Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

VOCATIONAL EDUCATION FOR INMATES IN DEVELOPMENTAL PROCESSES OF URAL FOREST AREAS: HISTORICAL WAYS AND NEW PERSPECTIVES.

Molchanov N.A. 1 Verbitskaya N.O. 1
1 Ural State Forest Engineering University (USFEU)
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день социально-экономической проблеме развития кад-рового потенциала лесной отрасли за счет привлечения труда осужденных. Рассматриваемая проблема имеет исторический характер, и проведенный авторами анализ позволяет сделать выводы о перспекти-вах освоения осужденными высокотехнологичных видов оборудования в процессе получения среднего и высшего профессионального образования. Исторический анализ демонстрирует взаимосвязанное разви-тие содержания профессионального обучения осужденных с техническим оснащением отрасли лесозаго-товок. Современные технологии, применяемые в лесной отрасли, требуют кардинального обновления системы профессиональной подготовки в направлении создания единой экономико-образовательной системы в лесных учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности. Получение исправи-тельными учреждениями законодательной возможности безвозмездного использования лесных участков согласно ФЗ-32, по-новому ставит задачу формирования кадрового потенциала среди осужденных. Необ-ходимо исторически преемственное инновационное развитие системы профессиональной подготовки осужденных в целях обеспечения устойчивого лесоуправления.
This article considers timely social and economic problem of the manpower development in timber enterprises of Ural region with the inmates labour. On the base of historical conclusions authors show new possibilities for in-mates higher education. Analyzing historical process of timber harvesting in forestry prison camps enable reveal connections between technics and necessary technical skills of inmates. Modern complex equipment of timber harvesting on the base of computers high-technologies require from inmates more than traditional vocational skills. They need new professional competence in the area of forestry science. Improvement forestry production by new kind of equipment’s may be effective in new type of economical-educational system in forestry prison camps in Ural region. Especially that is topically with the using new legislation possibilities of Federal Law num-ber 32. This law give new goals of innovation development of inmates vocational education in the Ural forestry areas of specific economic conditions.
labour training in forestry prison camps
vocational education for inmates

Образование осужденных является одной из научно-педагогических проблем, которые вызывают многочисленные дискуссии ученых во всем мире. Спектр проблем фокусируется вокруг ряда аспектов, общих для многих стран: от общей грамотности осужденных до экономических эффектов и рисков среднего и высшего профессионального образования заключенных.

В статье поднят вопрос о профессиональном образовании осужденных в лесной отрасли, имеющий глубокие исторические корни, которые закономерным образом перерастают в современные экономические тенденции. Объектом анализа нами выбран Урал, как один из основных регионов, в которых развитие лесной отрасли тесно связано с привлечением труда осужденных.

Исторически во взаимосвязи развития лесной отрасли и профессионального образования можно определить ряд стадий, которые определяют современное состояние проблемы. Актуализация проблематики связана с целым рядом экономических и правовых аспектов развития лесной отрасли.

В настоящее время ведение лесного хозяйства и управление лесами осуществляется на основании Лесного кодекса от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Федерального закона № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ». В данный закон внесены поправки Федеральным законом № 32-ФЗ от 14 марта 2009 года «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определил право за исправительными учреждениями, занимающимися лесозаготовкой и переработкой древесины, закреплять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование на безвозмездной основе. За строками законодательных актов - серьезная экономическая задача организации условий хозяйствования, отвечающих современным техническим и научным достижениям. Эта задача невыполнима без высококвалифицированных специалистов, а это, в свою очередь, требует организации взаимодействия структуры Федеральной службы исполнения наказаний и системы профессионального образования. Анализ исторических традиций этого взаимодействия позволит выявить пути нового устойчивого развития лесных территорий.

Проведем анализ исторически значимых для исследования периодов, который целесообразно начать с Постановления Совета Народных Комиссаров от 11 июля 1929 г. «Об использовании труда уголовно-заключенных». В целях колонизации отдаленных районов и эксплуатации природных богатств стала формироваться сеть исправительно-трудовых лагерей, куда направлялись все лица, осужденные к лишению свободы на сроки от 3 лет. Заключенных предполагалось использовать для сельскохозяйственной колонизации и лесозаготовок.

