Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TENDENCIES OF SECONDARY EDUCATION IN EUROPEAN UNION

Firago A.D. 1
1 Immanuel Kant Baltic federal university
Analysis of key normative documents of European Commission, General Directorate of Education and Training was done, tendencies of secondary education in European Union countries as well as recognized values of European education were found. The European Commission focuses on development of competencies, high quality of education for pupils, life-long learning, social cohesion development, development of citizenship of pupils, individualization of learning.Phenomena of globalization of education were examined, definition of internationalization of education was given as well as key aspects of internationalization of education were presented. Key competencies, which must be developed at school, were indicated. Development of these competencies may be done through modernization of form of an education process, which must include peculiarities of global process – paradigm of XXI century and process of internationalization of educational process.
guided visualization.
life-long learning
organizational form of an educational process
competencies
internationalization of education
global education
European educational tendencies

Введение

Российское образование развивается в рамках мирового образовательного процесса. Существующее взаимодействие между Россией и Европейским союзом основывается на сотрудничестве в рамках четырех «общих пространств», одним из которых является пространство научных исследований и образования, включая культурное сотрудничество. Болонский процесс стал отправной точкой в развитии сближения России и Европы в сфере образования. Его положения были внедрены в высшую школу России. Европейские школьные образовательные системы также обладают обширным спектром особенностей, предлагают различные учебные планы и методы, способствующие повышению эффективности обучения. Средняя общеобразовательная школа является важнейшим социальным институтом, обеспечивающим дальнейшее развитие и становление личности, где закладываются базовые знания, навыки и жизненные компетенции, а также фундаментальные отношения и ценности.

Именно поэтому в последнее время страны Европейского Союза сосредоточили основное внимание на преобразовании систем школьного образования. Подготовка детей во время обязательного обучения напрямую влияет на их будущее участие в социальной жизни, на их дальнейшее обучение. Поэтому ключевая задача школьного образования Европы заключается в усилении реформы школьных систем таким образом, чтобы каждый молодой человек мог развить свой потенциал в полной мере посредством улучшенного доступа и возможностей, стал активным участником развивающейся экономики знаний и укрепил социальную солидарность [9].

Для успешной интеграции европейских достижений в области школьного образования необходимо обозначить, какие признанные ценности Европейского образования могут быть перенесены в российскую действительность. В Европе нормативные документы по школьному образованию разрабатывает генеральный директорат по образованию и культуре Европейской Комиссии (European Commission, General Directorate of Educationand Training). При проведении анализа ключевых документов ЕС по школьному образованию [9, 10] было установлено, что Европейская Комиссия основное внимание уделяет следующим аспектам:

  • ориентации образования на развитие компетенций;
  • непрерывному образованию - учению длиною в жизнь (life-longlearning);
  • изучению родного и иностранных языков;
  • высокому качеству образования для каждого учащегося;
  • развитию активной гражданской позиции учащихся;
  • развитию социальной сплочённости учащихся.

В связи с этим актуальным является изучение того, каким образом в школах Европы протекает образовательный процесс, в котором учитываются данные европейские тенденции, а также изучение европейских достижений, применяемых в процессе обучения, с целью развития ключевых компетенций и коммуникативных способностей учащихся.

Всё школьное образование Европы ориентировано на развитие ключевых компетенций учащихся. Эти компетенции носят надпредметный характер и относятся к общему развитию личности. В документе Генерального Директората Европейской Комиссии по образованию «Ключевые компетенции в процессе непрерывного образования» дается следующее определение компетенциям: компетенции - комбинации знаний, навыков и отношений, соответствующих определенному контексту. Ключевые компетенции - это то, что необходимо личности для самореализации, личного развития, формирования активной гражданской позиции, социальной интеграции и занятости [10].

