Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PECULIARITIES AND PERSPECTIVES OF MANAGEMENT DISCOURSE STUDY IN LINGUISTICS

Drygina Yu.A. 1
1 Belgorod State National Research University
This article deals with the definition of the place of management discourse among other discourse types. A brief review of approaches towards management discourse in non-linguistic disciplines such as philosophy and sociology is presented. Within a framework of linguistic research pragmatic and cognitive characteristics of this discourse type are revealed. It is specified that management discourse is considered similar to business discourse and therefore is often treated as its synonym. Management discourse is a specific type of communication within the framework of institutional discourse. Strategic importance of management discourse for implementation of management process is underlined. Linguistic definition of management discourse, finding out of its characteristics, speech strategies and tactics of controls realization are considered as research perspectives.
discourse type
business discourse
management discourse

Рассмотрение особенностей различных жанров дискурса вызывает неослабевающий исследовательский интерес, о чем свидетельствует огромное количество работ, появившихся за последние десятилетия.

В данной статье будет предпринята попытка дать определение одному из жанров институционального дискурса - управленческому дискурсу, который, в отличие от других жанров, все еще находится на периферии исследовательского интереса в современном дискурс-анализе.

Несомненным лидером по количеству посвященных ему исследований является политический дискурс, что неудивительно, ведь политикой и ее языком интересуются практически все члены любого общества - от самих политических деятелей, политологов и политтехнологов до журналистов и простых граждан.

В поле зрения исследователей чаще всего попадают такие прагматические аспекты политического дискурса, как коммуникативные и речевые стратегии и тактики, риторико-аргументативные характеристики, его ролевая структура, также вычленяются различные жанры политического дискурса, создаются метафорические модели политического дискурса. Немало внимания уделяется также выявлению функционально-когнитивных особенностей репрезентации ключевых концептов данного дискурсивного жанра, не лишены внимания лексико-семантический и стилистический аспекты дискурса.

Следующим весьма популярным у исследователей видом дискурса является деловой дискурс. Число исследований этой области значительно меньше, но все же основные прагматические, когнитивные, грамматические и лексико-фразеологические особенности делового дискурса получили достаточно подробное освещение.

Среди остальных жанров институционального дискурса, получивших лингвистическое описание, следует отметить научный, педагогический, медицинский, военный, спортивный, религиозный, юридический.

Термин «управленческий дискурс» периодически также появляется в работах как лингвистов, так и представителей других научных областей.

Обратимся сначала к трактовке понятия «управленческий дискурс» в нелингвистических исследованиях.

В философии управленческий дискурс отождествляется с дискурсом менеджмента. Центральным звеном управленческой деятельности признается принятие решений, а функции организации, руководства, контроля составляют исполнительный блок управленческой деятельности. Важным для нас наблюдением является утверждение о том, что управленческий дискурс со временем развивается, включая в себя все новые и новые аспекты - менеджмент, корпоративная культура, логистика, маркетинг, паблик рилейшнз [5].

В исследовании Г.В. Сориной [6] рассматривается не весь управленческий дискурс, а один из его структурно-содержательных аспектов - аргументативные практики и вопросно-ответные процедуры. Автор не ставит перед собой задачу определения управленческого дискурса, а концентрирует свое внимание на таких важных характеристиках управленческого дискурса, как необходимость включения элемента аргументации в управленческий дискурс и реализации управления в процессе коммуникации, которая, в свою очередь, в современных условиях предполагает наличие профессиональных навыков эффективного использования аргументативных ресурсов. Автор наглядно демонстрирует зависимость и взаимосвязь управления, коммуникации и аргументации. Интересны выводы о зависимости характера аргументации от стиля управления - при авторитарном стиле управления вопросно-ответные процедуры буквально сведены к нулю.

В работе С.А. Шилиной, посвященной социологии управления, дискурс рассматривается как управленческая коммуникация в условиях соответствующих социальных отношений. Автор отмечает, что в связи с отсутствием в социологической науке четкого и общепризнанного определения дискурса сложной задачей является определение функций и значения управленческого дискурса в системе отношений общества и государства.

Давая собственное определение данному понятию, автор отмечает, что управленческий дискурс является технологией коммуникативного воздействия различных социальных групп, объектов и субъекта власти, пронизывающей все сферы и уровни отношений государства и общества. Автор подчеркивает системообразующую роль управленческого дискурса, выступающего стратегическим ресурсом государственного управления [7].

К функциям управленческого дискурса в рамках данной работы относятся качественное государственное управление, ориентированное на отношения партнерства и сотрудничества, переход от логики учреждения к логике обслуживания с активным гражданским участием, а также на двухстороннюю коммуникацию разных социальных групп в режиме диалога.

Существующие лингвистические исследования управленческого дискурса сконцентрированы на его отдельных поджанрах, аспектах и особенностях.

В исследовании Ю.В. Данюшиной обобщаются основные речевые характеристики бизнес-лидеров из разных культур. Автор исследует публичный дискурс корпоративных лидеров и показывает, как особенности культур проявляются в организационно-деловом и управленческом общении. У собственно управленческого бизнес-дискурса выделяются несколько разновидностей, а под бизнес-дискурсом в целом понимается вербализация коммуникации в бизнес-контексте, реализуемая в форме открытого множества тематически соотнесенных текстов - устных, письменных и технически опосредованных [1].

В комплексном исследовании С.В. Мкртычан представлена когнитивная модель управленческого коммуникативного стиля. Предлагаемая модель основывается на расширительной трактовке устного делового общения, которое может рассматриваться по линии свой-чужой и включает ряд уровней - уровень ментальных репрезентаций, уровень амплификации точки фиксирования концептуальной оппозиции, уровень интерпретативной концептуализации, уровень активации фрейма речевой тактики и уровень вербализации [3].

Диссертационное исследование О.А. Юдиной [8] посвящено выявлению и сопоставлению метафор и метафорических моделей в российском и англо-американском управленческом дискурсе. Автором проводится сопоставительное исследование данных метафор, а также выявление семантических особенностей их освоения в российском управленческом дискурсе.

Управленческий дискурс понимается в работе как особый вид институционального дискурса. Он определяется как жанровый корпус текстов, который развернут в пространстве и времени, а также как способ передачи когнитивного содержания, вкладываемого адресантом, адресату через текст в его языковой реализации и заложенных в нем определенных стратегий подачи информации.

В работе характеризуются и анализируются двенадцать наиболее встречаемых в российском и англо-американском управленческом дискурсе метафорических моделей, таких как: «Управление - это наука», «Управление - это болезнь», «Управление - это деньги и товар», «Управление - это человеческий организм», «Управление - это движение по определенному пути», «Управление - это война» и т.д.

В заключение автор приходит к выводу, что управленческий дискурс представляет собой специфический образ мышления и метафоричность является одной из институциональных черт как российского, так и англо-американского управленческого дискурса.

В интересном исследовании Н.В. Даржаевой [2] рассматривается функционально-прагматический аспект управленческого дискурса в жанре интервью менеджера. Автор анализирует речевые средства воздействия в заявленном дискурсивном жанре, прагмасемантические и структурные признаки управленческого дискурса в совокупности с языковыми средствами реализации его стратегической направленности.

В работе не прослеживается четкого определения управленческого дискурса, однако выявляются базовые характеристики дискурса управленца и жанра интервью менеджера. Управленческий дискурс функционирует в рамках организационной коммуникации, которая представлена в трех основных категориях: внутреннее производственное общение, внешнее производственное общение и межличностное общение. Основной иллокутивной функцией управленческого дискурса автор считает директив, отмечая, что информатив имеет директивную иллокутивную цель - побуждение читателя к действию по отношению к компании (покупка товара, акций, услуг компании).

В работе Е.В. Мороз управленческий дискурс относится к разновидности институционального общения и понимается как сложный социальный феномен, важнейшая составляющая социального взаимодействия [4]. Отмечается, что исследование управленческого дискурса затрагивает проблемы лингвокультурных характеристик авторитарной и демократической моделей менеджмента.

Само понятие управленческого дискурса охватывает в данной работе языковые средства в сочетании с условиями коммуникации, поэтому анализ дискурса предлагается начать с выявления его жанровой организации и набора речевых актов с последующим рассмотрением используемых в нем языковых средств.

Подводя краткий итог проведенному обзору работ, упоминающих дискурс управленца, необходимо отметить, что, во-первых, практически во всех работах управленческий дискурс отождествляется с деловым дискурсом, выступая как его синоним, и, во-вторых, исследователи называют его особым видом общения или коммуникации в рамках общения институционального, подчеркивая его стратегическую важность для осуществления процесса управления. А поскольку управление является процессом, пронизывающим все сферы общества, своеобразным организующим центром его жизни, исследование одного из важнейших средств его реализации - управленческого дискурса представляет собой весьма актуальную задачу для современной лингвистической науки.

Очевидно, что управленческий дискурс, будучи одним из жанров институционального общения имеет ряд черт, присущих ему, но в то же время он должен обладать и характерными отличительными особенностями, выявление которых представляет немаловажную задачу.

К другим важнейшим задачам, также требующим решения, следует отнести определение сущности управленческого дискурса и его места среди других жанров институционального дискурса. Представляется не вполне верным отождествление управленческого дискурса с деловым, поскольку его границы очевидно шире - ведь элементы управления мы находим во всех сферах жизни общества - от государственной политики и бизнеса до системы образования и межличностных взаимоотношений.

Пересечение и соприкосновение с другими типами дискурса, выявление его жанровых черт и характеристик, речевых стратегий и тактик реализации управленческого воздействия, а также средств его языковой объективации тоже представляют исследовательский интерес.

Таким образом, анализ серии исследований в области управленческого дискурса позволил выявить ряд его существенных черт и наметить перспективы для дальнейших лингвистических исследований данной области.

Рецензенты:

Огнева Е.А., д.фил.н., профессор, заведующая кафедрой иностранных языков № 1 факультета иностранных языков педагогического института, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.

Багана Жером, д.фил.н., профессор, заместитель директора Института межкультурной коммуникации и международных отношений, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.