В результате в массовом порядке в северных районах страны стали создаваться новые колонии. По состоянию на 01.01.1929 г. число заключенных, размещенных на Урале, достигло 11 382 чел., а к концу 1929 г. выросло на 63,3%. По состоянию на 01.01.1930 г. в состав сети исправительно-трудовых поселений входили 13 исправительно-трудовых домов (ИТД) и 5 лесозаготовительных колоний. Численность заключенных составляла 18 590 человек, из них срочнозаключенных - 12 917, подследственных - 4 472, пересыльных - 1 201 человек [8].

Лесные исправительно-трудовые учреждения (далее - ИТУ) представляли собой часть единого организма системы Главного управления исправительно-трудовых лагерей (далее - ГУЛАГ). Освоение новых сырьевых баз, огромных территорий лесных массивов Уральского региона и других территорий России, возросшие потребности лесоматериалов для нужд развивающейся индустрии СССР дали предпосылки к созданию новых исправительно-трудовых учреждений. «Процесс увеличения оперативной и производственной деятельности ГУЛАГа с этого периода стал значительно возрастать. Лесной сектор в ГУЛАГе реорганизуется в Управление лесной промышленности (Приказ НКВД СССР № 078 от 16 августа 1937 г.), лесной отдел реорганизуется в Управление лесной промышленности (Приказ № 00690 от 22 октября 1937 г.) [6].

В период 1937-1942 г. на территории Свердловской области организовано три лесных учреждения: Приказом НКВД СССР № 078 от 16.08.1937 создано Управление Ивдельского ИТЛ НКВД (Ивдельлаг), впоследствии Учреждение Н-240; Приказом НКВД № 020 от 05.02.1938 создано Управление Северо-Уральского ИТЛ НКВД (Севураллаг) г. Ирбит Свердловской области, впоследствии Уральское лесное исправительно-трудовое управление (УЛИУ АБ-239) пгт. Сосьва; 08.05.1942 приказом НКВД СССР № 245 произошло разделение Севураллага на два управления - Севураллаг и Востокураллаг в г. Тавда (в дальнейшем Учреждение И-299 [12]. Все они подчинялись лесному отделу главного управления лагерей (ГУЛАГ) НКВД СССР.

Совершенствование процесса заготовки леса происходило поэтапно и было связано с общим развитием научно-технических изысканий в стране, в том числе и в лесной отрасли. Для цели нашего исследования выявлены исторические периоды, отражающие состояние технической вооруженности отрасли лесозаготовок, связанные с требованиями к профессиональной подготовке осужденных и специальностями в системе профессионального образования и должностями в системе исполнения наказаний, курирующими вопросы обучения. Результаты представлены в ряде нижеследующих таблиц.

Таблица 1.1. Периоды технической вооруженности лесозаготовок и требование к профессиональной подготовке осужденных (1930-1940-е годы).

Срок периода (этапы совершенствования лесопромышленного комплекса России)

Основные технические характеристики механизмов и оборудования лесозаготовительной отрасли

Требование к профессиональной подготовке и профессиональному образованию осужденных

Специальности, должности, необходимые для обучения осужденных

1.

1930-1940-е годы. Период ручной лесозаготовки с использованием простейших инструментов

1930-1940-е годы. Лесозаготовка производилась в ручную, с применением простейшей тяговой силы - коней и волов. Поперечной и лучковой пилой производили повал и раскряжовку хлыстов на сортименты. В этот период многие колонии строились на берегу рек. В период весеннего паводка лес сплавлялся на ближайшие лесоперерабатывающие заводы [4]

Профессиональная подготовка и профессиональное образование в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) НКВД не проводилась. Заключенные получали практические навыки и профессиональные знания во время трудовой деятельности в составе бригад и звеньев от более опытных членов бригады

Нормативными документами специальности, должности, необходимые для обучения осужденных, не предусмотрены

Труд осужденных в этот период был физически тяжел и без применения техники малопроизводителен. С годами этот тяжелый труд постепенно, беспрерывно и нарастающими темпами стал заменяться и вытесняться машинно-механизированным способом лесозаготовок. По времени это относится к 50-60-м годам (вплоть до 70-х) XX в. (таблица 1.2).

