Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

INFRASTRUCTURE OF SERVICE OF PERSONAL PART-TIME FARMS OF AGRICULTURAL POPULATION

Стукач В.Ф., Якубенко М.Н.
В статье определено значение и задачи, стоящие перед обслуживающей личные подсобные хозяйства инфраструктурой. Уточнено понятие обслуживающей инфраструктуры, определены ее составляющие элементы: производственная инфраструктура, торговая, финансово-кредитная и страховая, информационная, правовая и кадровая инфраструктура. Рассмотрены проблемы области развития каждой из сфер обслуживания личного подсобного хозяйства, которые требуют решения. Предложены меры поддержки обслуживающей инфраструктуры.
In article value and the problems facing to an infrastructure serving personal part-time farms is defined. The concept of a serving infrastructure is specified, its making elements are defined: an industrial infrastructure, a trading, financially-credit and insurance, information, legal and personnel infrastructure. Problems of area of development of each of spheres of service of a personal part-time farm which demand the decision are considered. Measures of support of a serving infrastructure are offered.

Личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» [4] представляет собой форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Подсобное хозяйство ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, на 1 июля 2006 г. в Омской области в сельских поселениях действовало 217022 личных подсобных хозяйств, 129 граждан, имеющих земельные участки для индивидуального жилищного строительства, 2160 граждан, не имеющих земли, но имеющих сельскохозяйственных животных [3].

Рост объемов производства в этом секторе связан с необходимостью поиска дополнительных источников пополнения семейного бюджета, по причине резкого снижения уровня оплаты труда и нерегулярности ее выплаты в общественном производстве, работниками которого являются владельцы хозяйств. Например, уровень безработицы в 2006 г. в регионе составил 9,2% и практически не менялся с 2001 г. При этом самый низкий уровень оплаты труда сохраняется в организациях сельского хозяйства, что более чем в два раза ниже среднеобластного показателя, который в декабре 2006 г. составил 12032 руб. [1].

Личные подсобные хозяйства, являясь основными поставщиками на рынок продукции, взаимодействуют с различными организациями. Система этих отношений несовершенна, нет развитой рыночной инфраструктуры, которая позволила бы снизить трансакционные издержки, эффективно работать, конкурировать на рынке.

Современный уровень развития агропромышленного комплекса обусловливает необходимость выделения инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства, представляющей совокупность предприятий и организаций, обеспечивающей материальные, научно-технические и информационные предпосылки функционирования производства.

Инфраструктура, обслуживающая личные подсобные хозяйства, представляет совокупность институтов, обеспечивающих эффективное функционирование ЛПХ посредством организации процесса производства и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, регулирование в сфере взаимодействия с рыночными контрагентами. В состав функций инфраструктуры входит:

-        обеспечение населения средствами и предметами труда для осуществления процесса воспроизводства; оказание всесторонних производственных и рыночных услуг;

-        проведение организованной торговли сельскохозяйственной продукции; ускорение и удешевление процесса продвижения продовольствия и сырья;

-        создание новых рабочих мест;

-        обеспечение объективного формирования рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию; предоставление объективной информации о спросе и предложении на рынке;

-        создание эффективной системы льготного кредитования и др. [5].

Инфраструктура, обслуживающая личные подсобные хозяйства, является одной из подсистем региональной экономики и призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых рыночных отношений подсобных хозяйств с другими формами хозяйствования. Элементы этой подсистемы связаны как между собой, так и со всеми субъектами региона. Обслуживающая инфраструктура включает следующие составляющие:

1) производственная и научно-техническая инфраструктура – совокупность отраслей и подотраслей, основные функции которых – предоставление производственных услуг и обеспечение экономического оборота.

2) торговая инфраструктура – совокупность вспомогательных и обслуживающих подразделений и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы.

3) финансово-кредитная и страховая инфраструктура – предприятия и организации, предоставляющие финансовые ресурсы в виде кредитов и займов, оказывающие консультационное облуживание населения по получению кредитов и субсидий, а также страховые услуги.

4) информационная инфраструктура – комплекс предприятий и организаций, осуществляющих информационное обслуживание участников рынка: о ценах на продукцию и услуги, рынках сбыта продукции и др., а также осуществляющих консультирование.

5) правовая инфраструктура и местное самоуправление – институты данной инфраструктуры оказывают юридическую помощь, совершают нотариальные действия, организуют процесс местного самоуправления и администрирования.

6) кадровая инфраструктура и социальная защита населения – комплекс, включающий специалистов, необходимой квалификации для комплектования институтов рыночной инфраструктуры, организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров, службы по трудоустройству, службы социальной защиты населения.

В каждой из сфер обслуживания личного подсобного хозяйства существуют проблемные области развития, среди которых можно выделить, во-первых, отсутствие комплексных целевых программ развития инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства. Разработка программ решит часть проблем развития инфраструктуры региона: недостаточный уровень эффективности работы хозяйств и кредитования через кредитные организации; низкий уровень технической оснащенности, занятости и доходов сельского населения; недостаточность информационно-консультационного обслуживания; ограниченность рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.

Во-вторых, ограничения в снабжении производственного процесса и сбыте продукции (работ, услуг), связанные с недостаточным количеством субъектов инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства. Увеличение количества предоставляемых услуг населению сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, наличие в каждом районе станций технического обслуживания, МТС, транспортных и строительных предприятий позволит удовлетворить спрос и сократить трансакционные издержки, связанные с поиском поставщиков услуг (табл. 1).

Увеличение в сельской местности закупочных пунктов позволит дополнительно охватить закупками продукцию личных подсобных хозяйств в большинстве населенных пунктов, что увеличит производство сельскохозяйственной продукции в данной категории хозяйств.

Таблица 1. Прогноз развития субъектов инфраструктуры, обсуживающей личные подсобные хозяйства на 2012 г.

Классификационная группа

Необходимость увеличения

количества субъектов

предоставляемых услуг

1.      Производственная

++

+

2.      Торговая

++

+

3.      Финансово-кредитная и страховая

++

++

4.      Информационно-консультационная

++

+++

5.      Правовая и местное самоуправление

++

++

6.      Кадровая и социальная защита населения

+++

++

Примечание: «+» – до 20%; «++» – до 60%; «+++» – более 60% от базового показателя 2006 г.

В-третьих, недостаточный уровень кооперации и интеграции личных подсобных хозяйств с сельскохозяйственными и другими предприятиями и хозяйствами. Интегрирование личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных организаций и перерабатывающих предприятий в целях обслуживания процесса производства и реализации продукции целесообразно осуществлять на основе договоров. Сельскохозяйственные предприятия могут предоставлять необходимые материальные ресурсы (молодняк скота и птицы, сельскохозяйственную технику, транспорт, животноводческие помещения и др.) и различные услуги (агросервисные, транспортные, ветеринарные, по забою скота, заготовке кормов и др.) как в виде товарного кредита, так на платной основе. Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия могут также осуществлять закупки, переработку и реализацию через собственную торговую сеть продукции хозяйств населения.

В-четвертых, недоступность финансовых ресурсов. Субсидирование процентных ставок по целевым кредитам, получаемым гражданами, на развитие ЛПХ и инфраструктурных объектов, возмещение части затрат на ведение личного подсобного хозяйства позволит увеличить объемы производства в секторе личных подсобных хозяйств и положительно скажется на инфраструктуре. Согласно проведенным расчетам, при субсидировании хозяйств – потенциальных заемщиков (товарные хозяйства) ежегодный прирост производства сельскохозяйственной продукции в секторе ЛПХ составит 0,25%.

В-пятых, неразвитая система мониторинга развития инфраструктуры. Создание региональной системы мониторинга функционирования инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства сельского населения, на основе проведение конъюнктурных обследований позволит оценивать эффективность реализации региональных программ поддержки личных подсобных хозяйств населения, оказывать целенаправленную бюджетную поддержку и прогнозировать развитие хозяйств населения [2].

Стратегический подход к регулированию обслуживающей инфраструктуры должен быть направлен на преодоление ограничений сбыта продукции (работ, услуг); повышение конкурентоспособности субъектов инфраструктуры и хозяйств населения, прежде всего за счет обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, имущественной поддержке; структурирование и формирование некоммерческих организаций, способных эффективно представлять интересы хозяйств; эффективное обеспечение субъектов инфраструктуры трудовыми ресурсами.

Главными задачами государственной политики в области развития инфраструктуры, обслуживающей хозяйства населения, являются:

–         развитие субъектов инфраструктуры в целях формирования конкурентной среды в экономике региона;

–        обеспечение благоприятных условий для развития инфраструктуры;

–        обеспечение конкурентоспособности субъектов инфраструктуры;

–        оказание содействия субъектам обслуживающей инфраструктуры и личным подсобным хозяйствам в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на региональный рынок;

–        увеличение количества субъектов инфраструктуры;

–        обеспечение занятости сельского населения.

Реализация мероприятий развития инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства, позволит оказать бюджетную поддержку субъектам инфраструктуры и хозяйствам, более эффективно использовать пашню, имеющиеся производственные помещения и трудовые ресурсы, что положительно скажется на росте объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий также создаст благоприятные условия в личных подсобных хозяйствах для строительства производственных помещений, обеспечения сельскохозяйственной техникой, племенным скотом, расширения посевных площадей, что позволит увеличить поголовье скота и доходность в хозяйствах населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Информационно-аналитический бюллетень Министерства труда и социального развития Омской области. – 2007. – Вып. 6. – Режим доступа: http:// www. omskmintrud. ru.

2. Конъюнктурные обследования в системе мониторинга / В. Стукач, М. Якубенко // Экономика сел. хоз-ва России. – 2007. – №11. – С. 32–33.

3. Материалы к научно-практической конференции «Методология и направления использования информационных ресурсов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года в аграрно-экономических исследованиях» [Электронный ресурс]. – М. : [б. и.], 2007. – 1 диск.

4. О личном подсобном хозяйстве : федер. закон Рос. Федерации. – М. : Гросс Медиа, 2005. – 7 с.

5. Стукач В. Ф. Региональная инфраструктура АПК : учеб. пособие / В. Ф. Стукач. – Омск : Изд-во ОмГАУ, 2003. – 320 с.