Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF THE REACTION OF INTERNET USERS TO THE SOCIALLY SOUND CHANGES IN LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

Zhuk D.V. 1
1 St.Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
The work presents the results of the study of the discussions in social networks, blogs and forums of issues related to the introduction and adoption in Russian parliament (State Duma) of bills which have big social response in Russia. The article provides data of analysis of the reaction of the online community for the bills adopted in Russia during 2013. Among these bills are so called Law on Defense of Religious Feelings, Anti-Tobacco Law, The Law Defending Children from Promotion of Homosexual Relations. Social media monitoring service IQBuzz was used as a tool for the study. This tool gives the possibility to search over full number of posts in social media (social networks, blogs and forums of Russian segment of Internet). The article gives an overview both of the scale of the discussions in each of the above mentioned topics, and also shows main active discussion platforms for each topic and demographic specific of the audience involved in discussions of each bill in social media.
anti-smoking law
antipiracy law
social media monitoring services
social problems
automated research tools
research methods in humanities

Введение

В настоящее время социальные медиа (социальные сети, блоги, форумы и т.п.) имеют незаменимое значение для современного общества. Многие деятели науки, искусства, политики и прочих общественных сфер имеют аккаунты в социальных сетях, с помощью которых могут поделиться последними новостями, событиями, идеями. За неосторожное высказывание в «Twitter» могут уволить, правоохранительные органы могут через социальные сети собирать необходимую информацию, а коммерческие предприятия могут использовать их рекламные возможности. Социальные сети называют «зеркалом» нашего общества. Именно поэтому исследования социальных сетей имеет высокий научный потенциал, использование которого позволяет достичь адекватных исследовательских результатов во многих тематических областях.

Для поиска и обработки информации из социальных сетей имеется довольно обширный инструментарий [1] [5]. В качестве базового инструментария нами был выбран сервис IQBuzz (сервис мониторинга социальных сетей) [4]. В ходе анализа с помощью этого автоматизированного инструмента анализа социальных медиа был проанализирован массив сообщений и комментариев, найденных по ключевым словам и относящимся к тому или иному изменению в законодательстве, вызвавшему общественный резонанс. Адекватность применения выбранного инструментария было продемонстрировано на примере закона о реформировании РАН [2], вызвавшего широкую дискуссию и обсуждения как в традиционных СМИ, так и социальных медиа.

Основные результаты исследования

1. Закон о защите чувств верующих

С 1 июля 2013г. в силу вступил Федеральный закон от 29 июня 2013 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан». Принятие этого закона было связано с громким делом по проведению так называемого «панк-молебна» в храме Христа Спасителя. 3 марта 2012 года по обвинению в хулиганстве в связи с несанкционированным выступлением, были арестованы участницы группы Pussy Riot. Международная правозащитная организация «Amnesty International» признала арестованных узницами совести. Все арестованные были приговорены к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. Вынесение обвинительного приговора стало беспрецедентным по мировому резонансу.

Принятый закон внес изменения в ст.148 Уголовного кодекса РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», ст.5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» Административного кодекса.

В результате анализа за период с 1 января по 30 сентября 2013 года по тематике закона было найдено 12 768 документов. В течение этого периода были отмечены следующие информационные всплески (рис. 1):

  • законопроект о защите чувств верующих одобрен Госдумой в первом чтении (9 апреля 2013 г.);
  • законопроект о защите чувств верующих принят Госдумой во втором чтении (21 мая 2013 г.);
  • вступление в силу Федерального закона от 29 июня 2013 г. N 136-ФЗ (1 июля 2013 г.).

Рис. 1. Динамика обсуждений в социальных медиа тем, связанных с принятием закона о защите чувств верующих (сообщений в день, 01.01.2013 - 30.09.2013)

В результате исследования было отмечено, что среди всех имеющихся источников, больше всего информационных сообщений приходится на посты в блогах и записи в социальных сетях: Живой журнал livejournal.com (4877 сообщений, 38,4% от общего числа сообщений по данной теме), vk.com (2252 сообщений, 17,7%), liveinternet.ru (1727 сообщений, 13,6%), blogspot.com (669 сообщений, 5,2%), blogs.mail.ru (384 сообщений, 3,0%).

Распределение авторов по гендерному признаку показывает, что мужчины (63%) намного более активно высказываются по данной тематике, чем женщины (37%). С начала года аудитория обсуждения тем, связанных с законом охватила почти 3 млн человек (в это число включены все подписчики авторов текстов, которые разместили у себя сообщения на данную тему, т.е. все те, кто имел возможность прочитать эти сообщения). Охват большей части этой аудитории был обеспечен публикацией отдельных сообщений популярными блоггерами, а также активностью СМИ.

Наибольший интерес к исследуемой тематике проявляют граждане возраста 36-55 лет, но что характерно - исследуемая проблематика также находит живой отклик и в других возрастных категориях, как 16-35, так и 55-65 лет.

2. Антитабачный закон

С июня начал действовать запрет на курение в общественных местах предусмотренный Федеральным законом от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» - в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака.

Закон получил большой резонанс в связи с тем, что эта тема затрагивает почти половину страны. По данным Министерства здравоохранения и соцразвития сегодня в России курит почти 40 % населения. Это один из самых высоких показателей в мире. Следует отметить, что закон не защищает права некурящих, а усиливает давление на курящее население. Закон не предусматривает помощь курящим в борьбе с их зависимостью.

Помимо ограничения мест на курение, закон устанавливает запрет рекламы табачных изделий, стимулирования их продажи и спонсорства, а также полный запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса курения, в материалах, предназначенных для детей и подростков.

В результате анализа за период с 1 января по 30 сентября 2013 года по тематике исследования было найдено 17 096 документов. В течение этого периода были отмечены следующие информационные всплески (рис. 2), связанные с формальными процедурами превращения законодательной инициативы в действующий федеральный закон:

  • «антитабачный» законопроект принят Госдумой во втором чтении (25 января 2013 г.);
  • принятие закона Государственной Думой (12 февраля 2013 г.);
  • одобрение закона Советом Федерации (20 февраля 2013 г.);
  • вступление закона в силу (1 июня 2013 г.).

Рис. 2. Динамика обсуждений в социальных медиа антитабачного закона (сообщений в день, 01.01.2013 - 30.09.2013)

По данным, полученным с использованием сервиса IQ Buzz, среди сообщений в тематике антитабачного закона преобладают документы с нейтральным оттенком информации, но, тем не менее, доля положительных откликов составляет 5,3% (900 документов). Документы, имеющие позитивные окрас, касаются положительного опыта реализации аналогичных законов в странах Евросоюза, а сообщения с негативным оттенком в свою очередь посвящены запретительному характеру закона. Среди всех имеющихся источников, больше всего информационных сообщений приходится на записи в социальных сетях и блогах: ВКонтакте (4931 сообщений, 28,8% от общего числа сообщений по данной теме), Живой журнал livejournal.com (3405 сообщений, 19,9%), Twitter (3182 сообщений, 18,6%).

Распределение авторов по гендерному признаку показывает, что мужчины (65,3%) намного более активно высказываются по тематике исследования, чем женщины (34,7%).

С начала года аудитория обсуждения тем, связанных с антитабачным законом охватила более 10 млн. человек. Наибольший интерес к исследуемой тематике проявляют граждане возрастных категорий 16-25 и 26-35 лет. При этом, исследуемая проблематика находит крайне мало откликов в группе людей старше 36 лет.

3. Федеральный закон о защите детей от пропаганды гомосексуализма

Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ внесены изменения в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и отдельные законодательные акты РФ, в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей. При этом КоАП РФ дополнен ст. 6.21 «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Под такой пропагандой понимается распространение информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

За такую пропаганду предусмотрены существенные штрафы и административные меры. Кроме того, закон устанавливает обязанность органов власти РФ принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, дополняется положением о том, что к такой информации относится и информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.

Изменения были направлены на усиление ответственности за пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений» среди детей. Следует отметить, что интерес к этой теме был вызван и изменениями в международном праве, в частности разрешением во Франции заключения однополых браков. Как показали социологические опросы ВЦИОМ, за последние годы отношение к гомосексуализму в российском обществе стало более нетерпимым, в настоящее время подавляющее большинство россиян поддерживает введение запрета на пропаганду гомосексуализма в стране (88%). Противников данной инициативы всего 7%. Причем 54% россиян считают, что и сам гомосексуализм нужно сделать уголовно наказуемым [3].

В результате анализа за период с 1 января по 30 сентября 2013 года по тематике закона было найдено 1 039 документов. Активнее всего закон обсуждался вследствие актуализации темы защиты детей в преддверии тематических праздников. В течение этого периода были отмечены следующие информационные всплески (рис. 3):

  • День защиты детей (1 июня 2013 г.);
  • Международный день дружбы (30 июля 2013 г.);
  • в Ханты-Мансийске стартовал российско-американский форум «Защита детей от насилия и жестокости: возможности семьи, общества, государства» (23 сентября 2013 г.).

Рис. 3. Динамика обсуждений в социальных медиа закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью (поправка, запрещающая пропаганду гомосексуализма) (сообщений в день. 01.01.2013-30.09.2013)

Среди всех имеющихся источников, больше всего информационных сообщений приходится на посты в блогах: blogspot.com (590 сообщений, 56,7% от общего числа), liveinternet.ru (224 сообщений, 21,5%), Живой журнал livejournal.com (92 сообщений, 8.8%), ВКонтакте (39 сообщений 3,7%)

Распределение авторов по гендерному признаку показывает, что женщины (66,9%) намного более активно высказываются по тематике исследования, чем мужчины (33,1%). С начала года аудитория обсуждения тем, связанных с законом охватила более 150 тыс. человек. Наибольший интерес к исследуемой тематике проявляют граждане возрастной категории 36-55 лет (то есть, как правило, люди в возрасте, когда у них есть несовершеннолетние дети). Исследуемая проблематика не находит практически никаких откликов в группе моложе 35 лет.

Заключение

Анализ различных информационных поводов с широким общественным резонансом позволил сделать следующие выводы:

  1. Несмотря на традиционно невысокий интерес в российском обществе к изменению законодательства, отдельные социально значимые инициативы находят свое отражение в обсуждениях общественности в сети Интернет.
  2. Больший интерес законодательство вызывает у мужской половины интернет-аудитории, кроме вопросов, связанных с детьми и их защитой.
  3. Среди возрастных категорий, группа интернет-пользователей в возрасте 26-35 лет является наиболее восприимчивой и активно реагирующей на подобные обсуждения.
  4. Социальные сети Вконтакте, Твиттер, а также блог-сервис Живой журнал (LiveJournal) являются наиболее популярными площадками для обсуждений данной тематики.

Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы» по теме: «Исследование специфики распространения социально-значимой информации в социальных сетях на примере Живого Журнала с помощью автоматизированных программных средств», соглашение № 14.B37.21.0524.

Рецензенты:

Прокудин Д.Е., д.филос.н., доцент кафедры культурологи философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, г.Санкт-Петербург.

Борисов Н.В., д.ф.-м.н., декан Магистерского корпоративного факультета Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, г.Санкт-Петербург.