Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Симонов Н.Е.

Вынесенная в заголовок статьи проблема, несмотря на свою актуальность, в настоящее время в теоретическом плане пока мало исследована. Как известно, в условиях процесса распада СССР и появления в 90-е г. ХХ в. на политической карте нового государства - Российской Федерации, страна вступила в затяжную полосу системного кризиса, обусловленного революционной сменой общественно-экономической формации. В этот период создание и становление таможенной службы России проходило в условиях сложной, напряженной и динамичной оперативной обстановки. Противоречивый процесс формирования российской государственности, негативные последствия политического и социально-экономического кризисов, развала предшествующей правоохранительной и судебной системы российский и зарубежный преступный мир максимально использовал в своих противоправных экономических интересах.

В этот период в России в условиях стремительного роста преступности четко обозначилась одна из главных внутренних угроз экономической безопасности - сращивание криминальных структур с банками, организациями, учреждениями и фирмами различных форм собственности, а также с представителями высших и местных органов государственной власти и управления, в том числе правоохранительными. Организованные преступные группы (ОПГ) активно способствовали развалу и последующему разделу промышленного и сельскохозяйственного производства, рынков сбыта, пытались взять под контроль экспорт сырьевых ресурсов и вооружений, импорт продовольствия, подакцизных товаров. Значительный ущерб был нанесен стране в финансово-экономической сфере: в зарубежные банки и оффшорные зоны были незаконно выведены, по оценкам экспертов, более сотни млрд. долл. США. Ажиотажное, практически мало управляемое развитие внешнеэкономических связей России в условиях неразвитости таможенного и налогового законодательства привело в первой половине 90-х гг. к формированию полукриминальной коммерческой околотаможенной инфраструктуры и рынка таможенных, логистических и транспортных услуг, созданию разветвленных международных и внутренних контрабандных каналов.

Во второй половине 90-х годов государству в основном удалось справиться со сложившейся ситуацией: были приняты основы таможенного законодательства, создан ведомственный механизм правового и организационного обеспечения таможенного дела в России. Существенно возросли до 42 % направляемые в доходную часть бюджета страны таможенные платежи. Достигнут определенный прогресс в борьбе правоохранительных органов с таможенными преступлениями. Начало активному процессу интеграции РФ в мировое экономическое хозяйство положили глубокие качественные изменения во внешней и внутренней политике страны в 2001-2007 гг., которые в целом оказали положительное влияние на мировое сообщество и упрочили доверие ведущих зарубежных государств и международных институтов к политическому курсу, проводимому Россией.

Наиболее значимыми макро показателями развития российского государства в этот период стали: выход из перманентного кризиса и стабилизация политико-экономической ситуации, рост ВВП и приток иностранных инвестиций, создание крупных золотовалютных резервов и стабилизационного фонда, снижение уровня инфляции, досрочное погашение основных внешних долгов, укрепление национальной денежной единицы.

Последовательное присоединение России к общепризнанным базисным международным конвенциям, коренная реорганизация таможенной системы страны, в том числе модернизация и кодификация внешне-торгового законодательства, внедрение в практику современных таможенных технологий обусловили прогресс длительных переговоров по вступлению России в ВТО[3]. Достигнуты принципиальные договоренности, предусматривающие особый компромиссный вариант поэтапного вступления России в эту крупнейшую международную экономическую организацию в 2008 -2009 гг.

 На этом фоне в условиях дальнейшего развития процессов глобализации и складывающего миропорядка таможенная служба России все в большей степени ориентирована на реализацию в таможенной политике общепринятых и закрепленных в международных конвенциях принципов и норм администрирования. В этой связи основными приоритетными направлениями совершенствования деятельности таможенных органов стали: внедрение в практику общепринятых принципов «содействия торговле», «гармонизации», «транспарентности» таможенных процедур, «рамочных стандартов безопасности» ВТО, системы управления рисками и повышение эффективности таможенного менеджмента.

В результате начавшегося перехода таможенной службы России на международные принципы осуществления таможенной политики процесс государственного таможенного регулирования и контроля постепенно смещается в сферу государственного таможенного сервиса. И этот процесс, после принятия в 2003 г. принципиально нового, прошедшего экспертизу ВТО, Таможенного кодекса РФ, набирает ускорение. В соответствие с концепцией развития таможенных органов и федеральной целевой программой строятся современные пункты пропуска на границе России, совершенствуется организационная структура таможенных учреждений, растет финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение их деятельности. Поступательно внедряется система электронного декларирования, все большее количество таможен переходят к принципу таможенного оформления в режиме «одного окна», расширяется количество добросовестных участников ВЭД, пользующихся процедурами предварительного уведомления, а также декларирования в упрощенной форме. Существенно сокращены сроки фактического досмотра и оформления товаров и транспортных средств во внутренних таможнях (до одних суток), постепенно уменьшаются «очереди» автотранспорта на государственных границах России. С 2007 г. в стране введена новая современная европейская система декларирования в виде единого административного документа ГТД.

Вместе с тем, в этот период серьезному реформированию были подвергнуты правоохранительные структуры таможенных органов, существенно изменились их роль и место в системе обеспечения экономической безопасности России. Проведенный анализ оперативной обстановки выявил новые угрозы и риски, содержание которых поставило перед правоохранительными органами страны более сложные задачи по обеспечению экономической безопасности, организации борьбы с таможенной преступностью.

Представляется целесообразным кратко остановиться на базисных правилах членства в ВТО. Так, в соответствии с установленными принципами страны-члены организации взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. Основные правила содержатся в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

По мнению экспертов Европейского Союза, жизнеспособность системы ВТО доказывает не только факт вхождения в нее всех крупных торговых наций, но и существенными экономическими выгодами. Среди которых, снижение протекционистских барьеров для свободного товарообмена, что положительно влияет на социально-экономическую ситуацию в странах-членах организации, а также на жизненно-важные интересы граждан, посредством понижения стоимости жизни.

С точки зрения специалистов МЭРТ России снижение торговых барьеров приведет к удешевлению не только готовых импортируемых товаров и услуг на российском рынке, но и позволит отечественной продукции, в производстве которой используются импортные компоненты, быть конкурентноспособной.

Помимо уменьшения стоимости импортной продукции, расширится ассортимент выпускаемых российских товаров и услуг, которые ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование также дешевеют. Таким образом, импортная конкуренция стимулирует эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции. Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, например, с мобильной связью в России. Увеличение экспорта отечественной продукции в свою очередь повышает доходы производителей, налоговые поступления в бюджет.

Проводимая в России политика протекционизма, направленная, прежде всего на поддержку отечественного производителя, как нам представляется, не может решить основных экономических проблем ускоренного развития страны. Напротив, высокие торговые барьеры вызывают в ряде отраслей снижение эффективности производства и качества отечественной продукции. В условиях государственного ограничения импорта происходит неизбежное повышение цен на нее, что негативно отражается на объемах продаж, и в конечном итоге сказывается на благосостоянии населения в целом.[4]

Отмеченная экспертами неэффективность государственного управления на этапе проведения социально-экономических реформ в России ведут к низкой конкурентноспособности, не эффективной производительности труда и снижению темпов экономического роста, что объективно сказывается на уровне жизни абсолютного большинства населения страны. Вместе с тем, тяжелое бремя налогов и таможенных платежей сохраняют для недобросовестных участников ВЭД высокую привлекательность «черных» и «серых» схем ведения теневого бизнеса в России, вынуждая его «бросаться» в стихию контрабанды и недостоверного декларирования.

В свою очередь, как мы установили, в силу этих и иных причин в стране неуклонно растет уровень экономической преступности, а вместе с ней расходы на содержание и численность правоохранительных органов. В тоже время, очевидно, что даже повышение эффективности их деятельности в разы не приведет к разрешению сложившегося в постсоветский период конфликта интересов и социально-экономических противоречий государства и общества.

