Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CLINICAL SUPERVISION OVER THE COURSE OF BRONCHIAL ASTHMA AT THE CHILD OF THE PRESCHOOL AGE TRAINING IN THE CONDITIONS OF GIPERKAPNICHESKY OF THE HYPOXIA ON THE KARBONIK EXERCISE MACHINE

Danilov A.N. 1 Lobanov Yu.F. 2 Seroshtanova E.V. 1 Belova O.Yu. 1 Besedina E.B. 2
1 Town Children Hospital №1 of Barnaul
2 Altai state medical university
Dynamics of a psychophysical condition of the girl of 6 years which was under supervision within 6 months with the diagnosis: bronchial asthma is presented. She received as adequate pharmacological therapy, and in treatment the Karbonik exercise machine for carrying out trainings on creation of a giperkapnichesky hypoxia was used. During carrying out trainings the frequency of breath, palpitation, peak speed of an exhalation before training were estimated. Positive dynamics of indicators of function of external breath after carrying out therapy with exercise machine use was revealed. It is possible to draw a conclusion that favorable psychophysiological conditions for acquisition of age skills, in the course of education and training of the child with bronchial asthma are formed. Pharmacological load of an organism decreases, therefore the reserve of adaptation to stressful factors is put. this method of respiratory trainings can be considered, how economically reasonable, for mass use.
respiratory exercise machine
giperkapnichesky hypoxia
children
bronchial asthma

Введение

В 1950-60-х годах бронхиальной астмой страдало 0,2-0,4% детского населения, в 1970-80-е годы заболеваемость возросла до 1,5-3%, в 1981-90-е годы в некоторых странах и регионах - до 6-8%, а к концу XX века уже до 10-12% детей больны [7]. Детская бронхиальная астма превратилась в актуальную медико-биологическую проблему на фоне тенденции роста аллергической заболеваемости [6]. Причины реального увеличения не ясны, его нельзя объяснить только генетическими факторами. Связь бронхиальной гиперреактивности и атопии со степенью загрязнения окружающей среды указывает на возможную роль урбанизации и индустриализации [4]. Если на Западе среди астматиков 80% случаев составляет легкая астма и 20% тяжелая, то в России цифры в точности до наоборот [5]. В Российской Федерации признано инвалидами в связи с бронхиальной астмой более 32 тысяч детей и подростков (2003). На долю бронхиальной астмы среди других инвалидизирующих форм хронических заболеваний легких приходится более 90%. Удельный вес инвалидности от бронхиальной астмы в структуре детской инвалидности (среди других нозологических форм) составляет 4,2% [4]. В Алтайском крае астмой страдают до 12% всех детей. Результаты эпидемиологического исследования бронхиальной астмы у школьников (по международному вопроснику программы ISAAC) свидетельствуют, что в 2002 г. у каждого четвертого первоклассника (25,6%) имелись эпизоды затрудненного дыхания и свисты когда-либо в жизни [5]. К понятию «выздоровление» при бронхиальной астме следует относиться с большой осторожностью, так как по существу оно представляет собой длительную клиническую ремиссию, которая может нарушиться под влиянием различных причин в любое время. Тяжело протекающая бронхиальная астма является причиной значительных ограничений жизнедеятельности, снижения социальной активности больных детей, т.е. снижения их качества жизни. Бронхиальная астма у детей препятствует приобретению возрастных навыков, затрудняет воспитание и обучение, ведет к изоляции и социальной депривации. Государственная программа ведения детей с бронхиальной астмой на сегодняшний день предусматривает назначение широкого круга мероприятий для достижения стойкой ремиссии и высокого качества жизни. Основные направления программы - разработка плана реабилитации, уменьшение гиперреактивности бронхов и предупреждение структурной перестройки стенки бронхов. В выборе средств и методов лечения следует использовать немедикаментозные технологии, хотя эффективность некоторых из них дискуссионна и нуждается в дальнейшем изучении. У больных детей (в отличие от взрослых) реабилитация: обеспечивает дальнейшее возрастное развитие всех систем, предупреждая или существенно сглаживая задержку или дисгармоничность роста и развития; включает комплекс медицинских и педагогических мер, направленных на максимально полную адаптацию ребенка к окружающей обстановке, на устранение социальной недостаточности. Эффективная реабилитация - это ранняя диагностика; своевременное выявление осложнений и сопутствующей патологии; адекватность этапа реабилитации тяжести и периоду заболевания; составление индивидуальных и дифференцированных программ. Существенная роль принадлежит вопросам долговременной реабилитации, поскольку от ее эффективности в детском возрасте зависит дальнейшее течение болезни и статус взрослого человека [4].

