Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRINCIPLES OF TRAINING FOR INDUSTRY PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM RUSSIAN FEDERATION

Masyagina N.V. 1
1 Public budgetary educational institution of additional education "Moscow educational and sports center" of Moskomsport
At the moment of particular relevance and importance of professionalism frames that are conductor reforms underway in the country. In these circumstances, one of the most important tasks is the organization focused additional professional education, providing training and retraining of personnel for physical culture and sports industry. The article presents a system of principles that we developed the concept of professional development in the field of sports activity, which was built and ranked on the basis of the conducted theoretical analysis and scientific and methodological research in the field of further education, which made it possible to extrapolate the idea of the modern theory and methods of physical culture and sports in a continuous system training in the field of further education. Dedicated us some principles the concept of continuing professional development, reflect the idea of training specialist sports and sports field in the system of training and retraining in the field of physical culture and sports.
theoretical and applied knowledge.
professional competence training
specialist
training
sports and sporting activities
system
 

Актуальность. Преобразования, происходящие в развитии нашего общества, ставят перед образованием новые цели и задачи по развитию человеческого ресурса, так необходимого строящейся инновационной экономике страны. Способность системы образования решать эти задачи, удовлетворяя общество в высококачественных кадровых ресурсах, выстраивает перспективу экономического и духовного развития страны [5].

В настоящее время особую актуальность и значение приобретает профессионализм кадров, которые являются проводником реформ, проводимых в нашей стране. В этих условиях одной из важнейших задач становится организация целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации и переподготовку кадров для физкультурно-спортивной отрасли.

В настоящее время тренеры и другие работники физической культуры и спорта находятся в поиске новых источников знаний по профессии, способных существенно оптимизировать их деятельность. Постепенно становится востребованной идея непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта, позволяющая повышать свою квалификацию систематически и существенно. С этой целью тренерский состав давно прибегает к тем методам, которые приносят результат, будучи применяемым одним или несколькими специалистами в частном порядке в отдельных случаях, но это не решает проблему системно. Необходимы кардинальные меры в деле повышения квалификации с использованием всех современных способов обновления и повышения качества знаний. При этом надо поднимать квалификацию не отдельных специалистов, которые постоянно этим озабочены, а в систематическом порядке всех специалистов в области физической культуры и спорта. Таким образом, необходимо создание системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей рост профессиональной компетентности кадров, обновление теоретических и прикладных знаний специалистов, повышающих качество оказываемых услуг в физкультурно-спортивной отрасли города Москвы [4].

Методы исследования. Проведены педагогические исследования, личные аналитические заключения, обмен опытом с квалифицированными специалистами физической культуры и спорта, наблюдений в сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Основу и новизну разработанной нами концепции непрерывного повышения квалификации специалистов в области физкультурно-спортивной деятельности составляет система принципов, выстроенная и ранжированная, исходя из проведенного теоретического анализа и научно-методологического изыскания в области дополнительного образования, позволившего экстраполировать идеи современной теории и методики физической культуры и спорта на систему непрерывного повышения квалификации в области дополнительного образования.

В ходе методологических исследований был выделен ряд принципов концепции непрерывного повышения квалификации, отражающей идеи профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной области. Основными принципами построения и функционирования системы непрерывного профессионального образования подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации являются следующие:

1. Ориентированность системы на реализацию единой государственной политики через сферу подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для физкультурно-спортивной отрасли [7].

Система должна функционировать таким образом, чтобы подготовка кадров для физкультурно-спортивной отрасли способствовала пониманию сущности проводимой государственной политики в области физической культуры и спорта и эффективно реализовывалась ими на своем участке деятельности.

2. Непрерывность процесса обучения каждого специалиста физкультурно-спортивной отрасли.

Этот принцип предполагает, что каждый специалист физкультурно-спортивной отрасли должен быть охвачен системой непрерывного профессионального образования подготовки кадров в области физической культуры и спорта.

3. Отбор и привлечение кадров в области физической культуры и спорта, обеспечивающих высокую эффективность функционирования системы.

Эффективность системы непрерывного образования кадров физкультурно-спортивной отрасли обеспечивается подбором контингента, наиболее подходящего по своим способностям к педагогической деятельности в области физической культуры и спорта, у которого просматривается потребность в получении соответствующих специальных знаний в процессе деятельности. Получившие соответствующую профессиональную подготовку (переподготовку) кадры должны занять соответствующее их потребностям и знаниям место в профессии, позволяющее им более эффективно выполнять функции на своем рабочем месте.

4. Опережающий характер обучения.

Этот принцип предполагает такое функционирование системы, когда использование последних нововведений в науке и практике физической культуры и спорта позволит специалисту решать более сложные задачи в области физкультурно-спортивной деятельности.

5. Принцип фасилитации.

Реализация этого принципа заключается в опоре на творческий потенциал обучающегося, в искренней вере и поддержке его стремления к самоактуализации и самореализации. Следовать принципу фасилитации - значит активно включать обучающегося в деятельность, создавая предпосылки самоорганизации и саморазвития личности. Принцип фасилитации оказывает системообразующее влияние на компоненты образовательного процесса и ориентирован на разрешение противоречий в системе непрерывного повышения квалификации, уменьшение влияния когнитивного диссонанса, добавляя новые когнитивные элементы в систему знаний индивида [1].

6. Принцип элективности

Принцип элективности заключается в обеспечении возможности выбора индивидуальной траектории профессионального самообразования специалиста в области физкультурно-спортивной деятельности. Он означает предоставление слушателю свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, так как взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения.

Принцип элективности предполагает создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся, предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования [1].

7. Единство гуманитарной, управленческой, экономической и правовой подготовки в сочетании с углубленной специализацией в области физической культуры и спорта.

В соответствии с этим принципом знания и навыки специалиста физкультурно-спортивной отрасли должны включать четыре главных блока:

- гуманитарно-обществоведческий как базовый, дающий общее понимание социальных процессов, методологию и методику их изучения и решения социальных проблем;

- управленческий (менеджерский) как центральный, выражающий технологическую сущность управления;

- экономический, дающий возможность анализа экономической базы социальных явлений и экономических возможностей управленческих решений;

- правовой, дающий возможность оценивать правовую состоятельность управленческих решений [8].

8. Оптимальность сочетания всех видов дополнительного профессионального, послевузовского образования; гибкость системы.

Система должна охватывать все уровни физкультурно-спортивной деятельности, а значит - включать все уровни образования, причем, сочетание этих уровней должно быть оптимальным для существующей кадровой ситуации и меняться с изменением этой ситуации.

Основа данной концепции - это опережающий характер содержания обучения, ориентация на развитие специалиста как личности, индивидуализация учебного процесса.

С этой целью необходимо разработать, апробировать и реализовать разнообразные программы повышения квалификации по различным видам спорта и различным видам деятельности физической культуры и спорта, создать соответствующий перманентный учебный процесс с факторами обновления и привлечения последних научных данных с разработкой компетентностного подхода в обучении учащихся, широко развернуть демонстрацию инновационных технологий подготовки специалистов. При этом учебный процесс должен быть насыщен периодически проводимыми мероприятиями, способными отразить самые последние нововведения в науке и практике физической культуры и спорта: образовательные семинары, мастер-классы, открытые учебно-тренировочные занятия, научно-практические конференции и т.д.

Повышение квалификации специалистов физкультурно-спортивной отрасли следует, по нашему мнению, проводить в рамках одной организации, несущей фактическую ответственность за качество физкультурно-спортивной деятельности. Такой организацией, по нашему мнению, должен стать учебно-спортивный Центр. Основные принципы деятельности Центра представляют собой:

- Мониторинг отрасли по вопросу качества специалистов. В соответствие с этим принципом необходимо проводить систематическое наблюдение за профессиональными показателями всех специалистов отрасли. Необходимо знать на каждом этапе учебного года, сколько специалистов есть в тех или иных организациях и какие профессии они культивируют, сколько лет прошло с момента их последнего повышения квалификации и т.д. Это позволит планировать работу Центра по формированию учебных групп Центра, а также правильно выбирать учебные предметы для комплектации  новых предметов обучения.

- Периоды обучения слушателей. В практике России традиционно сложились определённые периоды обучения специалистов на курсах повышения квалификации. Как правило, обучение планируется от двух недель до двух лет. В работе Центра рекомендуется минимальное время обучения - не более двух недель. Это объясняется тем, что при таком времени обучения специалисты отвлекаются от основной работы на незначительный период, что наиболее эффективно в работе. Тем не менее допускается в качестве отдельных исключительных случаев более длительное обучение для специалистов, профиль работы которых требует длительного обучения. В каждом конкретном случае разрабатывается соответствующая программа, утверждённая для конкретных слушателей.

- Входной и выходной контроль знаний. Работа со слушателями в Центре предусматривает проверку их знаний, как при входе, так и при выходе. Это значит, что на каждой конкретной учебной группе осуществляется контроль получаемых знаний, которые представляют собой разность выходных и входных объёмов. Такой контроль позволяет оценить работу преподавателей и организаторов учебного процесса и в случае необходимость произвести соответствующую корректировку учебного процесса. Кроме того, такой контроль позволяет точно информировать слушателей относительно тех знаний, которые они могут получить при повышении квалификации.

- Формирование преподавательского состава. Работа преподавателей, реализующих учебный процесс Центра, представляет собой труд наёмных работников, осуществляющих свою работу по договорам стандартного вида. Оплата труда преподавателей происходит по цене одного учебного часа (45 минут). Цена одного часа работы зависит от квалификации преподавателей - доктора, кандидаты, магистры оплачиваются, исходя из цены одного часа по каждой категории.

Приглашение для чтения лекций осуществляет Центр, исходя из профиля учебных дисциплин, программ по курсу и специальной квалификации преподавателя.

- Программное обеспечение учебного процесса. Основными документами, отражающими проведение научно обоснованного и методически разработанного курса, являются методические программы читаемых курсов. Программа представляет собой перечень читаемых тем учебного предмета с указанием соответствующих разработок, отражающих в целом всю картину читаемого предмета. В программе указано учебное время, отведенное на проведение указанных тем, рекомендуемая специальная литература, исследование тем,  отведенных  для  самостоятельной работы слушателя.  Таким образом, программа содержит полное представление об изучаемом предмете.

Написание программ осуществляется модульным способом. Это значит, что темы, составляющие основу программы, должны иметь законченный, самостоятельный вид. Этот факт имеет существенное значение для специалистов, желающих получить точное  образование, отличное от образования группы. Такой специалист при наличии модульных программ имеет возможность составить для себя собственную программу, состоящую из отдельных модулей, имеющих место в  нескольких программах. Следовательно, при согласовании с учебной частью Центра он может прослушать интересующий его курс.

- Разработка учебно-методических изданий. В соответствии с подготовленным планом работы и в интересах учебного процесса в течение года Центру необходимо разрабатывать и публиковать специальную учебно-методическую литературу. Такая литература имеет целью сопровождать учебный процесс и служить основой для самостоятельной подготовки слушателей. В связи с этим публикация отдельных произведений должна осуществляться теми преподавателями, которые ведут учебный процесс в Центре. Именно они хорошо понимают программу подготовки слушателей и реально могут её обеспечить соответствующими учебными пособиями. Таким образом, первый вид подготавливаемой литературы представляет собой учебно-методическую литературу.

Второй тип литературы, полезный, а подчас и необходимый для обучаемых специалистов, представляет собой научные разработки, отвечающие самым актуальным и новым научно-исследовательским работам. Такой тип литературы необходим слушателям для включения в творческий процесс нашей профессии и для  внедрения нововведений  на свои рабочие места. Наличие такой литературы в Центре позволяет специалистам включаться в новый для них вид работ под руководством преподавателей Центра, ориентируясь на их консультации и научную помощь.

Третий вид литературы, необходимый для работы Центра, представляет собой рекламно-издательскую литературу. Этот вид состоит из буклетов, рекламных роликов, плакатов, рекламных брошюр и т.д. Вся эта продукция нужна не только для учащихся, но и для всех тех, кто желает иметь представление о реальной  работе Центра.

Выводы. На основании проведенных исследований, личных аналитических заключений, обмена опытом с квалифицированными специалистами физической культуры и спорта и последних наблюдений в сфере физической культуры и спорта можно прийти к таким выводам:

1. Систематическое повышение квалификации является актуальнейшей задачей нашей отрасли, позволяющей реально поднять уровень современной подготовки физкультурно-спортивных кадров.

2. Повышение квалификации физкультурно-спортивных работников должно осуществляться в виде регулярных учебных занятий, включённых в систему непрерывного образования специалистов.

3. Наиболее качественным повышением квалификации должно явиться повышение квалификации в Центре, организующим учебный процесс на современном уровне в условиях, близких к учебным процессам Европейских университетов.

4. Система повышения квалификации должна охватить персонал физкультурно-спортивных организаций и предоставить им реальную возможность совершенствовать свою повседневную работу.

Таким образом, выделенные принципы концепции непрерывного повышения квалификации, отражающие идеи профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной отрасли, определяют пути преобразования научного и инновационного комплексов системы непрерывного профессионального образования в области дополнительного образования в высококачественный кадровый ресурс, который своим трудом будет способствовать воспитанию здорового поколения, а это, в свою очередь, будет способствовать качественному обновлению и развитию страны.

Рецензенты:

Ямалетдинова Г.А.,  д.п.н., профессор, заведующая кафедрой оздоровительной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки Гуманитарного университета г.Екатеринбург.

Кабачков В.А.,  д.п.н., профессор, руководитель управления массовой физической культурой ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва.