Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PERIENCE OF STUDYING AND CHARACTERISTIC OF PREVENTIVE ACTIONS OF DEVIANT BEHAVIOUR OF TEENAGERS

Shamsutdinova D.V. 1 Gayfutdinova A.M. 1
1 Kazan state university of culture and arts, chair of welfare activity
In the Volga and Vakhitovsky districts of Kazan together with department of culture of municipal areas for 2010–2012 experience of cultural institutions, establishments of additional education, teenage clubs, sports objects of municipal areas on development and deployment of the innovative projects directed on the organization of substantial leisure of children and youth is generalized. The aspect of welfare activity as prevention of offenses of minors, socialization of teenagers through cultural - leisure establishments is considered. The technique of functional development of educational educational institutions, social and pedagogical communities, territorial groups and associations, family support services and to the childhood, directed on social protection and realization of the rights of the teenager, on his successful versatile development and self-realization is developed. Results were estimated on the basis of data of the commission on affairs of minors and protection of their rights of Vakhitovsky and Volga districts of Kazan. Positive results of cooperation in overcoming and the prevention of deviant behavior of teenagers through welfare activity are noted.
sense of justice.
crisis
formation
social
deviant behavior
teenagers

Актуальность исследования. Подростки, являющиеся потенциальным экономически активным населением страны, характеризуются как социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется интересом ко всему неизведанному, стремлением быть взрослым, осознать себя, своё место среди друзей, сверстников [1, 2]. Качества, присущие подростковому поколению: предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. Социализация подростков в досуге есть не менее сложный процесс, чем учеба и труд. В коллективах досуг является существенным звеном социального воспитания личности, стимулом его творческого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического развития, процессом, направленным на углубление и расширение знаний, гуманизацию чувств и поступков [3, 4]. Социальное воспитание подростков в процессе культурно-досуговой деятельности также включает комплекс мероприятий различного направления: духовно-нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, экологического, спортивно-оздоровительного [5, 6, 7].

Новизна исследования представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий, компонентов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о психоактивных веществах и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков (разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, противостояния давлению употребить психоактивные вещества и защиты себя и других сверстников в ситуациях связанных с возможным их употреблением). Несовместимые с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби и т.д.) и формирование системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля, как правило, являются компонентами интегративных профилактических программ.

Цель исследования. Разработка и применение профилактических мероприятий по предупреждению и устранению поведения подростков, базирующихся на взаимовлиянии идей экзистенциализма и прагматизма, что выражается в ориентации на воспитание, помогающему данному контингенту населения испытывать всю полноту жизненных проявлений, где полноценное проживание и переживание собственной жизни ставит его перед проблемой самостоятельного выбора.

Задачи исследования

  1. Внедрение новых форм формирования правосознания подростков, повышения образованности, усвоения морально-нравственных норм поведения в обществе.
  2. Обеспечение осознания подростками стабильности норм поведения и необходимости её применения, в том числе неотвратимости профилактики.
  3. Признание подростками соблюдение прав и обязанностей, требований, предъявляемых государством, к выполнению установленных обществом социальных норм поведения.

Материалы и методы. В Приволжском и Вахитовском районах г. Казани проведено исследование эффективности функционирования сети воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленных на социальную защиту и реализацию прав подростка, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию.

Период исследования от 1 до 3 лет, всего подлежало наблюдению 247 подростков из 312 наблюдаемых семей.

Методологической основой работы были выбраны следующие основные социально-значимые направления:

  • просвещение подростков;
  • развитие творчества и общественной активности;
  • организация широкого общения;
  • обеспечение отдыха и развлечений.

Рост интереса у подростков к современным социальным и культурным процессам и личностному самоопределению свидетельствуют о том, что их стремление к получению образования выходит за рамки простого овладения знаниями, навыками. Для этого социальные учреждения, обеспечивающие досуг, должны создавать оптимальные условия для развития личности подростков, оказывать помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном совершенствовании [8, 9].

Нами были выделены следующие основные направления в работе с подростками:

  1. Профилактическое: выезды в специальные учреждения закрытого типа (спецприемник, спецшкола); профилактические беседы.
  2. Психологическая реабилитация: психологические тренинги - позитивное развитие личности; психологический семинар для родителей трудных подростков; психологический семинар для учителей.
  3. Социально-педагогическая реабилитация: организация летнего оздоровительного лагеря городского типа; уроки этики и морали.
  4. Организация культуры и досуга: экскурсии по достопримечательным памятным местам города; посещение кружков и секций ДДЮТ; проведение различных культурно-досуговых мероприятий.

Материалы собственных исследований

Установлено, что подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения, поэтому многие авторы связывают девиантное поведение с нарушенным поведением. Нарушенное поведение - это понятие неоднозначное, в терминологическом отношении нарушенное поведение часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребёнок», «ненормальное поведение», «ребёнок с нарушениями в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «противоправное, преступное, криминальное поведение» и др.

Определены следующие основные типы девиантных подростков:

  1. Подростки с выраженной дисгармонией физического и психического развития, которая часто сопровождается общей раздражительностью, импульсивностью, грубостью, склонностью к насилию, сексуальными аномалиями.
  2. Подростки, характеризующиеся нелинейностью умственного развития, которое происходит скачкообразно, вызывая у подростков повышенную самооценку, самонадеянность, самоуверенность, лидерские притязания, способствуя размыванию нравственных установок, формированию автономной шкалы ценностей.
  3. Подростки подвижно-беспокойные, чей психический статус пронизан аффективностью и инфантильностью, обучение окрашено малоуспешностью, а поведение - неорганизованностью и недисциплинированностью».

Отмечена тенденция к нарушению межпоколенных позитивных духовных связей, что сказывается на формировании и протекании социализации. Основным источником возникновения девиантности подростков является неправильное семейное воспитание, переходящее в отклоняющееся поведение, усложняющее процесс социализации личности, и усвоение системы социальных ролей, неспособность взглянуть на происходящее со стороны, поставить себя на роль другого. При этом вырабатывается совокупность отрицательных привычек, потребностей, негативных реакций, ранимость как стереотип восприятия и поведения, который необходимо изменить мерами педагогического воздействия состоящих из стимуляции положительного поведения и ограничения внешнего негатива. Для чего рекомендуется:

  • Демонстрация стабильности нормы и неотвратимости её применения, в том числе путём придания более широкой гласности случаев нарушения социальных норм.
  • Информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.
  • Формирование правосознания подростков, повышение его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе через театр, художественную литературу, СМИ, кино, а также через систему социального обучения.
  • Формирование таких черт поведения как: быть хозяином своего слова и дела; тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу; концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время; ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.
  • Повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ.
  • Повышение индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным навыкам (коммуникация, налаживания социальных контактов, уметь отказывать, отстаивание своей позиции).
  • Информирование и повышение социальной компетентности.
  • Предложения специфической позитивной активности, предполагающие сильные эмоции и преодоление сильного рода препятствий.
  • Комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью.
  • Поощрение участия во всех видах деятельности.
  • Создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

Что и ориентирует на воспитание, помогающее данному подростку испытывать всю полноту жизненных проявлений, полноценное проживание и переживание собственной жизни, и ставит его перед проблемой самостоятельного выбора позитивного направления. Этому способствуют внешкольные клубные объединения, клубы по месту жительства, досуговые центры, подростковые клубы. Особо необходимо отметить опыт внедрения в Республике Татарстан занятий детей и молодежи физкультурой и спортом, создания спортивных секций, кружков, сообществ для несовершеннолетних по разнообразным направлениям. Спортивные занятия для подростков организовываются на базе спортивных залов городских, районных, управлений внутренних дел, где можно удовлетворить самые разнообразные спортивные интересы - заниматься волейболом, стрельбой, футболом, национальной борьбой, изучением боевых приемов самбо и общей физической подготовкой.

Резюме

К основным причинам девиантного поведения, как правило, относится нарушение социальной справедливости, кризис института семьи, культ гедонизма, пропаганда насилия, недостаток общественного внимания. Подростки впитывают все отрицательные явления мира, а агентами их социализации стали СМИ со своей деструктивной информацией. Единственным способом сублимации внутренней пустоты подростков становятся наиболее дерзкие формы и способы девиантного поведения. Таким образом, девиантность связана с имитацией - стремлением подражать во всем кому-либо. Подростки копируют манеру поведения своих сверстников или взрослых. Благодаря совместной деятельности у подростков также постепенно развивается социальное самосознание; в группе он чувствует себя увереннее, безопаснее, привыкает ею дорожить, гордиться, заботиться о её процветании.

Выводы

Необходимо отметить, что дети очень рано обнаруживают чувствительность к своим правам, но очень неохотно признают права других, идущие вразрез с их собственными желаниями. Именно поэтому притязания взрослых на ограничение их прав в пользу других подростки воспринимают как покушение на их свободу, проявление права силы, которое можно и нужно оспаривать. В качестве показателя эффективности преодоления и предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних является наличие гуманистически ориентированных социальных учреждений, их открытый характер образовательного, социально-педагогического, коррекционного направлений.

Для решения этой проблемы необходимо включение в школьную программу специалистов социальной сферы; координации воспитательной деятельности учителей, родителей, администрации школы; создания необходимых условий в классе, школе. Реальная практика действенного решения социальных проблем, в том числе в предупреждении, выявлении и преодолении девиантного поведения обучаемого, диктует необходимость создания специальной социальной службы школы. Именно совместная работа в организации, спортивной секции, кружке является лучшей почвой для развития чувства права, ответственности.

Рецензент:

Терехов П.П., д.п.н., профессор, проректор Казанского государственного университета культуры и искусств, г. Казань.