Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE EXPERIENCE OF FORMING SOCIO-CULTURAL SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF VOLUNTEER ACTIVITIES

Novikova N.A. 1
1 Smolensk state Institute of arts
The analysis of the notion «social-cultural self-organization», which is understood as a process of regulating social-cultural links and relations that are included and which forms itself students. In the course of experimental work are formulated and the criteria and levels of formation of socio-cultural self-organization of students in the process of volunteer activities based on the use of the questionnaire and monitoring. The criteria for socio-cultural self-organization of students in the process of volunteer activities include: mastering and application in the work of the volunteer Association of special methods and techniques; work plan; independent formulation of the problems; systematization and unification of ideas expressed and proposals; self-improvement, development of their abilities; self-evaluation of the results of its activities. As a result of experiment noted the personal development of young people, developing their skills of self-organization, a significant increase in the level of criteria for socio-cultural self-organization.
criteria and levels of formation of socio-cultural self-organization
voluntary activities
young people
socio-cultural self-organization

Введение

Сущность социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи представляет собой механизм упорядочения социально-культурных связей и отношений, в которые включена и которые формирует сама учащаяся молодежь. Это спонтанный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется молодежное объединение как постоянно развивающаяся структура.

Социально-культурная самоорганизация учащейся молодежи является неотъемлемой частью подготовки молодых людей ко вступлению во взрослую жизнь. Способность к самоорганизации и самоопределению, умение организовывать свою жизнь должны приобретаться молодыми людьми в ходе учебной и воспитательной работы преподавателей учебного заведения. Социально-культурная самоорганизация учащейся молодежи проявляется в умении организовать собственные действия, контроле за ними, связана с осознанием целей и следствий своей деятельности, обусловлена включением учащейся молодежи в волонтерскую деятельность. Можно выделить личностную и общественную социально-культурную самоорганизацию. Общественная самоорганизация учащейся молодежи формируется на основе личностной самоорганизации.

По нашему мнению, волонтерская деятельность, представляющая собой деятельность на безвозмездной основе, направленная на оказание помощи другим, в первую очередь, наименее защищенным слоям населения, трудовую деятельность, нацеленную на трансформацию и улучшение современного общества, форму гражданской активности и участия населения, общественную, культурную и гражданскую инициативу, способ организации молодежи вокруг той или иной проблемы, предоставляет множество возможностей для формирования и развития самоорганизации.

Обсуждение результатов исследования

Для того чтобы проследить динамику изменения уровня социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности, нами были разработаны критерии и уровни сформированности социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи и дана их характеристика.

Овладение и применение в работе волонтерского объединения специальных методов и приемов, информация о которых получена в ходе проведенных теоретических и практических занятий, дискуссий, тренингов:

  • Высокий уровень: Использование различных методов и приемов, соответствующих поставленной задаче.
  • Средний уровень: Редкое или неправильное применение определенных методов и приемов.
  • Низкий уровень: Неиспользование или эпизодическое использование методов и приемов.

Составление собственного детального плана работы, деятельность в соответствии с ранее составленным планом работы волонтерского объединения, а также его переработка и корректировка в ходе работы:

  • Высокий уровень: Детальная разработка собственного плана, соответствие общему плану.
  • Средний уровень: Составление примерного плана собственной работы, отклонение от общего плана.
  • Низкий уровень: Отсутствие собственного четкого плана деятельности, отклонение от общего плана.

Самостоятельная постановка проблем, способность выражать свое отношение к той или иной проблеме, предлагать пути ее решения:

  • Высокий уровень: Самостоятельная постановка конкретных проблем, способность выражать свое отношение к той или иной проблеме.
  • Средний уровень: Определение приблизительного круга решаемых задач.
  • Низкий уровень: Отсутствие четкого определения существующих проблем и их решения.

Принятие, рассмотрение, обработка, систематизация и объединение высказанных идей и предложений в ходе обсуждения и выполнения решаемых задач:

  • Высокий уровень: Стремление к совместному принятию решений, рассмотрению, обработке, систематизации и объединению высказанных идей и предложений.
  • Средний уровень: Отсутствие стремления к совместному принятию, рассмотрению решений, обработке, систематизации и объединению высказанных идей и предложений, но при необходимости участие в этом процессе.
  • Низкий уровень: Уклонение от совместного принятия решений, рассмотрения, обработки, систематизации и объединения высказанных идей и предложений.

Стремление к дальнейшему совершенствованию и развитию своих способностей, а также полученных в ходе работы волонтерского объединения знаний и навыков, которое проявляется, прежде всего, в самообучении и саморазвитии:

  • Высокий уровень: Постоянный настрой на самосовершенствование, развитие своих способностей.
  • Средний уровень: Редкое обращение к различным методам самосовершенствования.
  • Низкий уровень: Отсутствие настроя на самосовершенствование и развития своих способностей.

Желание делиться полученным опытом с новыми волонтерами, привлечение новых участников к волонтерской деятельности:

  • Высокий уровень: Постоянное желание активно делиться полученным опытом с новыми волонтерами, привлечение новых участников к волонтерской деятельности.
  • Средний уровень: Эпизодическое проявление желания делиться полученным опытом с новыми волонтерами, редкое привлечение новых участников к волонтерской деятельности.
  • Низкий уровень: Отсутствие желания делиться полученным опытом с новыми волонтерами и привлекать новых участников к волонтерской деятельности.

Самостоятельная оценка результатов своей деятельности каждым участником волонтерского объединения и умение делать выводы на основе этой оценки:

  • Высокий уровень: Объективная оценка своей деятельности, стремление к дальнейшему совершенствованию и развитию, обращение к различным информационным источникам, желание участвовать в различных мероприятиях, посвященных волонтерской тематике.
  • Средний уровень: Неверная оценка своей деятельности, преувеличение своих заслуг, отсутствие стремление к дальнейшему совершенствованию и развитию.
  • Низкий уровень: Отсутствие стремления к дальнейшему совершенствованию и развитию, обращения к различным информационным источникам.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Смоленского государственного института искусств и состояла из трех этапов:

  • констатирующий эксперимент, целью которого было изучить и охарактеризовать имеющийся уровень развития социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи и степень вовлечения ее в волонтерскую деятельность;
  • формирующий эксперимент, цель которого заключалась в апробации разработанной педагогической программы развития социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности;
  • контрольный эксперимент предполагал анализ эффективности разработанной нами программы развития социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности.

Целью опытно-экспериментальной работы исследования являлась разработка и реализация инновационной педагогической программы социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности.

Предварительная диагностика уровня сформированности социально-культурной самоорганизации на констатирующем этапе эксперимента проводилась на основе деятельности участников волонтерского объединения (в количестве 50 человек) в начале его работы. В результате диагностики были получены следующие данные. Высокий уровень сформированности самоорганизации по первому критерию был отмечен у 34% участников волонтерского объединения (средний уровень - у 30%, низкий - у 36%); по второму критерию высокий уровень у 24%, средний - у 36%, низкий - у 40% участников волонтерского объединения; самостоятельно ставили проблемы и предлагали пути их решения лишь 36% участников волонтерского объединения (средний уровень - у 20%, низкий - у 44%); показали стремление к самосовершенствованию и развитию своих способностей 54% участников (средний уровень - 10%, низкий - 36%); по следующему критерию - «желание делиться полученным опытом с новыми волонтерами, привлечение новых участников» по высокому уровню выявлено 20% участников, по среднему - 30%, по низкому - 50%; количество участников по критерию «самостоятельная оценка своих результатов каждым участником волонтерского объединения» распределилось следующим образом: 30%, 40%, 30% соответственно; стремление к совместному принятию, рассмотрению, обработке, систематизации и объединению высказанных идей и предложений продемонстрировали 34% участников (высокий уровень), средний - 26%, низкий - 40%.

На этапе формирующего эксперимента реализовывалась инновационная педагогическая программа, целью которой являлось формирование социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности. Программа была направлена на развитие интереса и мотивации для участия в волонтерской деятельности, приобретение учащейся молодежью необходимых навыков для участия в этой деятельности, развитие положительных душевных качеств.

Содержательная характеристика предлагаемой нами программы заключалась в вовлечении учащейся молодежи в организацию коллективных, групповых мероприятий и коррекция их дальнейшего взаимодействия, анализе деятельности и подведении итогов.

Была организована дискуссионная площадка, в ходе работы которой изучался имеющийся опыт работы в данном направлении, создавался информационный банк данных о лицах, нуждающихся в помощи, а также обсуждался ряд других организационных вопросов. Дискуссии проходили в форме свободной беседы, участниками которой становились все присутствующие. Участники готовились заранее, продумывая свои сообщения по заявленной теме. В контексте разбираемой темы обсуждались предложения, а также затрагивались проблемы современных путей волонтерской работы молодежи.

Некоторые темы дискуссий:

  • История благотворительности и волонтерства в России.
  • Почему люди становятся волонтерами?
  • Нужны ли в современном мире волонтеры?
  • Роль молодежи в деле волонтерства.
  • Разработка Положения о волонтерском объединении.
  • Разработка плана деятельности волонтерского объединения.

Для активизации и оптимизации работы волонтерского объединения проводился тренинг «Я - Волонтер», который был осуществлен в несколько этапов. Целью тренинга являлось выработать коммуникативные умения и навыки, сформировать сплоченный коллектив волонтеров. Умения и навыки, приобретенные в «безопасных» условиях психологического тренинга, помогли учащимся преодолеть трудности в реальной жизни, опыт учебно-тренинговой группы сыграл роль своеобразной прививки, которая позволила выработать определенный социально-психологический иммунитет. Тренинговая группа помогла участникам эксперимента утвердить и укрепить самоидентичность и наметить направление их будущего развития, повысить самооценку.

В ходе тренинга использовался метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагалось высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Также проведение тренинга помогло решить следующие задачи:

  • создавать доверительную теплую обстановку среди волонтеров;
  • ясно и просто излагать информацию при личном общении;
  • принимать решения в проблемной, спорной ситуации.

Работа волонтерского объединения осуществлялась по заранее составленному плану и была подчинена поставленным целям и задачам. В процессе деятельности волонтеры получали информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение - тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие сборы, работа с тематической литературой). Взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретали умения работать в команде, учились разрешать конфликты, включаться в проект. Участники подготавливали и проводили волонтерские акции, проводили театрализованные представления, оформляли листовки и буклеты. В ходе проведения культурно-массовых мероприятий и других мероприятий в процессе работы волонтерского объединения молодые люди активно приобщались к ценностям культуры, приобретали навыки общественной деятельности, расширялись круг общения. На протяжении реализации всей программы поощрялось творчество, инициатива и самодеятельность в поиске оптимальных форм и методов. Участники волонтерского объединения работали, в том числе в русле такого распространенного сегодня направления волонтерской деятельности, как арт-волонтерство.

В ходе реализации опытно-экспериментальной работы был использован метод наблюдения. Наблюдение проводилось за собраниями по подготовке мероприятий, в которых участвовали волонтеры, и за самими мероприятиями.

Повторная диагностика сформированности критериев социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи на контрольном этапе эксперимента показала увеличение уровня сформированности социально-культурной самоорганизации.

В среднем, уровень сформированности социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи повысился на 32 %. По критерию, определяющему умение владеть и применять специальные методы и приемы в ходе волонтерской деятельности, количество учащихся возросло на 32%, т.е. количество человек, отвечающих данному критерию, увеличилось на 16 человек (в начале эксперимента - 17 человек, в конце эксперимента - 33 человека). На 23 человека увеличилось количество участников волонтерского объединения, отвечающих такому критерию сформированности самоорганизации, как умение составлять план работы волонтерского объединения и следовать ему в дальнейшем. Самостоятельно ставили проблемы и предлагали пути их решения 29 участников волонтерского объединения (на 11 человек больше, чем в начале эксперимента). Стремление к самосовершенствованию, желание развивать свои способности показали 35 человека. Желание делиться полученным опытом с новыми волонтерами и привлечение новых участников к волонтерской деятельности продемонстрировали 27 человек (на 12 человек больше). Критерий самостоятельной оценки своих результатов каждым участником волонтерского объединения достиг высокого уровня у 30 человек (количество человек возросло вдвое по данному критерию).

По такому критерию, как «стремление к совместному принятию, рассмотрению, обработке, систематизации и объединению высказанных идей и предложений», уровень сформированности самоорганизации увеличился на 26 %, (на 13 человек больше, чем в начале эксперимента).

Заключение

Таким образом, мы отмечаем личностное становление молодых людей, развитие у них навыков самоорганизации, значительное увеличение уровня сформированности критериев социально-культурной самоорганизации. Волонтерская деятельность предоставляет множество возможностей для самоорганизации учащейся молодежи, которая проявляется не только в выполнении трудовых или других заданий, но и налаживания самого процесса организации работы, дает возможность управлять своим потенциалом не по указанию сверху, а исходя из собственных задач. Эти возможности определяются специфическими особенностями и характеристиками волонтерской деятельности, созданием оптимальных условий для успешного формирования процесса социально-культурной самоорганизации в процессе волонтерской деятельности.

Рецензенты:

Быков В.А., д.п.н., профессор кафедры водных видов спорта Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Смоленск.

Гавриленков А.Ф., д.и.н., профессор кафедры гуманитарных наук Смоленского государственного института искусств, г. Смоленск.