Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ENVIRONMENTALLY ORIENTED TRAINING OF THE MODERN UNIVERSITY

Andreeva K.V. 1 Bykasova L.V. 1
1 Chekhov TSPI
С позиции системного и аксиологического подходов в статье представлено решение исследовательской задачи, связанной с выявлением качественно-видовых характеристик сред, одной из которых является образовательная среда, имеющая сложное полиструктурированное наполнение, геометрию, траекторию и закономерности развития. Обращение к культурной компоненте выявляет основные стилистические, коннотационные акценты концепта «культура», а также смыслы, наполняющие концепт. Отражение условий формирования среды, определяющей доминирующее эволюционирование образовательного комплекса, является одним из основных показателей ее динамичности и жизнеспособности. Развитие образовательного учреждения в формируемой среде связано с наличием определенных средств, ресурсов и резервов, т.е. потенциалом, который представлен его различными видами: образовательный, научный, информационный и т.д. В логике средоориентированного подхода в статье рассматривается модель научно-образовательной и воспитательной работы Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Данная модель не является статичной, а имеет особенность к разворачиванию и наращиванию новых структур благодаря появлению реперных точек в социальном, культурном, образовательном процессе. Авторская модель средоориентированного обучения в вузе состоит из трех блоков и представлена 8 компонентами, каждый из которых взаимодополняет друг друга в рамках герменевтики. Блочный характер модели обусловлен целями, задачами, функциями образовательного, воспитательного процесса в вузе. Различное наполнение блоков модели позволяет сделать заключение о ведущем значении того или иного компонента в формировании среды. В качестве промежуточного вывода в статье указывается, что основным средством организации, руководства вузом в средоориетированном обучении является сетевая морфология.
With regard to systematic and axiological approaches the paper presents a solution of the research problem connected with the identification of quality characteristics of the environments, one of which is educational environment which has a complex polystructural content, geometry, trajectory and the regularities of development. The reference to the cultural component reveals basic stylistic, connotational accents of the concept “culture” as well as the senses forming the concept. The reflection of the conditions forming the environment which defines dominating evolving of educational system is one of the main indicators of its dynamism and viability. The development of an educational institution in the forming environment is connected with the availability of specific resources and reserves, notably the potential represented by its various types such as educational, scientific, informational and others. According to the environment oriented approach the article considers the model of scientific, instructional and educational work of Taganrog State Pedagogical Institute named after A. P. Chekhov. This model is not a static one but is able to develop new structures due to the emergence of new reference points in the social, cultural and instructional process. The author’s model of the environment oriented instruction at the institute of higher education consists of three blocks and is represented by eight components complementing each other within the scope of hermeneutics. Block structure of the model is determined by the goals, problems and the functions of instructional and educational process in the higher educational institution. Miscellaneous content of the model blocks allows to make a conclusion of the leading meaning of a particular component in the environment formation. As an intermediate conclusion it can be stated that the main medium of the organization and administration of the higher educational institute in the environment oriented instruction is network morphology.
potential of integrated interaction
navigational system
cultural matrix
environment

Введение

Раскрывая смысл понятия «образовательная среда», К.В. Гавриловец, Л.Г. Кожевникова, В.А. Сапрыкин, Т.В. Цырлина соотносят ее с потенциалом учебного заведения, с присущими ему ценностями и традициями [2]. В.И. Слободчиков считает, что образовательная среда не есть нечто однозначное и наперед заданное, среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; совместное проектирование и строительство предмета продуктивной деятельности, выстраивание определенных связей и отношений между субъектами образования [1].

Мы предлагаем собственное определение образовательной среды. Образовательная среда - это

  1. Культурообразная матрица, имеющая качественный контент: архетипы, смыслы, символы;
  2. Многослойный субстрат, представляющий собой некий профессиональный, деятельностный, информационный материал;
  3. Интеллектуальная субстанция, свойственная ее субъектам;
  4. Окружение, имеющее конфигурацию/геометрию; навигационную систему; собственное информационное поле; траекторию развития; потенциал интеграционного взаимодействия;
  5. Структура, обладающая свойствами связности, целостности, управляемости, зависящая от насыщенности ее образовательными, воспитательными, информационными и другими ресурсами [5].

В широком смысле образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней, которые определяются административно, социально, институционально. В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное ближайшее окружение индивида. Именно взаимодействие с этим окружением может оказывать наиболее сильное влияние на становление личности. Такой локальной средой может быть образовательная среда вуза.

Основными характеристиками образовательной среды вуза являются ее

  • уровни (определяемые институционально, административно, социально);
  • показатели (насыщенность, структурированность среды);
  • характер (отношения между участниками деятельности, режимные моменты и т.д.);
  • части (социально-контактная, информационная, соматическая, предметная и т.д.);
  • единицы:

1. Физическое окружение (архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки);

2. Человеческий фактор (личностные особенности, успеваемость учащихся, их гендерные, возрастные и национальные особенности);

3. Программа обучения (структура деятельности учащихся, содержание программ обучения, стиль преподавания и характер контроля);

  • эффекты (интегральный, консолидирующий, образовательный форсайт);
  • свойства (обучающая, воспитывающая, образовывающая среда);
  • модификация (виртуальная, образовательная, распределенная, учебная);
  • отношения (межличностные, административные, субъект-объектные, дружеские);
  • факторы (пространственные, предметные, материальные);
  • компоненты (эмоциональный, социальный, психо-дидактический, пространственно-предметный).

В вузовской среде создаются условия для

  • гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности студентов;
  • социализации юношей и девушек;
  • формирования нравственных ориентаций будущих учителей;
  • профессиональной культуры будущих специалистов.

Понятие «культура» трактуется в философском словаре, как совокупность телесно-духовно-душевных свойств личности [6]. По мнению Е.В. Бондаревской, интеграция «образования в культуру» и, наоборот, «культуры в образование» позволяет активно осуществлять процессы социализации в обществе в определенной культурной среде, результатом которой является образование и воспитание «человека культуры» [2]. Образование при этом рассматривается как форма трансляции культуры и реализации ее креативного потенциала.

Обратимся к трактовке концепта «потенциал». По мнению Л.В. Быкасовой, «потенциал» определяется как совокупность средств, ресурсов и резервов, которые могут быть актуализированы при определенных условиях в соответствующей социально-экономической, исторической и политической ситуации [3]. Существует парадигма разновидностей потенциала. Наиболее актуальным для вуза является образовательный и научный потенциал. Образовательный потенциал ориентирован на развитие образования и представляет собой совокупность параметров, обусловливающих наличие у образовательной системы определенных возможностей, способностей, ресурсов, направленных на ее эволюцию. Научный потенциал - совокупность научно-исследовательских, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций, чья научная деятельность сориентирована на производство новых достоверных знаний об окружающей действительности, на создание научной теории действительности [4]. Этот потенциал представляет собой сложноструктурированное целостное образование, состоящее из взаимодействующих компонентов, среди которых важнейшее значение имеют:

  • обеспеченность научными кадрами - их численность, квалификация, горизонтальная и вертикальная мобильность, возрастная структура, ресурсы;
  • финансовая и материально-техническая обеспеченность науки - удельный вес финансирования исследований и разработок в общем объеме национального дохода, соотношение финансирования фундаментальных и прикладных исследований;
  • научно-информационная обеспеченность - наличие задела оригинальных научных идей, конкурентоспособных на мировом рынке знаний, информированность о мировом научном опыте, сеть и эффективность работы информационных центров, объем, уровень и количество национальных научных публикаций;
  • уровень организации и управления наукой - умение использовать творческий потенциал ученых и их общностей, рациональная организация усилий научных коллективов на решении наиболее актуальных и перспективных проблем, повышение эффективности исследований, ускорение реализации их результатов в образовании и других сферах общественной жизни.

Научно-образовательный потенциал вуза представляет собой сложноструктурированное динамически развивающееся целостное образование, состоящее из совокупности взаимодействующих компонентов: кадровый, материально-технологический, организационно-управленческий, духовно-психологический, информационно-содержательный социально-деятельностный.

Обратимся к опыту развития научно-образовательного потенциала в культурно-образовательной среде ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова». В логике средоориентированного подхода модель научно-образовательной и воспитательной работы имеет многокомпонентную структуру:

1. Научная среда представлена следующими объединениями:

  • кружок по изучению древних языков;
  • кружок по страноведению;
  • центр изучения творчества А.П. Чехова;
  • кружок по генеалогии;
  • центр военно-исторических исследований.

2. Научно-исследовательская среда. В ТГПИ имени А.П. Чехова действует Совет молодых ученых, который занимается популяризацией научной деятельности среди аспирантов и студентов; разработкой грантовых поддержек; коллективным научным творчеством (проекты, монографии, хоздоговорные работы).

3. Среда творческих коллективов

  • формирует общекультурные компетенции;
  • повышает интеллектуальный и общекультурный уровень;
  • способствует проявлению инициативы;
  • адаптирует к новым ситуациям.

Креативное направление в ТГПИ имени А.П. Чехова представлено следующими составляющими:

  • академический хор факультета искусств и художественного образования;
  • ансамбль русских народных инструментов «Лель»;
  • фольклорный ансамбль ТГПИ имени А.П. Чехова;
  • клуб «Музыкант-педагог».

4. Оздоровительная среда формируется с учетом здоровьесберегающих технологий. Для занятия физкультурой и спортом в ТГПИ имени А.П. Чехова функционирует спортивный клуб, состоящий из 2 залов, где студенты имеют возможность заниматься в 15 спортивных секциях по различным видам спорта. На базе спортивно-оздоровительного лагеря «Ивушка» проводятся мероприятия: день СМИ, день семьи, день здоровья, день искусств, день традиций, день культуры и родного языка, день толерантности и др.

5. Клубная среда представлена широким спектром тематических студий

  • клуб Активной Психологии;
  • медиаклуб «Синема»;
  • литературно-музыкальное объединение;
  • клуб интеллектуальных игр, Дебаты.

6. Среда творческих мастерских (молодежная студия творческой самореализации «Hijo de la luna», кружок начинающих поэтов, школа КВН).

7. Информационная среда создана для

  • обеспечения информационно-консультационной поддержки студентов;
  • выражения их жизненной позиции через СМИ;
  • ознакомления с жизнью сверстников в других вузах;
  • занятий наукой и творчеством.

Современный социум характеризуется вовлечением большого количества пользователей в сеть Интернет, так как в виртуальной культурной коммуникации

  • происходит конструирование/моделирование социальной реальности различных социальных групп;
  • формируется культура Интернет (форма существования субъекта в виртуальной среде);
  • оформляются нормы и ценности, регулирующие социальные практики;
  • образуется структура нового Интернет-сообщества.

Особенностью новой культуры, формируемой Интернет, является ее независимость от статуса, возрастной группы, места жительства пользователя. В виртуальном культурном пространстве рельефно выделяются три субъекта информационного поля: профессионалы, культурная элита, разнохарактерная аудитория.

В виртуальном культурном пространстве особо выделяется значение «сетевой морфологии» в реорганизации отношений, оформления всех видов потенциала (научного, образовательного, информационного и т.д.). Сетевая морфология является средством организации, руководством вуза.

8. Социопедагогическая среда

  • развивает творчество;
  • способствует самореализации личности;
  • формирует у студентов гражданскую позицию;
  • сохраняет и приумножает нравственные, культурные, научные ценности.

Исходя из структуры, модель средоориентированного образования вуза может выгладить как совокупность трех блоков: воспитательный, образовательный, обучающий, каждый из которых включает несколько компонентов:

  1. Воспитательный блок включает в себя 5 компонентов (среда творческих коллективов, оздоровительная среда, клубная среда, среда творческих мастерских, социопедагогическая среда);
  2. Образовательный блок состоит из 4 компонентов структуры (информационная среда, среда творческих мастерских, научная среда, научно-исследовательская среда);
  3. Обучающий блок представлен 4 компонентами (среда творческих коллективов, клубная среда, среда творческих мастерских, научно-исследовательская среда).

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что два блока модели (образовательный и обучающий) содержат одинаковое количество структурных элементов. Воспитательный блок представлен большим количеством структурных компонентов, что позволяет сделать заключение о его ведущем значении в формировании среды как субстрате, легитимирующем, формирующем, поддерживающем и развивающем

  • личность во всех ее ипостасях;
  • антропосферное мышление студентов;
  • сублимацию личности;
  • пасторальную структуру;
  • новые ментальные модели.

В рамках аксиологического и системного подходов целесообразно развертывание каждого блока модели для гармоничного развития субъекта образования в полиструктурированной среде. В рамках средоориентированного обучения необходимо учитывать процессы дифференциации, диверсификации, интеграции в образовании.

Рецензенты:

Федоров А.В., д.п.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», г. Таганрог.

Стеценко И.А., д.п.н., доцент, декан факультета информатики и управления ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», г. Таганрог.