Таблица 1.2. Периоды технической вооруженности лесозаготовок и требование к профессиональной подготовке осужденных (1950-1960-е годы).

Срок периода (этапы совершенствования лесопромышленного комплекса России)

Основные технические характеристики механизмов и оборудования лесозаготовительной отрасли

Требование к профессиональной подготовке и профессиональному образованию осужденных

Специальности, должности, необходимые для обучения осужденных

2.

1950-60-е годы. Период первичной механизации

Труд осужденных оснащался машинами и механизмами: поперечная и лучковая пилы заменены электропилой К-5, пила работала на токе повышенной частоты - 200 герц и имела более высокую производительность за счет увеличения скорости пильной цепи. Консольная шина длиной 47 сантиметров позволяла спиливать деревья диаметром до 93 сантиметров

Профессионально-техническая подготовка: индивидуальная, бригадная, курсовая формы обучения. С 1968 года утверждено профессионально-техническое обучение в исправительно-трудовых колониях (ИТК)

Вальщик леса;

моторист электропилы-

К-5, моторист бензопилы «Урал», тракторист трелевочного трактора КТ-12, ТДТ-40, ТДТ-60, водители лесовозов ЗИЛ-157 и др.

Благодаря разработчикам ЦНИИМЭ А.И. Осипову, В.В. Куосману, А.К. Морееву, Н.Ф. Харламову, П.П. Пациору и К.И. Вороницыну [9] при наличии профессионально-технической подготовки и опыта мотористы с помощью пилы К-5 (затем бензомоторной пилой «Дружба», позднее бензопилой «Урал») заготавливали в смену 80-100 куб. м леса и более. Лошадь и вола вытеснил газогенераторный трелевочный трактор КТ-12 (трелевочный трактор КТ-12, выпущен в 1948 году, создателем являлся Ж.Я. Котин . Трактор был оснащен газогенераторным двигателем, работающим на топливной чурке) [11], а в последующем стали использоваться более совершенные ТДТ-40, ТДТ-60. Вывозить древесину стали мощные лесовозы ЗИЛ-157 (грузовой автомобиль повышенной проходимости производства завода им. Лихачева. Выпускался серийно с 1958 года), Урал- 375, МАЗ-500 [7].

С уходом от системы лагерей, каторжного лесоповала труд осужденных становился более цивилизованным, осмысленным, снижал свою карательную нагрузку. Эти изменения находят отражение в принятии новых законодательных актов, структурных преобразованиях в сфере исполнения наказания. Примером этого может служить постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1958 года № 1334, утвердившее новое Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР [10]. В положении определены основные задачи мест заключения, закреплены средства воздействия на заключенных и их содержание, виды исправительно-трудовых колоний, порядок и условия содержания заключенных в зависимости от вида режима колоний. Согласно Положению, на исправительно-трудовые колонии и тюрьмы возлагались задачи: обеспечение отбытия заключенными наказания по приговорам судов; исправления и перевоспитания заключенных с целью приобщении их к честной трудовой жизни; предупреждения совершения заключенными новых преступлений. К основным средствам воздействия на заключенных отнесены: строгое соблюдение режима содержания; обязательное участие заключенных в общественно полезном труде...; общеобразовательное и профессионально-техническое обучение заключенных...) [2].

К 1965 году лесные ИТУ перешли на полную механизацию лесозаготовочных работ от валки до погрузки, обеспечили переход на вывозку древесины в хлыстах и механизированную разделку-сортировку на нижних складах. На данном этапе высокомеханизированное производство потребовало создания собственной базы профессионально-технического обучения осужденных, так как только при наличии специальности или профессии освобожденный от наказания мог успешно адаптироваться к жизни на свободе. Правовой основой системы профессионально-технической подготовки осужденных явилось Общее положение о профессионально-технических училищах при ИТУ МООП СССР, которое было утверждено совместным приказом Государственного комитета Совета Министров СССР от 26 июня 1968 г. № 45/ 411. В этом же году приказом МООП СССР от 24 октября № 806 утверждается Положение о профессионально-техническом обучении заключенных на производстве ИТУ МООП СССР, закрепившее индивидуальные, бригадные и курсовые формы профессиональной подготовки заключенных.

Организация в колониях профессионально-технического обучения изменила отношение осужденных к профессиональной подготовке. Одним из важных обстоятельств, объясняющих авторитетность ПТУ у осужденных, является то, что училище, как государственное учреждение, выдавало документ об окончании ПТУ общегосударственного образца, одинаково принимаемый любым предприятием народного хозяйства [5]. Освободившийся, предъявляя этот документ, не испытывал дискомфорта, он был уравнен с другими выпускниками гражданских ПТУ. Система профессионально-технического обучения стала одним из активных звеньев воспитательного процесса, оказала большую пользу в решении основной задачи исправительно-трудовых учреждений. Для категории осужденных, готовых встать на социально-реабилитационный путь, вышел Указ Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 г. «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления» [1], предусмотревший организацию в системе исправительно-трудовых учреждений МООП РСФСР исправительно-трудовых коло­ний-поселений для содержания в них осужденных к лишению свобо­ды, отбывших часть срока наказания и твердо вставших на путь исправ­ления. Этот указ создал первые предпосылки социально-реабилитационного направления отбытия остатка срока осужденным в колонии-поселении.

К 80-м годам прошлого столетия в исправительных учреждениях сложилась целостная система профессионального образования осужденных. Использовались различные формы обучения: индивидуальная, бригадная, курсовая, обучение в школах передового опыта и классах мастеров (таблица 1.3).

Таблица 1.3. Периоды технической вооруженности лесозаготовок и требование к профессиональной подготовке осужденных (1980-90-е годы).

Срок периода (этапы совершенствования лесопромышленного комплекса России)

Основные технические характеристики механизмов и оборудования лесозаготовительной отрасли

Требование к профессиональной подготовке и профессиональному образованию осужденных

Специальности, должности, необходимые для обучения осужденных

3.

1980-90-е годы. Период механизированной лесозаготовки и переработки древесины

Валка леса: пила «Дружба-4м». Технические характеристики: двигатель бензиновый, одноцилиндровый, двухтактный, мощность 2,94 кВт. Рабочая длина пильного аппарата 46 см.

Бензопила «Урал-2М». Технические характеристики: двигатель бензиновый, одноцилиндровый, двухтактный, мощность 3,68 кВт. Длина пильного аппарата 46 см

Подготовка специалистов проводилась в профессионально-технических училищах ИТК, с 1997 года - исправительных колониях ( ИК). Общее образование осужденных должно быть неполное среднее либо среднее.

Введена должность гражданского сотрудника - инженера по профессиональной подготовке осужденных

Вальщик леса - моторист бензопилы «Дружба-4м», «Урал 2»; тракторист трелевочного трактора ТДТ-55, ТТ-4; водитель лесовоза категории С и Е (в колонии-поселении, с принятием экзаменов сотрудниками Госавтоинспекции)

В 1991 году произошел распад СССР. В конце года прекратили деятельность всесоюзные органы государственной власти и управления. С разрушением социалистической системы перестали существовать идеологические и экономические условия, лежавшие в основе уголовно-исполнительной системы, и она начала быстро разрушаться. Стало очевидным, что эта система в её прежнем виде просто больше не может существовать, её нужно коренным образом менять, реформировать [3]. Кризис 90-х годов имел серьезнейшие последствия для профессиональной подготовки осужденных. В условиях отсутствия бюджетного финансирования профессиональное образование превратилось в полузакрытую систему, нацеленную в основном на самообслуживание, т.е. велась подготовка специалистов непосредственно для производственной деятельности конкретного исправительного учреждения. Это привело также к существенному снижению эффективности и качества образования, к оторванности от реальных потребностей экономики. Государственное регулирование вопросов профессионального образования осужденных в ИТК определилось только в 1995 году с изданием 22 ноября 1995 года совместного приказа Минобразования РФ № 592 МВД ЗФ № 446 «Об утверждении Инструкции по организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». С утверждением данной инструкции государство впервые за годы социально-экономического кризиса 90-х годов определяет статус профессиональных образовательных учреждений в ИТК как государственных. «Профессиональное училище является государственным образовательным учреждением начального профессионального образования, учреждается (создается), реорганизуется и ликвидируется Министерством образования Российской Федерации по согласованию с центральным органом управления уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предложению органа управления образованием (профессиональным образованием) субъекта Российской Федерации и территориального органа управления уголовно-исполнительной системы МВД России».

