Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Медведева Л.Б.

Со второй половины XX века образование в сфере балалаечного исполнительства начинает интенсивно развиваться в профессиональном русле, наступает принципиально важный этап становления профессиональной музыкально-педагогической школы. Поскольку академическое исполнительство на балалайке и музыкальное образование данной области всегда были тесно взаимосвязаны, лидеры определившихся в середине XX века исполнительских течений возглавили ведущие музыкально-педагогические школы: Московскую, Петербургскую и Уральскую. Центральными фигурами этих творческих направлений стали соответственно П.И. Нечепоренко, А.Б. Шалов и Е.Г. Блинов.

Говорить о какой-либо дифференциации между музыкально-педагогическими школами можно лишь с некоторой долей условности, ибо они (особенно Московская и Петербургская) развивались в условиях тесного соприкосновения, взаимовлияния и имели одну общую задачу, устремленную на подготовку профессионального, обладающего высокой музыкально-исполнительской культурой специалиста в области исполнительства на балалайке. В целом они сочетали в себе органичное взаимодействие совокупности художественно-эстетических и исполнительско-технологических критериев, нашедших непосредственное отражение в педагогических и методических принципах осуществления учебно-воспитательного процесса. Однако всё же, каждое из направлений отличал индивидуальный педагогический почерк своего лидера.

Во второй половине XX века продолжается педагогическая деятельность Павла Ивановича Нечепоренко. Именно этот период стал для выдающегося музыканта необычайно плодотворным в творческом отношении. Неординарный, увлечённый педагог, Нечепоренко никогда не относился к педагогике как к чему-то второстепенному, идущему вслед концертно-исполнительской деятельности. Напротив, он очень серьёзно, вдумчиво реализовывал неистощимую внутреннюю потребность передать свой опыт, знания, - словом всё то, чем владеет сам, воспитывая в учащихся целеустремлённость, любовь к музыке, художественный вкус, желание много и самоотверженно трудиться. Отличительной чертой музыкально-педагогической школы Нечепоренко стал ярко выраженный академизм как особая художественно-эстетическая категория, олицетворяющая собой высочайший уровень исполнительской культуры.

Методические воззрения П.И. Нечепоренко изложены в «Школе игры на балалайке» (1988), подготовленной им к изданию совместно с В.А. Мельниковым. Принципиально новое учебно-методическое пособие получило широкое распространение в педагогической практике последней трети XX века. «Школа» представляет собой теоретическое обобщение основ исполнительской техники балалаечника, которое базируется на разработанной и внедрённой П.И. Нечепоренко в практику современной технологии звукоизвлечения. Масштабная, новаторская исполнительская и педагогическая деятельность П. И. Нечепоренко определила качественно новый, прогрессивный уровень развития искусства игры на балалайке.

Характеризуя Петербургское музыкально-педагогическое направление, следует отметить, что его основатель, Александр Борисович Шалов, был одним из первых учеников П.И. Нечепоренко. Таким образом, рассматриваемая музыкально-педагогическая школа возникла во второй половине XX века как следствие органичного слияния академических установок профессиональной школы П.И. Нечепоренко и лучших традиций народно-инструментального жанра, в которой получило отражение особое отношение её основателя - А.Б. Шалова к народной тематике.

Обработки народных песен стали одним из главных направлений его творческой деятельности. Проникнутые человеческой теплотой, глубокой искренностью и задушевностью, они, в тоже время, обладали особой музыкальной культурой, академизмом. Профессиональные обработки русских народных песен и оригинальных композиций А.Б. Шалова составили весьма значительную часть педагогического и концертного репертуара для балалайки. Результатом многолетнего исполнительского и педагогического опыта А.Б. Шалова стал широкий ряд методических трудов. Среди них следует особо отметить «Основы игры на балалайке» (1970), «Обозначение балалаечных штрихов» (1975) и «Совершенствование игры на балалайке» (1985).

Огромную музыкально-просветительскую работу ведёт уральское направление во главе со своим основателем Е.Г. Блиновым. Данная музыкально-педагогическая школа развивает традиции, заложенные основоположником Киевской школы исполнительства на народных инструментах М.М. Гелисом, под руководством которого Е.Г. Блинов получил музыкальное образование.

Методические взгляды Блинова, изложенные в учебных пособиях, оказали существенную помощь педагогам всех уровней образования. Широкую популярность получили работы: «О системе условных обозначений в нотной записи для балалайки», «Художественные и технические возможности балалайки». Одним из актуальных и лучших пособий своего времени стал «Сборник этюдов», изданный в 1959 году.

В последней трети XX века в сфере балалаечного исполнительства активно развивается начальное музыкальное образование. Ведущим специалистом в области детской педагогики стал Иван Викторович Иншаков, преподаватель средней специальной музыкальной школы при Воронежской государственной академии искусств. Экспериментальный характер его деятельности, ориентированной, прежде всего, на профессиональное музыкальное образование, явился «прорывом» в начальном обучении игре на балалайке.

В основе уникальной педагогической системы, созданной И.В. Иншаковым в середине 70-х годов, лежит один из главных дидактических принципов музыкальной педагогики - направленность на развивающий, творческий характер обучения. Вдохновенный и целеустремлённый педагог, руководимый нестандартными идеями, Иншаков большое внимание уделяет комплексному развитию творческих способностей учащегося. При этом его методические воззрения всегда отличались от общепринятых в педагогической практике исследуемой сферы. Показателем эффективности творческого подхода И.В. Иншакова служат многочисленные победы его учащихся на Международных и Всероссийских конкурсах. Свои методические взгляды незаурядный педагог изложил в работе «Метод обучения и воспитания в классе балалайки» (2002).

На рубеже XX - XXI веков педагогическая общественность осознаёт необходимость внедрения в практику подобной системы обучения. Творческий характер процесса обучения отличает, например, работу известного преподавателя по классу балалайки Виктора Владимировича Котельникова (Бежецк, Ярославль).

Особенно актуальным в современных условиях является этнопедагогический подход, который лежит в основе многолетней плодотворной деятельности профессора МГУКИ Владимира Давидовича Глейхмана. В целях привлечения внимания учащихся к детскому музыкально-поэтическому творчеству и традиционному музицированию методист-составитель существенно расширяет рамки стандартного хрестоматийного репертуара. В одной из последних Хрестоматий он помещает образцы издревле бытовавшего на Руси детского фольклора (прибаутки, присказки, дразнилки и др.). Обработки Глейхмана, безусловно, носят новаторский характер. Он отходит от стандартной гармонизации народных мелодий, используя при этом новую, зачастую диссонансную, соответствующую современному слуховому опыту, ладофункциональную основу.

Таким образом, вышеизложенное говорит о том, что педагогика в сфере исполнительства на балалайке продолжает интенсивно развиваться и совершенствоваться. Сегодня есть все основания интерпретировать обучение игре на балалайке как с подлинно профессиональных музыкально-педагогических позиций, так и с точки зрения стимулирования устойчивого интереса к национальной музыкальной культуре.