Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

Наумова Т.А.

Преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, овладению ими системой универсальных человеческих ценностей, формированию системно-целостного взгляда на мир, осуществлению наиболее тесного взаимодействия школьников с различными гуманитарными науками и видами искусства служит синтез художественных и научных знаний. Сегодня целостность гуманитарных знаний в системе литературного образования востребована, на наш взгляд, потому, что в современной культуре России обретают актуальность идеи синтеза, рассматриваемого как воссоединение искусств и других форм миросозерцания - религии, философии и т.д. Не менее значима и теория синкретизма - неразрывного единства всех видов творческой деятельности в литературном развитии школьников. Кроме того, в актуализации указанной нами проблемы и ее решении огромная роль отводится основанной на исследованиях М. М. Бахтина теории «полифоничности» современной культуры. Литература, как любой другой вид искусства, синтезирует в себе возможности достижения высокого уровня духовного раскрытия, так называемого полифонического звучания.

Основываясь на теории М. М. Бахтина и идеях Ю.М. Лотмана о том, что современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а «обширные единства в представлении единой картины мира», считаем необходимым на уроках литературы формирование полихудожественной компетентности учащихся. Это высокий уровень эстетического восприятия, творческого воображения, художественного вкуса, гармоническое сочетание наглядно-образного и логического мышления; комплекс специальных полихудожественных способностей: чувство целого, легкость перевода художественных произведений из одной модальности в другую, литературная (в идеале художественная) эмпатия и рефлексия.

В достижении данных целей поможет учителю-словеснику создание системы гуманитарных знаний, принадлежащих разным искусствам, наукам и дисциплинам, а также мотивация поисково-исследовательской работы с искусствоведческими материалами, с информацией из области философии, социологии, культурологии, истории религий и других сфер познания действительности.

Проиллюстрируем данный тезис: только идея художественного синтеза может сделать разнообразной тематику исследовательских работ при методе проектов, например, при изучении литературы начала XX века в 11 классе. Это могут быть сюжетные переклички, вечные темы, единение и трансформация жанров, взаимоподражание в художественных приемах, стилевое единство разных искусств и т.д. Например, проект под названием «Образы культуры в русской поэзии Серебряного века» может содержать в себе образы культуры в циклах В. Брюсова «Отзвуки Атлантиды» и «Светочи мысли», в поэме М. Волошина «Путями Каина: трагедия материальной культуры», «Скифах» А. Блока, в «Поэме без героя» А. Ахматовой, в «Солнечных видениях» К. Бальмонта.

В решении указанной проблемы важно, что искусство слова само по себе является синтетическим. Например, поэтическое наследие конца XIX века характеризуется творческим поиском, попыткой интеграции литературы с другими видами искусств. Так, для поэтов-символистов приоритетом была музыка: экспериментируя с ритмом и рифмой, разрабатывая звукопись, они изобрели «звучащую» поэзию-мелодию, в которой смысл становится не столь важным. Смыслообразующими доминантами становятся аллитерации, ассонансы, всевозможные повторы, создающие ритмику и мелодику стиха. Для поэзии акмеистов характерна пространственная организация стиха; особое значение здесь приобретают образы городов, архитектура «средневековых зданий, башней и шпилей и т.д. Футуристическая поэзия зарождалась и развивалась в тесной связи с живописью. В связи с этим считаем, что обращение к интеграции искусств и культур вполне оправдано.

Не менее значимо в содержании литературного образования синтезирование знаний гуманитарных наук: лингвистики, истории, языкознания, культурологии, философии.

Продуктивна и эффективна в процессе синтеза гуманитарных наук связь философии и литературы. Главное для русской философии, так же, как и для русской литературы, заключается в осмыслении нравственных оснований жизни, в стремлении к «всемирной любви» (К. Леонтьев), в способности к «всемирной отзывчивости» (Ф. Достоевский), в жажде «безусловной справедливости» (Вл. Соловьев), в поиске «абсолютной правды» (Н. Бердяев), в искании «абсолютного добра» (Н. Лосский).

Философия и литература неразрывно связаны в творчестве великих русских писателей и мыслителей. Единство художественного и философского в повествовательном образе - отличительная черта шедевров русской классики. В истории культуры, пожалуй, нет ни одного крупного писателя, который не был бы философом, и нет ни одного философа, на которого русская литература не оказала бы значительного влияния.

Таким образом, совершенствованию системы литературного образования содействует один из продуктивных, на наш взгляд, путей, цель которого - внедрение синтеза художественных и научных знаний в содержание обучения.