Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

A MODEL OF ECOLOGICAL AND HUMANISTIC VALUES AMONG THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Maslennikova S.F. 1
1 Ural State Forestry Engineering University
В статье освещается проблема эколого-гуманистического воспитания молодежи как проблема формирования нового социального идеала личности, находящейся в гармонии с окружающей социо-природной средой. Представлена авторская модель формирования эколого-гуманистических ценностей у студентов вуза, включающая мотивационно-целевой, аксиологический, содержательный, технологический и итоговый компоненты. Раскрывается содержание авторской модели, в которой во взаимосвязи представлены аксиологические основания, принципы, содержание межпредметной подготовки студентов и воспитательной внеаудиторной работы с ними, методы (методы активного обучения, методы контроля и диагностики: анкетирование, опрос, тестирование, защита творческой работы, реферата, практические задания), критерии оценивания (когнитивно-рефлексивный, мотивационно-смысловой, деятельностно-практический), показатели и уровни (минимальный, достаточный, высокий) сформированности эколого-гуманистических ценностей у студентов, а также результат, выраженный в формировании эколого-гуманистических ценностей у будущего выпускника вуза лесотехнического профиля как важнейшего компонента его профессиональной подготовки.
The article highlights the problem of ecological and humanistic education of young people as a problem of formation of a new social ideal of personality, in harmony with the socio-natural environment. Author´s model of development of ecological and humanistic values of University students, including motivational target, axiological, informative, technological and final components. Contents of the author´s model, in which the relationship presented axiological foundations, principles, content of interdisciplinary training of students and educational extra-curricular work with them, methods of active learning methods of control and diagnostics: questionnaire, survey, testing, protection of creative works, essays, practical tasks), evaluation criteria (cognitive-reflective motivational sense, action-practical), indicators and levels (minimum, sufficient level of ecological and humanistic values in students, as well as the result, expressed in the formation of ecological and humanistic values of the future the University graduate forestry profile as a major component of training.
value development of the world in images of art
social ideal of personality
ecological and humanistic values

Современное общество, ориентируясь на цели устойчивого развития, высказывает тревогу и обеспокоенность состоянием дел по воспитанию у подрастающего поколения и молодежи эколого-гуманистических ценностей [6]. В свою очередь, отечественная педагогическая наука, отвечая на социальный запрос, разрабатывает методологические подходы, новые технологии их формирования как базового компонента воспитания.

Особое значение эта проблема приобретает в образовательном процессе студентов лесотехнического вуза, поскольку их профессиональная деятельность в будущем будет связана с организацией работы лесозаготовительных, деревоперерабатывающих предприятий, эффективным осуществлением технологий лесозаготовок и деревообработки, контролем качества древесного сырья, разработкой проектов лесозаготовок, изделий из древесины с учетом технологических, экономических, технических, эстетических и экологических параметров. Формирование эколого-гуманистических ценностей у будущих инженеров леса выступает значимым фактором реализации курса, взятого правительством нашей страны на развитие высокопроизводительных и инновационных технологий производства в сложных условиях рыночной экономики.

При разработке модели формирования эколого-гуманистических ценностей у студентов лесотехнического вуза мы опирались на сложившиеся в педагогике (А.С. Белкин, Н.В. Бордовская, П.Ф. Каптерев, Г.М. Коджаспирова, В.Д. Семенов, Е.В. Ткаченко) представления о модели как образце, аналоге педагогического процесса, отражающем как его основные структурные компоненты (мотивационно-целевой, аксиологический, содержательный, технологический, итоговый), так и их взаимосвязанность. Раскроем последовательно содержание блоков данной педагогической модели (рис. 1).

Мотивационно-целевой блок

Стратегический вектор: социальный заказ к формированию у молодежи эколого-гуманистических ценностей как базового компонента воспитания.

Оперативный вектор: формирование личности будущего специалиста технического профиля с эколого-гуманистическими ценностными ориентациями

Подходы:

аксиологический, личностно ориентированный, компетентностный, культурологический

Аксиологический блок

Система эколого-гуманистических ценностей, выражающих устремленность современного общества к устойчивому развитию и характеризующихся: нравственно-ценностным отношением к природе и окружающему миру в целом, чувством личной ответственности за состояние окружающей среды, особым видением мира как объекта постоянной заботы, способностью к ограничению своих потребностей в соответствии с потребностями природы и общества.

Содержательный блок

Разработка сквозных тем, раскрывающих с различных позиций содержание эколого-гуманистических ценностей, для дисциплин художественно-эстетического цикла, преподаваемых студентам лесотехнического вуза («Мировая культура и искусство», «Народные промыслы Урала», «История декоративно-прикладного искусства»): «Красота природы, отраженная в образах искусства», «Человек и природа в образах народного творчества», «Эколого-гуманистические ценности в современном искусстве».

Технологический блок

Принципы

гуманизации

гуманистической направленности

природосообразности

культуросообразности

персонификации

диалогичности

Методы:

Методы активного обучения: проблемные лекции, бинарные лекции, лекции-визуализации, лекции с практикумами, ролевые игры, творческие задания в форме групповых проектов.

Методы контроля и диагностики: анкетирование, опрос, тестирование, защита творческой работы, реферата, практические задания.

Средства:

Аудиторная деятельность по освоению ценностно- смысловых аспектов содержания различных дисциплин

Сфера практического общения, личностных взаимодействий студентов.

Внеучебная деятельность: студии, творческие мастерские, экскурсии в музеи города и области, фестивали, волонтерское движение, экологические акции.

Педагогические условия:

учет межпредметных связей естественнонаучных и гуманитарных дисциплин

усиление внимания к способам ценностного освоения окружающего мира

использование активных методов воспитания

организация внеаудиторной (экскурсионной, выставочной и т.д.) деятельности

Итоговый блок

Анализ результатов образовательной деятельности: становление личности студента - будущего инженера технического профиля с эколого-гуманистическими ценностными ориентациями

Уровни: минимальный, достаточный, высокий

Критерии

когнитивно-рефлексивный

мотивационно-смысловой

деятельностно-практический

Рис. 1. Модель формирования эколого-гуманистических ценностей у студентов лесотехнического вуза

Мотивационно-целевой блок представляет цели и задачи образовательного процесса. В качестве стратегического вектора нами определен социальный заказ, сформулированный в основных задачах высшего профессионального образования «Национальной доктрины российского образования на период до 2025 года»: воспитание молодежи в духе высокой нравственности, уважения к закону, ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Оперативный вектор нашей цели включает в себя формирование личности выпускника технического профиля подготовки с эколого-гуманистическими ценностными ориентациями, которые характеризуются: нравственно-ценностным отношением к природе и окружающему миру в целом, чувством личной ответственности за состояние окружающей среды, особым видением мира как объекта постоянной заботы, способностью к ограничению своих потребностей в соответствии с потребностями природы и общества.

Аксиологический блок модели ориентирован на систему ценностей, обобщенных идеей устойчивого развития общества. Концепция устойчивого развития общества была принята в программе «Повестка дня на ХХI век» в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Воспитание подрастающего поколения в духе устойчивого развития осознается как основа формирования нового образа жизни общества, социального идеала личности, находящейся в гармонии с окружающей социо-природной средой, и выдвигается в качестве важнейшей проблемы современности, от которой зависит выживание человечества [5].

Концепт «эколого-гуманистические ценности» вбирает в себя как систему общечеловеческих ценностей (истина, справедливость, свобода, добро и т.д.), так и природных объектов (земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд и т.д.). В результате переосмысления ценности для людей этих объектов, а также и взаимоотношений человека и природы, многообразные природные объекты воспринимаются как равноценные человеку, как «нравственные личности» [2], столь же уникальные и самоценные, как и сам человек. Эта мысль впервые была озвучена в 60-х годах XX века идеологами научного направления, именуемого «экологическая этика» (А. Швейцер и др.), утверждавшими, что человек станет этичным только тогда, когда жизнь как таковая, жизнь растений и животных будет для него так же священна, как и жизнь самого человека.

Таким образом, эколого-гуманистические ценности обладают универсальными свойствами, связанными со всеми сферами жизни человека. Они предполагают новые регуляторы и механизмы человеческой деятельности в окружающей среде в целом: и в мире природы, и в социокультурном пространстве, и в отношении к самому себе, своему нравственному и физическому здоровью.

Данные положения позволяют нам прийти к следующему пониманию аксиологической составляющей в предлагаемой педагогической модели: это система эколого-гуманистических ценностей современного общества, ориентированного на идеи устойчивого развития, присвоение которых составляет основу ценностных ориентаций и регуляторов поведения будущего инженера в его личностном и профессиональном развитии.

Содержательный блок модели очерчивает весь процесс целедостижения в процессе изучения гуманитарно-художественных дисциплин в лесотехническом вузе. Ведь именно освоение курсов философии, культурологии, мировой культуры и искусства, этики и др. способствует успешному становлению аксиосистемы личности, приобщает обучающихся к нравственно-этическим знаниям и обогащает их опыт нравственных переживаний. Все содержание дисциплин гуманитарного цикла отличается ценностной направленностью и влияет на представления студентов о ценностях этого мира, о роли человека в современном обществе, а также способно помочь обучающимся сформировать собственное понимание цели и смысла жизни, сделать верный жизненный выбор.

Нами разработано содержание сквозных тем, выявляющих с разных точек зрения сущность эколого-гуманистических ценностей, для дисциплин гуманитарно-художественного цикла, преподаваемых студентам лесотехнического вуза по направлению подготовки 250400.62 «Технология деревообработки» («Мировая культура и искусство», «Народные промыслы Урала», «История декоративно-прикладного искусства»).

Одной из сквозных тем, проходящей через содержание курсов «Народные промыслы Урала» и «История декоративно-прикладного искусства», является тема «Человек и природа в образах народного творчества», погружающая студентов в мир русского фольклора и раскрывающая удивительные отношения человека с природой. Гармония этих отношений построена на ощущении родства, единства человека с окружающим миром, на представлениях об универсальности законов, направляющих жизнь природы и человека. Важно, что природа в качестве живых и одухотворенных субъектов включена в народном творчестве в систему человеческих отношений. Более того, нравственные и духовные ценности народа в фольклоре раскрываются через взаимоотношения человека с окружающим миром природы. Подтверждением тому является содержание многочисленных жанров устного народного творчества (сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и т.д.), в которых «живая» природа одаривает или наказывает человека за его нравственные или безнравственные, с точки зрения народа, поступки. По мнению исследователя Н.Г. Куприной, эта особенность народного творчества обладает огромным воспитательным потенциалом в формировании экологически ориентированной личности. «Благодаря сказкам, прибауткам, загадкам, пословицам одухотворенные и очеловеченные образы природы с детства окружали ребенка, входили в его игры и настраивали на особое отношение к природе - как живой, нуждающейся в участии человека, взаимодействующей с ним» [4, с. 140].

Общей для традиционных культур различных народов является тема бережного отношения к природе, окружающим вещам. В декоративно-прикладном искусстве это проявляется через использование в изделиях природного материала, которому «дается новая жизнь» (собранные веточки, камешки, шишки, листочки и т.д. нередко становятся «героями» композиций, росписей, вышивок, украшений) [1]. Подтверждением тому являются изделия кустарного камнерезного промысла на Урале: многочисленные бусы, броши, каменные горки, шкатулки делались в домашних условиях именно из «бросового» материала. В деревенском быту на Урале до сих пор высоким достоинством хозяйки или хозяина считается умение из старых вещей изготовить что-либо нужное, полезное и эстетически ценное.

Таким образом, экологические законы, сформулированные современными исследователями для ценностной ориентации подрастающего поколения (например, Б. Коммонер об «экологической осторожности», «экологической умеренности», «экологической осведомленности», «экологической активности») [3], испокон веков действовали в традиционных культурах и выражались через народное творчество.

Технологический блок модели объединяет методологические подходы, принципы, формы организации процесса, а также методы, средства и педагогические условия их реализации.

Для реализации воспитательного потенциала искусства на дисциплинах гуманитарно-художественного цикла использовались следующие методы: 1) опора на понятийные представления об искусстве (стили, направления, виды, языки искусств) в аспекте их содер­жательно-смысловой связи с социокультурными ценностями человеческого общества, аккумулируемыми и генерируемыми искусством; 2) включение студентов в активную художественно-эстетическую деятельность («задействование» имеющихся в их жизненном багаже знаний и навыков художественного восприятия, способностей к ценностному обобщению художественных явлений, к сопереживанию и самоанализу в процессе общения с ними); 3) включение студентов в ситуации эмоционально-катарсического переживания художественных образов - носителей эколого-гуманистических ценностей (эмоциональное погружение, эмоциональная драматургия занятия, урок-образ и др.); 4) диалог как условие художественно-эстетического общения (восприятие студентами диалога жизненных смыслов в общении с искусством различных культурно-исторических периодов, в том числе со­временного, диалога национальных культур, включение своего «я» в диа­логическое звучание голосов культуры). В дополнение к перечисленным методам на лекциях, семинарах, практических занятиях мы использовали различные методы активного обучения: проблемные лекции, в которых поощряются размышления и самые противоречивые высказывания студентов на заявленную тему; лекции вдвоем, проводимые в диалоге преподавателей и раскрывающие различные грани содержания по эколого-гуманистической проблематике с позиции разных дисциплин; творческие задания в форме групповых проектов (например, «Прогулки по Екатеринбургу», «Уникальные природные парки Урала»).

Наряду с основной формой воспитания - аудиторными занятиями, использовались различные формы внеаудиторной деятельности студентов: семинары и конференции по проблемам духовно-нравственного развития современной России; встречи с деятелями культуры и искусства, волонтерские акции по озеленению лесопарковой зоны и прилегающих к вузу территорий.

Перечисленные формы воспитательных мероприятий способствуют не только активному включению студентов в освоение нравственной проблематики, но также создают необходимую среду, в которой происходит формирование эколого-гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи, воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение культурного достояния нашего отечества.

Итоговый блок заключает результаты работы по воспитанию личности будущего специалиста технического профиля с эколого-гуманистическими ценностными ориентациями.

В соответствии со спецификой воспитательной работы средствами искусства мы выделяем критерии сформированности эколого-гуманистических ценностей у студентов лесотехнического вуза: когнитивно-рефлексивный, включающий знания об этических категориях, общечеловеческих и экогуманистических ценностях; мотивационно-смысловой, связанный с пониманием ценностного содержания художественных произведений, включающих образы гармоничных взаимоотношений человека и природы, и обогащением опыта их эмоционального переживания; деятельностно-практический, связанный с освоением опыта нравственного поведения в окружающей среде, отраженного в произведениях искусства, и решения на этой основе разнообразных задач личностной и профессиональной самореализации.

Избранные нами методы контроля и диагностики в процессе проведения опытно-поисковой работы включали: анкетирование, опрос, тестирование (тест М. Рокича), защиту творческой работы, реферата, практические задания. Данные, полученные при сравнении результатов диагностики на исходном и итоговом этапах опытно-поисковой работы, показали положительную динамику формирования эколого-гуманистических ценностей у студентов.

По когнитивно-рефлексивному критерию: знания студентов об этических категориях, общечеловеческих и экогуманистических ценностях приобрели разносторонний и систематизированный характер. У студентов выработалась устойчивая потребность в самостоятельном приобретении знаний по этической проблематике на основе культурологической, искусствоведческой, философской литературы.

По деятельностно-практическому критерию: активизация воспитательной работы со студентами, включение их в разнообразные формы внеаудиторной деятельности, применение методов активного освоения искусства дали возможность воплощения полученных знаний на практике. У студентов сформировались навыки оценки художественных произведений с точки зрения их воспитательного потенциала, воплощения в них эколого-гуманистических ценностей. Развились умения ориентироваться в разнообразных явлениях современного искусства, анализировать их и решать на этой основе разнообразные задачи личностной и профессиональной самореализации.

По мотивационно-ценностному критерию: разнообразные творческие задания на практикумах обеспечили для студентов возможность реализовать широкий спектр личностных смыслов, интересов и потребностей через различные виды художественной деятельности, что привело к пониманию значимости освоения воспитательного потенциала искусства.

Таким образом, опытно-поисковая работа, проведенная нами в условиях естественного педагогического процесса вуза, позволила доказать эффективность разработанной модели формирования эколого-гуманистических ценностей у студентов - будущих специалистов лесотехнического профиля.

Рецензенты:

Куприна Н.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург.

Вербицкая Н.О., д.п.н., профессор, профессор кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург.