Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF METHODS OF ESTIMATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF ENTERPRISES

Paradeeva I.N. 1
1 Moscow Humanitarian-Economic Institute. (Nizhny Novgorod Branch)
The article is devoted to the analysis of need of improvement of an assessment of innovative potential for formation of strategic development, and also for identification of possibility of use of the state support at implementation of significant investment projects of an innovative orientation. The system of indicators of an assessment of innovative capacity of the enterprises at the level of the region and the separate enterprise is offered, allowing the state support of innovative activity of the estimated subject adequately is how possible to define. In the article is offered private indicators of an assessment of innovative activity of the enterprise and their standard value. As objects of research were chosen 5 enterprises carrying out the activity in sector of biotechnologies. The mechanism of an assessment and using of innovative capacity of the enterprise on the basis of application of the concept of clusters that allowed defining need of interaction between the studied enterprises of biotechnological sector on the basis of application of the developed methodical approach is offered.
integrated indicator.
индекаторы assessment
biotechnology sector innovation activity
innovation potential

Введение

Развитие науки и новых технологий является одним из главных и наиболее значимых факторов, влияющих на экономические и социальные процессы в обществе. От внедрения результатов научных исследований и разработок в производственную деятельность напрямую зависят конкурентоспособность и перспективы развития любого предприятия, качество выпускаемых товаров и услуг, объемы затрат на их производство и размер получаемой прибыли. Поэтому научно-техническая политика государства должна быть направлена на развитие и финансирование деятельности научных организаций, мотивацию и привлечение молодых кадров в научный сектор, создание и стимулирование кооперационных связей между производственными предприятиями, образовательными учреждениями и научно-исследовательскими организациями.

В настоящее время в Госдуме на рассмотрении находятся несколько законопроектов, направленных на поддержку инновационного бизнеса, которые объединены в единую программу «Инновационная Россия».

Выступая на заседании правительства, премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил, что Россия должна «выйти на уровень производства биотехнологической продукции, который бы раз в 10 минимум превышал то, что мы имеем сегодня». На долю России сегодня приходится менее 0,1 % оборота мирового биорынка, а более 80 % биопродукции импортируется.

Развитие биотехнологии, одновременно с информационными и нанотехнологиями, является одним из важнейших условий успеха инновационного социально-ориентированного развития и успеха Российской Федерации в глобальной конкуренции. Данный тезис закреплен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Сегодня использование технологий с применением ферментных препаратов во многом определяет успех развития многих отраслей, в том числе и пищевой промышленности. Современные ферментные препараты являются важнейшим элементом технического прогресса. Это находит понимание и на государственном уровне.

При анализе эффективности инновационных инвестиционных проектов необходимо определять их инвестиционную результатив­ность и общехозяйственное влияние с позиции динамики экономи­ческого роста предприятия. Здесь важно оценить, как отразится внедрение инновации по каждому функциональному направлению хозяйственной деятельности, и каков будет совокупный эффект, на который может рассчитывать предприятие, сделав необходимые фи­нансовые вложения.

Анализ методов оценки свидетельствует о необходимости формирования механизма комплексной оценки эффективности инновационной деятельности предприятия и его инновационного потенциала. Указанный механизм должен согласовывать макро- и микроуровни экономики, что предполагает для адекватной оценки инновационного потенциала учет взаимовлияющих, в ряде случаев одних и тех же показателей.

Рассмотрим систему оценки инновационного потенциала на уровне региона рис. 1.


Рис. 1. Система оценки инновационного потенциала на уровне региона

В таблице 1 представлена структура частных индикаторов оценки инновационной активности на уровне региона.

Таблица 1

Структура частных индикаторов оценки инновационной активности на уровне региона

Сводный индикатор по группе показателей

Частные показатели, используемые для расчета сводного индикатора

Наименование

Обозначение

Метод расчета

Нормативное значение

Наименование

Обозначение

Нормативное значение

Соответствие государственной политике

I1

I1=I11+I12+I13

1

Реализация приоритетных проектов

I11

50%

Использование государственной поддержки

I12

30%

Соответствие инновационной политике государства по конкретным отраслям экономики

I13

20%

Наличие кооперации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I2

I2=I21+I22+I23

1

Кооперация в рамках выполнения НИОКР

I21

40%

Участие в сбытовых снабженческих сетях

I22

25%

Аренда высокотехнологичного оборудования

I23

35%

Число занятых (количество и качественные характеристики рабочих мест)

I3

I3=I31+I32+I33

1

Общее число рабочих мест

I31

85%

Доля сотрудников с высшим образованием

I32

5%

Число сотрудников получающих высшее образование

I33

10%

Объем отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды

I4

I4=I41+I42+I43

0,26

Темпы роста начисленного НДС

I41

6%

Темпы роста уплаченного налога на прибыль

I42

5%

Темпы роста уплаченных страховых взносов

I43

15%

Суммарное значение по группе индикаторов

Ic

Ic= I1+I2+I3+I4

3,26

 

 

 

Состояние инновационной деятельности предприятия можно охарактеризовать путем исследования инновационного потенциала и уровня инновационной активности.

Оценка инновационной активности субъекта малого предпринимательства проводится в два этапа:

1 этап. Определение значения частных индикаторов оценки инновационной активности малого предприятия.

2 этап. Определение интегрального показателя инновационной активности малого предприятия.

3 этап. Выявление динамики изменения интегрального показателя инновационной активности малого предприятия.

Рис. 2. Система оценки инновационного потенциала на уровне предприятия

В таблице 2 представлены частные индикаторы оценки инновационной активности предприятия и их нормативное значение.

Таблица 2

Структура частных индикаторов оценки инновационного потенциала на уровне субъекта малого предпринимательства

Сводный индикатор по группе показателей

Частные показатели, используемые для расчета сводного индикатора

Наименование

Обозначение

Метод расчета

Нормативное значение

Наименование

Обозначение

Нормативное значение

Группа динамических показателей

S1

S1=S11+S12+S13+S14

0,4

Темпы роста выручки

S11

17%

Темпы роста прибыли

S12

10%

Изменение коэффициента рентабельности

S13

8%

Изменение коэффициента оборачиваемости активов

S14

5%

Группа технологических показателей

S2

S2=S21+S22+S23+S24

1,61

Число патентов и авторских свидетельств

S21

1%

Степень новизны технологии

S22

90%

Уровень эффективности управления

S23

60%

Наличие собственного опытного производства

S24

10%

Группа стоимостных показателей

S3

S3=S31+S32+S33+S34

1,6

Доходность вложений в инновационные разработки

S31

50%

Объем инвестиций в НИОКР

S32

30%

Рост стоимости чистых активов

S33

5%

Рыночная стоимость компании

S34

75%

Интегральный показатель уровня инновационного потенциала

Sinteg

Sinteg=

1

 

 

 

В качестве объектов исследования были выбраны 5 предприятий, осуществляющих свою деятельность в секторе биотехнологий.

Таблица 3

Оценка уровня инновационного потенциала по группе малых предприятий биотехнологического сектора (региональный уровень)

Наименование показателя

Нормативное значение

Фактическое значение показателей по предприятиям (по состоянию на 2012 год)

ЗАО Нижегородмол промснаб

Московский завод сычужного фермента

Эндо НН

ООО Арбина

ООО Биорост ПК

Соответствие государственной политике

1

0,80

0

0

0

0,00

Наличие кооперации

1

0

0,25

0,7

0,25

0,80

Число занятых (количество и качественные характеристики рабочих мест)

1

0,65

1,25

1,25

1,45

1,35

Объем отчислений в бюджет и во внебюджетные формы

0,26

1,55

0,9

0,9

0,8

0,90

Суммарное значение по группе индикаторов

3,26

3,00

2,40

2,85

2,50

3,05

Таблица 4

Оценка уровня инновационного потенциала по группе малых предприятий биотехнологического сектора (уровень предприятий)

Наименование показателя

Нормативное значение

Фактическое значение показателей по предприятиям (по состоянию на 2012 год)

ЗАО Нижегородмолпромснаб

Московский завод сычужного фермента

Эндо НН

ООО Арбина

ООО Биорост ПК

Группа динамических показателей

0,4

0,37

0,88

0,345

0,6

0,41

Группа технологических показателей

1,61

1,41

1,12

0,5

0,5

0,51


Группа стоимостных показателей

1,6

1,45

0,7

0,35

0,5

0,65

Интегральный показатель уровня инновационного потенциала

1

0,91

0,88

0,39

0,53

0,51

Данные расчетов позволяют сделать следующие выводы:

1. Анализ инновационного потенциала на уровне региона показал, что ни одно из обследованных предприятий в полном объеме не соответствует установленным нормативным значениям. При этом необходимо отметить, что деятельность только одного предприятие соответствует государственной политике в части развития сектора биотехнологий.

2. Можно признать, что наиболее весомым значением обладает показатель числа занятых (количество и качественные характеристики рабочих мест) – у четырех из пяти обследованных предприятий данный показатель превышает нормативный.

3. Аналогично можно охарактеризовать показатель объемы отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды – значение показателя выше нормативного у всех пяти обследованных предприятий.

4. Ни одно из обследованных предприятий не соответствует нормативному суммарному значению по группе индикаторов, а соответственно в отдельности они претендовать на получение финансовой поддержки со стороны государства не могут.

5. Анализ инновационной активности на уровне отдельных предприятий показал, что ни один субъект не соответствует уровню интегрального показателя. Это означает, что его инновационный потенциал в полной мере не реализуется.

6. Необходимо отметить, что по группе динамических показателей расчетные значения у трех из пяти обследованных предприятий превышают нормативные. Это также свидетельствует о том, что с экономической точки зрения исследуемые предприятия можно охарактеризовать как динамичные или быстрорастущие.

7. Наименьшее значение в группах исследованных показателей занимает группа стоимостных – у четырех из пяти предприятий значение показателя по этой группе ниже нормативного. Такое положение говорит о том, что исследуемые субъекты на данный момент интереса с точки зрения инвестиционной привлекательности не представляют.

Для решения такой ситуации может быть использован кластерный подход к организации эффективного функционирования предприятий в секторе биотехнологий.

Механизм оценки и использования инновационного потенциала предприятия на основе кластерного подхода рассмотрен на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Механизм оценки и использования инновационного потенциала малого предприятия на основе кластерного подхода

Проведенный анализ фактически показал, что одно, отдельно взятое предприятие, имея определенный инновационный потенциал, в полной мере его не реализует и претендовать на получение финансовой и не финансовой поддержки со стороны государства фактически не может.

Рецензенты:

Богатырев А.В., д.э.н., профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета, Московский гуманитарно-экономический институт (Нижегородский филиал), г. Нижний Новгород.

Аспидов А.И., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой финансов и бухгалтерского учета, Московский гуманитарно-экономический институт (Нижегородский филиал), г. Нижний Новгород.