Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Саксонова Л.П., Лаврова Т.В.

Проблема кадрового потенциала становится более острой для большинства предприятий России. Осознание этого факта подтверждается принятием на государственном уровне программы модернизации российского образования. Модернизация профессионального образования предполагает принципиальное изменение в традиционных подходов к системе подготовки специалистов со средним специальным образованием.

Научно-техническая революция конца XX века обусловила интенсивную интеллектуализацию, т.е. производство квалифицированных и креативных людей, которые в социальной структуре индивидуально развитых сторон представляют интеллектуальный слой. Главным техническим орудием интеллектуального труда стали компьютерные-телекоммуникационные средства, а главным технологическим инструментом - технократическое мышление

Получили значительное развитие традиционные социально-гуманитарные области умственного труда (просвещение, наука, искусство, религия, управление) и появились новые, в том числе посредническо-прикладные, имеющие целью приспособление достижений фундаментальных наук к потребностям практики (информационные технологии дистанционная связь, мультимедиа, дизайн и пр.). Именно последние, в условиях рыночной экономики оказались наиболее привлекательными областями инвестирования капитала, что обусловило быстрое их развитие и, естественно, спрос на квалифицированные кадры. Профессиональные требования к этим кадрам заключались во владении специальными знаниями, умениями и навыками: иностранным языком, информационными технологиями и определенным уровнем креативности, необходимыми для успешного реагирования на непредсказуемые вызовы конкурентной среды. Никаких морально-этических ограничений не существовало. Активно работал технократический принцип: «Цель оправдывает средства», который считался самособой разумеющимся. Требовали деятельности только предприимчивых и энергичных интеллектуалов.

 Сегодня главной целью среднего профессионального образования является создание условий для формирования творчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности

 Конкурентоспособность выпускников учреждений профессионального образования зависит от степени соответствия их профессионально-квалификационных характеристик к требованиям современного производства.

К сожалению, современный специалист этим требованиям не всегда отвечает. Это связанно с тем, что образовательные учреждения обязаны подготавливать специалистов в строгом соответствии с Государственным образовательным стандартом, а новые производства создаются по западным технологиям, которые, зачастую, принципиально отличаются от изучаемых в УПО. Обособленная от инновационных процессов современного производства современная профессиональная российская школа не может обеспечить динамизм в развитии выполнить требования профессионально-квалифицированных характеристик.

В результате молодые специалисты могут приступить к практической работе на предприятии лишь после дополнительного обучения, что вызывает у работодателей вполне объяснимое недовольство. Эти процессы автоматически снижают шансы на получение работы по сравнению со специалистами с более высоким уровнем квалификации, опытом работы по специальности.

По результатам исследования, у учащихся колледжа больше уверенности в возможности трудоустройства после окончания учебного заведения. Среди них только 2,6 % респондентов не уверены в возможности найти работу. В тоже время 22% практически не надеются найти работу по специальности. При этом самооценка шансов получить работу практически не зависит от текущей успеваемости опрошенных, за исключением круглых троечников которые в большинстве своем затруднились оценить возможность своего трудоустройства.

Уверенность в возможности трудоустройства значительно выше у молодых людей, совмещающих работу с учебой. Среди подрабатывающих в свободное от учебы время в 2 раза больше тех, кто оценивает свои шансы как «высокие» на получении работы. Это связано с тем, что многие предприятия начинают отбор претендентов для работы со 2-3 курса, привлекая их вначале для прохождения временной производственной практики, а затем и для постоянной работы. Поэтому в силу этого, большинство молодых людей стараются закрепиться на предприятии, совмещая работу с учебой. Факт подработки не оказывает особого влияния на успешные результаты текущей успеваемости.

Возможно, проблема трудоустройства зависит от пола респондентов. Среди выпускников колледжа юноши в 5 раз выше оценивают свои шансы поступить на работу, чем девушки.

Таким образом, проблема трудоустройства выпускников имеет противоречивый характер. С одной стороны, практически отсутствует возможность закрепления полученных знаний на практике после окончания учебного заведения, что характерно для многих специалистов. Это обстоятельство наносит невосполнимый ущерб профессиональному образованию и развитию производственного потенциала.

С другой стороны, повсеместно ощущается острая нехватка высококвалифицированных рабочих. Парадокс объясняется достаточно просто: сегодня производству требуется не просто молодое поколение. Необходимость реструктуризации предприятий и модернизации производства диктует потребность в новых кадрах, обладающих высоким уровнем квалификации, умеющих анализировать рыночные ситуации, предвидеть тенденции развития рынка отрасли, способных решать проблемные производственные ситуации. Вместе с тем производству требуются молодые кадры, подготовленные с точки зрения рыночного поведения.

По результатам исследования, работодатели предпочитают принимать на работу выпускников техникумов - 74%, и ОУ НПО - 43%. Однако часть руководителей предпочитают готовить кадры на производстве  - 36%.

Опрошенные указывают, что в разной степени на предприятиях существуют потребность в дополнительных навыках у рабочих. По степени важности эти навыки работодатели выделили следующим образом:

В значительной степени на предприятии важно, чтобы рабочий:

1. Владел смежными специальностями  - 66%.

2.  Знал основы экономики - 27%.

3.  Владел компьютером  - 23%.

4.  Знал основы менеджмента  - 22%.

Большая часть опрошенных считает, что на их предприятии эти навыки рабочих не востребованы, или востребованы в незначительной степени.

Анализ полученных данных в ходе опроса 37 экспертов руководителей предприятий различныз форм собственноит позволяет сделаьть следующий вывод:

1.      Уровень квалификации работающих на предприятиях выпускников в основном воответствует уровню отечественного производства. Положительно ответили на этот вопрос 76% опрошенных экспертов.

2.      Эсперты отмечают достаточно высокий уровень теоретической и профессиональной подготовки рабочих кадров. Вместе с тем, отмечается низкий уровень знания инновационных технологий - 47% опрошенных и недостаточное владение смежными специальностями - 41%.

Абсолютно единодушны работодатели в предпочтительности уровней квалификации для своих рабочих. Все 100% опрошенных хотели бы, чтобы их работники имели 5-6 разряды, высокий уровень квалификации. Подавляющее большинство респондентов считают, что современный рабочий должен обязательно иметь полное среднее (общее) образование.

Таким образом, в современных социально - экономических условиях необходимо постоянно повышать свою квалификацию, уметь адаптироваться в новых экономических условиях, уметь профессионально самореализовываться.