На наш взгляд, данные аспекты могут быть развиты путем усовершенствования формы организации обучения, так как, по мнению В.К. Дьяченко, именно благодаря ей содержание и методы обретают признаки системности, становятся доступными для восприятия как завершенная единица взаимодействия педагога и учащихся [2]. В.К. Дьяченко акцентирует внимание на общении. Обучение строится так, как происходит общение между людьми. С учетом этого В. К. Дьяченко дает следующее определение: «Организационная форма обучения - это структура общения, применяемая в учебном процессе, т.е. структура общения между обучающими и обучаемыми в процессе их работы» [2]. По мнению М. И. Махмутова, форма организации обучения выступает как логическая структура содержания и методов обучения, как способ их сочетания, построения. Благодаря ей, содержание и метод обретают признаки системности, становятся доступными для восприятия как завершенная единица взаимодействия педагога и учащихся [4]. Поэтому на данном этапе активного поиска путей модернизации российской системы школьного образования актуальной задачей является исследование форм организации обучения Европы, заимствование апробированных элементов зарубежного опыта, доказавшего свою эффективность в конкретных странах Европейского союза, с последующим их внедрением в школы России.

Модернизация формы организации обучения должна осуществляться с учетом глобального образования - парадигмы XXI века. Сегодня феномен глобализации и его отношение к вопросам образования широко обсуждается в мировых политических и академических кругах. С этим феноменом связаны перемены в европейском и мировом образовательных пространствах. Глобализация - это базовый фон, источник тех интеракциональных и контекстных знаний, которые позволяют преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур, моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, помогут увидеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понять их значение для будущей профессиональной деятельности, сформировать навыки социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающие адекватность социальных и профессиональных контактов, научатся ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, профессиональных общностей и групп. Глобализация в большинстве случаев интерпретируется как процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором общие цели и задачи более значимы, нежели задачи локальных сообществ [1].

Одной из разновидностей процессов глобализации является так называемая интернационализация. В современной энциклопедии приводится следующее определение интернационализации: интернационализация (от лат.inter - между и natiо - народ) - распространение, расширение процесса, сферы деятельности за рамки одного государства, региона, вовлечение в него широкого круга участников. В толковом словаре Д.Н. Ушакова под интернационализацией понимают признание чего-нибудь интернациональным, свободным для международного пользования. В словаре-справочнике по социальной психологии В.Г. Крысько под интернационализацией понимают закономерный процесс выхода какого-либо явления или процесса за рамки одной страны или народа (этноса), в результате чего происходит расширение и углубление межнационального, межгосударственного взаимодействия во всех сферах общественной жизни, преодоление замкнутости и обособленности, интенсивное взаимообогащение накопленным опытом и его достижениями, повышение места и роли общего, интернационального вплоть до формирования межнациональных и межгосударственных объединений [3].

Образование испытывает на себе последствия глобализации и интернационализации и вынуждено отвечать на их вызовы. При сохранении национального суверенитета в области образования и его национального многообразия, интернационализация образования является ключевым фактором его трансформации в развитых странах в последние десятилетия. Процесс интернационализации неуклонно усиливается, его значение растет, в разных странах интернационализация развивается в разных формах. Согласно определению, принятому в исследованиях Организации экономического сотрудничества и развития, интернационализацию образования (Internationalizationofeducation) на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение [8].

С одной стороны, интренационализация ограничена и фактически символична. В этом случае, интернационализация подразумевает некоторое количество учащихся из разных стран, присутствующих в одном классе. С другой стороны, сам процесс интернационализации рассматривается как синергетический, преобразовательный процесс, включающий в себя учебный план и исследовательские программы, которые влияют на роль и деятельность всех сторон, включая класс, учащихся, администраторов и учебное заведение в целом [5].

Интернационализация, как правило, сфокусирована на процессный подход, акцентирующий внимание на то, каким образом образовательные учреждения могут более эффективно способствовать глобальному обучению посредством непрерывного, систематического и международного процесса.

