Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPROVEMENT STRATEGY OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF SOCIO-ECONOMIC INDEXES OF THE VOLGOGRAD REGION

Mescheryakova Ya.V. 1 Angel O.V. 1
1 NOU VPO Volgograd branch of the Institute of Management
In the article the comparative analysis of socio-economic indicators of the region, in which the authors of the groups of indicators characterizing the state and development of small and medium business in the Volgograd region. On the basis of the conducted analysis identified the small and medium businesses do not have the possibility of further development in the various sectors of the regional economy. The authors of the actions for the promotion and support of entrepreneurial structures in the region. Developed key areas of socio-economic, budgetary and tax policy, which will create favorable conditions for development of small business that eventually will allow ensuring stable economic growth and increase of competitiveness of the Volgograd region.
investments.
trade
regional economy
government support
socio-economic indicators
small business

В экономике Волгоградской области малый бизнес занимает важное место, так как является структурообразующим фактором рыночной экономики, движущей силой ее развития, социально значимым элементом общественной инфраструктуры по оперативному использованию высвобождаемых трудовых ресурсов. Социальный аспект присутствия малого и среднего предпринимательства в регионе и городе – это занятость и качество жизни населения, обеспечение потребителей необходимыми товарами и услугами; экономический аспект предпринимательства – вклад в валовой региональный или муниципальный продукт, повышение качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, усиление региональной экономики[3,c.67].

В настоящее время поддержка и развитие малого предпринимательства особенно актуальна, так как в условиях экономического кризиса, который затронул все виды экономической деятельности, малый бизнес в первую очередь ощутил на себе его негативное проявление. Далеко не все предприятия сумели адаптироваться к сложившимся рыночным условиям, многие предпринимательские структуры находятся либо в стадии банкротства, либо вообще прекратили свою деятельность. В первую очередь последствия экономического кризиса негативно отразилось на производственном секторе, так как это самый затратный по капиталовложению вид деятельности, в свою очередь именно этот сектор обеспечивает появление отечественных товаров, как на местных, так и на региональных рынках. В общеэкономическом разрезе производство в различных экономических отраслях определяет количество валового продукта области, региона, страны. Малый бизнес является неотъемлемой частью как региональной, так и общероссийской экономической системы [2]. Поэтому очень важным сегодня является поддержка малого бизнеса со стороны государства, так как малый бизнес уже сформировался, как социально–экономическая пласт общества, который является не только частью рыночной экономики, но и создает определенный социальный общественный слой, обеспечивающий буфер между высшими и низшими социальными группами населения[5, с.106].

Проанализируем динамику основных социально - экономических показателей малого предпринимательства Волгоградской области, под воздействием кризисных явлений в экономике Российской федерации, проявившихся в период с 2010 г. по 2012 г. В 2010 г. тенденции развития малого бизнеса в Волгоградской области имеют поступательный характер. В 2010 году в Волгоградской области осуществляли деятельность 3,0 тыс. малых предприятий (не включая микро бизнес). В 2011 г. мы наблюдаем спад числа предприятий (2937единиц). Фактором, негативно повлиявшим на отрицательную динамику числа малых предприятий в Волгоградской области, является повышение ставок на топливно-энергетический комплекс, повышение налоговых ставок, высокая арендная плата, вследствие чего сократился товарооборот предприятий и многие перешли от малых организационных форм к микро организациям, либо вообще прекратили свою деятельность. В 2012г. динамика имеет положительный характер (3794 единиц) (Рис.1).

Рис. 1. Динамика изменения количества малых предприятий Волгоградской области

[Источник: составлено автором по мат.статистический обзор «О развитии малых предприятий Волгоградской области (без микро предприятий) в 2011 г., 2012 г., 2013 г.» / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. Обл. – Волгоград: Волгоградстат, 2013]

Можно сказать, что сектор малого бизнеса в экономике Волгоградской области к концу 2012 г. адаптировался к сложившимся рыночным условиям, количественные показатели субъектов малого бизнеса переходят в качественные (Табл. 1).

Таблица 1 Основные социально - экономические показатели.

Показатель

2010г.

2011 г.

2012 г.

Число предприятий на конец года, (единиц)

3031

2937

3794

Среднесписочная численность работников, (тыс. человек)

89,1

83,0

103,7

Среднемесячная заработная плата, (рублей)

11396,4

11911,5

14222

Оборот, (млрд. рублей)

92,72

100,53

166,21

Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретённых по импорту основных средств), (млрд. рублей)

2,6

4,8

5,5

[Источник: составлено автором по мат.статистический обзор «О развитии малых предприятий Волгоградской области (без микро предприятий) в 2011 г., 2012 г.,2013 г.» / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. Обл. – Волгоград: Волгоградстат, 2013]

По статистическим данным среднесписочная численность работников занятых на предприятиях малого бизнеса (без микро предприятий) в 2010 г. составила 89,1тыс. чел. Во втором полугодии 2011 г. средняя численность работников малых предприятий сократилась на 6 тыс. человек, по нашему мнению это связанно с ростом налоговых отчислений в социальные фонды. В 2012г. среднесписочная численность работников стабилизируется, наблюдается динамика роста (103,7 тыс. чел.).

Показатели заработной платы имеют не однородный характер – среднемесячная зарплата в 2010г. составляет 11396 руб., в 2011г.- 11911,5 руб., в 2012 г. – 14222 руб. Колебание в начислении среднемесячной заработной платы происходит под влиянием нестабильных общероссийских экономических показателей: рост цен, инфляция, и как следствие увеличение прожиточного минимума. Поэтому говорить с полной уверенностью о стабильной динамике повышения заработной платы, связанной с ростом экономических показателей малого бизнеса, мы не можем, так как при дальнейшем изучении мы увидим не равномерность распределения по видам экономической деятельности предприятий малого бизнеса, динамика инвестиции в основной капитал имеет рост по отдельным отраслям [4].

Плотность распространения предприятий малого бизнеса составляет 96 единицы на 10 тыс. жителей Волгоградской области, это третье место по Южному федеральному округу, на первом месте Краснодарский край, на втором месте Ростовская область (Табл.2). Данный показатель, говорит о недостаточно развитой экономике области, слабых интегративных связях, так при самом высоком территориальном показателе, численность населения в нашей области из трех ведущих регионов самая низкая. Можно сделать вывод о нестабильном социально-экономическом положении Волгоградской области.

Таблица 2Основные административно-территориальные показатели.

Краснодарский край

Общая площадь 76000 км.2

Общая численность населения 5,2 мил. Чел.

Ростовская область

Общая площадь 101000 км.2

Общая численность населения 4,2 мил. Чел.

Волгоградская область

Общая площадь 113000 км.2

Общая численность населения 2,5 мил. Чел.

[Источник: составлено автором по мат.статистический обзор «О развитии малых предприятий Волгоградской области (без микро предприятий) в 2011 г., 2012 г., 2013 г.» / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. Обл. – Волгоград: Волгоградстат, 2013]

Структура предприятий малого бизнеса Волгоградской области аналогична общероссийской. Распределение предпринимателей Волгоградской области по видам деятельности малого бизнеса, лидируют: торговля и общественное питание, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. В 2011 г. этот показатель составил 26,5%, занято в строительстве - 15,9%, операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг - 15,2%, обрабатывающие производства - 14,1%, в сельском хозяйстве занято 10,2%. В 2012 г. мы наблюдаем понижение на 2,2% (2998 ед. в 2011 г., 286 ед. в 2012 г.) числа предпринимателей, занятых в сельском хозяйстве, повышение на 6% (446 ед. 2011 г., 744 ед. 2012 г.) численности предприятий с видом деятельности: операции с недвижимостью, аренда и предоставлении услуг. Число предприятий, занятых в сфере обрабатывающие производства, не изменилось и составило 14%, гостиницы и рестораны - снижение уровня численности предприятий на 0,3% (5,3% - 2011 г., 5% -2012 г.), занято в строительстве в 2012 г. на 1% меньше (2011 г.-15,9% , 2012 г.- 15%) [7].

Существующее распределение субъектов малого бизнеса по отраслям экономики указывает на необходимость направления дополнительных усилий, на поддержку местных товаропроизводителей. Производственный сектор занимает одно из последних мест, это говорит о том, что объемы местного производства не способны удовлетворить спрос населения, товары приходят на внутренний рынок извне, соответственно это формирует недостаточно развитую интегративную систему области. Все усилия предпринимателей мобилизуются внутри области, в основном в сфере услуг, выход предпринимательской деятельности за границы области очень слабый и не развитый [1, с. 112]. Оборот малых предприятий за 2011 г. составил 100, 5 млрд. руб., за 2012 г. оборот увеличился на 12,5% по сравнению с предыдущим годом. Оборот предприятий по видам экономической деятельности на конец 2012 г. составил 166,2 млрд. руб. (Рис. 2,3).

Рис. 2.Оборот предприятий по видам экономической деятельности на конец 2011 г.

[Источник: составлено автором по мат.статистический обзор «О развитии малых предприятий Волгоградской области (без микро предприятий) в 2011 г., 2012 г., 2013 г.» / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. Обл. – Волгоград: Волгоградстат, 2013г.]

Наибольший удельный вес (49,0%) составляют предприятия с видом экономической деятельности: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, строительство - 15,4%, обрабатывающее производство - 13,6%, операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг - 8,8%.

Рис. 3. Оборот предприятий по видам экономической деятельности на конец 2012 г.

[Источник: составлено автором по мат.статистический обзор «О развитии малых предприятий Волгоградской области (без микро предприятий) в 2011 г., 2012 г., 2013 г.» / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. Обл. – Волгоград: Волгоградстат, 2013г.]

В 2011 году малыми предприятиями освоено инвестиций в основной капитал 4,8 млрд. руб., наибольший объем всех инвестиций приходится на предприятия с видом деятельности: строительство - 73 %, сельское хоз.- 13%, оптовая и розничная торговля, бытовые услуги - 6%. В 2012 г. предприятиями, представителями малого бизнеса, освоено инвестиций в основной капитал на сумму 5,5 миллиардов рублей, операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (Рис.4,5).

В последние годы непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. Производственный сектор по региону оставляет желать лучшего, это связанно с рядом экономических проблем: несовершенная система налогообложения, динамично развивающиеся торговые сети, рост цен на энергоносители, сырье, тарифы, трудности при сертификации, лицензировании, получении других разрешительных документов [3, с. 299].

На стратегическом уровне необходимо проанализировать текущую экономическую ситуацию региона, выработать стратегические цели и стратегию развития предпринимательской деятельности в производственном секторе. Для достижения сформированной стратегии должны разрабатываться основные направления социально-экономической, бюджетной и налоговой политик. На сегодняшний день основными приоритетными направлениями являются создание условий для развития малого бизнеса, обеспечение благоприятной среды для инвестиций в основной капитал. Это совершенствование применяемых технологий, снижение налогового бремени организаций и повышение их потенциала развития и др.[6].

В целях улучшения инвестиционного климата предлагаются следующие мероприятия:

  • создание благоприятной для инвестиций административной среды;
  • создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций
  • формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;
  • стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;
  • формирование благоприятных тарифных условий для инвестиций;
  • информационное обеспечение.

Рис. 4. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности на конец 2011г.

Рис. 5. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности на конец 2012 г.

[Источник: составлено автором по мат.статистический обзор «О развитии малых предприятий Волгоградской области (без микро предприятий) в 2011 г., 2012 г., 2013 г.» / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. Обл. – Волгоград: Волгоградстат, 2013 г.]

Государство и органы местного управления должны не только поддерживать, но и стимулировать предпринимательскую деятельность, на стадии организации малых предприятий. К сожалению, многие госпрограммы направленные на развитие предпринимательского сектора не в полной мере реализуются на практике. Это происходит в первую очередь из-за узкого информационного поля, предприниматель зачастую попросту не знает, куда ему надо обращаться за поддержкой, как и где, реализовать свой потенциал. Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого бизнеса недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. Дальнейшее продвижение малого предпринимательских структур возможно при условии проведения институциональных преобразований, реализации приоритетных национальных проектов в сфере малого бизнеса, активизации инновационной деятельности, что, в конечном счете, позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста и повышение конкурентоспособности Волгоградского региона.

Рецензенты:

Курченков В.В., д.э.н., профессор, зав.кафедрой «Государственного и муниципального управления» ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г.Волгоград.

Митрофанова И.В., д.э.н., профессор кафедры «Экономической теории и экономической политики» ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г.Волгоград.