Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SECONDARY SCHOOL AND ITS POTENTIAL FOR THE FORMATION OF POLYCULTURE SCHOOL CHILDREN

Makulov S.I. 1
1 Non-state educational institution of higher education "Omsk Humanitarian Academy"
The analysis of the concept of "information-educational environment." Identified properties educational environment as well as its potential for the formation of polikultornosti. The article discusses the potential educational environment for the organization of multicultural education in school. The author proves that the creation of a multicultural educational environment will: 1) carry out interaction all participants in the educational process; 2) carry out interaction all participants in the educational process; 3) to lay the foundation for information culture of school students. It is suggested that for creation of the polycultural information and educational environment it is necessary to reveal the principles of definition of the maintenance of information resources of the environment and the organization of interaction of all participants of educational process (teaching staff, pupils and their parents) in the environment.
multicultural education
properties of the information and educational environment
information and educational environment

Глобальная информатизация общества, распространение новых высокоэффективных информационных технологий позволяют обоснованно говорить о вступлении человечества в информационную эпоху. Поэтому необходимость специальной подготовки человека к жизнедеятельности в информационном обществе является одним из направлений процесса реформирования и информатизации системы образования РФ, заключающимся в «комплексе мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий» [14, с. 295], в создании единого образовательного пространства. В этом контексте приоритетным становится создание информационно-образовательной среды, которая не только предоставила бы условия для развития, но и обеспечила бы поддержку прогрессивных изменений в образовании конкретных субъектов - преподавателей и учителей, обучающихся.

Исследование вопросов развития информационной образовательной среды (ИОС) в последние годы становится наиболее актуальной темой для специалистов, работающих в данной области. В их исследованиях раскрываются различные аспекты создания ИОС (теоретические, организационно-методические, исторические, технологические). Рассматривая содержание понятия «информационно-образовательная среда (ИОС)», выясняя концептуальные основы ее создания, выявленные рядом исследователей, мы установили, что, во-первых, не сформулировано единое определение данного понятия. Во-вторых, существует несколько основных подходов к рассмотрению содержания термина «информационно-образовательная среда». Определения, сформулированные сторонниками каждого из подходов, непротиворечивы, а их анализ позволил выделить основные характерные видовые признаки (свойства) информационно-образовательной среды (примеры и результаты проделанной работы представлены в таблице 1).

Таблица 1. Анализ определений понятия «информационно-образовательная среда»

Подход к рассмотрению ИОС

Определение понятия «информационно-образовательная среда»

Свойства информационно-образовательной среды, выявленные из определения

Ресурсный

Техническая система, позволяющая хранить информацию, дающую достоверное (не зависящее от личных мнений) знание о мире» [10, с. 50]

Достоверность

Семантический

Мера изменения тезауруса личности под воздействием информации, включающей в себя знания, накопленные в обществе и доступные через информационную среду, а также средства и кадры для передачи, хранения, обработки, поиска знаний [Цит. по: 10, с. 5]

Программно-технический

Основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность [5]

Системность

 

Структурированность

 

Единство (целостность)

 

Открытость

Системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей [15]

Социально-педагогический

Системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса [3]

Ориентированность на человека (обучаемого)

Целенаправленность

Адаптивность

Субъектность

Управляемость [7].

 

Часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида [11]

Кроме того, интерес представляют и выделенные авторами исследований (И.В. Робертом, С.В. Панюковой, А.А. Кузнецовой, А.Ю. Кравцовой [12], А.В. Смирнова [13]) особенности информационно-образовательной среды: 1) фиксированность информационного потенциала образовательного назначения (наличие определенного объема информационного ресурса, ориентированного на данную предметную область); 2) модифицируемость информационного потенциала образовательного назначения (возможность санкционированного изменения, дополнения, исключения определенной части информации); 3) интерактивность информационного взаимодействия (осуществление поиска, отбора, применения, информационного обмена); 4) наличие развитого каталога ресурсов сайта как средства систематизации информационных ресурсов [4]; 5) лингвистическая ориентация (язык как объединяющее поле информационно-образовательной среды в процессе трансляции знаний). Выделенные авторами научно-педагогических работ и дополненные нами свойства информационно-образовательной среды позволят, на наш взгляд, наметить не только ее потенциальные возможности, но и обосновать необходимость их применения для формирования поликультурной информационно-образовательной среды.

Так, достоверность, как свойство информационно-образовательной среды, по мнению ряда авторов[15], представляет собой возможность предоставления достоверной информации информационными ресурсами о нормах поведения, морали той или иной социальной группы, представителей культуры (субкультуры). Ключевым понятием данного свойства, раскрывающим потенциальные возможности информационно-образовательной среды в области поликультурного образования, является термин «достоверность» («информация будет достоверной, если она отражает истинное состояние изучаемого объекта, процесса» [6]). Формирование поликультурной информационно-образовательной среды с учетом данного свойства, на наш взгляд является одной из первоочередных задач. В основе любой информационно-образовательной среды заложена информация как нечто, вносящее изменение в наше сознание и чувства и переживаемое нами психически в виде тех или иных эмоций [16], как содержание, полученное из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств [1], как сведения об окружающем мире, которые человек получает, трансформирует, сохраняет и передает в зависимости от стоящих перед ним целей [6, с. 70]. И от того, насколько достоверной информацией вооружен обучаемый, очевидно, будет зависеть не только его мировоззрение, но и, как следствие, взаимодействие с окружающим его социумом. Так, информационная составляющая среды может нести ярко-выраженный антисоциально-криминогенный характер, выражающийся в открытом или скрытом аморальном подтексте, искажении событий, явлений и фактов, нацеленности на усугубление поднятых проблем (создание новых), что легко может привести к дезориентации детской аудитории, ее деградации и регрессу, к культивации антисоциального или противоправного поведения, к формированию искаженного восприятия и сознания [2].

Отметим, в контексте нашего исследования, в частности в плане формирования толерантного отношения к представителям иных культурных групп, что терпимое отношение к их обычаям, традициям, достоверность представления информации играет важнейшую роль в развитии межэтнических отношений в государстве. Данный факт, отмеченный в Концепции государственной политики РФ (для средств массовой информации), предполагает, что информационная среда, в том числе и информационно-образовательная, должна обладать способностью преобразовывать и содержательно реализовывать взаимодействие народов страны, обогащать политический потенциал общества, а также выполнять функции урегулирования межнациональных конфликтов, способствовать формированию морально-нравственных качеств и норм поведения, соответствующих культурным традициям социума.

Создание информационно-образовательной среды, обладающей свойствами системности, структурированности и целостности, позволит представить ее как единый объект, составляющие которого находятся в единой взаимосвязи между собой и обеспечивают ее внутренне устройство. Так, поликультурная информационно-образовательная среда может являться единым объектом, состоящим из информационных ресурсов, программных и коммуникационных средств, психолого-педагогических и методических приемов (способов) информационной деятельности, обеспечивающих во взаимосвязи достижение поставленной педагогической цели - формирование духовного облика человека, который складывается под влиянием информационных ресурсов (моральных и духовных ценностей и норм поведения).

Открытость, как свойство информационно-образовательной среды, предполагает наличие возможности выбора любой информации из информационного ресурса, позволяющей охватить значительное количество населения страны не только импортом, но и экспортом образования, его высокой мобильностью с использованием дистанционных, виртуальных, компьютерных и сетевых технологий [7, с. 54]. В связи с этим в Российской Федерации в настоящее время так стремительно разворачивается система открытого образования. Отрытое образование представляет собой объединение «субъектов традиционной системы образования посредством информационных и телекоммуникационных средств и педагогически организованных дистанционных образовательных технологий. Она объединяет научно-образовательный потенциал вовлеченных в нее национальных учреждений и формируется как сегмент мировой образовательной системы» [9, с. 83]. Развитие открытых образовательных ресурсов является общемировой тенденцией, анализ которой позволяет видеть, что открытость информационно-образовательных сред и пространств реализуется: 1) через взаимопроникновение культур и единение культурного многообразия на основе идеологической и научной открытости; 2) через взаимодействие различных социальных групп и институтов, а также расширение практики их партнерства; 3) видоизменением и дополнением дидактических средств традиционного образовательного процесса, расширением области применения информационных и телекоммуникационных технологий, не изменяя «фундаментальных принципов и социальных функций системы образования, делая их более достижимыми в современной образовательной практике» [9, с. 85]. Данные пути реализации, несомненно, на наш взгляд, не только указывают на потенциальные возможности свойства открытости для создания поликультурной информационно-образовательной среды, но и согласуются с таким свойством, как адаптивность (способность среды не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, а также модифицировать информационное ядро среды, адекватно отражая потребности общества).

Интерактивность информационного взаимодействия - данное свойство в современной науке раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами, а в педагогике и методике обучения предметным знаниям используется для описания способа активного взаимодействия между учителем, учащимися и учебным материалом. Термин «интерактивность» может быть определен как «взаимодействие пользователя с программной системой, отличающееся от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацию более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в непроизвольной форме с использованием ключевого слова, в форме с ограниченным набором символов), при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режим работы» [12, с. 16]. Применение данного свойства при создании информационно-образовательной среды, по оценке исследователей, позволяет: 1) задать вопрос и получить ответ или проконтролировать процесс освоения материала; 2) самостоятельно определять начало, продолжительность процесса учения и скорость продвижения по информационному полю; 3) свободно определять очередность использования фрагментов информации; 4) изменять, дополнять или же уменьшать объем содержательной информации [8].

