Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE BACHELORS OF RECREATION AND TOURISM BASED THE PREPARATION DIRECTOR´S

Tinkova Z.S. 1
1 FGBOU VPO "Gosuniversitet - teaching and scientific-industrial complex"
In this article problems of formation of professional competences of bachelors of a recreation and tourism. It is based on the creative component of professional activity of recreation and tourism, and revealed the need to form due ability to the facilitation and mastering the basics directing skills. Identified training requirements and peculiarities of professional activity of bachelor on recreation and tourism. Stated essence of pedagogical model for the formation ability to the facilitation and mastering the basics directing skills tools directing the preparation of. The author gives summarized description of the major stages of testing and experimental check of pedagogical methods and conditions ensuring effective implementation of the model. The article the analysis of the results of the experimental work, traced dynamics of formation of professional competencies tools a di-rector’s preparation.
preparation director’s
facilitation
tourism
recreation

Введение. В настоящее время бакалаврам рекреации и туризма необходимо освоить свыше 50 общекультурных и профессиональных компетенций. Большинство из них направлены на формирование профессионально значимых и личностных качеств, а также его умения использовать накопленный опыт в профессиональной деятельности, что значительно усложняет как само изучение профессии, так и подготовку к ней [3,4].

Одним из основополагающих факторов развития профессиональных компетенций бакалавра рекреации и туризма является изучение способности к фасилитации и основ режиссерского мастерства средствами и методами режиссерской подготовки [1,2]. Такие методы режиссерской подготовки как тренинги, пластические и речевые этюды, упражнения, игра и т.д. способны не только развить личностные, но и профессионально значимые качества, снять проблемы «зажатости», закомплексованности, неумения четко выражать мысли и др. Наиважнейшим квалификационным параметром тут выступает творческая компонента труда профессионалов рекреации и туризма.

Необходимо отметить недостаточную изученность вопросов формирования способности к фасилитации и освоение основ режиссерского мастерства будущих бакалавров рекреации и туризма, как фактора их успешной профессиональной деятельности. Также очевидна необходимость выявления психолого-педагогических условий, учитывающих современные тенденции в развитии профессиональной подготовки сферы рекреации и туризма, способствующих формированию способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства.

Основные компетенции бакалавра рекреации и туризма формируются на пересечении эмпатийного и рефлексивного начал и проявляются в творчестве и креативности субъекта труда. В этом процессе фасилитация выступает как системоопределяющий элемент профессиональных компетенций бакалавра рекреации и туризма, включающий в себя личностные качества и их профессиональное воплощение в деятельности и общении, где режиссерское мастерство выступает системообразующим фактором профессиональной подготовки. [4]

Цель исследования: разработать организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций способности к фасилитации и освоении основ режиссерского мастерства у будущих бакалавров рекреации и туризма.

Гипотеза исследования процесс профессиональной подготовки будущих бакалавров рекреации и туризма будет более эффективным, если: использован личностно-деятельностный, компетентностный и интеграционный подходы как теоретико-методологическая стратегия профессиональной подготовки студентов; выявлены и проверены в опытно-экспериментальной работе психолого-педагогические условия, способствующие формированию способности к фасилитации и освоение основ режиссерского мастерства студентов в процессе профессиональной подготовки; определены и реализованы этапы формирования профессиональных компетенций на основе способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены и решались следующие задачи исследования:

1. Разработать модель формирования способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства будущих бакалавров рекреации и туризма в процессе вузовской подготовки и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.

2. Выявить комплекс организационно-педагогических условий, способствующих формированию способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства будущих бакалавров рекреации и туризма.

Предварительный этап включал: опрос, тестирование и педагогическое наблюдение, направленные на выявление наиболее значимых профессиональных компетенций бакалавров рекреации и туризма. В исследовании учувствовали специалисты сферы рекреации и туризма с опытом работы не менее года, а так же студенты 3- 4 курсов. Обработка данных показала необходимость обладания коммуникативными качествами, среди которых достаточно важными названы навыки публичного выступления и организаторские способности, особое место занимает внешнее выражение внутреннего мира. Выявлено большое значение в работе будущих бакалавров рекреации и туризма тренировки или апробирование на практике новых знаний. Тестирование, наблюдение и экспертная оценка сформированности профессионально значимых компетенций показало, что в большинстве случаев они находятся на низком уровне.

Предварительный этап помог определить исходный уровень подготовки студентов, сформировать контрольную и экспериментальную группы.

Для решения вышеуказанных задач, по результатам предварительного этапа эксперимента, нами была разработана педагогическая модель формирования способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства, состоящая из целевого (включающего разработку цели, задач, планируемый результат), содержательного (реализующего с соответствии с социальным заказом общества, нормативными документами профессиональные компетенции средствами режиссерской подготовки), технологического (состоящего из подготовительного, процессуального, аналитического этапов и необходимых для реализации модели педагогических условий), критериально-оценочного (включающего критерии, показатели и уровни сформированости профессиональных компетенций у будущих бакалавров рекреации и туризма), результирующего (отражающего переход к креативному уровню сформированности профессиональных компетенций в процессе реализации данной модели) блоков.

Экспериментальная проверка педагогической модели проходила на базе ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс (направление подготовки Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм). В исследовании участвовали 50 будущих бакалавров рекреации и туризма. Эксперимент проходил в период с 2010 по 2013 гг. и включал три этапа: предварительный, формирующий и констатирующий.

Процесс формирования профессиональных компетенций способности к фасилитации и освоение основ режиссерского мастерства в профессиональной подготовке бакалавров рекреации и туризма включает этапы: «внутренний мир» (снятие зажимов и комплексов, познание своего «Я», выстраивание системы ценностей); «искусство звучащего слова» (техника звучащего слова, логика речи и средства речевой выразительности; «основы сценического движения» (свобода мышц, развитие физических качеств); «хореография, музыкальное искусство» (хореографическая подготовка, мизансцена тела, музыкальные иллюстрации, партитуры номера, эпизода, представления); «профессиональное мастерство режиссера» (массовые художественно-спортивные представления, технологии и разработка художественного оформления, сценарно-режиссерского замысла; «я режиссер» (совершенствование двигательных умений и навыков, учебная и реальная практика в применении знаний, умений и навыков в исполнительском (двигательном) мастерстве, а также в сценарно-режиссерской (постановочной и репетиторской), подготовительной (организационно-административной) и премьерно-репертуарной (проведение представлений и его повторов) деятельности, участие в работах режиссерско-постановочных групп ВУЗа).

К психолого-педагогическим условиям формирования профессиональных компетенций фасилитации и режиссерского мастерства отнесены: введение в процесс обучения режиссерского аспекта в предметах по выбору, а также включение элементов режиссерской подготовки в программы профилирующих предметов; соблюдение межпредметных связей; реализация замыслов и организация рекреационных и спортивно-туристских мероприятий в практических занятиях вуза, педагогической практике в оздоровительных лагерях, учебных заведениях всех уровней в масштабе регионального центра.

Эффективность реализации модели и организационно-педагогических условий формирования способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства выявляется на основании критериев профессиональной готовности как результата данной подготовки, включающих: мотивационно-целевой критерий: увлеченность познавательной деятельностью, ориентация на будущую профессиональную деятельность, стремление к творческой самореализации; когнитивно-деятельностный критерий: сформированность профессиональных знаний и умений; фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства; оценочно-результативный критерий: умение применять фасилитацию и основы режиссерского мастерства в профессиональной деятельности.

Данные, полученные в процессе формирующего и заключительного этапов эксперимента, позволили объективно оценить степень готовности к профессиональной деятельности студентов экспериментальной и контрольной групп. Уже через год в результате функционирования экспериментальной педагогической модели, стали видны различия в распределении по компонентам, особенно это касается мотивационного, коммуникативного и физического компонентов.

. По результатам экспертизы были осуществлена оценка проведенных мероприятий студентами экспериментальной и контрольной групп. Оценка давалась по заранее разработанным критериям. Экспертами выступили один доктор педагогических наук и три кандидата педагогических наук. Сравнительный анализ данных экспертной оценки приведен в таблице 1

Таблица 1

Экспертная оценка проявления фасилитации и основ режиссерского мастерства студентами в процессе эксперимента

Компоненты ПЗК

Уровни сформированности ПЗК

Степень проявления фасилитации и основ режиссерского мастерства

Экспериментальная группа

Контрольная группа

подготовительный этап.%

формирующий этап.%

подготовительный этап.%

формирующий этап.%

Мотивационный

креативный

5

96

9

47

высокий

24

4

20

28

средний

38

0

41

71

низкий

33

0

0

4

Коммуникативный

креативный

0

100

6

6

высокий

11

0

23

38

средний

38

0

39

35

низкий

49

0

30

21

Физический

креативный

20

94

3

8

высокий

46

6

79

87

средний

27

0

11

5

низкий

17

0

7

0

Оценочно-аналитический

креативный

3

71

5

26

высокий

17

23

22

55

средний

30

6

33

19

низкий

50

 

40

0

Психологические качества и личностные свойства

креативный

10

85

10

45

высокий

22

18

34

35

средний

46

2

51

13

низкий

22

0

5

7

Творческий

креативный

8

80

6

42

высокий

16

20

20

32

средний

37

0

39

23

низкий

39

0

35

3

Сравнительные показатели экспериментальной и контрольной групп позволили сделать вывод о высокой эффективности предложенной методики.

Таким образом, уровень сформированности способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства экспериментальной группы можно расценивать как высокий.

Для качественной реализации предложенной модели формирования способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства нами были сформулированы психолого-педагогические условия.

В процессе исследования предполагалось, что учебный процесс должен быть нацелен на обеспечение положительной мотивации к фалиситации и режиссерскому мастерству как необходимому регулятору их будущей профессии на основе соблюдения непрерывности, системности в организации процесса подготовки внутри цикла общепрофессиональных и профессиональных дисциплин; ориентация процесса профессиональной подготовки на личность как носителя ценностей; создание комфортного психологического климата и эмоционального состояния; применение методов, активизирующих актерские и режиссерские качества студентов. Ведущим критерием при определении уровня готовности студента к профессиональной деятельности является содержание ценностей, которыми он руководствуется и на которые он ориентируется в своей деятельности.

Важным условием, направленным на формирование способности к фалиситации и основ режиссерского мастерства, является построение процесса обучения с учетом интегративно-культурологического принципа, учитывающего содержательную полиаспектность и полифункциональность творческой деятельности.

В основе содержания профессиональной деятельности бакалавра рекреации и туризма находится культура отдыха и здоровья, являющаяся ее культурологической составляющей, поэтому интегративный подход в рамках нашего исследования необходимо сочетать с культурологическим. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. становится субъектом творчества. Данное условие реализовывалось с помощью спецкурса «Режиссерское мастерство в рекреации и туризме».

Четкое соблюдение междисциплинарных связей обеспечивает реализацию предложенной модели формирования способности к фасилитации и основ режиссерского мастерства, т.к. нет такой дисциплины, которая бы позволяла решить все вопросы профессиональной подготовки бакалавров.

Реализация учебно-практического аспекта, обеспечения взаимосвязи теории и практики профессиональной подготовки бакалавра рекреации и туризма является одним из существенных из всех перечисленных выше условий, т.к. позволяет показать в полной мере, что же освоил студент и как он смог реализовать на практике полученные знания. Практически доказано что, высокие теоретические показатели не дают гарантии успешного практического применения их в профессиональной деятельности. Поэтому необходимо тесное сплетение практических занятий с теоретическими.

Заявленная тема не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Обстоятельного изучения требуют такие важнейшие аспекты рассматриваемой проблемы, как введение отдельных курсов режиссерской подготовки и актерского мастерства в обязательную программу бакалавров рекреации и туризма; формирование готовности будущих бакалавров рекреации и туризма к творческой самореализации; разработка интегративных курсов с учетом индивидуальных особенностей студентов и др.

Таким образом, полученные позволяют сделать следующие выводы: проведенное исследования определило место фасилитации и основ режиссерского мастерства в профессиональной деятельности бакалавра рекреации и туризма.

Спроектированная модель и выдвинутая гипотеза исследования по формированию способности к фасилитации и основ режиссерского мастерства на основе режиссерской подготовки, а также проведенный анализ полученных количественных и качественных результатов опытно-экспериментальной работы показал, что они нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Теоретическое исследование и результаты проведённой опытно-экспериментальной работы дали основание утверждать, что выявленные нами психолого-педагогические условия формирования способности к фасилитации и основ режиссерского мастерства средствами и методами режиссерской подготовки бакалавров рекреации и туризма являются эффективными, необходимыми и достаточными для повышения результативности данной подготовки.

Рецензенты:

Калашников А.Ф., д.п.н., профессор кафедры социология, культурология, политология ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», г. Орел.

Бобылев Б.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой русского языка и педагогики ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», г. Орел.