Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODELING OF STRATEGIC GOAL-SETTING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Slinkova O.K. 1 Skachkov R.A. 1
1 NRU «Belgorod State University»
In the article the relevance of regional governance as an independent subject of the national economy. As an im-portant tool for managing the regional economy are encouraged to use the process of goal setting. Based on the analysis of the known approaches to the interpretation of the concepts of purpose and goal-setting formulated author´s definitions of these terms, applying them to the field of regional -based management systems approach. Outlines the key characteristics of a strategic objective. The source of the strategic objectives of regional devel-opment authors considered strategic intentions and needs. Levels setting and align objectives highlighted in the organizational and target space. Based on the study, the authors propose a model of the strategic goal-setting social and economic development of the region, consisting of five key building blocks: the justification and devel-opment of management strategies goal-setting development in the region, that the objectives for setting levels, the formation of the strategic goals of the region , study and development of the regional development strategy, con-trol.
strategic intentions
strategy
goal-setting
strategic objective
regional economics
region

На сегодняшний момент перед государственным управлением становится задача формирования экономики нового типа. Это связано с признанием региона как единого целостного социально-экономического элемента, роль которого по сравнению с традиционной классической централизованной экономикой существенно возрастает. Следовательно, формируется новая экономика страны – децентрализованная экономика регионов. Эту тенденцию активно демонстрирует мировая практика распространения управленческого и экономического регионализма. В такой ситуации регионам присваивается новая роль, проявляющаяся в становлении его как субъекта стратегического целеполагания и локомотива социально-экономического развития страны.

У. Изард отмечал, что пространственная экономика обязана выявить основные взаимодействия политических, социальных, экономических сил в той мере, в какой они определяют нематериальные ценности общества, процесс определения целей [2]. Соответственно процесс постановки целей развития региона в настоящее время является важным инструментом управления региональным развитием. В свою очередь для эффективной постановки целей необходимо управлять процессом стратегического целеполагания.

Целью данной статьи является формирование модели стратегического целеполагания социально-экономического развития региона.

Превращение региона в реальный субъект федерации означает становление региона как субъекта развития [7], со своим набором функций и целей развития, вытекающим из федеральных приоритетов развития экономики.

Так как регион в новой роли является организационной системой, то его неотъемлемой сущностной характеристикой является цель. Цель – это:

  • некоторый результат, желаемое и достижимое состояние управляемого объекта;
  • ориентир для деятельности;
  • мысленное предвосхищение результата управления;
  • конечное состояние объекта управления;
  • состояние, которое необходимо достичь к какому-то определенному периоду.

В основе стратегического развития региона должна лежать стратегическая цель. Стратегическая цель – это будущее, желаемое состояние региона как субъекта и объекта управления, которое достигается в процессе совершения действий, направленных на изменение текущего состояния в необходимое, то есть желаемое, достигаемое через определенный промежуток времени по намеченному пути достижения [4]. Каждый регион должен соотносить свои цели, возможности факторов производства и на их основе выбирать свой путь достижения поставленных целей.

Стратегическая цель региона характеризуется следующими особенностями:

  • направленностью в будущее и неопределенностью выбора;
  • ориентацией на положение во внешней российской и зарубежной среде;
  • проактивным (упреждающим) поведением всех элементов-целеносителей;
  • взаимосвязью со способом достижения (стратегией) и средствами достижения (тактикой, ресурсами);
  • возможностью альтернатив и изменений [6];
  • пространственной ориентацией;
  • конкретизированным характером, который обуславливается в том числе федеральными целевыми ориентирами.

Как уже было отмечено, регион как субъект управления наделен функцией целеполагания. Стратегическое целеполагание социально-экономического развития региона – это сложный многоуровневый системный процесс, включающий разработку и выбор целей по их содержанию, количественным и качественным характеристикам, а также согласование с целеносителями. Стратегия является инструментом в достижении поставленных перед управляемой системой целей, комплексом мер, которые приведут к желаемому состоянию данной системы, т. е. региона. В свою очередь цели задают ориентиры для разработки стратегии, служат «опорными точками» в реализации стратегии и контроля её исполнения в заданные сроки. Процесс достижения стратегических целей и реализации стратегии носит название целеосуществления.

Современные научные представления позволяют установить, что основой целеполагания являются источники целей и способы их отражения (отображения). Источниками целей служат потребности, интересы, а также намерения [6].

На основе этого можно сделать вывод, что стратегическая цель региона отражает потребность перехода в качественно новое состояние для реализации своих интересов и удовлетворения потребностей. Потребности региона должны основываться на потребностях его заинтересованных сторон (стейкхолдеров) – исходя из этого формулируется стратегическая цель. Однако регион при разработке своих стратегических целей должен опираться и на федеральные приоритеты развития. И здесь часто возникает противоречие. Например, стратегии экономического развития регионов разрабатываются по единой методике, предложенной Министерством экономического развития и торговли РФ, а механизмы и процедуры согласительного процесса во взаимоотношениях федерального центра, федеральных округов и субъектов Федерации в случаях несовпадающих позиций федерального центра и основных разработчиков стратегии отсутствуют [3]. Это означает, что процесс постановки стратегических целей как внутри региона, так и на федеральном уровне, должен осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях:

1. Нисходящее – на федерально-региональном уровне – это формирование типовых целей, задаваемыми федеральными целевыми программами без учета их пространственной привязки; на региональном уровне – это постановка целей для целеисполнителей внутри региона;

2. Восходящее – на региональном уровне – это формирование целей, начиная с учета целей каждого конкретного жителя и ресурсов целеисполнителей; на регионально-федеральном – корректировка типовых целей с учетом особенностей и возможностей региона и их федеральной поддержки.

Рассмотрим стратегические намерения как источник целей. Согласно Г. Хэмелу и К. Прахаладу [5], стратегические намерения описывают позицию лидера, в которой видит себя регион, и одновременно устанавливают четкие и измеримые критерии оценки его продвижения к желаемой цели. Д. Бодди и Р. Пэйтон считают формами выражения стратегических намерений региона миссию, изложение видения перспектив развития, краткое заявление об общей цели [1]. Однако стратегическое намерение, по нашему мнению, это не просто декларация, оно нуждается в соответствующей интеллектуальной и психологической мотивирующей поддержке, которая позволяет достигать верхних этажей иерархии потребностей, открывать новые резервуары творческой энергии для достижения поставленной цели. Другими словами, если традиционный взгляд на стратегию ориентирует нас на соблюдение соответствия между ресурсами и целями, стратегические намерения делают упор на соответствие ресурсов и амбиций региона. Следовательно, стратегические намерения представляются позицией, в которой видит себя регион в будущем с четкими критериями и сроками достижения этой позиции, являются образом потенциальных возможностей для достижения разрабатываемых стратегических целей. Стратегические намерения обычно отражаются в стратегическом видении (конструктивное внутреннее представление о том, чем должен стать регион в конкретно заданной перспективе).

По мнению ряда авторов [см. 1, 5, 7] стратегические намерения покоятся на трех «китах» (рис. 1).

Конкретность стратегического намерения выражается в лаконичной запоминающейся формулировке, которая становится внутренним девизом на определенный промежуток времени. Она должна учитывать объективную рыночную необходимость и апеллировать к субъективным претензиям региона на лидерство.

Рис.1. Слагаемые процесса определения стратегических намерений

Рассматривая преемственность и гибкость стратегических намерений, необходимо отметить, что нельзя часто менять стратегические намерения, если они не реализованы. Стратегические намерения создают преемственность между отдельными краткосрочными акциями, при этом оставляя место для новых подходов к проблеме по мере изменения ситуации.

Амбициозность стратегических намерений заключается в задании цели, достойной того, чтобы отдать все силы для её достижения. Стратегические намерения – это преодоление собственных слабых мест.

Следует отметить, что основной ресурс, к которому обращены стратегические намерения, – это инновационные, креативные резервы региона и каждого конкретного целеносителя.

Говоря о способах отображения целей, можно выделить два крайних состояния – идеальное и реальное отображение целей. Этим двум крайним позициям, которые в терминологии системного анализа называются «идеальные устремления» и «конечный результат», соответствуют некоторые промежуточные состояния целей [7]. То есть, в соответствии с теорией управления, цели должны отвечать определенному ряду критериев, которые формируются в зависимости от применяемых технологий: классическая теория менеджмента, SMART, МИР, BSC (BalancedScorecard), БИХАГ (BigHairyAudaciousGoal) и др. В каждой из этих технологий присутствует критерий измеримости, который является первостепенным при выборе способов отображения целей и который задается в виде набора показателей, индикаторов, позволяющих оценивать степень достижения поставленных целей.

Формирование целей проходит в двух ключевых пространствах – уровнях:

1) организационное пространство, которое характеризуется положением региона в иерархии экономических систем и определяет 4 уровня постановки целей – макро-, мезо-, микро- и нано-уровни. В этом пространстве осуществляется семантическая (смысловая) формулировка целей, происходит согласование между целеносителями с точки зрения подчинения и законодательной организации формируемых целей;

2) целевое (управленческое) пространство, характеризующееся постановкой целей на четырех уровнях, которые служат источниками целей и отражают логику целеполагания: идеалы, стратегические намерения, стратегические цели и задачи. Каждый уровень является стратегической целью или ориентиром для нижестоящего. В этом пространстве осуществляется управленческая формулировка целей, т. е. к смысловой добавляются императив, количественные и временные измерители.

Рис. 2. Модель стратегического целеполагания социально-экономического развития региона

Необходимо отметить, что эти два ключевых пространства должны быть сопоставлены и взаимозависимы. На их основе формируется процесс согласования целей и их доведение до целеисполнителей.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что процесс стратегического целеполагания социально-экономического развития региона проходит через 4 основные этапа, представленные в модели (рис. 2).

В сущности, в каждом из блоков представленной модели должны быть сформированы цели – типичные или специфические, которые можно будет в конечном варианте представить как систему целей, которая в теории управления носит название иерархии целей и представляется в форме дерева целей. Говоря об уровнях постановки целей, необходимо отметить, что на каждом из уровней цели могут подвергаться декомпозиции и строиться в свои системы целей. Т. е. в данном случае речь идет не о вертикальном построении целей, а о горизонтальном.

Таким образом, процесс стратегического целеполагания регионального развития будет способствовать повышению значимости региона для развития страны в целом. Предлагаемая модель дает возможность эффективно управлять процессом стратегического целеполагания региона как субъекта и объекта развития, может быть использована при разработке стратегий и программ развития.

Рецензенты:

Якимчук Светлана Васильевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)», институт экономики НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Калугин Владимир Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)», институт экономики НИУ «БелГУ», г. Белгород.