Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MULTICULTURAL EDUCATION AS DEFINITION OF PEDAGOGICAL RESEARCHES

Makulov S.I. 1
1 Non-state educational institution of higher education «Omsk Humanitarian Academy»
The analysis of the concepts of «culture», «multicultural education» in various fields of science (philosophy, cultural studies, sociology, pedagogy). Results of the analysis of currently known definitions of "multicultural education", to draw a conclusion that multicultural education is implementing several purposes: 1) formation of cognitive processes; 2) formation of knowledge about values, established traditions, norms of behavior, history, integration and socio-economic changes in their own and other cultures; 3) formation activities (resolve intercultural conflicts, select and interpret the values of each culture, assistance and support to representatives contacting crops). Found that for the informed choice of definitions of these concepts in order to further explore the issues of multicultural education in the school must use the rules laid down in the science of logic. Thus obtained by the content of the concepts of «culture» and «multicultural education» allowed to articulate the goals of the educational process in a multicultural society.
multicultural education.
culture
content of concepts

Человек, являясь частицей социума, реализует себя как личность в среде, отражающей особенности различных культур. Поэтому одной из приоритетных задач системы образования, как в России, так и за рубежом, является подготовка индивидуума к успешному решению общественно-значимых задач, к самореализации, к гармоничному сосуществованию с окружающими в условиях межкультурного диалога. Проблемы и противоречия, возникающие в современном обществе, формируют социальный заказ системе образования - подготовить индивида к мирному существованию в поликультурном, многонациональном мире, сформировать соответствующую систему ценностей и норм поведения, воспитать толерантное отношение к другим культурам, обычаям, традициям и вероисповеданиям. В связи с чем образование предстает как многообразие сосуществующих или сменяющих друг друга структур социального взаимодействия разного масштаба, обеспечивающих, в конечном счете, становление единой человеческой цивилизации, наибольшей структурной единицей которого является мировое поликультурное образовательное пространство [7, с. 44].

Изучение проблематики создания поликультурного пространства предполагает конкретизацию и уточнение данного понятия и его составляющих, способов и механизмов его создания и функционирования. Поэтому уточнение и обоснованный выбор определения понятий «культура», «поликультурное образование» является, на наш взгляд, первоочередной задачей нашего исследования.

Анализ научно-исследовательской, учебной и популярной литературы, позволил сформулировать следующие выводы.

Во-первых, существуют различные подходы к формированию определений понятия «культура». Данные подходы выделены в работах М.А. Верба[5]: 1) условно-терминологический; 2) историко-археологичекий [6]; 3) этнографический; 4) личностно-деятельностный; 5) интегративный подход; 6) антропологический; 7) ценностный; 8) социологический).

Во-вторых, определения понятия «культура», сформулированные исследователями - сторонниками вышеназванных подходов, можно сгруппировать следующим образом: 1) описательные; 2) исторические; 3) нормативные; 5) ценностные; 6) психологические [14]; 7) идеологические; 8) антропологические; 9) социологические; 10) просветительско-образовательные.

В-третьих, в настоящее время существует в педагогической науке значительное число работ, посвященных актуальным проблемам формирования профессиональной культуры и информационной культуры как части культуры в целом у людей различных возрастных групп, этнической, расовой, социальной и профессиональной принадлежностей и вопросам поиска содержания понятий «профессиональная культура» и «информационная культура».

Такое многообразие не только подходов к рассмотрению содержания данного понятия, формулировке его определения, но и его разновидностей сподвиг нас сформулировать закономерный вопрос: что же следует понимать под понятием «культура»?

Чтобы ответить на данный вопрос, мы исходили из следующих соображений, во-первых, понятие «культура», как и любое другое понятие, представляет собой мысль, отражающую существенные признаки предметов, объектов, явлений и процессов, которые позволяют выделить их из множества других [2]. Такие признаки образуют так называемое содержание понятий. При этом существенными признаками являются лишь те, «каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны для того, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный объект от всех остальных и обобщить однородные предметы в единый класс [2,с. 10].

Во-вторых, содержание любого понятия описывается его определением. Термин «определение» был введен еще Аристотелем для обозначения высказывания, объясняющего, что есть данная вещь, или отчета о сущности вещи [4]. Определить понятие - это значит выразить в краткой форме основные и существенные признаки определяемого понятия, не исчерпывая всех его свойств и связей. Данная логическая операция заключается в том, чтобы уникально отличить изучаемый предмет от других предметов множества мышления, то есть к определению через род и видовые отличия.

Очевидно, если выделить род и видовые признаки понятия «культура» более четко, то возможно установить и цель процесса поликультурного образования через описание того, чем должен овладеть обучаемый в результате данного процесса. Поэтому мы выделили из содержания понятия «культура», сформулированного в определениях различных авторов, слова, указывающие на его род и видовые признаки. Данные подходы позволили установить, что под термином «культура» понимается: а) система материальных и духовных ценностей, включающая все достижения и результаты человеческой деятельности, созданные на разных этапах развития общества в данных социально-экономических и регионально-географических условиях, отличающих расовые, религиозные или социальные группы комплексом традиций, языка, литературой, этикетом, музыкой, формой одежды, видами пищи, конструкций и внутреннем убранством жилищ, праздниками, обрядами, обычаями, верованиями и идеалами; б) система норм поведения, способов деятельности и адаптации в социально-экономических и регионально-географических условиях, руководствуясь набором принятых взглядов, морали, общественных форм и материальных благ, соответствующих комплексу традиций расовой, религиозной или социальной группы.

Отдельно отметим, что мы намеренно не акцентировали внимание в получившемся определении на принадлежности «системы материальных и духовных ценностей», «системы норм поведения, способов деятельности и адаптации» только к этническим (национальным группам), принимая во внимание тот факт, что данные категории могут принадлежать к более широким или узким социальным группам, например, культура специалистов одной профессиональной области (педагогическая культура, культура «голубых воротничков», корпоративная культура), культура сексуальных меньшинств, неформальных объединений и т.п.

Итак, чтобы разобраться в сущности «поликультурного образования» как в целостной дефиниции, нами первоначально было выявлено содержание понятия «образование». Установлено, что большинство исследователей рассматривают «образование» как: 1) единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны [10]; 2) овладение личностью определенной системой научных знаний, прак­тических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие [12, c. 74]; 3) приобретенное достояние личности, выявляющееся в ее поведении, заключенное в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в процессе общения с другими людьми, в процессе приобретения личного опыта познания мира [3, с. 407].

Интерес представляют определения данного понятия, сформулированные Б.З. Вульфовым и В.Д. Ивановым, согласно которым «образование есть зафиксированное достижение уровня культуры, реализуемое в процессе обучения» [9, c. 21]. Такое толкование является актуальным для нашего исследования, так как связывает образование и культуру - в процессе поликультурного образования реализуется развитие обучаемых в соответствии с целями, опосредованными культурным содержанием и методами его усвоения.

Для обоснованного выбора понимания понятия «поликультурное образование», которое позволило бы сформулировать концептуальные (теоретические) основы нашего исследования, мы решили воспользоваться подходом, обусловленным следующими соображениями: так как образование является процессом, регламентируемым определенными образовательными или воспитательными целями, то с помощью определений понятия «поликультурное образование» и ведущими теоретическими идеями, сформулированными авторами работ, мы постарались выделить конечную цель данного процесса. Для этого мы воспользовались классификацией, предложенной И.В. Алексашенковой [1], дополнив ее определениями понятия «поликультурное образование» и работами, выполненными позднее данного исследования. Примеры проделанной работы и полученные результаты представлены в таблице.

Таблица 4. Результаты анализа понятия «поликультурное образование» и подходов к реализации поликультурного образования

 

Автор исследования

Определение понятия «поликультурное образование»

Цель поликультурного образования

Аккультурационный

У. Боос-Нюннинг

Традиции изучения родной культуры, процесса переработки традиций в рамках новой культуры, поскольку конфронтация с изменившимися условиями жизни вызывает необходимость в выработке новых культурных ориентиров [15, с. 359]

1) создать и развить гармонию в отношениях между членами различных этнических групп

2) изучить традиционную родную культуру и ее изменение в рамках новой культуры

3) оказать помощь и поддержку представителям контактирующих культур

4) воспитать открытость, интерес и терпимость

А.В. Шафрикова

Совместная тенденция мирового процесса, утверждающую идею о том, что в основе мировой цивилизации лежит множество независимых самостоятельных сущностей, ...направленных на хранение и развитие многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе и базирующихся на принципах диалога различных культур [13]

1) организовать деятельность по усвоению семенных ценностей и норм поведения

2) развить способности выделять и критически осмысливать ценности каждой культуры

3) сформировать собственную культуру идентичности

Диалоговый

М. Хоманн

Совместное решение межкультурных конфликтов, существование которых должно быть признано и осознано и обогащено за счет диалога с чужими культурами [17]

1) приобщить к различным культурам

2) сформировать общепланетарное сознание, позволяющее тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно-образовательное сообщество.

3) воспитать миролюбивость

4) воспитать умение разрешать межкультурные конфликты

5) развить способности к межкультурной коммуникации

6) сформировать представления о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах

М. Крюгер-Потратц

помощь обучаемым ориентироваться в обществе, в котором вся жизнь определяется этнической, языковой, религиозной и социальной готовностью [18]

Социально-психологический подход

Тейлор Хакль

Развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни и мышления, чужой культуре, развитие способности дифференциации внутри чужой культуры, интеграции элементов других культур в собственную систему мышления [1]

1) развить терпимость к чужому образу жизни и мышления, уважение к чужой культуре;

2) развить способности к интеграции элементов чужих культур в собственную систему мышления;

3) научить солидарности;

4) воспитать умение разрешать межкультурные конфликты.

Х. Эссингер, И.Граф

цели поликультурного образования состоят в эмпатии, солидарности и способности решать конфликты [16]

Обобщая результаты анализа рассмотренных выше определений понятия «поликультурное образование» и соответствующих целей поликультурного образования как процесса, можно сделать следующий вывод, что поликультурное образование является многоаспектным процессом и включает в себя несколько целей, а именно: 1) формирование когнитивных процессов (восприятие, память, речь, мышление и др.); 2) формирование знаний о ценностях, сложившихся традициях, нормах поведения, исторических, интеграционных и социально-экономических изменениях собственной и других культур; 3) формирование видов деятельности (разрешать межкультурные конфликты, выделять и осмысливать ценности каждой культуры, усвоение семенных ценностей и норм поведения, оказание помощи и поддержку представителям контактирующих культур).

Подобный подход был применен в работе Е.А. Морозовой [8]. Однако, на наш взгляд, автором данного исследования не учтены следующие факты (положения). Во-первых, при формулировании своего определения Е.А. Морозовой [8, с. 162] не учтено, что ближайший признак, так называемый род данного понятия, является «образование». Поэтому в определении «поликультурное образование» должны быть включены понятия составляющие данных процессов (воспитания, обучение).

Во-вторых, несмотря на то что автором исследования был выделен когнитивный аспект [8, с.163], им не был учтен тот факт, что когнитивная психология (раздел науки психологии) рассматривает понятие психики как опосредованное овладение человеком познавательной деятельности с помощью когнитивных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление). В связи чем автором в качестве когнитивной составляющей поликультурного образования понимается освоение только «образов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов» [8, с. 163].

Отметим, что сформулированное нами определение понятия «поликультурное образование» согласуется с полученным нами определением понятия «культуры», а именно: 1) формирование системы норм поведения соотносится с когнитивным аспектом поликультурного образования; 2) формирование знаний соотносится со знаниями о системе материальных и духовных ценностей; 3) формирование видов деятельности соотносится с различными видами деятельности, в том числе и адаптацией, регламентируемым набором принятых взглядов, морали, общественных форм и материальных благ, соответствующих комплексу традиций расовой, религиозной или социальной группы.

1. Под «культурой» понимается: система материальных и духовных ценностей, включающая все достижения и результаты человеческой деятельности, созданные на разных этапах развития общества в данных социально-экономических и регионально-географических условиях, отличающих расовые, религиозные или социальные группы комплексом традиций, языка литературой, этикетом, музыкой, формой одежды, видами пищи, конструкций и внутреннем убранством жилищ, праздниками, обрядами, обычаями, верованиями и идеалами; система норм поведения, способов деятельности и адаптации в социально-экономических и регионально-географических условиях, руководствуясь набором принятых взглядов, морали, общественных форм и материальных благ, соответствующих комплексу традиций расовой, религиозной или социальной группы.

2. «Поликультурное образование» - это процесс: 1) формирование когнитивных процессов (восприятие, память, речь, мышление и др.); 2) формирование знаний о ценностях, сложившихся традициях, нормах поведения, исторических, интеграционных и социально-экономических изменениях собственной и других культур; 3) формирование видов деятельности (разрешать межкультурные конфликты, выделять и осмысливать ценности каждой культуры, усвоение семенных ценностей и норм поведения, оказание помощи и поддержку представителям контактирующих культур).

3. При реализации любого из аспектов поликультурного образования необходимо помнить, что система материальных и духовных ценностей система норм поведения, способов деятельности и адаптации может принадлежать не только к этническим (национальным группам), но другим социальным группам, например, культура специалистов одной профессиональной области (педагогическая культура, культура «голубых воротничков», корпоративная культура, культура сексуальных меньшинств и т.п.).

Рецензенты:

Мирзабекова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры физики ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г.Астрахань.

Ильясова М.Д., д.п.н., доцент, профессор кафедры «Социология и психология», заведующая научно-исследовательской лабораторией «Компетентностный подход в подготовке и сертификации кадров» Астраханского государственного технического университета, г.Астрахань.