Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MULTICULTURAL EDUCATION IN RUSSIA AND IN THE USA: TOWARDS THE PROBLEM

Бессарабова И.С.
In the article the role of multicultural education is actualized in modern society, which is characterized by aggravation of ethnic conflicts and intolerance towards cultural differences. Taking Russia and the USA as the examples, the author shows that multicultural education becomes the main tendency in the life of any multiethnic and multicultural society.

Проблема совершенствования образования принадлежит к числу тех педагогических проблем, которые с течением времени не теряют своей актуальности. Современная ситуация в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности в российском обществе требуют постоянной работы по изучению природы конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь общества, а также поиска путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое не может не реагировать на происходящие события в обществе. Опыт зарубежных стран, в частности США, показывает, что учебные заведения являются главными структурами, где проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Следовательно, образование может помочь обществу воспитать молодежь в духе гуманного отношения к представителям иных культур и найти эффективные способы снижения межнациональной вражды, которые могут быть применимы в социальной среде.

Проблемы терпимости в разных сферах личной и общественной жизни, так же как и ее антипода - экстремизма, являются особенно актуальными в ситуации современной России, которая отмечена ожесточением нравов среди некоторых групп населения, распространением агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений. Такая ситуация не оставила равнодушными отечественных ученых, которыми осуществлен ряд исследований, опубликованы монографии и научные статьи по проблемам толерантности [4].

Как свидетельствуют результаты социологических исследований, толерантность и склонность к экстремизму среди россиян могут проявляться в самых разных областях и касаться различных аспектов взаимоотношений людей. Так, в целом, в современной России особенно остры противоречия между богатыми и бедными. Второе место после социально-экономических оснований возможных экстремистских выступлений россиян занимают причины, связанные с межнациональными отношениями [4, с.377-393].

Данная картина прямо противоположна ситуации в США, где главной причиной противоречий между гражданами страны по-прежнему остается цвет кожи. Даже те цветные американцы, которым удается добиться успеха, ощущают себя не такими, как все. Сегодня афроамериканцы занимают руководящие посты в более чем 300 городах США. Но несмотря на это, они продолжают испытывать чувство отчуждения от белого большинства, поясняя, что им приходится жить в двух мирах, в одном из которых о них судят по способностям, а в другом - главным критерием остается расовая принадлежность. Приведем конкретный пример. Афроамериканцы супруги Грейсоны проживают в престижном районе Нью-Йорка в роскошном многоквартирном доме более восьми лет. Глава семьи занимает пост заместителя мэра Нью-Йорка по вопросам финансов, а его жена является вице-президентом Национального медицинского фонда. По словам обоих супругов, им не раз приходилось испытывать пренебрежительное отношение со стороны белых жильцов своего дома, которые, будучи не знакомы с ними, отказывались впустить их в лифт, принимая за посторонних. В настоящее время в США существуют, так называемые «позолоченные гетто», районы, где проживают состоятельные афроамериканцы (Чэтем в Чикаго, Норт-Портал-Эстейтс в Вашингтоне), так как они по-прежнему встречают препятствия при покупке домов в районах, населенных белыми американцами [2, с. 32-33].

Ситуации, подобные описанным выше, очень точно характеризуются словами Глории Лэдсон-Биллингс из книги «За пределами Большого Дома» (так автор называет мир белых американцев): «Афроамериканцы получили право войти в этот дом, но так и не стали его частью» [6, p. 2].

Россия, как и США, является мультинациональной, мультирелигиозной и мультикультурной страной, население которой насчитывает около 150 млн. человек. В России проживают более 100 национальностей и этнических групп. Кроме русских, представляющих собой титульный этнос (81%), многочисленными нациями в стране являются татары, евреи, чуваши, башкиры, удмурты, марийцы и др. В России проживают и малочисленные народы, главным образом, на Севере (ненцы, эвенки, алеуты, негидальцы, ороки, тофалары и др.). Исторически сложившееся национальное и культурное многообразие в нашей стране сказалось на системе основных ценностей отечественного образования, в частности, его обязательности и доступности для всех граждан. В то же время образовательная политика советского периода не отражала реальных проблем в отношении различных этнических групп.

Обратимся вкратце к некоторым историческим этапам развития образования в нашей стране, которые явились предпосылками поликультурного образования в России.

В середине 50-х гг. ХХв. с приходом к власти Н.С.Хрущева многим депортированным народам (калмыкам, чеченцам, балкарцам, российским немцам и др.) было разрешено вернуться на родину. Согласно политике Н.С.Хрущева, все люди, проживавшие на территории СССР, должны были стать русскоязычными. При этом родные языки рассматривались в качестве помехи для совершенного овладения русским языком. Данная идея нашла отражение в Программе КПСС (1961г.), провозглашавшей в качестве главной задачи партии создание «общенародного государства». При этом подразумевалось, что в процессе построения бесклассового общества будет происходить стирание национальных различий, не исключая языковых. Данную политику продолжил Л.И.Брежнев, в период правления которого в жизнь претворялась идея формирования «советского человека». Русификация, т.е. обязательное изучение русского языка во всех учебных заведениях страны, считалась необходимым условием рождения гражданина нового типа. Во всех школах страны основное внимание и финансовые средства были направлены на изучение русского языка. В связи с экономическими потребностями СССР, правительственные структуры проводили политику ускоренного перевода образования национальных меньшинств на русский язык обучения, который приобрел статус языка межнационального общения. Следовательно, языки национальных меньшинств, проживавших в стране, остались без внимания, что явилось причиной потери многими этническими группами своих родных языков и культур [5].

Данная политика партии и правительства СССР, направленная на ассимиляцию и русифицирование наций, на создание новой исторической общности «советский народ», аналогична политике «плавильного котла», проводимой в США, с целью «переплавить» все национальные, культурные и этнические различия прибывавших в страну иммигрантов, а также коренных американцев (индейцев), обязывая каждого изучать английский язык и англоевропейскую культуру среднего класса.

Вследствие глубоких политических, демографических и социальных перемен в российском и американском обществе, и в мире, которые произошли во второй половине ХХв., ассимиляционистская политика не оправдала себя. На смену ей пришло осознание важности этнического разнообразия как непременного условия культурного богатства и стабильности страны. Терпимость и многообразие стали ориентирами для ХХI века.

В этой связи мировая педагогическая мысль начала разработку соответствующей образовательной стратегии. Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом и поликультурном обществе была названа одной из главных в документах ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы.

В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивалось, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой, - привить ему уважение к другим культурам [3, с. 5].

Следовательно, поликультурное образование становится сегодня главной силой, способствующей выживанию и развитию людей не только в России, но и в мире в условиях глобальных антропогенных проблем, этнических конфликтов.

Российские и американские исследователи не дают универсального определения поликультурного образования. Полагаем, что различные подходы к его определению объясняются наличием большого количества трактовок понятия «культура», являющегося ключевым в поликультурном образовании.

Мы систематизировали многочисленные определения поликультурного образования, представленные американскими авторами, по следующим признакам: поликультурное образование - идея, концепция, философия; реформаторское движение; идея и движение за реформирование; область научного исследования [1].

В целом, отечественные ученые понимают поликультурное образование, как процесс овладения учащимися знаниями о различных культурах своей страны и мира, понимания общего и особенного в родной культуре и мировой с целью духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования умений и навыков для осуществления взаимодействия в условиях поликультурности как российского, так и мирового сообщества.

Учитывая взгляды отечественных и американских авторов, наше понимание поликультурного образования сводится к следующему: поликультурное образование - это особый образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости, равенства; образовательная реформа, нацеленная на преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, гендерной, религиозной, культурной принадлежности; междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, а не отдельные курсы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды; процесс приобщения учащихся к богатству мировой культуры через последовательное усвоения знаний о родной и общенациональной культурах, вооружения учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, а также формирования толерантного отношения к культурным различиям - качеств, необходимых для жизни в поликультурном мире.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США: Монография.-Волгоград: Перемена, 2008.364с.

2. Гаганова О.К. Поликультурное образование в системе общего школьного образования США: Дис.... канд. пед. наук. Институт теории образования и педагогики РАО. М., 2003.

3. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование-актуальная проблема современной школы//Педагогика.-1999.-№4.-С.3.

4. Толерантность /Общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. 416с.

5. Хайруллин Р.З. Состояние и перспективы развития национальных систем образования в России//http:tatar-history.narod.ru /federal.htm.

6. Ladson-Billings G. Beyond the Big House. New York: Teachers College Press, 2005. 212p.