Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIAGNOSIS OF STUDENTS’ CIVIC CONSCIOUSNESS LEVEL

Valeeva R.A. 1 Koroleva N.E. 2 Sakhapova F.K. 3
1 Kazan Federal University Kazan
2 Naberezhnochelninsky Institute of Kazan (Volga Region) Federal University
3 Naberezhnochelninsky Institute FGAOU VPO "Kazan (Volga Region) Federal University"
The article provides the analysis of the civic education problem aimed on the formation of the personality who can benefit the society civic awareness, public spirit, civil behavior, civic engagement. Civic education should be implemented at all levels of education: pre-school, secondary school, high school. The result of the civil education is the formation of civic consciousness. For the study of high school students’ civic consciousness four criteria are identified: cognitive, emotional, activity and need-motivational. The levels of civic education, depending on the degree of development of social qualities, adaptation and implementation of behavioral solutions, the ratio of ex-ternal influences and internal self-regulation are revealed. The program of the civic consciousness formation di-agnosis is worked out.
civic education
civic consciousness
the process of formation of the civic consciousness
the formation of the public spirit
students
diagnosis.

Гражданское воспитание на современном этапе - это многосторонняя, многоцелевая, разнонаправленная педагогическая деятельность, суть которой заключается в формировании личности, способной принести пользу обществу, ощущающей себя юридически, социально и политически дееспособной.

Для успешного решения проблемы гражданского воспитания необходимо осуществлять его на всех ступенях образования: дошкольном, школьном, вузовском. При этом особое внимание следует уделять воспитанию гражданственности студентов. По мнению социологов, педагогов и психологов, в частности Е.П. Веремеевой, «в студенческие годы, которые являются временем наиболее интенсивного развития интеллектуальных и нравственных возможностей человека, закладывается фундамент личности, от ее внешнего облика, до того, что определяет ядро личности - ее характер и мировоззрение. В это время постепенно приходит более серьезное отношение к жизни, большая самостоятельность, а с ней и ответственность за свои поступки, стремление к установлению устойчивых отношений с людьми, к содержательному общению, к инициативному и творческому решению профессиональных задач, к трезвости мышления и зрелости суждений. Этот период в жизни человека характеризуется наиболее активным развитием нравственных чувств» [2, с. 38].

Теоретические основы гражданского воспитания подрастающего поколения получили освещение в научных трудах психологов, педагогов, юристов, философов и социологов разных эпох. Так, основы гражданского воспитания заложены в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, В.Я. Стоюнина, В.А. Сухомлинского и многих других отечественных и зарубежных философов и педагогов.

И.Н. Руссу определяет гражданственность как взаимосвязь трех аспектов:

  • рационального (совокупность качеств, с помощью которых личность осознает свое положение в обществе);
  • чувственно-эмоционального (представляющего собой оценку этого положения, прав и обязанностей гражданина, выражающегося в чувстве любви и преданности государству и обществу);
  • практического (преломление в практических отношениях своего осознанного положения гражданина) [4, с. 29].

Е.В. Бондаревская выделяет 3 компонента гражданской воспитанности: нормативный компонент гражданских качеств (знания, моральные понятия, принципы, идеи, выражающие требования общества к поведению людей и постепенно становящиеся достоянием личности); регулятивный компонент (чувства, отношения, убеждения, которые оказывают регулирующее воздействие на личность); оценочный компонент (оценки и самооценки), которые используются гражданином в практической деятельности [1, с. 44].

Результатом гражданского воспитания является сформированность гражданственности. Для определения сформированности гражданской воспитанности у студентов вуза мы выделили четыре критерия: познавательный, эмоциональный, деятельностный и потребностно-мотивационный.

Показателями сформированности гражданственности студентов являются гражданское сознание, гражданские чувства, гражданское поведение, гражданская активность, которые выражаются в активном участии в общественной жизни страны, города, учебного заведения, осознании прав и обязанностей, гражданской позиции, которая характеризует мировоззренческие взгляды личности, ее убеждения, отношение к обществу и государству, людям и социально-политическим явлениям, проявляющееся в его деятельности.

Такого же подхода придерживается Р.И. Хмелюк. Он связывает знания, убеждения, деятельность и поведение личности как единую целостность при определении гражданской зрелости [5, с. 77].

А.С. Гаязов дополняет данный подход замечанием о том, что следует определить уровни проявления этих качеств в гражданской деятельности на различных ее этапах [3, с. 130].

Таким образом, анализ научных исследований, посвященных этой проблеме, показывает, что ученые единодушно признают необходимость изучения и возможность учета результатов гражданского воспитания.

Действительно, чтобы управлять процессом формирования гражданственности, надо иметь возможность отслеживать продвижение студентов в их развитии. Это требует создания соответствующих диагностических программ. В зависимости от степени сформированности гражданских качеств, принятия и реализации поведенческого решения, соотношения внешних влияний и внутренней саморегуляции определяют уровни гражданской воспитанности.

На этой основе мы попытались определить карту диагностики сформи­рованности гражданственности, которая помогает конкретизировать цели воспитания гражданственности, определить тактику и стратегию работы, позволяет подойти дифференцированно к студентам с разными уровнями сформированности гражданственности и обеспечивает индивидуальный подход к каждому студенту.

В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и гражданской позиции, мы выделили три уровня сформированности гражданственности у студентов: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется устойчивым и положительным опытом гражданского поведения, глубокой убежденностью, социально ценной установкой на отношения и поведение, ответственным отношением к соблюдению законов, трудовым и общественным обязанностям. Для студента характерно единство сознания и поведения. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.

Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Студенты этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову. Но они не проявляют самостоятельную инициативу, так как общественная активность, характерная для высшего уровня, недостаточно развита.

Низкий уровень сформированности гражданственности студентов характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. Студенты слабо знают нормы морали и права, к труду и к учебе относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Они нуждаются в постоянном стимулировании со стороны педагогов и коллектива.

На высоком уровне у студентов наблюдаются только положительные проявления, на среднем - не всегда, на низком - редко. Характер проявлений может быть различным. У одних повышается познавательная активность, у других - общественно-политическая активность. Признаки разных уровней сформированности гражданственности выделенного комплекса качеств сведены в диагностическую таблицу 1. В ней представлены показатели и признаки разных уровней воспитанности гражданственности, которые выступают в качестве конкретных «ключей» для распознания. Эта диагно­стическая программа позволяет увидеть сущность изучаемого явления, понять мотивы поведения студентов через их отношение к обществу, государству, труду и самому себе.

По мнению В.П. Беспалько, необходимо выделить диагностические и диагностируемые признаки. К числу диагностируемых качеств мы относим: общественную направленность личности, выполнение гражданского долга, осознание прав и обязанностей, гражданскую позицию, которые характеризуют мировоззренческие взгляды личности, ее убеждения, отношение к обществу и государству. Показатели и признаки разных уровней сформированности гражданственности представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Диагностическая карта определения уровней сформированности гражданственности у студентов вуза

Критерии

Показатели гражданственности

Признаки проявления разных уровней гражданской воспитанности

Высокий

Средний

Низкий

Познавательный

Гражданское сознание

Знает основные документы о правах человека и гражданина: о политических, социальных, гражданских, экономических, культурных правах. Осознает и выполняет права и обязанности. Знает и правильно оценивает социальные явления и процессы, свои поступки и действия оценивает с позиции интересов общества, требует этого от других.

Знает конституционные законы, старается выполнять свои обязанности;

знает и правильно оценивает социальные явления и процессы, свои поступки и действия оценивает с позиции интересов общества, но не требует этого от других.

Недостаточно знает конституционные законы, свои обязанности выполняет не всегда добросовестно, затрудняется оценивать социальные явления и процессы.

Эмоциональный

Гражданские чувства

Любит свою Родину, страну, окружающих людей, гордится своей страной, проявляет уважение к традициям и обычаям своего народа, эмоционален,

умеет находить в любых ситуациях прекрасное в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека. Заботлив, всегда внимателен, проявляет милосердие и помогает слабым, больным и нуждающимся.

Любит свою Родину, страну, окружающих людей, гордится своей страной, уважает традиции и обычаи

своего народа; заботлив к окружающим людям, уважает старших, не всегда уделяет должного внимания к тем, кто нуждается в его помощи.

Не проявляет интереса к судьбе своей Родине, к окружающим людям; равнодушен к традициям и обычаям своего народа; редко проявляет заботу об окружающих его людях, не внимателен к тем, кто нуждается в его помощи.

Деятельностный

Гражданское поведение

Соблюдает правила и нормы поведения, существующие в обществе, требует этого от других; охотно, ответственно и с желанием выполняет

общественные поручения; участвует в решении общественно значимых задач; сочетает общественные и личные интересы; выполняет требования коллектива.

Старается соблюдать правила и нормы поведения, существующие в обществе, но не требует хорошего поведения от других, выполняет общественное поручение охотно; не всегда участвует в общественной жизни

института; старается выполнять требования коллектива.

Допускает отклонения в соблюдении правопорядка,

нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых, товарищей;

неохотно выполняет поручения, а только при условии контроля со стороны преподавателей и однокурсников; не всегда выполняет требования коллектива.

Потребностно-мотивационный

Гражданская активность

Активно участвует в общественной жизни города, страны, института, активен в учебе, требует этого от других; проявляет инициативу, самостоятельность в борьбе с нарушителями дисциплины; выступает организатором различных акций и умеет воодушевлять на общественно значимую деятельность других; легко устанавливает социальные контакты. Умеет высказать и отстоять свою точку зрения; самокритичен, требователен, настойчиво работает над собой; несет полную ответственность за свои дела. Умело применяет знания о гражданственности, социальной роли гражданина на практике.

Участвует в общественной жизни страны, города, не требует этого от других; поддерживает борьбу с нарушителями дисциплины и правопорядка; принимает участие в различных акциях; может устанавливать социальные контакты; не всегда высказывает свою точку зрения; объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера; работает над собой недостаточно; не всегда применяет знания о гражданственности, социальной роли гражданина на практике; не всегда проявляет настойчивость и упорство в достижении цели; не готов реализовать себя как гражданина.

Неохотно участвует в общественной жизни страны, города, иногда участвует при условии контроля со стороны однокурсников; не поддерживает борьбу с нарушителями дисциплины; не охотно принимает участие в различных акциях; не высказывает свою точку зрения; не самокритичен, самооценка несколько завышена, над собой не работает; не применяет знания о гражданственности, социальной роли гражданина на практике.

Таким образом, выявленные три уровня сформированности гражданственности у студентов вуза (высокий, средний, низкий) позволяют определить зону необходимого влияния на гражданское становление студентов. Показателями, характеризующими выделенные уровни, являются гражданские качества. Важными являются следующие показатели: активное участие в общественно-политической деятельности группы, факультета, вуза; самостоятельность и доказательность суждений и выводов; ответственное отношение к учебной деятельности; творческая инициативность; непримиримость ко всякого рода нарушениям (нетерпимое отношение к безнравственным, антиобщественным поступкам и т.д.); единство слова и дела и др.

Рецензенты:

Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Власова В.К., д.п.н., доцент, зам. директора по образовательной деятельности Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.