Таблица 1.4. Периоды технической вооруженности лесозаготовок и требование к профессиональной подготовке осужденных (2000-е годы).

Срок периода (этапы совершенствования лесопромышленного комплекса России)

Основные технические характеристики механизмов и оборудования лесозаготовительной отрасли

Требование к профессиональной подготовке и профессиональному образованию осужденных

Специальности, должности, необходимые для обучения осужденных

4.

2000-е годы - наше время. Период высокотехнологического оборудования и машин лесозаготовительной отрасли

 

 

Бензопилы «Дружба- 4М», бензопила МП-5 «Урал- 2Т ЭЛЕКТРОН», Husqvarna 262 XPH. Двигатель бензиновый, мощность 3,40 кВт, длина пильного аппарата до 50 см.

Валочно-пакетирующая машина с харвестерной головкой ЛП-19+SP 650. Технические характеристики: максимальный диаметр срезаемого дерева 600 мм, максимальный вылет манипулятора 8 м.

Харвестер, модель «Амкодор 2541». Технические характеристики: обработка стволов деревьев до 70 см в диаметре, вылет стрелы 9 м. Обрабатывает до 120 деревьев в час

Подготовка специалистов для работы на высокотехнологическом оборудовании в среднем профессиональном (СПО) или высшем техническом учебном заведении лесного профиля

Машинист лесозаготовительных машин (оператор харвестера, форвардера с электронно-программным управлением)

С 2008 года в уголовно-исполнительной системе России проводится реформирование производственного сектора. Согласно «Положению о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы», утвержденного Приказом Минюста РФ от 01.04.2008 г. № 80, созданы центры трудовой адаптации осужденных или учебно-производственные мастерские. В положении сказано, что «Центр трудовой адаптации осужденных или учебно-производственная (трудовая) мастерская является структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков». Исходя из вышеуказанного Приказа Минюста РФ от 01.04.2008 г. № 80, проблемные вопросы разрыва между современными технологиями лесной промышленности и других отраслей народного хозяйства РФ и более высоким качеством профессионального образования осужденных определяет система УИС, переориентируясь на решение социальных задач, связанных с их профессиональной подготовкой. Предусматривается создание на базе существующих предприятий центров трудовой адаптации осужденных и учебно-производственных мастерских.

Исходя из исторически существующей взаимосвязи между техническим вооружением лесной отрасли, требованиями к квалификации специалистов и необходимыми профессиями по образованию современный период характеризуется переходом к высокотехнологичному оборудованию и уже упомянутыми нами в начале статьи новыми экономическими условиями хозяйствования. Исходя из практики работы в ГУФСИН России по Свердловской области, можно констатировать факт недостатка высококвалифицированных специалистов из числа осужденных при существующем потенциале для получения заключенными новых специальностей.

Для анализа кадрового потенциала в получении новых видов профессиональной подготовки в рамках нашего исследования были опрошены осужденные 7 исправительных колоний Свердловской области. В целом по области по состоянию на 01.09 2013 г. в лесных учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности насчитывается 9661 осужденный. Из них 3288 (34%) имеет среднее общее образование; 1359 (14%) начальное профессиональное образование; 1250 (12,9%) среднее профессиональное образование; 136 (1,4%) высшее профессиональное образование. Данные говорят о наличии кадрового ресурса среди осужденных, который может быть актуализирован в создании перспективных экономических зон лесопользования в Уральском регионе, обеспечивающих устойчивое лесоуправление и инновационное развитие территорий. Для этого необходимо развитие исторически сложившейся системы профессиональной подготовки осужденных в направлении получения квалификаций для освоения высокотехнологичного оборудования. Такая подготовка послужит для осужденного социально-реабилитационной поддержкой как в период отбывания наказания, так и гарантирует трудоустройство в постпенитенциарный период.

Рецензенты:

Пономарев А.В., д.п.н., заведующий кафедрой организации работы с молодежью Уральского федерального университета, г. Екатеринбург.

Герц Э.Ф., д.т.н., профессор, директор Института лесного бизнеса и дорожного строительства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.