Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE QUESTION OF WANTED CRIMINALS, AS AN ESSENTIAL TO THE DIRECTION OF LAW ENFORCEMENT IN ENSURING SAFETY OF CITIZENS AND AT PRESENT ARE

Bolshakov A.P. 1
1 Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia
The article search of criminals, defined as the activities of the investigator and of the preliminary detection of known ( suspects, accused ) and unknown criminals hiding after committing the crime of organ investigation and trial. Proposed for optimization and improvement of investigative activity, it is necessary first of all to ensure that: the development of the regulatory framework for interaction services and departments of the Interior; high professional level of investigative activity of subjects of investigation; uniform distribution of the load on the in-vestigators and officers of preliminary, carrying out search of the accused and their clear delineation of responsi-bilities, eliminating possible duplication of each other´s work , tangible and other incentives for employees who successfully scanning for defendants. Wanted criminals ( suspects, accused ) should be carried out jointly by offi-cials of law enforcement agencies with the provision of the most comprehensive information. From this, as a rule, depends on the effectiveness of criminal investigation and in general the aims and objectives of criminal proceed-ings, the security of the state and the individual.
of Criminal procedural activity.
parties to criminal proceedings
registration offenses
wanted criminals
investigative activity hence the Tell
criminal acts
law enforcement
protecting their rights and interests of citizens
interaction with employees investigator inquiry body

Основополагающие положения Конституции Российской Федерации, уголовного, уголовно-процессуального законодательства в качестве первоочередной задачи определяют охрану прав и свобод человека и гражданина. Именно обеспечение прав личности составляет самостоятельный аспект принципа гуманизма, присущего российскому уголовному законодательству. Конституция Российской Федерации (ст. 45) гарантирует защиту прав и свобод личности, человека и гражданина. Обязанности по их защите, в том числе от преступных посягательств, и охрана правопорядка в регионах страны обеспечиваются правоохранительными органами.

В феврале 2013 г. президент России В.В. Путин, выступая на заседании расширенной коллегии МВД России, заметил: « ... не раз говорил и хочу повторить: люди, которые обращаются в органы МВД за защитой своих прав, собственности, должны получать реальную помощь. И низкая раскрываемость преступлений, безнаказанность преступников не способствуют восстановлению справедливости, негативно сказывается на общественном доверии к структурам правоохранительных органов, да и государства вообще» [3].

В 2012 года зарегистрировано 2302,2 тыс. преступлений, или на 4,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Не раскрытыми осталось 1014,7 тыс. преступлений [6]. Многие лица, виновные в их совершении, включая тяжкие и особо тяжкие преступления, скрываются от органов следствия и суда. Одним это удается сразу после совершения преступления, а другим - в период предварительного следствия, после привлечения их к уголовной ответственности в качестве обвиняемых. Длительное пребывание таких лиц на свободе в условиях, когда значительная их часть продолжает преступную деятельность, создает серьезную и реальную угрозу для населения всех регионов нашей страны.

Так, в 2012 г. выявлено 1010,9 тыс. лиц, совершивших преступления (‑2,9%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 66,4% в январе - декабре 2011 года до 66,7%, а удельный вес ранее судимых лиц - с 28,7% до 32,3% [6].

Как видно из приведенных статистических данных, работа органов внутренних дел по розыску преступников, в том числе обвиняемых, скрывшихся от органов следствия и суда, ведется, но пока далека от совершенства. При этом эффективная разыскная деятельность, имеющая в качестве одной из целей обеспечение правопорядка и защиту населения от преступных посягательств, невозможна без слаженных и четких действий служб и подразделений органов внутренних дел и других правоохранительных учреждений.

Для оптимизации и совершенствования разыскной деятельности, думается, необходимо, прежде всего, обеспечить: разработку нормативно-правовой базы взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел; высокий профессиональный уровень разыскной деятельности субъектов расследования; равномерное распределение нагрузки на следователей и работников органов дознания, осуществляющих розыск обвиняемых, и четкое разграничение их обязанностей, исключив возможное дублирование в работе друг друга; материальное и иное стимулирование работников, успешно разыскивающих обвиняемых.

Отметим, что система и последовательность действий при подготовке и осуществлении розыска обвиняемого может быть представлена следующим образом:

а) определение объекта розыска; б) изучение имеющихся сведений о признаках объекта, его связях и отношениях, в том числе о месте его возможного нахождения; в) собирание недостающей информации об объекте розыска, его связях и отношениях; г) систематизация, анализ и оценка собранной информации; д) построение версий о не установленных признаках объекта, имеющих значение для розыска; е) создание мысленной модели (образа) объекта розыска, осуществляемое с использованием как достоверных, так и предположительных знаний о его признаках; ж) фиксация (в текстуальной, графической или иной форме) и изучение модели объекта розыска, а в необходимых случаях и тиражирование ее; з) разработка с учетом обстоятельств дела информации, содержащейся в упомянутой модели, программы розыска с отражением в ней направлений работы, задач, подлежащих решению, методов и сроков их решения (то есть речь идет, собственно, о планировании); и) реализация намеченной программы; к) анализ и оценка полученных результатов и принятие решения о завершении или продолжении розыска.

При подготовке и проведении розыска рекомендуется учитывать следующие факторы:

  • характер, степень тяжести и другие обстоятельства содеянного;
  • характер, то есть видимые и индивидуальные особенности разыскиваемого обвиняемого;
  • время, прошедшее с момента совершения преступления до начала розыска;
  • объем и содержание информации о признаках (внешности и функциональных) разыскиваемого обвиняемого и данные о возможном месте его нахождения;
  • особенности источников информации о разыскиваемом обвиняемом, обстоятельства и каналы поступления этой информации в правоохранительные органы;
  • наличие или отсутствие противодействия розыску со стороны определенных лиц, характер и особенности такого противодействия, если оно имеет место;
  • оперативная обстановка, сложившаяся в регионе, в котором осуществляется розыск.

Методы розыска обвиняемого, как правило, определяются исходя из накопленного опыта и сложившихся навыков.

К их числу относят обращения, в частности, путем использования средств массовой информации:

  • к широким слоям населения с просьбой сообщить интересующие следователя сведения и оказать правоохранительным органам другую помощь в розыске (например, сообщить данные об очевидцах преступления, о месте укрытия разыскиваемого преступника);
  • к конкретным социальным группам, среди которых, как предполагается, могут находиться очевидцы преступления, иные лица, располагающие информацией о признаках внешности и функциональных признаках разыскиваемого обвиняемого;
  • к отдельным гражданам, которые по тем или иным причинам выбыли в неизвестном направлении с места своего жительства, перешли на нелегальное положение, с просьбой сообщить о том, где они находятся или явиться в правоохранительный орган;
  • проведение повторных следственных действий или их комплексов через определенный промежуток времени, в течение которого, по предположению следователя, те или иные лица совершили действия, характер и результаты которых могут дать ключ к обнаружению разыскиваемого обвиняемого;
  • использование полученных при расследовании доказательств (например, показаний сознавшихся в содеянном соучастников) на допросах подозреваемых, обвиняемых, связанных с ними лиц в целях побуждения их к даче показаний о месте нахождения скрывшихся соучастников, совершению других действий, способствующих розыску;
  • наблюдение с использованием оперативных средств за местами возможного появления скрывшегося обвиняемого, обследование мест его предполагаемого нахождения;
  • распространение по оперативным каналам в определенных социальных группах информации, проведение иных мероприятий, способствующих формированию мнения о бесполезности дальнейшего сокрытия разыскиваемого обвиняемого, побуждению к явке с повинной, к добровольной выдаче ими или другими лицами разыскиваемого обвиняемого.

Последнему обстоятельству в немалой степени могут способствовать методические рекомендации по калькулированию себестоимости разыскного расследования. На их основе распространяемые в социальной среде сведения могут расположить затаившегося обвиняемого к добровольной явке с повинной, если, конечно, он будет уверен в том, что, во-первых, факт нахождения его в розыске не будет отнесен к разряду отягчающих вину и ответственность обстоятельств; и, во-вторых, что ему будут предоставлены определенные льготы в случае полного возмещения им расходов органов предварительного расследования, рассчитанных на момент его добровольной явки.

Работа по розыску обвиняемых должна во всех случаях проводиться совместными усилиями органов внутренних дел и других правоохранительных учреждений. При этом лица, ее осуществляющие, обязаны координировать свои усилия, постоянно обмениваясь разыскной информацией.

В настоящее время розыск обвиняемых, скрывшихся от следствия и суда, осуществляют органы внутренних дел (следственные, разыскные и иные подразделения ОВД,); органы Федеральной службы безопасности; таможенные органы; органы пограничной службы; федеральные органы государственной охраны (Главное управление охраны Российской Федерации, Служба безопасности Президента РФ); Служба внешней разведки; Федеральная служба исполнения наказаний и Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ; органы Федеральной миграционной службы; частные детективы и отдельные граждане.

Изучение и анализ разыскной деятельности показали, что эта работа, осуществляемая правоохранительными органами, отличается разобщенностью. Должностные лица некоторых служб правоохранительных органов вовремя не оповещают друг друга о разыскиваемых лицах, считая это обязанностью только инициатора розыска.

Представляется, что розыск обвиняемых должен проводиться совместными усилиями должностных лиц правоохранительных органов с предоставлением максимально всеобъемлющей информации. Необходимо «стирание ведомственных граней» между службами и подразделениями всех правоохранительных структур и проявление оперативности и слаженности в разыскной работе. От этого, как правило, зависит результативность розыска обвиняемых и в целом достижение целей и задач уголовного судопроизводства [2, с. 8].

Известно, что в работе по розыску обвиняемых, скрывшихся от органов следствия и суда, нередко участвуют отдельные группы населения и граждане. И здесь на первое место выступает охрана их прав и интересов от преступных посягательств на их жизнь и здоровье. Известно, что такие граждане могут преследоваться как самими обвиняемыми, так и их родственниками и знакомыми.

В ст. 11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) отмечено, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам (близким лицам) угрожают убийством, применением насилия либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности.

В этой связи значимость разыскной работы должна возрастать и являться одним из приоритетных направлений деятельности следователей, оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов, обеспечивающих раскрытие преступлений, а также защиту конституционных прав и законных интересов граждан. При этом, разумеется, в розыске обвиняемых должна существенно возрасти роль следователей.

Необходимо обеспечить четкое взаимодействие следователя с работниками Федеральной миграционной службы и информационных центров. Думается, сторожевые листки следует использовать всегда (и прежде всего) как меру профилактического воздействия на обвиняемых, имеющих намерение скрыться от органов следствия и суда. Кроме того, необходимо чаще (чем это делается в настоящее время) обновлять компьютерную информацию об обвиняемых, находящихся в местном либо федеральном розыске. Реализация этой рекомендации, как представляется, будет способствовать дополнительному обнаружению и задержанию числа обвиняемых, скрывающихся от следствия, например в связи с производством обмена паспортов или, в будущем, идентификационных карт личности [1, с. 17].

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной регистрации в Российской Федерации» [5]. В нем четко определен перечень категорий лиц (военнослужащие, работники органов внутренних дел и т.п.), которые в обязательном порядке должны пройти дактилоскопирование. По нашему мнению, для эффективного и быстрого производства розыска обвиняемых следует внести законодательную инициативу с предложением о всеобщей обязательной дактилоскопической регистрации населения нашей страны.

Думается, что принятие такого закона явится мерой, способствующей укреплению правопорядка и усилению защищенности населения от преступных посягательств.

В Уголовно-процессуальном кодексе (далее - УПК РФ) в ст. 210 «Розыск обвиняемого» указано, что если место нахождения обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление. При этом следователь должен направить в орган дознания ряд документов: постановление о привлечении в качестве обвиняемого; постановление судьи об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; справку о личности обвиняемого. После получения указанных документов работник розыскного подразделения заводит розыскное дело и проводит местный розыск. О его результатах он уведомляет своего непосредственного руководителя и следователя, в производстве которого находится уголовное дело (в том числе приостановленное производством).

Вместе с тем отдельные статьи в УПК РФ, касающиеся разыскной работы, определены не достаточно четко и правильно, что, по нашему мнению, может отрицательно сказаться на результатах расследования. Так, в п. 5 ст. 108 УПК РФ «Заключение под стражу» записано: «Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствии обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск» [4]. Это означает, что в отношении обвиняемого, скрывшегося от органов расследования, фактически не может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Такое положения вещей на практике подчас создает проблемы для субъектов расследования при доставлении задержанных лиц (обвиняемых) к месту производства предварительного следствия, особенно лиц, задержанных в других регионах страны.

Анализ разыскной деятельности показывает, что число обвиняемых, объявленных в розыск органами дознания, следствия и суда, в Российской Федерации за 2012 г. составило 148836 таких лиц, в том числе с мерой пресечения, не связанной с заключением под стражу, - 57307 [6]. Полагаем, нет необходимости разъяснять, почему эти обвиняемые скрылись от органов следствия, дознания и суда.

Этот наш вывод подтверждается результатами изучения 213 уголовных дел, с оконченным производством, по которым производился розыск обвиняемых в период 2008-2010 гг. Уклонению обвиняемых от следствия способствовали следующие причины:

  • неприменение меры пресечения (заключения под стражу, когда это необходимо) - в 93 случаях (что составляет 43,6% от общего количества изученных уголовных дел);
  • поверхностное изучение личности обвиняемого - в 54 случаях (что составляет 25,3% от общего количества изученных уголовных дел);
  • некачественное производство следственных действий - в 12 случаях (что составляет 5,6% от общего количества уголовных дел);
  • недостатки во взаимодействии следователей с органами дознания - в 54 случаях (что составляет 25,3% от общего количества изученных уголовных дел).

Эти статистические данные позволяют заключить, что применение к обвиняемым, скрывшимся от органов расследования, например, такой меры пресечения, как подписка о невыезде, может в будущем привести к ухудшению показателей розыскной работы органов внутренних дел и других правоохранительных учреждений.

Реализация предложений и рекомендаций, изложенных в настоящей статье, думается, будет способствовать совершенствованию разыскной работы следователя и сотрудников служб, осуществляющих такую деятельность, обеспечению безопасности личности, общества и государства в современной России.

Рецензенты:

Печников Г.А., д.ю.н., доцент, профессор, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград.

Еремин С.Г., д.ю.н., доцент, профессор, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград.