Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

Новоселова К.В.

В условиях современного общества перед вузами стоит важная задача - повышение качества профессиональной подготовки, эффективности организации и управления образовательными системами в области качества образования, измерения результатов образовательной деятельности. Вуз должен готовить профессионально грамотных специалистов в соответствии с заказом общества. Предъявляемые к выпускникам требования отражены в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. И именно они становятся основой для создания и реализации новой системы оценивания уровня подготовки студентов. Ведь не только сдача госэкзаменов и защита выпускной квалификационной работы должны быть показателями освоения всех дисциплин основной образовательной программы. Постоянный мониторинг во время учебного процесса в вузе является основным инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснования путей устранения недостатков учебного процесса, является основой для принятия эффективных управленческих решений.

Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) является одним из решений проблемы постоянного мониторинга в вузе. ФЭПО проводится в форме компьютерного тестирования студентов и направлен на проверку выполнения требований Государственных образовательных стандартов профессионального образования. Кузбасская государственная педагогическая академия в декабре 2008 - январе 2009 принимает участие в ФЭПО уже в третий раз. В 2006 году КузГПА была одним из 459 вузов, участвующих в Интернет-экзамене, в 2007 году вузов насчитывалось уже около 840, а в 2008 году численность возросла до 1299. Увеличение количества образовательных учреждений, принимающих участие в данном эксперименте, может говорить только о том, что вузы заинтересованы в данном виде оценки уровня подготовки студентов и видят высокую ее значимость при регулярном проведении Интернет-экзамена.

Методика оценки качества подготовки студентов включает модель оценки уровня подготовки студентов на соответствие требованиям ГОС, концептуальной основой которой является оценка освоения всех дидактических единиц дисциплины на уровне требований ГОC. Согласно этой модели подготовка студента оценивается по каждой ДЕ путём сравнения количества правильно выполненных заданий с критерием освоения. Подготовка студента считается соответствующей требованиям стандарта, если он освоил все контролируемые дидактические единицы ГОС. Для основной образовательной программы показателем освоения дисциплины является доля студентов, освоивших все дидактические единицы дисциплины. Таким образом, данная методика характеризует уровень подготовки группы студентов, обучающихся в вузе, а не каждого отдельного студента [1].

ФЭПО - это тестирование с использованием среды Интернет в режиме off-line или в режиме on-line. КузГПА проводила тестирование в большей части в режиме on-line, что позволило выйти на более высокий уровень оценки качества обучения с применением информационных технологий. ФЭПО выступил для нашего вуза в качестве внешней независимой экспертной оценки уровня подготовки студентов. Данное тестирование позволяет подготовиться к аттестации основных образовательных программ, реализуемых в вузе, и нововведенных специальностей.

За первые две недели тестирования ФЭПО-8 в Академии были протестированы студенты всех факультетов по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. После окончания ФЭПО нами будут получены результаты, которые оформляются в виде информационно-аналитической карты. Она содержит материалы, которые помогают принять решение в системе внутривузовского управления качеством подготовки, и возможно, приступить к разработке коррекционных мер с целью устранения обнаруженных пробелов в знаниях студентов. Вуз получает информацию о выполнении (невыполнении) студентами требований ГОС, также перечень дидактических единиц, которые не были освоены, если такие имеются. Таким образом, проводится общевузовская оценка степени усвоения студентами учебных дисциплин каждой в отдельности, а также циклов дисциплин. Федеральный Интернет-экзамен способен стать хорошей основой для оценки качества образования в вузе и осуществлять регулярную процедуру мониторинга качества подготовки студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Киселева В.П. Оценка качества подготовки студентов по результатам интернет-экзамена в сфере профессионального образования / В.П. Киселева, А.С. Масленников, Г.П. Тикина; Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов IX Всероссийско научно-методической конференции. - М.:ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. - Режим доступа: http://www.fepo.ru/index.php?menu=about_press_ro

2. Наводнов В.Г. Тестирование в сфере профессионального образования с использованием сети Интернет / В.Г. Наводнов, А.С. Масленников, Л.Н. Шарафутдинова
Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов IX Всероссийско научно-методической конференции. - М.:ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. - Режим доступа: http://www.fepo.ru/index.php?menu=about_press_rt