В практике современной педиатрии используют интервальные гипоксические тренировки на аппаратах-гипоксикаторах, позволяющих создавать во вдыхаемой газовой смеси необходимую пониженную концентрацию кислорода (до 11-12%), при этом мобилизуется специфическая функциональная система организма, ответственная за транспорт и утилизацию кислорода [4]. Дыхательный тренажер «Карбоник» был разработан ведущими учеными Алтайского государственного медицинского университета и практикующими врачами, руководитель проекта профессор Владимир Павлович Куликов. «Карбоник» создает высокий уровень гиперкапнии и гипоксии, возможность простой и плавной регулировки концентрации газов позволяет постепенно увеличивать уровень тренированности и обеспечивает безопасность тренировок. Повышать эффективность предусмотрено путем повторного курса тренировок с более высокими значениями гиперкапнии и гипоксии [2]. «Карбоник» это единственный представитель пятого поколения дыхательных тренажеров, основанных на принципе возвратного дыхания из замкнутого контура [1]. Сравнительная характеристика основных представителей подгруппы дыхательных тренажеров, увеличивающих дополнительный объем мертвого пространства, представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика основных представителей подгруппы дыхательных тренажеров, увеличивающих дополнительный объем мертвого пространства (ДОМП) [1]

Критерий

Дыхательный тренажер «Карбоник»
(5 поколение)

ТФИ «Самоздрав»
(4 поколение) ТУИ

«Суперздоровье»
(3 поколение)

 

Тренажер «Феномен Фролова»
(3 поколение)

Регудостоверение

МЗ РФ ФСР 2005/05033 от 10.06.2009

Нет

Нет

ФСР 2007/00544 от 9.07.2007

Патенты на изобретения

12

3

2

1

Новая медицинская технология, зарегистрированная в Росздравнадзоре

2

Нет

Нет

Нет

Новая медицинская технология, зарегистрированная в Росздравнадзоре

23

3

Нет

2

Максимальная концентрация СО2 в альвеолярном воздухе, %

8,1

6,2

8

5,4

Максимальный дефицит О2 в альвеолярном воздухе, %

10

7

10

6

Возможность плавной регулировки ДОМП

Да

Нет

Нет

Нет

Простота использования

Предельно просто: «Дышите, как дышится»

Сложная система дозирования

Необходимо использовать и переключать большое количество элементов

Освоение методики диафрагмального дыхания

Регулировка сопротивления дыханию

3-19 мм водн. ст.

20-40 мм водн. ст.

Нет

10-15 мм водн. ст.

Наилучший нейропротективный эффект получен при гиперкапнической гипоксии [3]. Показана эффективность тренажера «Карбоник» в реабилитации ишемических повреждений головного мозга, в лечении неврозов и малой мозговой дисфункции [1].

Дыхательная гимнастика тесно связана с релаксационной и аутогенной тренировкой, эти навыки переносятся в повседневную жизнь, что позволяет уменьшить реакцию дыхания на различные стрессовые воздействия. Цель тренировки дыхания - повышение устойчивости к гипоксическим и гиперкапническим воздействиям. Необходимо помнить, что всякое грубое вмешательство в процесс дыхание как саморегулирующую функцию, стремление внести оригинальность - недопустимо. Основная задача дыхательной гимнастики - обучение и тренировка правильного и гармонического дыхания. При выборе метода и формы обучающих программ обязательно учитывается возраст. Уровень кооперативности пациентов 5-7 лет: способны освоить большинство необходимых навыков (пикфлоуметрия, применение различных видов ингаляторов и т.п.), но под контролем и при напоминании взрослых. Особенностью образовательных программ в педиатрии является обязательная адаптация обучающих методов к восприятию возрастной группы пациентов с учетом их психомоторного развития и возрастных особенностей психологии. Занятия проводятся специалистом пульмонологом, после необходимого диагностического обследования ребенку предлагается практическая часть - дыхание через тренажер «Карбоник» и теоретические материалы «Астма Школы». Наблюдалась пациентка Лиза Г., 6 лет. Анамнез заболевания: среднетяжелое частично контролируемое течение; стаж заболевания - 3 года; базисная терапия: ингаляционные глюкокортикостероиды (флутиказон, бекламетазон) в среднетерапевтических дозах по 6-9 мес/год. Сопутствующие заболевания: аллергический ринит; хронический тонзиллит. Эмоциональная лабильность: повышенная. Жалобы на момент начала наблюдения: обострение на фоне каждого ОРВИ и повышенной влажности (дожди, таяние снега); сухой кашель при контакте с резкими запахами, пылью, перепаде температурного режима (холод - тепло и наоборот); плохая переносимость физических нагрузок. Условия наблюдения - кабинет врача пульмонолога КГ БУЗ «Городская детская больница № 1, г. Барнаул» (РФ, Барнаул), на амбулаторный консультативный прием первичного пациента отводилось 30-40 мин; повторный прием - 20 минут рабочего времени специалиста. «Карбоник» состоит из корпуса, оригинальной ячеистой кассеты и оригинальной заслонки. Возможность регулировки концентрации СО2 находится в диапазоне 5-8%, О2 в диапазоне 17-11%. Возможность плавной регулировки концентрации газов в альвеолярном воздухе достигается путем плавного изменения дополнительного объема мертвого пространства (ДОМП) от 500 до 1000 мл при помощи специальной дозирующей заслонки [1]. Полный цикл тренировок гиперкапнической гипоксии включает в себя три части: вводную, основную и нагрузочную. Конспект занятий и динамика скрининга психофизического состояния ребенка представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Конспект занятий на «Карбонике» у детей старшего дошкольного возраста, используемый в комплексной терапии бронхиальной астмы у девочки Л. 6-ти лет

Вводная часть

Этап

№ занятия

ДОМП, мл

Время тренир., сек.

ЧД до

ЧД после

ЧСС до

ЧСС после

ПСВ, л/мин. до

ПСВ после

I

1-3

500

30

24

26

90

100

180

200

I

4-6

500

60

22

25

96

106

190

205

I

7-9

500

90

24

26

96

112

180

195

I

10-12

500

120

20

22

92

104

175

195

I

13-15

500

150

22

24

90

104

180

200

II

16-18

500

180

22

24

90

98

185

195

II

19-21

500

210

20

22

88

96

190

200

II

22-24

500

240

21

24

90

96

185

190

II

25-27

500

260

22

24

88

94

185

190

II

28-30

500

290

20

24

90

94

180

195

III

31-33

500

310

20

22

90

92

190

195

III

34-36

500

340

22

28

92

94

180

180

III

37-39

500

370

22

24

94

98

185

190

III

40-42

500

400

21

22

90

92

180

190

III

43-45

500

430

22

24

92

92

190

200

IV

46-48

500

460

22

24

92

94

200

220

IV

49-60

500

490

21

22

94

94

190

190

IV

61-63

500

510

24

26

96

94

190

200

IV

64-66

500

540

20

22

92

94

200

210

IV

67-69

500

570

22

24

94

94

200

210

Основная часть

Этап

№ занятия

ДОМП, мл

Время тренир., сек.

ЧД до

ЧД после

 

ЧСС до

ЧСС после

ПСВ, л/мин. до

ПСВ после

I

70-73

500

570

24

25

94

96

195

190

I

74-76

500

600

25

26

90

96

200

210

I

77-79

500

630

24

24

90

100

200

220

I

80-82

500

660

22

22

94

94

190

195

I

83-85

500

690

22

24

92

94

200

210

II

86-88

500

720

24

24

100

96

200

210

II

89-91

500

750

24

24

94

96

190

200

II

92-94

500

780

22

24

94

94

205

210

II

95-97

500

810

22

22

92

94

200

200

II

98-100

500

840

22

22

96

96

190

190

III

101-103

500

870

24

26

98

98

200

230

III

104-106

500

900

24

28

94

98

205

200

III

107-109

500

930

21

22

94

100

190

210

III

110-111

500

960

22

24

94

98

185

200

III

112-114

500

990

20

22

92

92

190

200

IV

115-117

500

1020

20

20

98

98

200

220

IV

118-120

500

1050

22

24

94

98

200

220

IV

121-123

500

1080

22

26

94

94

205

220

IV

124-126

500

1110

22

22

94

96

200

200

IV

127-129

500

1140

24

24

92

92

210

210

Нагрузочная часть

Этап

№ занятия

ДОМП, мл

Время тренир., сек.