Обеспечение таких свойств информационно-образовательной среды при создании (разработки), как управляемость (способность изменяться под целенаправленным воздействием для дальнейшего развития и совершенствования), фиксированность (наличие определенного объема информационного ресурса, ориентированного на данную предметную область) и модифицируемость информационного потенциала (возможность санкционированного изменения, дополнения, исключения определенной части информации), позволит: 1) предоставлять обучаемым информацию, ограниченную предметной областью (относящуюся к характерным особенностям различных культур или субкультур); 2) реагировать, корректируя содержание контента ИОС, на изменения, происходящие в культурной жизни представителей различных социальных групп, а также на информационные потребности обучаемых; 3) осуществлять контроль за содержанием информации в ИОС. Данные возможности информационно-образовательных сред связаны с таким выделенным нами свойством, как ориентированность на человека, в том числе и обучаемого, что предполагает включение в содержание контента среды материально-технической информации (например, информации о материальных ценностях культур), нормативно-правовой (например, информации о нормах поведения, принятых в культурной группе, или о правовых отношениях, регламентирующих взаимодействие между представителями культурных групп), учебно-методического обеспечения (например, информации о методических разработках учителей, направленных на формирование поликультуры обучаемых и мн. др.). Вся представленная информация контента должна идти на удовлетворение информационных потребностей человека.

Обобщая выше сказанное, можно утверждать, что в педагогическую теорию и практику прочно вошло понятие «информационно-образовательная среда», как специфическая среда, в которой осуществляется процесс образования (обучение и воспитание) и связанные с ним компоненты: технический (вид техники), программно-технологический (программные средства поддержки), организационно-методические и предметная область знаний. Кроме того, информационно-образовательная среда одновременно является, по мнению ряда авторов, некой системой влияния на формирование и развитие обучаемых, обогащенной новыми возможностями информационно-коммуникационных технологий. Проведенное исследование показало, что в немногочисленных работах отмечается возможность и актуальность создания ИОС для организации поликультурного образования школьников с применением новых информационно-коммуникационных технологий, которые обусловлены: 1) значительным объемом накопленных информационно-образовательных ресурсов учебных заведений, в том числе и школ; 2) возрастанием масштабов применения открытых, дистанционных технологий обучения; 3) применением и адаптированием зарубежного опыта в теории и методике поликультурного образования и программно-методических продуктов и др.

Практическая реализация таких работ заключается в организованной деятельности по созданию электронных образовательных и других информационных ресурсов, направленных на удовлетворение информационных потребностей обучаемых, а также аппаратных и программных средств хранения, обработки, передачи учебных материалов, обеспечивающих оперативный доступ к ним. Поликультурная информационно-образовательная среда является частью единой информационно-образовательной среды учебного заведения и составляет совокупность электронных образовательных ресурсов и средств, доступ к которым обеспечивается с помощью аппаратных и программных средств.

Таким образом, выше сказанное позволяет сформулировать вывод о том, что создание информационно-образовательной среды позволит: 1) осуществлять взаимодействие народов стран в целом и всех участников образовательного процесса в частности, обогащая их политический потенциал, формируя навыки урегулирования межнациональных конфликтов, морально-нравственные качества и нормы поведения, соответствующие культурным традициям социума; 2) решить ряд проблем поликультурного образования школьников, связанных с установлением взаимосвязи духовного облика человека и оказывающих на него влияние информационных ресурсов, с обеспечением выбора любой информации из дистанционных, виртуальных, компьютерных и сетевых ресурсов и возможности предоставления обучаемым информации о различных культурах или субкультурах, а также реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, корректируя содержание контента ИОС; 3) заложить основы информационной культуры при работе с информационными ресурсами среды и аппаратными средствами. Решение поставленных задач нам видится в выявлении научно обоснованных механизмов (принципов): 1) определение содержания информационных ресурсов среды, их структуризация с учетом социально-экономических условий и потребностей социума; 2) организация взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогический состав, учащиеся и их родители) в среде; 3) комплексная разработка поликультурной информационно-образовательной среды, так как существующие в настоящее время являются в своем большинстве фрагментарными, узконаправленными и носят частно-методический характер.

Рецензенты:

Мирзабекова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры физики ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г. Астрахань.

Ильясова М.Д., д.п.н., доцент, профессор кафедры «Социология и психология», заведующая научно-исследовательской лабораторией «Компетентностный подход в подготовке и сертификации кадров» Астраханского государственного технического университета, г.Астрахань.