Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE CONCEPT OF FORMATION PROFESSIONAL READINESS FOR SOCIAL-COMMUNICATIVE ACTIVITY A SPECIALIST OF TOURIST INDUSTRY

Medyanova P.V. 1
1 Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping
В статье предложена концепция формирования профессиональной готовности специалиста туриндустрии к социально-коммуникативной деятельности в условиях его профессиональной подготовки в вузе. При этом профессиональная готовность будущего специалиста в области туризма к социально-коммуникативной деятельности понимается автором как умение решать социально-коммуникативные задачи профессиональной сферы с помощью использования ИКТ-технологий, двух иностранных языков и технологий межкультурной коммуникации на основе семиотического подхода к построению моделей социальной коммуникации и предъявлению их интерпретаций в контексте процесса семиозиса. Кроме этого в статье сформулированы типы и уровни учебных профессиональных задач специалиста туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности, умения решать которые позволят судить об уровнях сформированности профессиональной готовности и соответствующей компетентности специалиста туриндустрии.
In the article the concept of formation professional readiness for a specialist of tourist industry to the social- communicative activity during the training at the university is considered. In this case, professional readiness of the future specialist in the field of tourism to the social-communicative activity is understood by the author as the ability to solve social and communicative tasks of professional sphere through the use of ICT technologies, two foreign languages and intercultural communication technologies on the basis of the semiotic approach to the construction of models of social communication and presentation their interpretation in the context of semiotic process. In addition, the article defines the types and levels of training professional tasks for a specialist of tourist industry in the field of social-communicative activity. The ability to decide these professional tasks will show the levels of professional readiness and the formation professional competence of a specialist of tourist industry.
social-communicative competence.
professional competence
levels of professional readiness
professional readiness
a specialist of tourist industry
tourist industry
social-communicative activity

Введение

Для успешного выполнения задач профессиональной сферы и эффективного взаимодействия с людьми в процессе социальной коммуникации специалисту в области туриндустрии в рамках его профессиональной подготовки в вузе необходимо сформировать такие важнейшие составляющие социально-профессионального качества современного специалиста – «профессионализма», как профессиональная компетентность и профессиональная готовность к социально-коммуникативной деятельности.

Цель исследования – рассмотреть понятие профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности специалиста туриндустрии и охарактеризовать процесс ее формирования в рамках профессиональной подготовки в вузе, при этом сформулировать непосредственно саму концепцию формирования, уровни и составляющие профессиональной готовности к указанному виду деятельности.

Материал и методы исследования

На сегодняшний день существует множество подходов к определению понятий: «профессионализм», «профессиональная компетентность» и «профессиональная готовность» (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов, В. Бондаревский, В. Шувалова, О. Шиняева, Я. Турбовской, В. Я. Синенко, О. В. Симен-Северская, И. А. Колесникова, В. И. Гинецинский, А. К. Маркова, И. А. Зимняя, В. А. Козырев, А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова и др. [2, 4, 5, 9]).

Основываясь на мнениях перечисленных авторов и понимая, что профессионализм – это некое целостное социально-профессиональное качество современного специалиста, мы далее будем трактовать этот термин как органичное сочетание высокого уровня выполнения профессиональной деятельности с определенными личностными качествами. Кроме того, опираясь на широко используемый в методике профессионального образования подход А.К. Марковой [9] к трактовке указанного понятия, будем считать, что одним из базовых начальных этапов становления профессионализма у любого будущего специалиста является формирование его готовности к профессиональной деятельности в целом или к отдельным ее видам, а затем уже на ее основе развивается профессиональная компетентность и профессиональная культура.

Далее в нашем исследовании, рассматривая профессиональную готовность к социально-коммуникативной деятельности и профессиональную социально-коммуникативную компетентность и их формирование и развитие в рамках высшего профессионального образования специалиста туриндустрии, мы будем придерживаться подходов А.К. Марковой [9] (суть описана выше) и подхода И.А. Зимней [2].

В основе последнего лежит трактовка профессиональной готовности через личностную готовность специалиста к профессиональной деятельности как «отрефлексированную направленность на профессию, мировоззренческую зрелость, профессионально-предметную компетентность, коммуникативную и дидактическую потребности, и потребность в аффиллиации» [2], которая формируется на основе знаний, умений и навыков, приобретенных будущим специалистом в процессе обучения.

Таким образом, под готовностью специалиста в области туриндустрии к профессиональной деятельности мы будем понимать многокомпонентное качество его личности, характеризующееся наличием системы мотивационно-ценностных ориентаций, профессиональных знаний, специальных умений, а также личностных качеств, соответствующих требованиям будущей профессиональной деятельности, и обеспечивающее профессиональную мобильность, конкурентоспособность на современном рынке труда.

Согласно требованиям стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО), результаты высшего профессионального образования формулируются исключительно в категориях компетенций (или составляющих профессиональную компетентность). Основываясь на понимании профессиональной компетентности (по В.А. Козыреву, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпициной [5]), будем понимать ее как интегральную характеристику, определяющую способность специалиста решать задачи профессиональной сферы с использованием знаний, жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Исследуя вопросы профессиональной подготовки и компетентности специалистов в области туриндустрии, мы пришли к выводу, что многими исследователями отмечается проблематичность и неоднозначность трактовки самого понятия «профессиональная компетентность специалиста туриндустрии». Это происходит в силу того, например, как отмечает В.А.Квартальнов [3], что функции туризма связаны и с экономикой, и с обществом в целом, и с потребителями туристско-экскурсионных услуг, и с современными информационными технологиями, и с отдельными географическими районами. Сфера туристской деятельности связана с мобильностью её участников, с необходимостью понимания сложных механизмов человеческих отношений, с высоким уровнем знаний и умений в сфере менеджмента, маркетинга, профессионального туризма как важнейшего сектора экономики. Туристская сфера деятельности отличается от других сфер профессиональной деятельности тем, что ее направления столь разнообразны и разноплановы, что представляют собой широкое поле для приложения самых различных способностей и интересов. Приведем также и сущностную характеристику процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туриндустрии, которая может рассматриваться (согласно В.А. Квартальнову [3] и др.) как ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на личностных качествах, профессиональных способностях, чувственном и социальном опыте в сфере туристской деятельности.

Подытоживая сказанное, отметим, что мы в нашем исследовании выделяли составляющие профессиональной компетентности специалиста туриндустрии с учетом основных видов его профессиональной деятельности (т. е. деятельности в области сервиса, маркетинга, организационно-управленческой деятельности, а также правовой, информационной, социально-коммуникативной и т. д.). Умения решать эти задачи в указанных видах деятельности и на разных уровнях их сложности позволяют нам говорить и о разных уровнях сформированности профессиональной компетентности специалиста туриндустрии в конкретной области профессиональной деятельности, а именно: на ключевом, базовом и специальном (согласно взгляду авторов работы [5]).

В данном контексте отметим, что в современных условиях информатизации образования и профессиональной сферы, когда актуализируется необходимость применения информационных и коммуникативных технологий в профессиональной сфере, особое значение приобретает, социально-коммуникативная деятельность специалиста туриндустрии и соответствующая ей профессиональная компетентность. Эта компетентность трактуется нами как умение решать учебные профессиональные задачи на ключевом, базовом и специальном уровнях [10]. Относительно социально-коммуникативной деятельности эта терминология будет следующая – «ключевая профессиональная компетентность специалиста туриндустрии области социально-коммуникативной деятельности» или ключевая профессиональная СКК специалиста туриндустрии, а также «базовая профессиональная СКК специалиста туриндустрии» и «специальная профессиональная СКК специалиста туриндустрии». Детализация выделенных уровней профессиональной компетентности специалиста туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности (или уровни профессиональной СКК) с перечислением определенных умений для решения конкретных профессиональных задач для каждого уровня – ключевого, базового и специального – приведены нами схематично на Рис. 1. Учитывая этапы становления профессионализма современного специалиста (по А.К. Марковой), где начальным этапом является формирование профессиональной готовности, приведем также графическое представление концепции формирования профессиональной готовности и компетентности в рамках профессиональной подготовки специалиста туриндустрии, согласно дисциплинам ФГОС ВПО третьего поколения (см. Рис. 1).

Заметим, что аналогичный подход к графическому представлению концепции формирования профессиональной готовности и ее взаимосвязи с компетентностью и профессионализмом использовался в ряде кандидатских и докторских исследований, проведенных под руководством Н.И. Рыжовой [8, 10, 11].

Схема-ПрофГот-СКК-Полина 

Рис. 1. Взаимосвязи и составляющие профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности специалиста туриндустрии

Кроме этого, уровень сформированности профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности специалиста туриндустрии необходимо еще рассматривать и на уровне совокупности трех компонентов (психологического, научно-теоретического и операционно-технологического). Умения решать профессиональные задачи разного уровня, возникающие в профессиональной сфере туриндустрии, согласно Я.Д. Лычак [7], свидетельствуют о сформированности третьего – операционно-технологического компонента готовности и отчасти двух других. По аналогии с профессиональной компетентностью, на наш взгляд, готовность проявляется на разных уровнях сформированности. При этом уровни отражают последовательные этапы их развития, образуя своеобразную иерархию: каждый уровень взаимодействует как с предшествующим, так и с последующим, являясь либо его условием, либо продуктом и результатом [9, 12].

Остановимся на уровнях и показателях сформированности профессиональной готовности специалиста туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности. Опираясь на исследования в области диагностики результатов обучения с позиций уровневого и деятельностного подходов (см. В.П. Беспалько (1995), Б. Блум (1971), И.И. Пронина (1996), О.В. Оноприенко (1988), В.П. Симонов (1995), Л.Ф. Спирин (1997) и др.), сформулируем критерии и показатели сформированности профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности специалиста туриндустрии, к которым отнесем: (1) осознанность действий при решении задач предметной области и профессиональных задач в области социально-коммуникативной деятельности; (2) направленность на профессиональную социально-коммуникативную деятельность; (3) сформированность технологической основы действий (необходимая система знаний в области социально-коммуникативной деятельности для решения основных профессиональных задач); (4) целесообразность – умение четко и правильно ставить цели своей деятельности (выполнять их композицию и декомпозицию, доводя до последовательности конкретных действий, в области социально-коммуникативной деятельности при решении предметных и профессиональных задач); (5) освоенность действий (умения, навыки и опыт в решении предметных и профессиональных задач в области социально-коммуникативной деятельности); (6) результативность при решении как предметных задач, так и профессиональных задач в области социально-коммуникативной деятельности.

Для описания совокупности уровней сформированности профессиональной готовности будущего специалиста к социально-коммуникативной деятельности мы воспользовались пятиуровневой схемой (согласно Спирину Л.Ф. [12]) и выделили уровни: допрофессиональный; уровень первоначального овладения умениями (профессиональная адаптация); уровень ограниченной сформированности умений (профессиональное становление); уровень достаточной сформированности умений (упрочение); уровень успешного владения действиями профессиональной деятельности при решении профессиональных задач в предметной области или профессиональной сфере (умелость). Кратко будем называть указанные уровни как недопустимый, низкий, ограниченный, достаточный, высокий. Достижение указанных результатов в рамках профессиональной подготовки специалиста в области туриндустрии в вузе может быть достигнуто посредством использования в образовательной практике деятельностного или контекстного подхода (по А.А. Вербицкому [1]). Эти подходы служат основой в нашей концепции формирования профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности специалиста в области туриндустрии.

Для освоения деятельностной составляющей содержания обучения в рамках предлагаемой концепции, на наш взгляд, целесообразно использовать метод целесообразно подобранных задач (как базового метода обучения в нашей концепции и предложенного ранее Н.И. Рыжовой [6]). Основу данного метода составляют учебные профессиональные задачи разного уровня (от простейших познавательных задач до сложных и творческого плана) и подобранные в соответствующей последовательности. В связи с этим нами были предложены учебные профессиональные задачи в сфере туриндустрии и построена их классификация [10], в их числе особое место занимают задачи на моделирование ситуаций социальной коммуникации в сфере туриндустрии, при решении которых используются как информационно-коммуникационные технологии, так и традиционные речевые, и технологии межкультурной коммуникации. Таким образом, обучение социально-коммуникативной деятельности будет более результативно, если: (1) при реализации указанного метода использовать ИКТ-технологии, специальные программно-информационные коммуникационные технологии в индустрии туризма, отечественные и мировые специализированные программные комплексы, т.е. осуществлять решение профессиональной задачи с помощью компьютера; (2) использовать один (два) иностранных языка; (3) использовать психологические технологии, способствующие осуществлению более эффективного делового и межличностного общения; (4) включать в метод целесообразно подобранных задач типы задач, соответствующие этапам деятельности специалиста в области туриндустрии в сфере его социально-коммуникативной деятельности.

Кроме этого, целесообразно использовать и другие «активные методы обучения» (организационно-деятельностные игры (в частности деловые игры), кейс-метод и др.), при этом в качестве средства обучения следует выбирать социально-коммуникационные модели в соответствии с направлением подготовки и профилем направления подготовки будущего специалиста туриндустрии, а само содержание обучения каждого модуля содержания подготовки рассматривать через призму общетеоретических и методологических понятий: «социальная коммуникация», «модель социальной коммуникации», «социально-коммуникативный процесс» и базовых семиотических понятий – «знаковая система», «знаковая ситуация» и «семиозис».

Заключение

Концепция формирования профессиональной готовности будущего специалиста туриндустрии к социально-коммуникативной деятельности заключается в использовании:

  • поэтапного формирования умений решать учебные социально-коммуникативные задачи профессиональной сферы туриндустрии;
  • метода целесообразно подобранных задач, соответствующих структурным компонентам профессиональной деятельности;
  • при решении учебных профессиональных задач семиотического подхода как методологической основы для построения различных моделей социальной коммуникации;
  • при решении задач и для реализации моделей социальной коммуникации ИКТ-технологий, двух иностранных языков и технологий делового и межличностного социально-коммуникативного общения;
  • для организации учебного процесса контекстного подхода и зачетно-модульного обучения.

При этом профессиональная готовность будущего специалиста в области туризма к социально-коммуникативной деятельности понимается нами (по аналогии с работой [11]) как умение решать социально-коммуникативные задачи профессиональной сферы с помощью использования ИКТ-технологий, двух иностранных языков и технологий межкультурной коммуникации для эффективности делового и социально-коммуникативного общения в области туриндустрии на основе семиотического подхода к построению моделей социальной коммуникации и предъявлению их интерпретаций в контексте процесса семиозиса. Профессиональная компетентность специалиста понимается как готовность к эффективной профессиональной деятельности в условиях неопределенности (неполной информации), а профессиональная готовность рассматривается как начальный уровень профессиональной компетентности на этапе ее формирования и становления.

Результаты исследования и их обсуждения

Апробация концепции проводилась нами в рамках дисциплины «Социальные коммуникации» (2012-2013 уч. гг.), а также в неполном объеме в рамках других курсов профессиональной подготовки специалистов туриндустрии, указанных на рис. 1 (2012-2013 уч. гг.) на гуманитарном факультете в ФГОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова».

Рецензенты:

Литвиненко М.В., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой дистанционных образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии» (МИИГАиК), г. Москва.

Горшкова В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной психологии НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург.