабе времени с помощью ЭВМ, минимальный дискомфорт при изме­рении в процессе учебной дея­тельности, простота технической реализации и объективность данных, исключающая возможность сознательного влияния на результат контроля. На осно­вании упомянутых соображений наиболее рациональным пред­ставляется регистрация и оценка трех психофизиологических параметров [4-6; 9]:

  • для оценки работоспособности ЦНС, программа которой формируется корой голов­ного мозга, измерение квазистационарного по­тенциала голов­ного мозга, так называемого, омега-потенциала;
  • в оценке уровня функционирования ВНС, формирующей вместе с подкорковыми структурами эмоциональный фон деятельности, признанное место завоевал метод регистра­ции электрокожного со­противления (ЭКС);
  • энергетические затраты и возможности организма удобно оцени­вать по частоте сер­дечных сокращений (ЧСС).

При всех положительных сторонах описанных методов контро­ля психо­физиологиче­ского состояния человека, они обладают од­ним существенным недостатком – необходимо­стью прикрепления к телу человека датчиков и электродов, что даже с применением теле­метрических систем усложняет процесс диагностики и вносит оп­ределенный дискомфорт в работе с иссле­дуемым. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о бескон­тактной регистрации показателей функционального состояния на ба­зе автоматизиро­ванной системы сбора и обработки информации с использованием анализа спек­тральных интонационных характеристик речи путем за­писи стандартной фразы через мик­рофон на магнитную ленту с последующей обработкой ее физических параметров на ампли­ту­дно-частотном анализаторе и сравнением результатов с фо­новыми показателями и бескон­тактная регистрация параметров биополя с помощью спе­циаль­ных жидкокристаллических датчиков.

Представленная на рис. 1 схема управления предусматривает двухуров­невую систему диагностики. Первому уровню будет соот­ветствовать подсис­тема бесконтактной регистра­ции психофизиологи­ческой информации. В комплексе с этими измерениями при помощи ЭВМ возможно выполнение тестовых задач с оценкой качества и скорости их решения. Вто­рой уровень диагностики предполагает более глубокие и точные методы контактной диаг­ностики по всему комплексу пока­зателей.

Общий алгоритм работы диагностических систем выглядит сле­дующим образом: в ходе текущей учебной деятельности учащемуся через определен­ные промежутки времени с помощью технических средств обучения предъявля­ются тестовые задачи и ЭВМ проводит контроль по I уровню бес­контактной диагностики. В случае, когда оцениваемые параметры выходят за оптималь­ные пределы, система дает команду на контроль второго уровня для количественной оценки функ­циональных сдвигов, после чего выдаются конкретные рекомендации по ме­тодам вос­становления (от­дых, физические и специальные дыхательные уп­ражнения, специаль­ные профилактические мероприятия, медицинская по­мощь и т.д.). Второй важной частью си­стемы управления состоянием чело­века явля­ется комплекс адаптационных и реабилитацион­ных средств, обеспечиваю­щих оптимальный уровень функционирования РДС умствен­ной деятельно­сти.

Срочные адаптационные сдвиги, возникающие в ЦНС при напряженной умственной работе, особенно при значительных стрес­совых психосоциальных нагрузках, и образующие РДС, закрепляются и совершенствуются только при оптимальном сум­мировании следов нервного возбуждения. Это возможно лишь при условии, что характер и скорость процессов восстановления отдельных психофизиоло­гических функций будут соответствовать последующим внешним нагрузкам, обеспечивая их оптимальный уровень в каждом рабочем цикле. Несоблюде­ние этих принципов приводит к накоплению нервной усталости, снижению ада­пта­ционных возможностей, прежде всего ЦНС, психическим стрессо­вым срывам, а в крайней стадии – и к патологии в отдельных физио­логических сис­темах.

Оптимальным следует считать учебный процесс студента, в котором ритм внешних педагоги­ческих воздействий согласуется с индивидуальным ритмом прохождения фаз адап­тации психофизиологи­ческих функций. Сложность решения указанных проблем заключается еще и в том, что величины и характер адаптационных сдвигов, а также ди­намика их восста­новления у каждого человека сугубо индивидуаль­ны. Они во многом опреде­ляются особен­ностями ЦНС и темперамен­том, социальным статусом инди­видуума, уровнем его личных мотивов и притязаний и т.д.

Следовательно, без решения данных задач вряд ли возможно серьезно ставить вопрос индивидуализации обучения. В то же время ориентирование на некоего «усредненного» сту­дента, что, как пра­вило, имеет место в вузах, зна­чительно снижает эффективность обучения и в ряде случаев негативно влияет на здоровье учащихся. Комплекс средств, регулирующих процесс восстановления от­дельных физиологических функций весьма широк и универсален. Здесь, прежде всего, рациональное построение всего рабочего дня студента с достаточно эф­фек­тивными и эмоционально-активными занятиями физической культурой, оз­доровление самой учебной деятельности и быта.

Большое влияние на улуч­шение процессов восстановления ока­зывают простейшие методы и средства гигиены: водные процедуры и ванны, сауна, самомассаж с применением до­полнительных сравни­тельно несложных приспособлений, меры по борьбе с курением и другими нарушениями режима труда и отдыха. Значительный эффект дает создание на базе профилакториев и медицинских кабинетов сис­темы психологической реабилитации с при­влечением методов пси­хорегуля­ции и аутотренинга, специальной физиотерапии ЦНС, ре­флексотерапии и фармакологии.

Из краткого перечня этих проблем следует, что создание и внедрение системы профи­лактики и восстановления общей работо­способности в вузе, охватывающей весь контингент студентов, а также профессорско-преподава­тельский и административный аппа­рат, является весьма важной и достаточно сложной задачей, решение которой требует соответствующей организации и создания спе­циальной «службы здоровья». Применяемые на практике спо­собы психологической адаптации и реаби­литации можно условно разделить на методы пси­хогигиены и профилактики и методы срочного, интенсивного восстановления, применяемые при значи­тельных отклонениях от уровня гомеостаза.

Методы психогигиены и профи­лактики направлены в первую очередь на обучение основам саморегуляции и борьбы со стрессом с помо­щью простейших регулирующих и ги­гиенических процедур: психорегулирующая (ПРТ) и аутогенная (АТ) тре­нировка, комплексы умеренных физических упражнений оздоровительной на­правленности с учетом характера деятельности и индивидуальных особенно­стей и склонностей, специальная дыхательная гимнастика и релаксационные упражнения, простейшие физио- и гигиенические процедуры. Традиционные методики обучения ПРТ, специальной дыхатель­ной и ре­лаксационной гимна­стике достаточно просты и доступны для массового вне­дрения при сравнительно не­сложной организации. Инициатива во внедре­нии данных методов должна, на наш взгляд, при­надле­жать кафедрам физического воспитания, которые совместно со студенческими по­ликлини­ками на базе профилакториев имеют воз­можность для организации кабинетов пси­хологи­че­ской разгрузки. Эти мероприятия решают задачи сроч­ной психо­логической адапта­ции и спо­собствуют образованию навыков психологической саморегуляции [1; 2; 7].

Вместе с тем эффективность указанных психорегулирующих методов может быть значительно повышена при наличии системы контроля с обрат­ной биологической связью («биофидбек»). При контроле за психофизиологи­ческими параметрами (частота сердечных сокращений, электрокожное сопротивление, омега-потенциал) с визуальной информа­цией об их изменении че­рез ЭВМ значительно ускоряется процесс обучения и достигается более полное и глубокое восстановление, особенно после стрессо­вых нагрузок.

Таким образом, весь комплекс психопрофилактических мер должен быть направлен на приобретение студентом вуза определен­ных навыков по само­стоятельной борьбе с психи­ческим утомлением и стрессовыми нагрузками. Данные умения и навыки регулировать свое со­стояние будут полезны и для будущего молодого специалиста в условиях производства.

Методы интенсивной, срочной реабилитации рассчитаны на их проведе­ния в усло­виях профилактория или другого медицинского уч­реждения под наблюдением психотера­певта и включают в себя:

  • фармакологические средства;
  • гипнотерапию;
  • электростимуляционные воздействия на ЦНС (центральная электро­анальгезия, элек­тросон и пр.);
  • рефлексотерапию с воздействием на биологически активные точки.

Описанные методы восстановления образуют в соответствии со схемой рис. 1 двухуровневую систему реабилитации. В комплекс средств I уровня входят методы саморе­гуляции и гигиены. Точное и сознательное их применение обеспечи­вает доста­точно эффек­тивное восстановление, сохраняя у сту­дента высокую работоспо­собность, хорошее настрое­ние и активную жиз­ненную позицию. В отдель­ных, более тяжелых случаях необходимо применять комплекс методов II уровня, что также потребует соот­ветствующей организа­ци­онной и психоло­гической перестройки всей системы медико-профилактиче­ского обеспече­ния учебного процесса.

Выводы

1. Интенсификации учебной деятельности студентов вузов и задачи по­вышения эф­фективности обучения требует современного медико-био­ло­гиче­ского обеспечения всего учебного процесса.

2. Обеспечение оптимального уровня психофизиологических показате­лей организма возможно лишь на базе комплексной сис­темы управления с применением современных ме­тодов экспресс-диагностики и ЭВМ.

3. Создание и внедрение двухуровневой системы диагностики позволяет гибко, с учетом реальных условий учебного процесса, обеспечить оператив­ный контроль и управле­ние психическим состоянием студентов, гарантирует сохранение высокой профессиональной работоспособности студентов за все время учебы в институте, а также обеспечит овладение навыками саморегу­ляции для дальнейшей производственной деятельности.

Рецензенты:

Близневская В.С., д.п.н., профессор кафедры физической культуры Сибирского Федерального университета, г. Красноярск.

Кудрявцев М.Д., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой валеологии Красноярского государственного торгово-экономического института, г. Красноярск.