Форма организации обучения в школе должна отражать особенности процесса глобализации. Сосредотачиваясь на интернационализации, образовательные учреждения уходят от единственного взгляда на мир и рассматривают самые различные перспективы. Именно поэтому важным является изменение самой организационной структуры урока, т. е. формы организации обучения.

Так как интернационализация и международное / глобальное образование распространяется посредством стратегического плана, или принципа, то в данном случае уместно говорить о трансформационном процессе. Согласно Eckel, Hill и Green трансформация:

  1. меняет культуру образовательного процесса посредством изменения основополагающих принципов и принятых стиля поведения, процессов и структур;
  2. имеет глубинный, распространяющийся характер, влияет на весь педагогический процесс;
  3. является запланированной;
  4. протекает в течение продолжительного периода.

Образовательные учреждения, взявшиеся за преобразования, и в то же время поддерживающие свои исторические и социальные роли, должны поменять базовые способы преподавания и обучения, способы и принципы, посредством которых протекает сам образовательный процесс [7]. Трансформационное изменение протекает благодаря нескольким маркерам. Эти маркеры включают в себя изменения в плане обучения, педагогике, стиле преподавания, практике обучения учащихся и практике оценивания результатов обучения, изменения стиля преподавания [7]. Как пишет М.И. Махмутов, противоречие между новым содержанием обучения, ориентированным на развитие мыслительных способностей учащихся, и традиционными методами, ориентированными на передачу учащимся готовых выводов науки учителем, может быть разрешено только путем «сбрасывания» старой формы и возникновения новой, т. е. путем разработки новых методов обучения, адекватных изменившимся цели и содержанию обучения в общеобразовательной школе [4].

На наш взгляд, достижение данных целей возможно через усовершенствование формы организации обучения с помощью внедрения из западной школы лучших практик, инновационных методов и методик преподавания и обучения, направленных на развитие у школьников ключевых компетенций и творческих способностей, я также развития чувства самостоятельности, ответственности, сплоченности, коммуникативных навыков и умения работать в коллективе. Эти качества являются ключевыми на данном этапе развития современного общества. Учащиеся должны перестать быть пассивными реципиентами информации. Они должны понимать, что в современном обществе знаний и информации процесс непрерывного образования (life-longlearning) играет ключевую роль.

В документе Европейской Комиссии «Улучшение компетенций XXI века: программа действий по европейскому сотрудничеству в школах» подчеркивается, что для того, чтобы овладеть необходимыми компетенциями учащиеся должны с ранних лет «научиться учиться» (learntolearn), относясь критически к своим учебным целям, самодисциплинируя себя, работая автономно и в сотрудничестве, а также уметь находить информацию и необходимую поддержку, используя все возможности новых технологий (например, во время обучения учащиеся могут работать в режиме реального времени в сети Интернет) [9]. Преподаватели становятся все в большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача - помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это.

Одним из примеров зарубежного опыта является использование управляемой визуализации (guidedvisualization). Например, в начале урока, посвященного Англии, учитель просит учащихся закрыть глаза на 2 минуты и слушать то, что он рассказывает об Англии, при этом, учащиеся должны включить воображение и представить то, что они слышат. Данная техника применяется преимущественно в школах Великобритании и оказывает огромное влияние на интенсификацию обучения и активизацию учебной деятельности.

Таким образом, модернизация школьного образования может быть осуществлена при помощи усовершенствования формы организации обучения. В российскую действительность следует внедрять лучшие практики, инновационные методы и методики преподавания и обучения, доказавшие свою эффективность в странах Европейского Союза. Форма организации обучения должна быть модернизирована с учетом феномена глобализации и процесса интернационализации образования.

Рецензенты:

Бударина А.О., д.п.н., профессор, ученый секретарь диссертационного совета, преподаватель института социально-гуманитарных технологий и коммуникации ФГАОУВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград.

Тамбовкина Т.Ю., д.п.н., профессор, преподаватель института социально-гуманитарных технологий и коммуникации ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград.