Целью исследования является изучение повседневной жизни и организации досуга городского населения Вятской губернии конца XIX - начала XX в. В его основу были положены документы Государственного архива Кировской области (ГАКО) и материалы местной прессы («Вятский край», «Приложение к Вятским Губернским Ведомостям»). Использовались общенаучные методы исследования: системный и историко-сравнительный. Результаты исследования позволили выявить в культурно-повседневной жизни городов Вятской губернии как общероссийские тенденции, так и местную провинциальную специфику.
Реформы 1860-1870-х гг., преобразовавшие города Вятской губернии, всё же не смогли до конца преодолеть главную особенность дореформенного периода - сословную разграниченность, во многом определявшую культурный досуг городского населения. Представители высшего городского общества ориентировались на жизнь столичной аристократии, заимствуя её элементы, низшие же сословия сохраняли связь с традиционной культурой, оказывавшей значительное влияние на организацию досуга. Влияние традиционной культуры в значительной степени определялось переселением в города представителей сельского населения, которые сохраняли её правила и обычаи. Особая связь с традиционной культурой прослеживалась в маленьких провинциальных городах, мало подверженных изменениям. По свидетельству И. Глушкова, «общественная жизнь нашего мещанина или купца средней руки довольно проста и сохранила кое-что из старины минувшей» [3; С. 52]. Вместе с тем, как горожане, так и крестьяне, переселявшиеся в города, постепенно утрачивали тесную связь с традиционной культурой, поскольку в городской среде уже не было архаичности и патриархальности, с которыми она была неразрывно связана.
Влияние традиционной культуры в значительной степени проявлялось в распределении жизни в соответствии с временами года. К примеру, все городские сословия старались играть свадьбы зимой, весной и в начале лета, поскольку время осени традиционно связывалось с проведением сельскохозяйственных работ, несмотря на отсутствие непосредственной связи с ними в жизни городского населения. По этой же причине у детей из купечества учебный год начинался 1 ноября.
В конце XIX-XX вв. всё большая часть городского населения стремилась провести лето на даче. Местная пресса этого периода пестрила объявлениями о покупке, продаже и сдаче в аренду дачных домов. Начало дачного сезона происходило в начале лета: к нему приурочивались окончание учебного года у обучавшейся молодёжи и начало отпуска у чиновников. Среди населения особой любовью пользовались Чижи и Скопино, а также Филейка.
Наиболее любимым и распространённым досугом городского населения Вятской губернии являлось гостевание. Почти каждый день каждый обыватель или ходил в гости сам, или принимал их у себя. Нанесение визитов означало оказание уважения хозяину, его чести и достоинству. При этом среди городского населения существовали определённые особенности в отношении нанесения визитов и приёма гостей: например, визиты наносились только по утрам, вечером же прийти в гости без приглашения было недопустимо. Вместе с тем представители третьего сословия ходили в гости в основном в праздничные и выходные дни или же в вечернее время, поскольку в будние дни они работали.
В целом в жизни представителей третьего сословия (чиновники, мещане, небогатые купцы) существовал размеренный, однообразный и ничем не прерываемый распорядок рабочего дня. Утром вся семья собиралась за завтраком, затем дети отправлялись в учебные заведения, мужчины - на работу, а женщины занимались домашними делами. Обед также происходил преимущественно в кругу семьи. Приготовлением еды занималась сама хозяйка или нанимаемая кухарка. Холостяки и люди, не имевшие возможности готовить еду у себя дома, были вынуждены столоваться у знакомых или посещать домашние обеды, специально устраиваемые с целью заработка. Оставшееся после работы время люди использовали по-разному в зависимости от своего интеллектуального потенциала: посещали театр, концерты, литературно-музыкальные вечера, ходили в гости или же проводили вечер дома, в кругу семьи, читали, играли на музыкальных инструментах и просто сидели за самоваром.
Распорядок дня горожан продолжал оставаться традиционным: завтрак, работа в течение всего дня до вечера (с перерывом на обед), наконец, свободное время. Более строгий распорядок был у чиновников, находившихся на государственной службе. Мещане, имевшие свою мастерскую или лавку, могли позволить себе некоторый отход от установленного режима. В целом ритм повседневной жизни всё больше становился зависимым от рыночных отношений.
В связи с активным общественным подъёмом вследствие преобразований 1860-1870-х гг. культурная жизнь населения городов Вятской губернии и в первую очередь самой Вятки второй половины XIX - начала ХХ в. переживала интенсивное развитие. В значительной степени это отразилось в организации досуга городского населения и в первую очередь - в появлении клубов, впоследствии ставших неотъемлемой частью культурного досуга в любом провинциальном городе. Первый клуб был открыт на Вятке ещё в январе 1850 г.
В отличие от салонов дореформенного периода, клубам была присуща организованная деятельность. В основном открытие клуба происходило по инициативе городской общественности, представители которой определяли место его расположения. Сначала под клуб арендовалась комната, впоследствии под него отводилось целое здание. Численность членов клуба в первую очередь определялась востребованностью его деятельности в обществе. Так, в клубе в Елабуге в качестве постоянных членов состояли 50 чел. купцов и мещан [5; С. 2].
Также клубы отличались от салонов тем, что должны были иметь свой устав, список членов, органы самоуправления и членские взносы. Устав клуба включал в себя его цели и программу, где прописывались основные сферы его деятельности: организация концертов, спектаклей, лекций и др.; так, «членам клуба и их семействам предоставлялась возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою» [7; С. 3]. Руководитель клуба избирался из числа старшин и был должен отвечать предъявляемым требованиям: быть «вполне интеллигентным и с высшим образованием» [5; С. 2].
Наиболее оживлённая жизнь Вятского клуба проходила в зимнее время, летом же основными мероприятиями являлись детские вечера для учащихся старших классов учебных заведений, состоявшие исключительно из танцев. По вторникам в клубе устраивались семейные вечера, во время которых устраивались танцы. Также проводились музыкальные вечера, получившие название «клубных сред».
У всех клубов по традиции было принято отмечать день основания клуба торжественным обедом по подписке. Также в традицию клуба входило ежегодное взаимное поздравление присутствующими во время собраний 1 января и на Пасху. Часто в этих поздравлениях принимал участие губернатор или вице-губернатор. Членам клуба и гостям предлагались шампанское, кофе, чай и закуски, за что они должны были внести 1 рубль.
В начале ХХ в. посещение значительной части клубов Вятской губернии сделалось доступным для женщин, что являлось нововведением (раньше женщины могли приходить в клуб только в сопровождении мужчин). Также многие женщины требовали разрешить им самим вносить плату за посещение вечеров и других мероприятий, что отразило развитие женской эмансипации на Вятке.
Отличительной особенностью вятских клубов являлась их семейственность и отсутствие «праздности и разврата», с чем ассоциировалась жизнь столичных клубов.
Во второй половине XIX в. клубы также начали открываться в уездных городах Вятской губернии, и к концу XIX - началу XX в. они уже служили местом сосредоточения общественной жизни. Самым ранним являлось «Сарапульское общественное собрание», основанное ещё в 1864 г. впо инициативе сарапульского купечества и чиновничества. При его открытии провозглашалась цель - «представить обществу возможные по местным средствам развлечения, заключающиеся в чтении, взаимном обмене мыслями, дозволенных играх, танцах и т.п.» [1; Л. 22]. В Уржуме, по свидетельству старожилов, в 1900-1910 гг. на верхнем этаже дома, построенного крупным лесопромышленником А.Я. Корчёмкиным, находился городской клуб, который являлся местом собрания местной интеллигенции, а иногда здесь проходили вечера с танцами и ёлки.
Как и в Вятке, в уездных городах было принято называть клуб «Общественным собранием». Уездный клуб также включал в себя всё необходимое: танцевальный зал, бильярд, комнату для игры в карты, сцену для постановки спектаклей и т. д. В состав членов клуба входили, прежде всего, представители местной интеллигенции и купечества, а также мещане. Жизнь уездных клубов отличалась ещё большей семейственностью и благопристойностью. Так, женщины посещали клубы достаточно редко, в основном в «семейные вечера», которые проводились раз в месяц. По «семейным вечерам» собиралась в клубах и молодёжь, занимавшая на данном мероприятии господствующее положение. При этом танцы проходили под бдительным присмотром старшего поколения: многие родители высматривали на них будущих женихов и невест. Отличительной особенностью уездных клубов являлся и запрет на азартные карточные игры. Самой распространённой игрой был преферанс, реже играли в винт. Особое внимание в уездных клубах придавалось поддержанию в них тишины и порядка: в случае нарушения спокойствия незамедлительно принимались меры.
В начале ХХ в. положение постепенно изменялось. Как и в Вятке, жизнь в уездных городах всё ощутимее подвергалась новым веяниям, вызванным общественно-политическими событиями в стране, что не могло не затронуть и клубы. В первую очередь это проявилось в возрастании в жизни клубов роли молодёжи, которая собиралась в них без приглашения, а также подвергала критике существовавшие устои и традиции. Семейные вечера отличались всё большей оживлённостью, постепенно разрушалась прежняя чопорность и патриархальность. Новым увлечением стала игра в бильярд, пользовавшаяся успехом среди молодёжи. Подобные изменения способствовали преобразованию уже существовавших клубов и возникновению новых, являвшихся более демократичными по уставу и деятельности. Прежде всего, это выразилось в свободном допуске в клубы женщин и девушек. При этом к молодёжи по-прежнему предъявлялись строгие требования относительно соблюдения порядка: в частности, употребление спиртных напитков или нахождение в клубе в нетрезвом виде было запрещено.
Клубы играли важную роль в общественно-культурной жизни городов Вятской губернии. Являясь местом сбора местной интеллигенции, они оказывали преобладающее влияние на провинциальную жизнь. В этом отношении посещение клуба способствовало культурно-нравственному становлению молодёжи, одновременно с этим препятствуя падению нравов и духовному разложению.
Не менее важную роль в культурной жизни городов играл театр. Специфика театральной жизни Вятской губернии, несмотря на становление в 1870-е гг. профессионального театра и открытие в 1877 г. его нового здания, заключалась в достаточной слабости профессионального театра, в связи с чем вплоть до начала XX в. основу театральной жизни составляли любительские коллективы, в которых были задействованы представители купечества, мещанства и чиновничества. В течение второй половины XIX в. представителями местной интеллигенции городов Вятской губернии создавались театральные труппы, которые способствовали приобщению разных слоёв городского населения к театральной жизни в качестве не только зрителей, но и актёров.
Увлечение городского населения театром в конце XIX в. способствовало развитию в уездных городах народных театров, в основном создаваемых по инициативе Обществ трезвости. В большинстве городов под театр не строилось специального здания. Так, театр в Слободском, посещаемый в конце XIX в. приезжими гастролёрами, располагался в здании бывшего манежа, приспособленного для постановки спектаклей. В Белой Холунице любительские спектакли проходили в помещении главного металлического магазина. Одной из основных целей театральных представлений являлось раскрытие и преодоление пороков общества, к которым прежде всего причислялись пьянство и злоупотребление властью. На рубеже XIX-XX вв. театр часто посещался молодёжью и учащимися.
Помимо городского театра, любительские спектакли устраивались в образовательных учреждениях и общественных собраниях Вятки и уездных городов Вятской губернии. Так, в Глазове существовал музыкально-литературно-драматический кружок, где имелся свой струнный балалаечный оркестр. В нём проводились любительские спектакли, концерты, литературные и музыкальные вечера [2; Л. 115 об.].
В конце XIX в. любительские спектакли часто разыгрывались в домах местной интеллигенции, а также представителей различных слоёв населения, в том числе купечества, мещанства и духовенства во время праздничных вечеров. Ведущая роль в них принадлежала молодёжи.
Одной из ведущих целей проведения любительских спектаклей являлся сбор средств, прежде всего направленный на благотворительность. Отсюда прослеживалась тесная связь культурной жизни Вятского края с благотворительной деятельностью. Так, 30 января 1901 г. прошёл спектакль в пользу Вятского дома трудолюбия, а в Котельниче сбор от любительского спектакля был направлен на покупку пианино для клуба [6; С. 3]. Мероприятия, проводимые с благотворительной целью, в отличие от чисто развлекательных, способствовали тесному сплочению представителей различных сословий городского общества, поскольку имели общую цель. В целом проведение любительских спектаклей способствовало тесной связи театра с повседневной жизнью и его влиянию на неё в культурно-духовном отношении.
Помимо спектаклей, в зданиях театров часто устраивались литературные и музыкальные вечера. Так, в Орлове 8 мая 1895 г. с благотворительной целью состоялся литературно-музыкальный вечер. «Литературная часть вечера заключалась в чтении стихов И.С. Никитина и Н.А. Некрасова и рассказов Н.А. Лейкина... В концертном отделении принимали участие С.И. Редникова, М.И. Столбов и любительский хор... Главный интерес концерта сосредоточился на хоре, занявшем своим исполнением более половины (11) всех номеров программы» [4; С. 2].
В конце XIX - начале XX в. среди городского населения значительно возрос интерес к цирку. По свидетельству местной прессы, цирковые представления пользовались вниманием и любовью публики [10; С. 3]. В отличие от театра, цирк изначально был рассчитан на массовую публику и доступен ей. На Вятку приезжали с гастролями как наши, так и заграничные артисты, особенно привлекали публику выступления китайского и японского цирка [10; С. 3]. Цирковые представления также устраивались и на площади, для чего предварительно воздвигался балаган-шатёр. Объявления о предстоящих выступлениях помещались в местных газетах или афишах, которые расклеивались по городу или раздавались молодыми девушками или девочками-подростками из труппы, которые при этом знакомились с учениками городских школ и училищ и приглашали их на представления.
Также в рассматриваемый период в Вятке часто устраивались спиритические сеансы, объявления о которых заранее публиковались в газетах [8; С. 1]. Популярность подобных сеансов была вызвана тем, что на рубеже XIX-XX вв. всю Россию охватило увлечение спиритизмом, не оставив в стороне Вятку. При проведении сеансов организовывались сборы преимущественно с благотворительной целью.
В начале ХХ в. у вятчан появился новый вид развлечения - кино, которое быстро приобрело популярность и интерес среди городского населения Вятской губернии. Первый киносеанс состоялся в мае 1897 г. в саду «Аполло» [9; С. 165]. Изначально кино было ориентировано на все сословия, в связи с чем его охотно посещали рабочие и прислуга. Среди городского населения также пользовались успехом гуляния по Вятке на пароходах. 29 мая 1895 г. на пароходе, принадлежавшем вятскому купцу Я.Ф. Тырышкину, было устроено первое катание с музыкой с благотворительной целью. В конце XIX в. на Вятке появились новые увлечения, к которым относились катания на коньках и велосипеде. В 1890-х гг. в Вятке существовал велоклуб, активным членом которого являлся известный фотограф С.А. Лобовиков. Основным досугом детей являлись игры и времяпрепровождение в компании друзей. В основном играли в подвижные игры, зимой катались на санках, лыжах и коньках. Вместе с тем жизнь детей конца XIX в. была тесно связана с учебными заведениями, в пределах которых у них формировались интересы, в дальнейшем определившие их жизнь.
Формы семейного досуга и проведения свободного времени прежде всего зависели от материальных возможностей семьи, уровня её духовных запросов и внутрисемейных отношений. Следует особо отметить роль религии в семейном быту: посещение церкви, приём священника, участие в крестных ходах. Каждое воскресенье семья в полном составе ходила в церковь к заутрене или обедне. Также были распространены посещения концертов и спектаклей и совместные выезды на природу (любимыми местами вятчан являлись Филейка, Чижи и Скопино).
Таким образом, организация досуга городского населения Вятской губернии в конце XIX - начале XX в. претерпела значительные изменения. Всё большей популярностью среди горожан пользовались клубы, театр, кино, в учебных заведениях, общественных организациях и частных домах ставились любительские спектакли, проходили литературно-музыкальные вечера и беседы. Значительную роль в организации вышеперечисленных нововведений сыграли представители местной интеллигенции, в связи с чем культурная жизнь в Вятской губернии развивалась на любительском уровне и была тесно связана с повседневной жизнью. Отличительной чертой городского населения Вятской губернии являлась близость с традиционной культурой и сохранение патриархально-семейных отношений, что прослеживалось на примере клубов. Вместе с тем в рассматриваемый период значительная часть горожан стремилась к столичной жизни. В целом в конце XIX - начале XX в. происходило повышение активности и культурного уровня повседневной жизни городского населения Вятской губернии.
Рецензенты:
Бакулин В.И., д.и.н., профессор, профессор кафедры отечественной истории Вятского государственного гуманитарного университета, г. Киров.
Бердинских В.А., д.и.н., профессор, профессор кафедры отечественной истории Вятского государственного гуманитарного университета, г. Киров.