 Вот почему, в числе положительных факторов нашего будущего членства в ВТО, на наш взгляд, может стать устранение, сдерживающих эффективное развитие национального бизнеса многочисленных правовых и административных препятствий, запретов и ограничений, том числе, искусственно созданных неблагоприятных экономических условий хозяйствования. В числе других факторов, влияющих на положительную динамику развития страны, можно выделить создание адекватной системы таможенного-тарифного и валютного регулирования, таможенного контроля. Принятие управленческих решений, связанных с существенным снижением таможенных ставок на ввоз технологического оборудования и товаров, не производимых на территории России, реформой таможенной системы направленной на упрощение таможенных процедур и создание благоприятных условий для расширения экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. В этой связи повышение открытости экономики России в рамках будущего членства в ВТО можно рассматривать как мощные стимулы к диверсификации структуры экономики и привлечения в нее зарубежных инвестиций.

Вместе с тем, оценивая положительные стороны присоединения России к ВТО, необходимо объективно и всесторонне проанализировать, а при необходимости спрогнозировать возможные негативные последствия для экономики, социальной и правовой сферы страны. На основе научного анализа разработать и предложить обществу систему государственных мер (политических, экономических, социальных, информационных, организационных, правоохранительных и иных) по «безболезненному», по возможности, вхождению России в эту международную организацию и ее максимально мягкой адаптации к возможным негативным последствиям.

Остановимся подробнее на содержании возможных правоохранительных мер, связанных с нейтрализацией и управлением возможными угрозами и рисками экономической безопасности в процессе переходного периода вхождения России в ВТО.

Как нам представляется, в условиях, продолжаюшегося процесса либерализации таможенного дела и рынка околотаможенных услуг, с учетом действия неблагоприятных факторов: открытости государственных границ, высокого уровня преступности, по мнению автора, особую опасность могут представлять поспешные политические решения и уступки, принятые под давлением международных экспертов ВТО об ускоренном выполнении обязательств российской стороной, в том числе по демонтажу и коренному реформированию, сложившихся в России систем организации таможенного контроля и правоохранительной деятельности

В этой связи, нужна концептуально разработанная и согласованная модель поэтапного перехода таможенных органов к новым эффективным формам и методам государственного контроля. По нашему мнению, вектор его развития будет смещаться в направлении создания и развертывания системы т.н. таможенного постаудита, а также управляемого процесса реформирования деятельности таможенных органов.

Представляется, что в прогнозируемых изменениях экономической обстановки, связанной с вступлением России в ВТО, критериями их оценки будет их способность решать следующие приоритетные задачи:

- поддержание на должном уровне и повышение эффективности системы правоохранительных и оперативно-розыскных мер по противодействию контрабанде, иным таможенным преступлениям;

-дальнейшее совершенствование деятельности информационно-аналитических подразделений таможенных органов по добыванию, накоплению, анализу, обобщению и прогнозированию оперативной обстановки. Активное участие в предупреждении угроз и вызовов экономической безопасности страны путем выявления новых криминальных схем и способов совершения контрабанды, недостоверного декларирования, других таможенных преступлений и правонарушений, а также в формировании новых профилей риска и защищенных таможенных технологий;

- создание общенациональной доступной системы надежного и результативного взаимодействия оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов России и зарубежных государств (борьба с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом);

- внесение поправок в Федеральные законы, направленных на предоставление таможенным органам права ведения предварительного следствия по уголовным делам о таможенных преступлениях и др.

Представляется очевидным, что в условиях предстоящего вступления в ВТО таможенная политика России, связанная с отказом от массового использования жестких административных мер, а также мер тарифного и нетарифного регулирования, создания режима таможенного сервиса в формах упрощения таможенных процедур приведет к созданию, требуемых правилами ВТО, благоприятных экономических, правовых и организационных условий для национального и международного бизнеса. Однако указанные меры, по нашему мнению, не могут и не должны проходить в условиях отказа или существенного снижения в ближайшей перспективе уровня государственного таможенного и правоохранительного контроля.

Приведенный в статье анализ тенденций таможенной политики показывает, что в условиях планируемого вступления России в ВТО возникает объективная потребность в научном осмыслении и прогнозе вероятного развития процессов и явлений в сфере экономики и таможенного дела, а также всего комплекса проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности страны.