Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CONTROL METHOD OF TRIBOLOGICAL PARAMETERS USING A LASER-PLASMA SATURATION OF MATING SURFACES OF FRICTION UNITS WITH NANOCRYSTALS

Pavlov M.D. 1 Cherdyntsev V.V. 1 Stepashkin A.A. 1
1 National University of Science and Technology "MISIS"
The article contains information about application of laser- plasma saturation of nanocrystals for the purpose to change the properties of surface layers of steel products in order to reduce mechanical wear of working surfaces and reduce the coefficient of friction. The method for increasing working time of friction units which uses a magnetic fluid seal was proposed. A proposed method improves the reliability and durability of bearing-seal assembly when failures occur and regime dry friction is realized. The analysis of changes in the structure of the surface layers was done be the example of laser-plasma treatment of 30ХГСА steel pins in atmosphere of nitrogen. Was obtained data of the coefficient of friction and working temperatures for the experimental samples of pins after laser-plasma nanostructuring. Obtained values of surface hardness were compared with literature data.
coefficient of friction.
tribological properties
magnetic fluid seal wear
saturation of the nanocrystals
laser- plasma treatment

Ведение

Основная проблема в ходе разработки технологических решений для создания маломоментных узлов трения связана с необходимостью одновременного повышения прочностных и трибологических характеристик элементов цапф подшипниковых опор, уплотнительных конструкций, а также непосредственно подшипнико-уплотнительного узла.

Надежность и долговечность подшипнико-уплотнительного узла, а в частности цапфы и вкладыша опоры подшипнико-уплотнительного, зависят от режима трения. Наиболее благоприятным является жидкостный режим трения, когда контактные поверхности разделены гидродинамическим слоем смазки, в котором происходит сдвиг и поверхности не соприкасаются. В частности, для реализации такого режима трения используются магнитожидкостные уплотнения. В магнитожидкостных уплотнениях отсутствует механический контакт поверхностей элементов конструкции, так как зазор между ними заполнен магнитной жидкостью, удерживаемой магнитным полем. Магнитожидкостным уплотнениям присущи низкие потери на трение, высокий уровень герметичности и практически отсутствующий износ поверхностей в местах рабочих зазоров. Но при падении скорости вращения, увеличении нагрузки и температуры гидродинамический слой смазки утончается до состояния, когда возможно возникновение контакта неровностей между поверхностями трения. При дальнейшем утяжелении контактных параметров начинается разрушение поверхностных слоев, в результате чего элементы подшипнико-уплотнительного узла начинают функционировать в режиме граничного трения, а затем в режиме сухого трения. Подобный механизм контактного и фрикционного взаимодействия в узле трения сопровождают также запуски и остановки механизмов. В результате увеличиваются сопротивление вращению и износ контактных поверхностей. Поэтому на случай смены режима трения при проектировании уплотнительных конструкций подшипнико-уплотнительного узла стоит использовать технологии, которые позволяют повысить износостойкость элементов в подшипнико-уплотнительном узле.

Управление триботехническими и механическими свойствами поверхности можно производить с использованием локальных методов термической и микрометаллургической обработки поверхности концентрированными и высококонцентрированными потоками энергии: газопламенными, светолучевыми, электродуговыми, микроплазменными, плазменными, электроискровыми, ультразвуковыми, лазерными, электронно-лучевыми, индукционными и т.д. [2].

Если при обработке поверхности локальными потоками энергии требуется сохранение геометрических размеров обрабатываемых высокоточных деталей узлов в поле допуска, то, как показывает практика, предпочтительнее применять для обработки высококонцентрированные источники энергии – электронно-лучевые и лазерные, так как именно они обеспечивают минимальные тепловложения в обрабатываемую деталь в сочетании с высокой концентрацией энергии, точностью её дозирования и высокой производительностью процессов обработки [1; 3]. Доказано, что после лазерно-плазменной обработки поверхности улучшается профиль несущей поверхности, повышается микротвердость поверхности, уменьшается стабилизированный коэффициент трения, уменьшается износ при трениии [4-6] и т.д. Конечная цель метода - это повышение надежности и долговечности узлов трения механизмов. Это достигается за счет повышения поверхностных модуля, твердости, пределов контактной и изгибной выносливости поверхностей и оптимизации закона их распределения по глубине поверхностного слоя.

Известно, что для повышения износостойкости деталей в узлах трения применяются различные способы химико-термической обработки, такие как цементация, борирование, азотирование. Доказано, что применение таких обработок позволяет упрочнить поверхностный слой и сохранить вязкую сердцевину в изделии. Особый интерес представляет азотирование, так как такой способ обработки позволяет провести дисперсионное упрочнение поверхности за счет образования нитридов и снизить коэффициент трения, а сам слой обладает хорошей обрабатываемостью и достаточной вязкостью. Помимо этого, тугоплавкие нитриды и карбонитриды в поверхностном слое при оплавлении способствуют измельчению структуры за счет увеличения центров кристаллизации. Использование технологии поверхностного насыщения нанокристаллами и измельчение структуры позволяет снизить шероховатость и повысить износостойкость поверхностей, формирующих рабочий зазор в уплотнительной конструкции, повысить жесткость слоя магнитной жидкости и однородность магнитного поля, а также повысить усталостную прочность контактных поверхностей, что сохраняет соосность элементов магнитожидкостных уплотнений и подшипниковых опор узла.

Методика эксперимента

Основная цель этой работы - создание технологии поверхностной обработки материалов, которая обеспечивает повышение надёжности, качественных и эксплуатационных характеристик узлов приборов. Речь идет об уменьшении моментов вращения элементов узлов, уменьшении люфтов и зазоров в узлах трения, снижении коэффициента трения, снижении энергоёмкости узлов и механизмов, увеличении скорости вращения, повышении точности работы, повышении износостойкости поверхностей трения, снижении трудоёмкости изготовления деталей и сборки узлов.

Высокую технико-экономическую эффективность применения лазерно-плазменной технологии наноструктурирования для улучшения триботехнических свойств поверхности элементов подшипнико-уплотнительного узла рассмотрим на примере упрочнения цапф из стали 30ХГСА за счет насыщения поверхности азотом из лазерной плазмы и образования нитридов.

Экспериментальные образцы цапф подшипнико-уплотнительного узла из стали 30ХГСА подвергались лазерно-плазменному наноструктурированию и насыщению наночастицами поверхностного слоя в атмосфере смеси Ar+N2+CH4+H2 с использованием лазера. После проводились трибологические испытания экспериментальных образцов цапф и вкладышей. Процесс лазерно-плазменной обработки проводился с использованием технологического и измерительного оборудования Вятского лазерного инновационно-технологического центра.

Перед началом работ образцы цапф подшипнико-уплотнительного узла прошли технологическую операцию по термической обработке на твердость до 60HRC, очистке и шлифовке поверхности. Цапфы и вкладыши страховочных подшипниковых опор изготавливаются из стали 30ХГСА. Поверхности трения цапф проходят лазерно-плазменную обработку, что обеспечивает высокую гладкость и твердость.

В процессе лазерно-плазменной обработки под воздействием лазерной плазмы происходило наноструктурирование поверхностного слоя за счет создания высокой плотности центров кристаллизации путем внедрения ионов химических элементов, в частности азота. При азотировании на поверхности детали образуются слои, состоящие из поверхностной нитридной зоны и зоны внутреннего азотирования, которые обеспечивают требуемые физико-механические характеристики азотированных деталей.

Результаты

В таблице 1 представлены результаты химического анализа стали 30ХГСА, из которого были изготовлены экспериментальные образцы цапф и вкладышей. Состав стали соответствует ГОСТ нормативным документам.

Таблица 1 - Химический состав стали 30ХГСА

Содержание легирующих элементов, массовые проценты, %

C

Si

Mn

Cr

Ni

Cu

S

P

0,296

1,109

0,974

1,056

0,128

0,191

0,0074

0,0084

После анализа результатов оптической микроскопии и сканирующей электронной микроскопии было установлено, что на поверхности цапф образовался тонкий белый, толщиной в 5 мкм слой со структурой мартенсита, насыщенный азотом и нитридами. Толщина зоны термического влияния составляет от 20 до 30 мкм, и в этой зоне сформировалась структура тростита закалки.

Измерение микротвердости поверхностного слоя цапф после лазерно-плазменной обработки показало, что полученные значения твердости превышают твердость основы образца в 1,5 раза. Это в свою очередь должно увеличить долговечность подшипнико-уплотнительного узла в целом.

Трибологические испытания проводились на трибологическом стенде с использованием специальной оснастки, предназначенной для испытаний при повышенной температуре, при контактных давлениях 9,52; 6,35; 4,16 и 3,18 МПа. Скорость скольжения составляла 0,66 м/с, что соответствовало среднему значению скоростей при испытаниях подшипнико-уплотнительного узла. Для смазки трибосопряжения использовалось масло с кинематической вязкостью при 50 °С, равной 30 сСт. Результаты полученных значений коэффициентов трения цапфы и температуры поверхности трения даны на рисунках 1 и 2. На рисунке 3 показан внешний вид цапф после испытаний.

а

б

Рисунок 1 - Влияние контактного давления на коэффициент трения при скорости V=0,66 м/с: а) ■ – 6,35 МПа, ● - 9,52 МПа; б) ■ – 3,18 МПа, ● – 4,16 МПа

а

б

Рисунок 2 - Влияние контактного давления на температуру при скорости V=0,66 м/с: а) ■ – 6,35 МПа, ● - 9,52 МПа; б) ■ – 3,18 МПа, ● – 4,16 МПа

SAM_1101

а

SAM_1100

б

Рисунок 3 - Поверхности трения цапф, испытанных при контактных давлениях: а) 9,52 МПа (слева) и 6,35 МПа; б) 4,16 МПа (слева) и 3,18 МПа

Оптимальные значения коэффициентов трения и температур поверхности трения цапф соответствуют контактным давлениям 4,16 и 3,18 МПа. При нагрузках 6,35 и 9,52 МПа происходит быстрый рост коэффициента трения и температуры поверхностей в зоне трения. Исходя из анализа полученных данных, можно сделать вывод, что предложенная лазерно-плазменная обработка подходит для создания узлов трения, работающих при малых нагрузках. Также можно говорить о том, что при таких условиях работы узла трения возможно использовать магнитожидкостные уплотнения, так как для них важен диапазон рабочих температур.

По результатам испытания цапфы после лазерно-плазменной обработки установлено, что коэффициент трения f меньше 0,05 при р ≤ 4,16 МПа и окружной скорости меньше или равной 6,6 м/с. Относительная износостойкость поверхности трения цапф, испытанных при контактных давлениях 3,18 МПа, рассчитывается как J = ∆ h / L и установлена по результатам испытания. Путь трения L = πdцnt составил 0,213 1011 мкм. Линейный износ при давлении 3,18 равен ∆ h = 0,2 мкм, при давлении 4,16 МПа ∆ h = 0,21 мкм и определен по профилограмме поверхности трения (рисунок 4). В результате для давления 3,18 МПа J = 0,93 10-11, а при давлении 4,16 МПа J = 0,98 10-11. Также в ходе испытаний показано, что удалось добиться уменьшения моментов вращения элементов узла трения до значений менее 0,02 Н•м.

26_08_13 профилограмма к п_2_2

Рисунок 4 – типичный вид профилограммы поверхности трения

Выводы

Проведенные исследования поверхности цапф из стали 30ХГСА, обработанных с использованием лазерно-плазменного метода, позволяют сделать вывод, что благодаря формированию в поверхностном слое микро- и субмикрокристаллических структур, представляющих собой мартенсит с большим количеством неметаллических включений - нитридов и карбидов, происходит упрочнение поверхностного слоя. Лазерно-плазменная обработка позволяет в тонком поверхностном слое повысить микротвердость, что в свою очередь положительно влияет на износостойкость изделия. Разработанное технологическое решение с применением поверхностного насыщения цапф подшипнико-уплотнительного узла нанокристаллами с высокими прочностными характеристиками позволяет снизить коэффициент трения и интенсивность нагрева при низких контактных давлениях, что доказано результатами трибологических испытаний. Такая технология позволит повысить срок службы узла трения с магнитожидкостным уплотнением в режиме граничного трения.

Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2013 годы», ГК 14.513.11.0035 от 20.03.2013.

Рецензенты:

Калошкин С.Д., д.ф-м.н., профессор, директор Института новых материалов и нанотехнологий НИТУ «МИСиС», г. Москва.

Астахов М.В., д.х.н., профессор, заведующий кафедрой физической химии НИТУ «МИСиС», г. Москва.