ЧД до

ЧД после

ЧСС до

ЧСС после

ПСВ, л/мин. до

ПСВ после

I

130-132

500

30 х 2

22

22

90

90

200

210

I

133-135

500

60 х 2

22

24

98

96

210

230

I

136-138

500

90 х 2

24

26

90

92

210

210

I

139-141

500

120 х 2

24

24

90

94

205

200

I

142-144

500

150 х 2

22

24

92

94

210

210

II

145-147

500

180 х 2

20

24

96

96

220

225

II

148-150

500

210 х 2

22

24

90

94

200

230

II

151-153

500

240 х 2

22

22

94

96

210

220

II

154-156

500

260 х 2

24

22

92

98

210

220

II

157-159

500

290 х 2

22

22

94

94

220

230

III

160-162

500

310 х 2

22

24

96

94

220

220

III

163-165

500

340 х 2

21

22

94

98

235

220

III

166-168

500

370 х 2

24

22

94

94

210

230

III

169-171

500

400 х 2

24

26

90

94

210

235

III

172-174

500

430 х 2

24

26

90

90

225

240

IV

175-177

500

460 х 2

22

22

90

92

220

200

IV

178-180

500

590 х 2

24

26

92

90

210

220

IV

181-183

500

510 х 2

22

22

96

92

215

220

IV

184-186

500

540 х2

22

24

92

92

230

230

IV

187-189

500

570 х 2

22

24

92

92

220

225

Примечание: ДОМП - дополнительный объем мертвого пространства, ЧД - частота дыхания, ЧСС - частота сердечных сокращений, ПСВ - пиковая скорость выдоха.

Нагрузочная часть полного цикла предполагает без наращивания ДОМП увеличить кратность тренировок - две тренировки в день (утром и вечером). По факту шести месяцев наблюдений девочка перенесла один эпизод острой респираторно-вирусной инфекции (ОРВИ) по типу ринофарингита средней степени тяжести. Отсутствует кашель в дождливую погоду. Начала заниматься танцами (отмечается хорошая переносимость физической нагрузки). Нет пропусков детского сада по поводу обострений симптомов бронхиальной астмы. Нормализовались эозинофилы периферической крови (до 5-6%, спустя полгода 4%), снизился уровень общего IgE (до 638 МЕ/мл, после 430 МЕ/мл), повысилась пиковая скорость выдоха (до70-74% от должной нормы, после 95-100%), снизился показатель вариабельности суточных колебаний ПСВ (до 22-24% от должной нормы, после 10-12%), отмечается положительная динамика показателей ФВД, представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Динамика показателей функции внешнего дыхания у девочки Л. 6-ти лет с бронхиальной астмой, использующей «Карбоник» в комплексной терапии этого заболевания

Показатели СПГ

До лечения

После лечения

ФЖЕЛ

82

95

ОФВ 1

72

96

Индекс Тиффно

69

92

МОС 25

62

86

МОС 50

55

78

МОС 75

51

72

Примечание: СПГ - спирография, ФЖЕЛ - форсированная жизненная емкость легких, МОС - мгновенная объемная скорость.

По данным С-АСТ (как сокращение от английского названия Childhood Asthma Control Test), уровень контроля над проявлениями бронхиальной астмы у ребенка возрастает (до 18 баллов, после 25 баллов), следовательно, и качество жизни, по оценкам девочки и ее родителей, улучшается.

Данный клинический случай демонстрирует снижение у девочки старшего школьного возраста с бронхиальной астмой на фоне правильной медикаментозной терапии отрицательной реакции дыхания на различные стрессовые воздействия, которые приводят к изоляции и социальной депривации ребенка. Можно говорить о том, что формируются благоприятные психофизиологические условия для приобретения возрастных навыков, в процессе воспитания и обучения. Снижается фармакологическая нагрузка на организм, следовательно, закладывается резерв адаптации к стрессовым факторам «начальной» школы. Учитывая, что «в основу работы этих тренажеров заложен дешевый источник газов - возвратное дыхание (ререспирация)» [1], можно рассматривать данный метод дыхательных тренировок как экономически обоснованный, для массового использования, на уровне организованных детей старшего дошкольного возраста при лечении и профилактики бронхиальной астмы. Оформление методических рекомендаций для специалистов по интересующему нас профилю работы с детьми подразумевает контроль тренировок в автоматизированном режиме [1], что ставит вопрос об оснащении дальнейших исследований профессиональным вариантом, созданным на базе дыхательного тренажера профессора В.П. Куликова - лечебно-диагностическим комплексом «Карбоник» [2]. Также это позволит изучить газовый гомеостаз (гипоксия, гипокапния, гиперкапния, гипервентиляция), метаболизм (основной обмен, диетические карты) и оптимизировать режим [1] использования данной технологии у детей с самым высоким уровнем стресса.

Рецензенты:

Осипова И.В., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой факультетской терапии с курсами военно-полевой терапии, иммунологии и аллергологии ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Барнаул.

Скударнов Е.В., д.м.н., профессор кафедры педиатрии № 1 с курсом детских инфекций ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Барнаул.